Консультация для воспитателей
«Разговорный этикет – показатель нравственности»

План выступления:

  • Актуальность проблемы и причины её возникновения.
  • Методы и приёмы, применяемые в д/с при воспитании нравственных качеств.
  • Решение проблемы на занятиях татарского и русского языка.
  • Работа с родителями.
  • Актуальность проблемы:

В наше время особую актуальность приобретает нравственное воспитание личности; воспитываются такие качества, как доброжелательность, тактичность, самоконтроль …и.т.д. Эти качества необходимы для того, чтобы ребёнок научился жить в обществе по законам нравственности. Однако, наибольшие трудности возникают при решении вопросов этического порядка. Особенно сложно заниматься нравственным воспитанием в условиях, когда страна находится в экономическом, политическом, духовном кризисе. Россия вот уже более 10 лет пребывает в состоянии поиска для себя пути развития. В связи с этим усложняется процесс нравственного воспитания детей в семье, в д/саду. Ребенок, постоянно видя на экранах телевизора насилие, может расценить это как нормальное явление; слыша нецензурную брань, принять это за образец подражания и т.д. Страдает речевой этикет детей.

Большую роль отводил нравственному воспитанию и выдающейся швейцарский педагог – демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных невзгодах и сочувственное отношение к людям.

Слова великого сына нашего города Ризаддина Фахретдина можно бесспорно написать золотыми буквами на обложках всех книг по воспитанию: «Полученное в детстве воспитание, позже не смогу изменить народы всего мира».

 

2. Методы нравственного воспитания - это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка.

а) Все время нужно изучить личность ребенка. К.Д.Ушинский: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях» - т.е., другими словами, это

Диагностика.

Что необходимо знать о ребенке?

- Есть ли у него друзья и кто его лучший друг?

- В общении он любит командовать или подчиняться?

- Готов ли он прийти на помощь?

- Делиться ли игрушками?

и.т.д.

б) Пожалуй, до самого подросткового возраста ребенка формируют взрослые. Рычаг для этого один - авторитет. Все взрослые в семье и в д/саду должны помнить, что в присутствии ребенка они постоянно играют роль для одного или нескольких зрителей - детей. Воспитатель не являться образцом культуры при общении с детьми на занятиях.

в) Образование – система насыщения мозга ребенка сведениями. Это самый мощный инструмент для воспитания, формирования личности.

Речь – главный канал связи в этом инструменте. Поэтому нужно научить ребенка понимать слова и фразы, а потом и говорить. Ни в коем случае нельзя упускать время, ибо дошкольный возраст решает судьбу ребенка.

г) Воспитывают слова плюс ситуации, возбуждающие приятные или неприятные чувства. Конечно, для этого недостаточно показывать картинки. Самые сильные и запоминающиеся чувства те, которые испытываются в процессе собственной деятельности.

д) Необходимо детское общество. Там ребёнок проходит школу отношений самоутверждения, соревнования.

е) Дети должны играть. Игра – один из главных полигонов воспитания и обучения. Например, в сюжетно – ролевых играх обращать внимание на нравственную сторону взаимоотношений людей. В подвижных играх – коллективизм.

ж) Труд для коллектива или семьи. Важно создать впечатление, что результат его труда нужен и ценен, а не просто работа создаётся «для воспитания».

з) Атмосфера отношений в семье. Трудности, конфликты, раздражение, которые периодически возникают во всякой семье необходимо скрывать.

3. Решение проблемы на занятиях татарского и русского языка.

Занятия проводятся:

- с опорой на народную педагогику;

- на разработки В.С.Казыханова, О.С.Ушаковой, Д.Ш.Гильманова.

а) Работа над словом.

Свободное владение словом, понимания его значения, точность словоупотребления:

- ознакомление детей с многозначностью слов, с синонимическими и антонимическими отношениями между ними;

- формирование умения точно использовать лексические средства родного языка;

- составление предложений с многозначными словами;

- оценка словосочетаний и высказываний по смыслу (можно ли так сказать?);

- придумывание небольших рассказов с использованием слов, близких или противоположных по смыслу.

б) Беседы о вежливости, о доброжелательности и равнодушии, о коллективизме, о дружбе и товариществе и т.д.

в) Дидактические игры.

г) Устное, народное творчество – развивает способности детей отбирать факты, обобщать их, проводить аналогию в конкретных жизненных ситуациях. Оно включает в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни.

- К.И.Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою…»

Слушающий сказку ребёнок чувствует себя активным участником и всегда отожествляет себя с тем из её персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу.

В.В.Аникин указывал, что «Сказка – своего рода нравственный кодекс народа, их героика. Это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека».

В сказках содержатся правила вежливого общения людей друг с другом, высказывания просьбы, уважительное отношение к старшим: «поклонился в пояс», «ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила», «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль» и т.д.

Значительный нравственный потенциал заложен в народных пословицах и поговорках. Они не велики по объёму, но очень ёмки по смыслу: «Долг платежом красен», «Нет такого дружка, как родима матушка», «Птица радуется весне, а младенец – матери», «Птица крыльями сильна, жена мужем красна», «Береги платье с нову, а здоровье смолоду».

Загадки – одна из малых форм устного народного творчества. Отгадать загадку – значит найти решение логической задачи. Здесь формируется умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение образно мыслить.

Форма – народного творчества – колыбельная песня. В них преобладает ласкательные мотивы.

4. Работа с родителями.

Воспитание детей в д/саду будет проходить успешно только в том случае, если воспитатель в своей работе опирается на помощь и поддержку родителей. Воспитателю необходимо знать, в каких условиях живёт его воспитанник, состав семьи и т.д.:

а) С родителями проводится консультации.

б) Организовывать (рекомендовать) культурные мероприятия семьи.

Например, экскурсии детей с родителями в лес, парк, по городу и т.д.

Контроль просматриваемых телепередач.

в) Домашние чтения. А.М. Горький, признавая огромное значение книги для формирования нравственного облика человека, писал: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку».

г) Каждой семье можно посоветовать найти в своём доме место для живого уголка.

д) Обучать самих родителей приёмам и методам нравственного воспитания.

е) Организовывать развлечения детей вместе с родителями.

ж) Художественная литература.

К.Д.Ушинский писал: «…то литературное произведение нравственно, которое заставляет полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении».

Итак: Воспитывая у детей нравственные качества, мы развиваем и речевой этикет. Личность воспитателя должна быть образцом для детей: в нравственном и речевом отношении.

В планировании работы учителей русского языка красной нитью должна проходить работа по нравственному воспитанию детей.

«Красоту, чистоту мы у старших берём.

Саги, сказки из прошлого тащим.

Потому, что добро остаётся добром:

В прошлом, будущем и настоящем».

(В.Высоцкий)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий спортивно-игрового праздника «День защитника Отечества»

Сценарий спортивно-игрового праздника «День защитника Отечества» (Средняя группа) Ход мероприятия: Дети под песню «Защитники Отечества» входят в зал. Затем перестраиваются в 2 колонны (1-ая...

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители…

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты» Участники проекта: воспитатель группы, дети.Тип проекта: творческо-экологический, краткосрочный.Продолжительность проекта:...

НОД в первой младшей группе «Там, по неведомым дорожкам…»

НОД в первой младшей группе «Там, по неведомым дорожкам…» Цель. Формировать познавательную активность детей, закреплять знания детей о диких животных. Доставить...

Читайте также

Обновление развивающей предметно-пространственной, образовательной среды как условие для интеллектуального, художественного…

Обновление развивающей предметно-пространственной, образовательной среды как условие для интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольников «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в группе раннего…

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в группе раннего возраста Тема: «Разноцветные шары» Образовательная область: познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие. Цель:...

Сценарий беседы «Пожарная безопасность»

Сценарий беседы «Пожарная безопасность» Цель: Знакомство детей с правилами пожарной безопасности. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. Задачи: учить отвечать на...