Современные направления оздоровительной деятельности в ДОУ

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.  Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья.

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни. Укрепление и сохранение собственного здоровья для ребенка дошкольного возраста предусматривает знание:

  • правил гигиены и ухода за своим телом;
  • наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
  • о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

На сегодняшний день для решения проблемы здоровья детей в нашем детском саду сложилась определённая система работы, включающая основные компоненты здорового образа жизни: рациональный режим, правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов к сохранению и укреплению здоровья детей является одной из важнейших задач на современном этапе модернизации дошкольного образования. Комплексный подход в оздоровлении детей осуществляют многие дошкольные образовательные учреждения. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей во время двигательной деятельности. Двигательная деятельность, сохраняя традиционную структуру, проводится в нашем ДОУ в сюжетной (игровой) форме и включает в себя такие элементы: оздоровительная аэробика, массаж, дыхательные упражнения, упражнения на коррекцию осанки и стопы,  веселый тренинг и элементы психогимнастики. коммуникативные игры.

Кроме традиционных приемов сохранения, укрепления и формирования здорового образа детей в своей работе мы используем следующие современные здоровьесберегающие технологии.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика зрительная, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж.

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, фонетическая и логопедическая ритмика.

Эффективными средствами сохранения, укрепления и формирования здоровья наших воспитанников являются ходьба босиком по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия); воздушные ванны (облегчённая одежда, сон без маек),  полоскание полости рта и горла кипячёной водой комнатной температуры,  обмывание лица и рук (до локтя) прохладной водой,   босохождение во время подготовки ко сну, бодрящей гимнастики,  точечный массаж.

В нашем ДОУ осуществляется: постоянный контроль осанки; контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию; подбор мебели в соответствии с ростом детей; профилактический прием оксолиновой мази для носа; потребление фитонцидов (чеснока и лука); употребление соков и фруктов (второй завтрак).

С целью укрепления иммунитета в нашем детском саду организованы курсы приема детьми кислородного коктейля, который они принимают с удовольствием. Данный метод доступен для массового применения, экономически выгоден, а самое главное очень эффективен в профилактике и лечении различных заболеваний, поэтому он получил широкое применение,

Таким образом, в нашем ДОУ, каждая из технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

 

Список используемой литературы:

1. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17

2. Береснёва, З.И. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш». М. Творческий Центр Сфера, 2005г.

3. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках.- М.:Просвещение.-1999

4. Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. №1

5. Сергиенко, Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко //Методист. - 2006. - №10.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Утренник без стресса

Утренник без стресса Малыш объявляет, что будет на утреннике Снежинкой или Зайчиком. Для крохи это событие, а для родителей — сплошь...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо...

Сказка «Путешествие монетки»

Сказка «Путешествие монетки» Актуальность работы: сегодня наши дети каждый день сталкиваются с ситуациями, где используются «финансы». Родители посещают с детьми магазины...

Читайте также

Сценарий праздника «День мамы» для средней группы

Сценарий праздника «День мамы» для средней группы Звучит музыка. Нарядные дети входят в зал, встают около стульев. Ведущая: Сегодня, друзья, самый нежный и...

В стране математики

В стране математики Цель: Формирование начальных математических знаний. Задачи: 1. Образовательная: Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной мерки. Закреплять знания о...

Экологический проект «Моя Югра – моя планета!»

Экологический проект «Моя Югра – моя планета!» Средний дошкольный возраст