Консультация
«Организация краеведческих экскурсий для детей дошкольного возраста»

Колоссальную роль в жизни наших детей играют краеведческие экскурсии. Краеведение — изучение определенного края, местности, её истории, археологии, биологии. Это познавательная для детей любого возраста область. Новые впечатления, новый багаж знаний, новые исследования наталкивают ребёнка на какие-то свои детские умозаключения, которые остаются в памяти надолго.

Экскурсия — посещение достопримечательностей, музеев — помогает закрепить пройденный материал и уже никогда его не забыть, ведь впечатления остаются на всю жизнь. Но прежде чем отправиться на такую экскурсию следует провести подготовительную работу (1 этап): дать ребятам представление о различных объектах— памятниках истории и культуры, зданиях, природных объектах, местах знаменитых событий и т.д. Дети с большим интересом слушают рассказ воспитателя, и с ещё большим нетерпением ждут краеведческую экскурсию. Сама экскурсия — это 2 этап.

Во время экскурсии необходимо удерживать внимание детей, чтобы после её окончания провести беседу (3 этап): это будут детские непосредственные впечатления от экскурсии, какие-то наблюдения. После беседы для закрепления материала (4 этап) с детьми можно заняться творчеством - создавать игры, рисунки, аппликации, лепку, поделки из природного материала, рассказ о путешествии, либо экологическую сказку с картинками. Фантазии нет предела.

Чем старше дети, тем дольше может длиться экскурсия:

средние группы — тематические прогулки в соседний лесопарк «Благодать» в пределах микрорайона;

старшие группы — посещение музеев с выездом в центр города;

подготовительные группы — посещение музеев и памятников природы в других районах города.

Краеведческие экскурсии закладывают основы патриотического воспитания. Дети получают нравственные уроки поведения в социальном обществе. Прямой контакт с достопримечательностями города Сочи формирует в детях личность с собственным мнением, уважение к памятникам истории, археологии, архитектуры, природы. Дети начинают осознавать понятие «уникальности» своего родного края. Ребята, любуясь красотой природы, пополняют лексический запас слов, развивают чувство вкуса, обогащают эмоциональную сферу. У дошкольников расширяется кругозор, развивается воображение, фантазия. Дети придумывают больше творческих игр, которые воплощают в саду и дома.

Творческие работы свидетельствуют о первых ростках любви к малой Родине, о постепенном укреплении нравственно-патриотических основ, таких важных для взросления ребёнка! Краеведческие экскурсии помогают правильно воспитывать детей, и дают надежду на то, что следующие поколения будут бережно относиться не только к своему краю, но и ко всему окружающему миру. Каждый воспитатель в силе привить любовь к родному краю детским сердечкам, и помогут начать это нелегкое дело дидактические игры по краеведению (используйте по аналогии для своего города, края).

 

Дидактические игры по краеведению «Изучаем Сочи»

Изобрази явление природы.

Дидактическая задача: закрепить знания о явлениях природы, характерных для Черноморского побережья (радуга, наводнение, землетрясение, листопад, дождь, снег, туман, гроза, смерч, тягун и др.)

Материалы: картинки с изображением явлений природы.

Ход игры: Ребенок изображает с помощью пантомимы явление природы, остальные — угадывают. После угадывания воспитатель показывает картинку с изображением этого явления. После этого обсуждается когда это явление бывает, как часто, благодаря чему появляется, как долго длится.

 

Родники Кавказа.

Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания о водных объектах побережья (озера, водопады, родники, водоемы, пруды, болота)

Материалы: картинки с изображением водных объектов, мяч.

Ход игры:

Воспитатель бросает мяч поочередно каждому ребенку, а дети говорят название водного объекта. Например, водопад Ореховский.

 

Кавказские тропы.

Дидактическая задача: закрепить умение ориентироваться по карте.

Материалы: карта Большого Сочи, пропуски из цветной бумаги, маленькие магнитики.

Ход игры: Дети вспоминают, что леса, горы — все охраняется Кавказским государственным биосферным заповедником, и чтобы пройти по тропам, надо взять пропуск. Воспитатель выдает «пропуск» и дети показывают свой маршрут похода, отмечая его магнитиками.

 

Как избежать неприятностей на природе.

Дидактическая задача: закрепить правила поведения в лесу, на водоёмах, в горах.

Материалы: картинки с изображением опасных ситуаций на природе.

Ход игры: Воспитатель раздает картинки изображением опасных ситуаций на природе, а дети поочередно объясняют ситуацию, чего нельзя делать, и как надо было поступить.

 

Знакомьтесь, родной край.

Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания о родном крае.

Материалы: фотографии с видами Сочи, знаковыми историческими местами, экскурсионными объектами, достопримечательностями.

Ход игры: Воспитатель показывает фрагмент какой-то известной достопримечательности, а дети должны догадаться, что это, дать название.

Покажи и назови памятники природы.

Дидактическая задача: закрепить знания о природных памятниках, имеющих культурную и историческую ценность (ущелья, пещеры, рощи, водопады и др.).

Материалы: изображения памятников природы, карта с районами Большого Сочи.

Ход игры: Дети выбирают памятники природы из всего многообразия достопримечательностей, и распределяют по 4 районам Большого Сочи (Центральный, Хостинский, Адлерский, Лазаревский).

 

Назови памятники архитектуры.

Дидактическая задача: закрепить знания о памятниках, имеющих культурную и историческую ценность, созданных человеком (памятники писателям, врачам, выдающимся людям, музеи, вокзалы, библиотеки и др.).

Материалы: изображения памятников архитектуры, карта с районами Большого Сочи.

Ход игры: Дети выбирают памятники, созданные человеком, из всего многообразия достопримечательностей, и распределяют по 4 районам Большого Сочи (Центральный, Хостинский, Адлерский, Лазаревский).

 

Красный огонек.

Дидактическая задача: закрепить знания о растениях и животных, занесенных в Красную книгу.

Материалы: Красные книги растений и животных.

Ход игры: Дети выбирают из всего растительного и животного мира Западного Кавказа те растения и животных, которые в опасности, рассказывают о них.

 

Моя улица.

Дидактическая задача: закрепить знания о современных и старых названиях улиц.

Материалы: старые фотографии города Сочи, карта Большого Сочи.

Ход игры: Дети на карте города находят свою улицу и подписывают её название, затем в скобках пишут старое название.

 

Узнай птицу по оперению.

Дидактическая задача: закрепить знания о птицах Черноморского побережья.

Материалы: карточки с изображением разных птиц.

Ход игры: Дети выбирают птиц, обитающих на побережье Чёрного моря, а также птиц, живущих в лесах Западного Кавказа.

 

Литература

1. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. В 3-х частях — М: ЦРИБ «Турист», 1992.

2. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности/Под ред. А.А.Остапца. - М.:АРКТИ, 2004.-176 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа кружка «Подготовка детей к обучению в школе»

Рабочая программа кружка «Подготовка детей к обучению в школе» (Подготовительная группа, 6-7 лет. 1 год обучения) Содержание рабочей программы кружка  “Подготовка к...

Вечер развлечений «Дорожные приключения»

Вечер развлечений «Дорожные приключения» (Подготовительная группа) Ведущий: Ребята, мы живем в красивом городе с широкими улицами и проспектами. По этим улицам каждый...

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по познавательно-речевому развитию для детей с…

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия по познавательно-речевому развитию для детей с задержкой психического развития «Уроки безопасности» Цель: формирование знаний о правилах безопасности в...

Читайте также

«Маленькие Логики» - блоки Дьенеша для малышей

«Маленькие Логики» - блоки Дьенеша для малышей Ребёнок познаёт окружающий предметный мир, выявляет свойства предметов – цвет, форму, размер, и вот...

Сценарий выпускного утренника

Сценарий выпускного утренника 1 вед: Добрый день, дорогие наши родители и гости! Мы с нетерпением ждали этой встречи! Сегодня вас ждет...

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего…

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста Тема: «Мои любимые игрушки»