Сайт для воспитателей детских садов



Тема: «Обогащение и активизация словаря»
Раздел «Коммуникация» (Развитие речи)

Развитие речи, обучение родному языку – составная часть всестороннего развития дошкольника. Овладение речью и дальнейшее её формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребёнка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Установлено, что дети, имеющие нарушения в умственном развитии, как правило, отстают и в речевом развитии. В зависимости от степени умственной отсталости нарушение речи может выражаться в неправильном произношении звуков, в недоразвитии фонетического восприятия, в бедности словарного запаса, в нарушениях грамматического и синтаксического оформления речи. Дети, физически ослабленные, часто болеющие, также нередко отстают в речевом развитии. Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития.

На протяжении многолетней педагогической работы заметила, что дети одного возраста имеют различный уровень речевого развития по множеству показателям: словарному запасу, выразительности речи, по инициативности вступления в речевые контакты, по умению найти     необходимые слова, по употреблению многозначных слов, по использованию точных лексических средств родного языка.

Исходя из выше сказанного, наметила задачи словарной работы:

1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.

2. Освоение ребёнком социально закрепленного содержания слов:

а) овладение детьми значения слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностей ;

б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.

3. Активизация словаря, т.е. не только знание слов, но и введения их в практику общения.

4. Самостоятельно строить связное высказывание.

В дальнейшем встал вопрос, каким образом лучше, понятней, интересней проводить работу с детьми.

Привлекая детей и родителей, стала пополнять и расширять развивающую среду:

- это художественная литература: стихи, сказки, потешки, загадки, скороговорки;

- дидактические игры, игрушки, настольно-печатные игры;

- иллюстрации: предметные и сюжетные картины.

Всё это привлекло внимание детей.

На занятиях по познавательному развитию в утренние и вечерние часы, на прогулках проводила различные игры и упражнения по формированию у детей умения использовать в речи обобщающие слова, слова, определяющие качества и свойства предметов, многозначные слова и т.д.

Сшила яркий полотняный мешочек, затягивающийся шнурком. Так и назвали «Чудесный мешочек».

Подобрала для него предметы: материалы (металл, пластмасса, стекло, фарфор и т.д.), инструменты (молоток, ножовка, топор, отвертка и т.д.), посуда, овощи, фрукты, дикие и домашние животные и т.д.

Далее занятия стала усложнять: вычленять по тем или иным признакам из состава понятий подгруппы

(Ткани: шерстяные и шелковые; посуда: кухонная и чайная или металлическая и стеклянная; транспорт: водный, наземный, воздушный или грузовой и пассажирский; инструменты: металлические и деревянные или садовые, столярные, портновские и т.д.).

Для поддержания интереса использовала игры: «Назови три предмета», «Нужно – не нужно», «Что здесь лишнее?», «Угадай, что где растет?» (в поле, в лесу, в парке, на лугу, в саду, в огороде).

При одевании на прогулку спрашивала детей: «Что можно надевать на голову?» Ответы детей: шапку, платок, косынку, панаму, фуражку, ушанку, шляпу. Веночек, повязку, пилотку, кепку. Таким образом, подводила детей к понятию, что это – головные уборы. Игра становилась интересней, когда я наравне с ребёнком по очереди описывала находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа: «Что бывает легким?» (Тяжелым, узким, широким, длинным, круглым, квадратным и т.д.).

При проведении игр по ознакомлению детей с качествами и свойствами предметов учитывала ряд положений:

1. Для вычленения качеств и свойств предметов, тщательно проводила сенсорное обследование.

2. Для обследования предмета использовала точные указания.

3. Наглядный материал предоставляла каждому ребёнку для активных обследовательских действий, чтобы обеспечить освоение слов, обозначающих качества и свойства предметов на основе их выделения и восприятия.

4. Вычленяла каждое качество и свойство с помощью сравнения его с противоположным. Например, такое качество, как твёрдый, давала в сопоставлении с мягким и т.п.

5. Усвоение качества и свойства предметов включала в результативную, содержательную деятельность.

6. Подбирала наглядный материал таким образом, чтобы вычленяемые качества были ярко     представлены, а отвлекающих качеств (яркая окраска, наличие двигающихся частей, игровая занимательность и т.п.) было бы как можно меньше.

Усложняла задания путем увеличения набора выделяемых качеств и свойств. Наиболее разнообразный набор качеств и свойств имеет место при ознакомлении детей с различными материалами. Например, «Знакомство детей с качествами и свойствами различных видов бумаги». Закрепляла способы обследования и обогащала словарь: шершавая, шероховатая, не очень гладкая; легко мнется, мягкая, не очень мягкая; не мнется, жесткая, твердая, потверже; толстая, сразу сомнешь.

Дала бумагу детям для подклейки книг (гофрированная, салфеточная, оберточная и плотная полуватманская). Дети выбирали бумагу и подклеивали книги, но не сразу получалось у некоторых детей. Неудача одних и удача других послужила отправным пунктом для анализа разных сортов бумаги. Сравнивая работы детей, ставила задачу: «Как узнать, какую бумагу выбрать лучше? Потрогайте её и скажите: «Толстая или тонкая?»

Дети: «Не очень толстая средняя»

- Найдите бумагу, которая тоньше этой.

Дети находят и сравнивают. Далее спросила: «Кто из детей подклеивал книги тонкой бумагой и что получилось?»

Ответы детей: «разорвалась», «разлезлась» и так продолжали сравнение бумаги.

В результате дети взяли нужную бумагу и подклеили книги. Задание выполнили безошибочно. Данное содержание закрепляла в разных формах работы при отборе бумаги для лодочек (чья лодочка будет дольше плавать?), для вертушек и ленточек, коробочек для посева семян, елочных украшений (фонариков, бус и т.п.).

Таким образом, занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов позволили ввести в речь детей достаточно широкий и разнообразный запас слов, включающий различные части речи: существительные (названия предметов и их частей), глаголы (названия действий с предметами обследовательских действий), прилагательные (название качеств).

В своей работе использовала и загадки. Начинала работу с рассматривания предметов. Предметы выставляла на стол и загадывала загадки:

Ивашка, красная рубашка,

Где носом поведёт,

Там след кладет. Что это?

А как вы догадались, что это карандаш? Дети повторяли понравившуюся загадку и называли другие, старые, уже без наглядности.

В этих играх предметы, которые описывали, представлены наглядно для всех. Следующие задания брала уже с усложнением. В такой игре, как «Почтальон принёс посылку», ребёнок получал свой предмет и описывал его, не показывая и не называя его. Предмет показывался всем лишь после отгадки.

Продолжала задания по отгадыванию загадок усложнять. Подбирала предметы, одинаковые или близкие по внешнему виду, различались они только некоторыми особенностями, деталями: например, грузовые машины различались формой, цветом, некоторыми частями; куклы – одеждой; мячи – расцветкой и величиной. Всё это требовало умения увидеть характерные детали, особенности данного предмета в сравнении с другими, точно обозначить их словом при описании.

Со временем стала давать задания описывать предмет через сопоставление с другим, что способствовало введению в речь детей образных выражений. Описывая куклу при покупке в магазине, дети использовали сравнения: «глаза у моей куклы, как васильки, платье, как трава». Такие описания по сути приближается к загадке, воспитывает у ребёнка вкус к яркой, образной речи, способствует умению пользоваться своим запасом слов.

Во время прогулок предлагала детям загадывать и отгадывать загадки. Так после отгадывания загадки «Белой скатертью всё поле покрыто» спрашивала детей: «Как говориться в загадке про снег? На что он похож? Как ещё можно сказать про снег?» Имея опыт наблюдения, и используя знакомые образные выражения, они отвечали, что он похож на ковёр, на белую скатерть, на пласт ваты и т.п.

Чтобы показать, что ответы детей удачные и выразительные, предлагала новые загадки про снег:

Одеяло бело, не руками сделано

Не ткалось, не кроилось,

С неба на землю свалилось.

Всегда спрашивала: «Понравилась ли загадка и почему? Что в ней интересного? Что трудно и непонятно? Что плохо запоминается?»

До тех пор говорила о тех сторонах словарной работы, которые связаны с познавательным развитием ребёнка и которые осуществляла в процессе ознакомления детей с предметами и явлениями окружающего мира, с их свойствами и качествами. Раскрытие смыслового богатства многозначных слов способствует расширению словаря, не увеличивая его количественно, а за счет понимания других значений уже известных слов. Раскрыть перед детьми многозначного слова помогают синонимические и антонимические сопоставления. Для того чтобы то или иное значение слова было понятно, употребляла его в сочетании с другими словами в составе определенной синтаксической конструкции предложения или словосочетания.

Рассмотрим пример с прилагательным свежий в сочетании с существительным.

Многозначность                                   Синоним                                     Антоним

свежий вечер                                       прохладный                                 теплый

свежий воздух                                       чистый                                         спертый

свежий воротник                                   чистый                                         грязный  

свежий журнал                                      новый                                           старый

свежий хлеб                                           мягкий                                         черствый

С помощью загадок-стихотворений знакомила детей с многозначностью слов:

Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я.

Бывают на сосне и ёлке

А называются………… ( иголки)

Знакомство с новым значением уже известного слова поражает детей больше, чем знакомство с новым словом.

Ещё пример со словом ручка: звучали в основном такие ответы, как «ручкой пишут», но были и другие ответы: «есть ручка у двери», «ручка у стола», «ручка у ребёнка».

Много использовала в работе с детьми глаголов с многозначным значением: идёт (снег, поезд, человек….) ; бежит (собака, ручей….).

Эти примеры свидетельствуют о том, что в работе над смысловой стороной многозначного слова необходимо одновременное использование синонимов и антонимов. Используя многозначные слова в сочетании с разными синонимами и антонимами, вела детей к различению и уточнению понимания разных значений слова.

На занятиях также обращала внимание детей на то, как неинтересно слушать, когда повторяется одно и то же слово и предложила его заменить. Начала работу с подбора синонимов «Весна идёт. Как можно сказать по-другому?» Подбирая слова, близкие по смыслу (наступает, движется, шагает), дети пришли к выводу, что одно и то же слово «идёт» в предложенных словосочетаниях имеет разное значение.

Постепенно задания усложняла: от подбора отдельных слов переходила к составлению предложений. Составление предложений с заданными словами представляло определенную трудность для ребёнка: он должен удержать в памяти предложенные слова и суметь их соединить правильно по смыслу, по законам грамматики. Однако такие упражнения необходимы. Ведь показателем того, что слово понимается и действительно вошло в активный словарь, является умение правильно его употреблять. Составление предложений со словами синонимического ряда затрудняло ребёнка ещё и потому, что он плохо ориентируется в их смысловых оттенках. Такие упражнения способствовали тому, что дети учились избегать в речи повторения одних и тех же слов. Дети чаще употребляли такие слова, как большой, маленький и гораздо реже синонимические слова: огромный, громадный, малюсенький, крошечный. Эти слова дети знали, но была не выработана привычка употреблять их, поэтому встала задача перевести слова из пассивного словаря в активный. Начала работу с того, что стала детям предлагать различные речевые ситуации: например, «Пошли два медвежонка гулять и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка пчела ужалила, и пошел он к маме грустный». Как ещё можно про него сказать? Какой он был? (Печальный, невеселый, грустный, скучный, унылый и др.). А если он был таким, то он не просто пошел, а….? (Поплелся, потащился, побрёл и др.). Какое слово противоположно слову грустный? (Весёлый). Второй медвежонок был весёлый. Как ещё можно про него сказать? Какой он? (Радостный, довольный, шустрый, жизнерадостный). А раз он был таким, то он не просто шёл к маме, а….? (Скакал, бежал, прыгал, несся, мчался и др.).

Давала задания и по прочтении литературного произведения. Например, прочитала сказку «Лиса и козёл». Наряду с вопросами по содержанию произведения, спрашивала: «Какой лиса показана в сказке? Почему вы думаете, что она хитрая? Какой ещё изображена лиса?» Ответы детей: рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, быстрая, шустрая. Это не вообще характеристика лисы, а именно той лисы, которая показана в сказке. Она умная и хитрая (потому что сумела заманить козла в колодец) ; рыжая, красивая, яркая (поэтому козёл и не подумал, что она может обмануть ); быстрая, шустрая, ловкая ( она быстро вспрыгнула козлу на спину и выскочила из колодца).

Продолжала работу по активизации словаря детей во время наблюдений на прогулках. Наблюдая за погодой, говорила, что дует резкий ветер, а тучи над головой серые, тёмные. Задавала следующие вопросы: «Какие бывают тучи? А какие они осенью, весной? Какой ветер бывает осенью, весной? Какие деревья осенью? Какой снег? Какое яблоко?»

Во время прогулок, экскурсий, игр, наблюдений учила детей находить нужное слово для обозначения того, что они видят, чувствуют. Предлагала подставить солнышку руки, лицо, а затем спрашивала: «Какое сегодня солнышко? (Хорошее, ласковое, доброе, приятное, приветливое, весёлое и др.)».

Старалась побуждать детей находить свои собственные слова и выражения для обозначения увиденного, спрашивала: «На что это похоже? С чем можно сравнить? Какими ещё словами можно сказать об этом?»

Зимой, наблюдая пушистые сугробы, читала детям отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,-

Прозрачный лес один чернеет……

А затем предлагала им найти свои слова о снеге, о зиме. Дети называли снег белым, пушистым, сыпучим, блестящим, хрупким, рассыпчатым; сравнивали его с ватой. О зиме говорили, что она волшебница, холодная, радостная, долгожданная, вьюжная, морозная. После ответов детей прочитала ещё один отрывок про зиму, чтобы показать, какими ещё словами можно характеризовать это время года:

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов

Подобные речевые упражнения ставили ребёнка в условия поиска точных слов как прилагательных, так и глаголов, а также учила умению сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства.

Среди многообразных видов работы над словом использовала такую форму, как сравнение слов, противоположных по значению. Работа над антонимами полезна тем, что приучала детей к сопоставлению предметов и явлений по различным признакам (временным и пространственным отношениям, по величине, вкусу и т.п.). Кроме того она способствовала активизации таких частей речи, как глаголы и прилагательные, которыми бедна речь дошкольников.

Исходя из этого, в занятия по развитию речи включала лексические упражнения, а также в играх и на прогулках.

Начала работу с подбора антонимов к изолированным прилагательным, наречиям.

           Толстый                                  вверх                                       поднимать

           Светлый                                направо                                     строить

           Быстрый                                 много                                       спешить

           Глубокий                                 быстро                                     смеяться

           Длинный                                громко                                     говорить  

Затем задания усложняла, подбирали слова-антонимы к словосочетаниям:

Свежая газета (старая)

Свежий хлеб (черствый)

Свежая рубашка (грязная)

Продолжала работу над сравнением слов после прочтения рассказов. Например, «Первая рыбка» Е. Пермяка. Детям задавала следующие     вопросы: «В рассказе сказано «Крохотный ершишка» Как можно сказать по-другому? (Маленький, малюсенький). К слову маленький. Какое слово будет противоположным по смыслу? (Большой). Какими словами в рассказе сказано про «ершище»? (Большущий). Как можно сказать по-другому? (Огромный, громадный). Использовала в своей работе произведение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Продолжая формировать умение детей использовать слова-антонимы в речи, стала предлагать детям составлять рассказы из личного опыта.

Рассказ Сережи Л.: «Мама принесла из магазина большую кастрюлю. Она была глубокая, а тарелки она купила мелкие. Кастрюли были: одна маленькая, а другая большая. Мама поставила её на газ, сварила щи, налила в тарелочки. Позвала папу и брата, и они стали кушать».

Из такого текста видно, что дети научились использовать сравнения, синонимы и антонимы.

Специальная работа над смысловой стороной слова помогает обогащению речи детей образными словами и выражениями.

Для повышения эффективности усвоения детьми понимания и употребления слова, стала приобщать родителей. С этой целью провела дни открытых дверей. Каждый родитель мог присутствовать на любом занятии или прогулке.

Предложила родителям вслушаться в речь своих детей и записать рассказ своего ребёнка. Показала родителям некоторые игры, упражнения по развитию речи. За месяц до родительского собрания вывесила тему: «Богатство русского языка». Рассказала родителям о роли семьи в жизни ребёнка, о важности развития речи ребёнка. Подвела к тому, что в повседневном общении с ребёнком обогащается его словарь. Ненавязчиво, без принуждения можно многому научить.

Родители зачитали рассказ своих детей и все сошлись во мнении, что развивать речь детей необходимо, но как?

Предложила родителям завести альбом, куда записывали бы рассказы своих детей. К этим рассказам посоветовала сделать совместные рисунки. Приятно показать свои сочинения друзьям, знакомым семьи или перечитать спустя много лет.

Вместе с родителями определили темы и время практических семинаров.

«Правильно ли говорит ваш ребёнок»

«Играем вместе с детьми»

«Загадка в жизни ребёнка»

«Ребёнок и книга»

На семинарах родители выступали в качестве детей и взрослых, менялись ролями, приобретали умения, знания для общения со своими детьми.

Прекрасным средством обогащения словаря детей оказываются игры. Предложила игры: «Кто больше назовет?», «Кто больше скажет о предмете?», «Что из чего сделано?» (Их можно придумывать вместе с детьми). Требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки (небо синее, голубое, темно-синее, черное). Предложила родителям наравне с ребенком по очереди описывать находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа: «Что бывает легким?» (Тяжелым, узким, широким, длинным, круглым и т.п.).

Наградой за проделанную работу стали совместные вечера-праздники в детском саду (родители-дети). Надолго запомнился праздник детям и взрослым «Мама, папа и я – дружная семья», на котором родители читали стихи, играли вместе с детьми, а закончили праздник совместным чаепитием.

Привлекала к работе с детьми и старшее поколение. Как же дети радовались, когда приходила в группу добрая, ласковая, нарядная бабушка-загадушка и приносила для детей сюрпризы-загадки.

Дети начали по-новому воспринимать родителей, как союзников, которые стараются понять чувства ребёнка.

Углубленная словарная работа сформировала у детей умение отбирать слова, употреблять в речи те, какие наиболее точно соответствуют контексту, развивают произвольность речи, умение сознательно выбирать уместные для данного высказывания языковые средства.

 

Литература

1. «Родное слово» К.Д.Ушинский.собр. соч. т. 2

2. «Развитие речи детей дошкольного возраста» под редакцией Ф.А. Сохина. Москва «Просвещение».

3. «Развитие речи детей» Е. И. Тихеева. Москва «Просвещение».

4. «Методика развития речи» А.М. Бородич.

5. «Правильно ли говорит ваш ребёнок» А.И. Максаков. Москва «Просвещение».

6. «Работа над смысловой стороной слова» Е. М. Струнина.

7. «Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду».

8. «Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет». Москва «Просвещение».

0 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность




Вход на сайт


Комментарии

  • Ernestina
    You really make it seem so easy with your presentation however I in finding this matter to be really ...

    Подробнее...

     
  • Елена
    Спасибо за конспект, что-то взяла для себя.

    Подробнее...

     
  • Archie
    Amazing! Its actually remarkable post, I have got much clear idea on the topic of from this article.Here ...

    Подробнее...

     
  • Валентина
    Классно!!! То, что нужно! Толково и понятно! Молодец!

    Подробнее...

     
  • Оксана
    Довольно интересно и познавательно, буду применять.

    Подробнее...

Добавить статью на сайт