Консультация для воспитателей
«Разговорный этикет – показатель нравственности»
План выступления:
- Актуальность проблемы и причины её возникновения.
- Методы и приёмы, применяемые в д/с при воспитании нравственных качеств.
- Решение проблемы на занятиях татарского и русского языка.
- Работа с родителями.
- Актуальность проблемы:
В наше время особую актуальность приобретает нравственное воспитание личности; воспитываются такие качества, как доброжелательность, тактичность, самоконтроль …и.т.д. Эти качества необходимы для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе по законам нравственности. Однако, наибольшие трудности возникают при решении вопросов этического порядка. Особенно сложно заниматься нравственным воспитанием в условиях, когда страна находится в экономическом, политическом, духовном кризисе. Россия вот уже более 10 лет пребывает в состоянии поиска для себя пути развития. В связи с этим усложняется процесс нравственного воспитания детей в семье, в д/саду. Ребенок, постоянно видя на экранах телевизора насилие, может расценить это как нормальное явление; слыша нецензурную брань, принять это за образец подражания и т.д. Страдает речевой этикет детей.
Большую роль отводил нравственному воспитанию и выдающейся швейцарский педагог – демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.
Слова великого сына нашего города Ризаддина Фахретдина можно бесспорно написать золотыми буквами на обложках всех книг по воспитанию: «Полученное в детстве воспитание, позже не смогу изменить народы всего мира».
2. Методы нравственного воспитания - это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.
а) Все время нужно изучить личность ребенка. К.Д.Ушинский: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях» - т.е., другими словами, это
Диагностика.
Что необходимо знать о ребенке?
- Есть ли у него друзья и кто его лучший друг?
- В общении он любит командовать или подчиняться?
- Готов ли он прийти на помощь?
- Делиться ли игрушками?
и.т.д.
б) Пожалуй, до самого подросткового возраста ребенка формируют взрослые. Рычаг для этого один - авторитет. Все взрослые в семье и в д/саду должны помнить, что в присутствии ребенка они постоянно играют роль для одного или нескольких зрителей - детей. Воспитатель не являться образцом культуры при общении с детьми на занятиях.
в) Образование – система насыщения мозга ребенка сведениями. Это самый мощный инструмент для воспитания, формирования личности.
Речь – главный канал связи в этом инструменте. Поэтому нужно научить ребенка понимать слова и фразы, а потом и говорить. Ни в коем случае нельзя упускать время, ибо дошкольный возраст решает судьбу ребенка.
г) Воспитывают слова плюс ситуации, возбуждающие приятные или неприятные чувства. Конечно, для этого недостаточно показывать картинки. Самые сильные и запоминающиеся чувства те, которые испытываются в процессе собственной деятельности.
д) Необходимо детское общество. Там ребёнок проходит школу отношений самоутверждения, соревнования.
е) Дети должны играть. Игра – один из главных полигонов воспитания и обучения. Например, в сюжетно – ролевых играх обращать внимание на нравственную сторону взаимоотношений людей. В подвижных играх – коллективизм.
ж) Труд для коллектива или семьи. Важно создать впечатление, что результат его труда нужен и ценен, а не просто работа создаётся «для воспитания».
з) Атмосфера отношений в семье. Трудности, конфликты, раздражение, которые периодически возникают во всякой семье необходимо скрывать.
3. Решение проблемы на занятиях татарского и русского языка.
Занятия проводятся:
- с опорой на народную педагогику;
- на разработки В.С.Казыханова, О.С.Ушаковой, Д.Ш.Гильманова.
а) Работа над словом.
Свободное владение словом, понимания его значения, точность словоупотребления:
- ознакомление детей с многозначностью слов, с синонимическими и антонимическими отношениями между ними;
- формирование умения точно использовать лексические средства родного языка;
- составление предложений с многозначными словами;
- оценка словосочетаний и высказываний по смыслу (можно ли так сказать?);
- придумывание небольших рассказов с использованием слов, близких или противоположных по смыслу.
б) Беседы о вежливости, о доброжелательности и равнодушии, о коллективизме, о дружбе и товариществе и т.д.
в) Дидактические игры.
г) Устное, народное творчество – развивает способности детей отбирать факты, обобщать их, проводить аналогию в конкретных жизненных ситуациях. Оно включает в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни.
- К.И.Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою…»
Слушающий сказку ребёнок чувствует себя активным участником и всегда отожествляет себя с тем из её персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу.
В.В.Аникин указывал, что «Сказка – своего рода нравственный кодекс народа, их героика. Это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека».
В сказках содержатся правила вежливого общения людей друг с другом, высказывания просьбы, уважительное отношение к старшим: «поклонился в пояс», «ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила», «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль» и т.д.
Значительный нравственный потенциал заложен в народных пословицах и поговорках. Они не велики по объёму, но очень ёмки по смыслу: «Долг платежом красен», «Нет такого дружка, как родима матушка», «Птица радуется весне, а младенец – матери», «Птица крыльями сильна, жена мужем красна», «Береги платье с нову, а здоровье смолоду».
Загадки – одна из малых форм устного народного творчества. Отгадать загадку – значит найти решение логической задачи. Здесь формируется умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение образно мыслить.
Форма – народного творчества – колыбельная песня. В них преобладает ласкательные мотивы.
4. Работа с родителями.
Воспитание детей в д/саду будет проходить успешно только в том случае, если воспитатель в своей работе опирается на помощь и поддержку родителей. Воспитателю необходимо знать, в каких условиях живёт его воспитанник, состав семьи и т.д.:
а) С родителями проводится консультации.
б) Организовывать (рекомендовать) культурные мероприятия семьи.
Например, экскурсии детей с родителями в лес, парк, по городу и т.д.
Контроль просматриваемых телепередач.
в) Домашние чтения. А.М. Горький, признавая огромное значение книги для формирования нравственного облика человека, писал: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку».
г) Каждой семье можно посоветовать найти в своём доме место для живого уголка.
д) Обучать самих родителей приёмам и методам нравственного воспитания.
е) Организовывать развлечения детей вместе с родителями.
ж) Художественная литература.
К.Д.Ушинский писал: «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении».
Итак: Воспитывая у детей нравственные качества, мы развиваем и речевой этикет. Личность воспитателя должна быть образцом для детей: в нравственном и речевом отношении.
В планировании работы учителей русского языка красной нитью должна проходить работа по нравственному воспитанию детей.
«Красоту, чистоту мы у старших берём.
Саги, сказки из прошлого тащим.
Потому, что добро остаётся добром:
В прошлом, будущем и настоящем».
(В.Высоцкий)
Читайте также |
---|
Сценарий спортивно-игрового праздника «День защитника Отечества»
Сценарий спортивно-игрового праздника «День защитника Отечества» (Средняя группа) Ход мероприятия: Дети под песню «Защитники Отечества» входят в зал. Затем перестраиваются в 2 колонны (1-ая...
Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители…
Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты» Участники проекта: воспитатель группы, дети.Тип проекта: творческо-экологический, краткосрочный.Продолжительность проекта:...
НОД в первой младшей группе «Там, по неведомым дорожкам…»
НОД в первой младшей группе «Там, по неведомым дорожкам…» Цель. Формировать познавательную активность детей, закреплять знания детей о диких животных. Доставить...