Консультация для воспитателей
«Развитие речи младших дошкольников посредством устного народного творчества»

Устное народное творчество является исключительно благоприятным материалом для развития речи младших дошкольников. Пословицы и поговорки, загадки, шутки, потешки, скороговорки - они служат образцом краткости и глубины мысли; их структура всегда ясная, а лексика разнообразно и образна. Мелодичность, четко выраженный ритм произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, развивают мышление, воображение.

Для развития звуковой культуры речи можно учить детей совместно произносить слова, договаривать и подговаривать, выделять голосом некоторые слова в тексте, изучаемые звуки.

Сел комарик под кусточек,

На еловый на пенечек,

Свесил ноги на песочек,

Сунул носик под листочек - Спрятался!

Мышка в кружечке зеленой

Наварила каши пшенной.

Ребятишек дюжина

Ожидает ужина.

Большой интерес вызывает у детей знакомство с народными обычаями, традициями. Например, в колыбельных песнях часто упоминается кот. Его зовут ночевать, качать колыбель, обещают разные награды за работу: "кувшин молока", "кусок пирога", "белый платочек на шею". Упоминание кота в песнях связано с бытовыми поверьями: считалось, что кот приносит сон и покой ребенку; существовал даже обычай прежде ребенка в колыбель класть кота, чтобы ребенок лучше спал.

Котя, котенька-коток,

Котя-серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою детоньку качать,

Прибаюкивать.

Широко известны и народные песенки-потешки ("Ладушки", "Сорока" и др.). Как и колыбельных песнях, в них важную роль играет ритм. С маленькими детьми надо работать иначе: брать руки ребенка в свои, хлопать ими в ладоши, в такт, разводить в стороны, поднимать на голову ребенка. Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение педагога и произносят слова, сопровождая их движениями.

Эти забавные песенки-потешки не только ненавязчиво заставляют ребенка говорить, сопровождая слова движениями, но и приобщают к правилам поведения. Например. Щедрая сорока-белобока накормила всех, только один остался без каши, лентяй:

Он по воду не ходил,

Дрова не рубил,

Печку не топил,

Кашку не варил...

Песенки-потешки создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание, улавливать ритм речи; учат разговорной речи (большинство из них построено на диалогах).

Чистоговорки и скороговорки можно использовать в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата (произносить громко, тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно). Чистоговорки и скороговорки закрепляют правильное произношение звуков.

Жа-жа-жа - иголки у ежа.

Жу-жу-жу - что-то расскажу.

У Маши на кармашке

Маки и ромашки.

В старину наши бабушки и дедушки пели детям песенки-потешки, играли в "Ладушки", "Идет коза" и т. д., сопровождая речь движениями рук. А современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Для развития внимания и мелкой моторики рук можно использовать игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек: "Водичка, водичка...", "Сидит белка на тележке..." и т.д.

Эти игры способствуют также обогащению и активизации словарного запаса детей, развитию пространственных ориентировок, мышления, памяти и воображения.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности

Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания…

Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания по серии сюжетных картин Развитие связной речи является наиболее важной задачей...

Экологическое воспитание младших дошкольников

Экологическое воспитание младших дошкольников Отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать...

Читайте также

Беседа «Чистота - залог здоровья»

Беседа «Чистота - залог здоровья» Цель: формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей); учить видеть красоту...

Методическая разработка «Дерево времён года»

Методическая разработка «Дерево времён года»

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей в…

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей в логопедической группе «Сказочное путешествие» Тема: «Сказка к нам приходит» Цель: Развитие речи старших дошкольников...