«Развитие восприятия и эмоциональной отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст – это такой возраст, который включает в себя большие возможности по развитию у детей восприятия и представления. Интерес к окружающему миру у детей двух-трех лет достаточно велик. Ребенка привлекают разнообразные звуки и краски природы. Малыши очень любят различные игрушки, а также книжки с картинками, однако всё это они могут воспринять только лишь с помощью взрослых.

По словам И.Ф. Смольяникова, чтобы открыть детям глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателя в детском саду и родителей дома. Если любовь к природе и восторг перед ее красотой не придут к человеку в детстве, то они, как правило, не приходят потом вовсе. Поэтому не только от воспитателей, но и от родителей зависит, как будет развиваться восприятие ребенка. И они вместе должны сделать все возможное, чтобы малыш увидел, как прекрасен окружающий мир и полюбил его.

Каждый воспитатель при желании, а также соответствующем умении, может вызвать у детей эмоциональный отклик на каждое состояние погоды. Вместе с ним дети могут радоваться как солнцу, снегу, дождю, так и многим другим явлениям. Малыши «ловят» солнечных зайчиков и «собирают» капельки дождя. Восприятие ребенком окружающего мира должно протекать целостно. Красота сама собой влияет на душу, – как замечал Сухомлинский В.А. – и не требует разъяснения.

Тем не менее, работа по развитию восприятия у ребенка не должна ограничиваться только лишь его знакомством с явлениями природы. Стоит отметить, что большие возможности заключают в себе игрушки, которые постоянно окружают детей в этом возрасте.

Главное, что должно присутствовать в работе воспитателя с детьми, – это умение самому удивляться, радоваться и восхищаться. Ведь именно эмоциональный отклик взрослого («Как же красиво!») помогает вывести сознание ребенка за пределы обыденности и помочь ему включиться в эстетическое отношение к миру.

Особое место в развитии восприятия у детей занимает знакомство с книжной иллюстрацией. Довольно часто случается, что картинки в книгах являются первыми произведениями изобразительного искусства, с которыми знакомится ребенок. Как же знакомить детей с иллюстрациями? Следует помнить, что книжная иллюстрация – это тоже произведение изобразительного искусства. Сначала нужно постараться вызвать у детей эмоциональный отклик на рисунок художника, а затем обязательно прислушаться к реакции на него. Если иллюстрация не заинтересовала детей или же малыши не поняли ее содержания, то взрослые должны прийти им на помощь. Если дети увлекутся рисунком, это будет заметно по их реакции: они не позволят вам перевернуть страницу, им будет интересно разглядывать ее.

Рассматривая с детьми определенную иллюстрацию, нужно обязательно поинтересоваться, кто из персонажей понравился им больше всего. Не следует стремиться к тому, чтобы самые маленькие дети давали именно словесный ответ, ведь ребенок может выразить свое отношение не только словом, но и жестом, мимикой.

Следует знать, что заинтересовать ребенка книжной графикой и способствовать более естественному развитию восприятия им окружающего мира, можно лишь в том случае, если систематически рассматривать с ним рисунки, выполненные разными художниками к различным произведениям.

 

Литература

1. Смольяников И.Ф. Природа в эстетическом воспитании. – М., 1984

2. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М. 1973



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе. Звуковая культура…

Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ Задачи. Упражнять детей в умении...

НОД заучивание стихотворения С. Есенина «Береза»

НОД заучивание стихотворения С. Есенина «Береза» Цели: познакомить детей со стихотворением С. Есенина; раскрыть авторское отношение к природе, воспитывать чувство прекрасного...

Тематическое мероприятие, посвященное дню рождения ХМАО-Югра для старших групп «Мой…

Тематическое мероприятие, посвященное дню рождения ХМАО-Югра для старших групп «Мой край родной» Дети заходят в музыкальный зал под песню «Край наш...

Читайте также

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Дидактическая игра «Кто чем питается?» Для детей 4 -5 лет Аннотация: Дидактическая игра «Кто чем питается?» предназначена для детей 4-5 лет. Игра направлена...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Спасение принцессы» Цель: закрепить знания правил безопасного поведения в природе. Задачи: Образовательные: -...

Детско-родительский проект «Семья вместе, так и душа на месте»

Детско-родительский проект «Семья вместе, так и душа на месте» Паспорт проекта. Тип проекта: комплексный.Продолжительность проекта: учебный год.Участники проекта: педагоги, воспитатели, дети старшей...