«Технология разработки рационального двигательного режима детей в ДОУ»

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие. Формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Современные городские дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Этому способствуют определенные факторы: перенасыщенное пространство групп в детском саду и квартир, сокращением игровых площадок, большое количество транспорта, преобладанием статичного время препровождения, здоровье человека здоровье человека. Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.

Полноценное физическое развитие детей, укрепление здоровья и совершенствование функций организма являются неотъемлемой частью педагогической работы в нашем детском саду. Усилия работников МБДОУ направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.

В нашем детском саду разработан двигательный режим: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения на свежем воздухе, гимнастика после дневного сна, физкультурные досуги и праздники, игры-хороводы, игровые упражнения, спортивные эстафеты, соревнования, недели здоровья, дни здоровья в зависимости от годового плана, игры средней подвижности, игровые упражнения в группах.    

Утренняя гимнастика даёт заряд бодрости на весь день. Спецификой гимнастики в детском саду является обучение детей правильным движениям. В процессе обучения движениям у детей совершаются умения ориентироваться в пространстве и выполнять движения четко и точно, в заданном воспитателем темпе, ритме и направлении, вырабатывается согласованность движений каждого ребенка с действиями всего коллектива. Таким образом, обогащается двигательный опыт детей.

Основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств являются непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, которые проводятся по расписанию во всех возрастных группах. В каждом возрастном периоде непосредственно образовательная деятельность по физической культуре имеет разную направленность:

• маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;

• в среднем возрасте – развить физические качества (прежде всего, выносливость и силу);

• в старших группах – сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность и т.д.

Поэтому используются разнообразные варианты проведения физкультурных занятий:

• занятия по традиционной схеме (вводно-подготовительная часть, общие развивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры);

• занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;

• занятия-тренировки в основных видах движений;

• занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет выявляют победителей;

• занятия-зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы по выполнению основных движений на время, скорость, расстояние.

Большое влияние на желание детей подвигаться оказывают подвижные игры. Подвижные игры являются средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния. Подвижные игры в детском саду проводятся с учетом возрастных особенностей детей, с учетом сезонности.

Двигательные нагрузки в виде физкультминуток и динамических перемен снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Упражнения игрового характера оказывают благоприятное влияние на организм детей: на общей тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности центральной нервной системы, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

Физкультминутки проводятся с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия. Не все занятия требуют проведения физкультминутки, а лишь те из них, которые связаны с ограничением подвижности и активным сосредоточенным вниманием детей. В подборе упражнений для физкультминуток необходимо руководствоваться следующим: упражнения должны быть знакомы детям и просты по исполнению; они в основном должны охватывать крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника, ходьбой на месте, подскоками, приседанием в быстром темпе. Иногда это могут быть и упражнения для более мелких групп мышц: кистей рук, шеи, лица, глаз и т. д.

Здоровье человека во многом зависит от правильного дыхания. Для того чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески их развивать. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабы, поэтому необходимы специальные дыхательные упражнения.

Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний. Цель комплексов массажа и дыхательных упражнений заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за своё здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.

Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Для участие в различных мероприятиях, проводимых в детском саду, привлекаются родители. Эта форма взаимодействия является эффективной для взаимопонимания и воспитания здорового ребенка. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной двигательной деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

С целью укрепления здоровья, привития здорового образа жизни и интереса к спортивным играм в детском саду проводятся соревнования-эстафеты, спортивные праздники и досуги, игры на свежем воздухе. При правильно организованном режиме смены различных видов деятельности и отдыха в течение года у детей отмечаются благоприятные сдвиги в показателях физического развития, двигательной подготовленности. Организация различных физических упражнений и игр на воздухе оказывает положительное влияние на весь организм ребенка. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию на воздухе у детей возникают положительные эмоции, больше поглощается кислорода, увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности организма.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей, очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.
Оборудован физкультурный зал с разнообразным физкультурным пособием, которое повышает интерес к физической культуре, развивает жизненно-важные качества, увеличивает эффективность занятий.

Для совершенствования навыков, полученных на занятиях по физкультуре, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно детям. Основные компоненты здорового начала - покой и движение - должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным, на наш взгляд, было создание в группах уголков здоровья, уголков уединения. Здесь дети могут «позвонить» маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Для решения этой проблемы в детском саду имеются уголки психологической разгрузки, где психолог проводит с детьми различные релаксационные, тренинговые занятия, помогая дошкольникам научиться управлять своими эмоциями. Игро-тренинги и игротерапия - время строго не фиксировано, в зависимости от задач поставленных педагогом, может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Для проведения профилактических мероприятий в дошкольном учреждении имеется медицинский кабинет со специальным оборудованием.  

Таким образом, на базе детского сада созданы все условия для полноценного развития двигательной активности и оздоровления детей. Создана необходимая макро и микросреда. В детском саду функционируют: спортивный зал, физкультурные площадки на участке детского сада для разных возрастных групп, музыкальный зал. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, в каждой группе, оборудованы физкультурные уголки, где есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной ДА. Это и атрибуты для подвижных игр, и физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудование для индивидуальной профилактической работы, коррекционной работы с детьми. В «уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

 

Список литературы

1. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - 3.е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1986 г. «Методические рекомендации к подвижным играм и физическим упражнениям на прогулке», стр. 35, 79, 127, 194, 257.

2. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. - М.: Мозайка - Синтез, 2000г., стр. 10. «Характеристика двигательной активности старших дошкольников».

3. Тарасова Т.А., канд. пед, наук, заведующий кафедрой здоровьесбережения ЧГПК №2 г. Челябинск. Журнал «Управление Дошкольным образовательным учреждением» № 2,2005г. «Из опыта экспертизы направления «Физическое развитие и здоровье детей» в дошкольном учреждении», стр. 32.

4 Хабарова Т.В. Журнал «Дошкольная педагогика» № 3, 2010г.

«Модель двигательного режима, способствующего развитию двигательных способностей детей 5-7 лет в условиях ДОУ», стр. 30.

5. Яриго Л.А. Журнал «Дошкольная педагогика» № 4, 2010г. «Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста», стр. 32.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проектная деятельность в развитии коммуникативных функций речи дошкольников

Проектная деятельность в развитии коммуникативных функций речи дошкольников Тип проекта: познавательно-информационный, творческий. Вид проекта: групповой, краткосрочный. Проблема: Чтение перестало удовлетворять потребность детей в воображении...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам…

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Березка» 1. Пояснительная записка В настоящее время в нашем...

Проект «Всё про то, где я живу» для детей старшего…

Проект «Всё про то, где я живу» для детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение...

Читайте также

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа)

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа) Вид проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность: краткосрочный. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, музыкальный руководитель...

Сообщение из опыта работы «Методы и приёмы экологического воспитания с…

Сообщение из опыта работы «Методы и приёмы экологического воспитания с детьми младшей группы» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей...

Конспект занятия для подготовительной группы «День знаний»

Конспект занятия для подготовительной группы «День знаний» Цель: развитие познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Программное содержание: 1...