Использование алгоритмических схем в обучении рисованию детей с ОВЗ

Рисование – один из любимых видов детской деятельности. Как правило, дети смело и с удовольствием берутся за любые изобразительные средства и рисуют. К сожалению, это нельзя сказать о детях с интеллектуальной недостаточностью, поскольку у них продуктивная деятельность, в частности рисование, вне обучения практически не возникает. Такие дети не проявляют желание рисовать в свободной деятельности, рисунки выполняют не охотно и только по просьбе взрослого. Как правило, причиной такого нежелания является не столько отсутствие интереса к рисованию, сколько затруднение в изображении предметов.

 

Актуальность:

Для изобразительной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью характерно:

  • слабость ассоциаций между собственными графическими построениями и реально существующими предметами и явлениями;
  • затрудненность процесса узнавания в собственных графических образах реальных предметов и их быстрое забывание;
  • обилие графических штампов;
  • статичность рисунков по форме и содержанию;
  • бедность цветовых решений;
  • отсутствие или неразвитость сюжетных построений;

Изобразительная деятельность, в частности рисование, заключает в себе большие возможности. Оно является средством умственного, графо-моторного, эмоционально – эстетического и волевого развития детей с ОВЗ. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции. Характерной чертой в рисунках детей с интеллектуальной недостаточностью является использование шаблонов (графических штампов), которые ребенок переносит из рисунка в рисунок. Учитывая особенности развития, возможно, постепенно подготовить ребенка с интеллектуальной недостаточностью к изменению и отходу от графических штампов, формированию художественно-творческих способностей.

 

Использование алгоритмических схем в обучении вариативному рисованию

Обучение детей умению изображать предметы - одна из наиболее трудных задач работы по изобразительной деятельности в коррекционном детском саду. Трудность ее объясняется, прежде всего, низкими возможностями детей с нарушением интеллекта. Часто, педагоги, приспосабливаясь к возможностям детей, значительно снижают требования к формированию у них самостоятельных умений в данном направлении. В результате основная масса воспитанников рисует только то, что пройдено на занятиях, используя графические штампы. В процессе обучения особое внимание необходимо направлять на формирование у детей умения изображать в рисунке основные признаки и свойства (форму, цвет, строение), присущие не конкретному предмету, а всем предметам окружающей действительности. Объекты, которые изображаются детьми под руководством воспитателя, должны стать лишь тем материалом, на основе которого дети приобретут знания и умения, чтобы впоследствии использовать их при изображении других предметов. На этой основе у детей может возникнуть и самостоятельная изобразительная деятельность, способствующая общему психическому развитию. Но для этого нужен целенаправленный подбор методов обучения.

В своей работе одним из таких методов мы выбрали рисование с опорой на алгоритм изображения предмета.

1

Так как детей с интеллектуальной недостаточностью, прежде всего надо научить видеть в предмете не только общую форму, но и форму отдельных частей, именно точность отражения формы предмета является одним из главных условий узнаваемости изображения.

Алгоритмические схемы рисования состоят из знакомых детям геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) Когда мы показываем ребенку алгоритм, он узнает знакомые фигуры, которые пусть не в совершенстве, но уже умеет рисовать. На начальном этапе мы вместе с ребенком рассматриваем, из каких геометрических фигур состоит предмет, обводим их пальчиком, так же используем в работе подвижные алгоритмы.

2

Узнавая фигуры, дети не испытывают чувство не уверенности и страха перед рисованием, а с интересом берутся за карандаши и рисуют, сначала совместно с воспитателем, а позже, овладев опытом рисования по схемам – самостоятельно.

На первый взгляд может показаться, что овладение алгоритмическими схемами препятствует развитию художественного творчества ребенка, но это не так, поскольку мы стараемся дать детям как можно больше вариантов изображения одного и того же предмета. А так же предлагаем детям вариативность цветовых решений и деталей.

3

Таким образом, применение алгоритмических схем активирует потенциальные возможности детей с ОВЗ в обучении рисованию, способствует формированию художественно-творческих способностей.

 

Список литературы:

1. Кузнецова Г.В. Коррекционно – развивающие занятия по обучению графическим навыкам детей 5 – 7 лет с проблемами в развитии средствами изодеятельности (Текст) / пособие для родителей, воспитателей, дефектологов. – М., 2002

2. Рыжова, Н.В. Развитие творчества детей 5-6 лет с ОНР (Текст) / Н.В.Рыжова. – М., 2009.

3. Давыдова Г.Н. Рисуем транспорт. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009

4. Шайдурова Н.В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам: Методическое пособие для воспитателейДОУ (Текст) – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2009



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В…

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В гости к бабушке» Цель: Расширять представление детей о домашних животных. Задачи: Закрепить...

Ротацизм у дошкольников и работа с ним в условиях ДОУ

Ротацизм у дошкольников и работа с ним в условиях ДОУ Для специалиста ротацизм и его исправление изначальное заключается в формировании правильной...

Сценарий театрализованного представления по сказке «Белоснежка и семь гномов» (Братья…

Сценарий театрализованного представления по сказке «Белоснежка и семь гномов» (Братья Гримм) старшая группа Цели: формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков детей через вовлечение...

Читайте также

Основы этики консультативной работы тьютора инклюзивного образования

Основы этики консультативной работы тьютора инклюзивного образования Начну свой ответ на данный вопрос со следующего в основу инклюзивного образования положены приведенные...

Конспект прогулки в средней группе «Приключения колобков»

Конспект прогулки в средней группе «Приключения колобков» Цель: развитие двигательной активности. Задачи: Закрепить названия зимующих птиц, прилетающих к кормушке, необходимость подкармливать птиц в...

Лепбук «Зима»

Лепбук «Зима» Лепбук «Зима» поможет детям уже с младшего возраста лучше понять, что такое зима. Лепбук состоит из следующих отделов: 1. Найди отличие...