Технология устранения общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью «Волшебного альбома»

Сегодня вся педагогическая общественность ищет пути оптимизации образовательного процесса, стимулирования деятельности педагогов и детей в условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре и условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (2009, 2011).

Необходимость тесного сотрудничества и содружества общественного воспитания с семьей декларируется практически во всех российских нормативно-правовых и методических документах. Это объясняется социально-экономическими изменениями в стране, повышением требований к уровню воспитания и образования подрастающего поколения. Воспитание и образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья (в нашем случае ребенка с речевыми нарушениями) должно иметь коррекционную направленность и особая роль здесь принадлежит семье [6, 7].

Включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения обусловлено личной ответственностью за воспитание ребенка, осознанием собственной значимости в его формировании, возможностью представлять более объективную картину развития своего ребенка.

Именно родителей нужно сделать активными участниками педагогического процесса. К сожалению, анализ практической работы свидетельствует об обратном. Семья часто выступает в виде наблюдателя, а не участника образовательного процесса. Постоянная занятость родителей, непонимание ими важности заниматься развитием речи своих детей, недостаточная компетентность в вопросах дошкольной педагогики и детской психологии – основные причины создавшейся ситуации в работе с родителями, чьи дети посещают логопедические группы [7].

Коррекционная работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи (ОНР) – весьма сложная проблема, так как у детей наблюдаются нарушения всех компонентов речевой системы. Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение, характеризующееся нарушениями звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. При ОНР ограничен словарный запас детей, как активный (употребление), так и пассивный (понимание). У дошкольников наблюдается недостаток слов-признаков, слов-обобщений. Бедность словаря приводит к частым заменам одних слов другими. Это заметно при выполнении заданий, связанных со словообразованием и словоизменением, дети старшего дошкольного возраста не в состоянии повторить фразу из 4-5 слов, в речи они пользуются простыми нераспространенными предложениями, наблюдаются аграмматизмы [11].

Учитывая значимость и важность работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, воспитательно-образовательный процесс мы, учителя-логопеды, строим на основе взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности всех участников педагогического процесса. Это создание атмосферы творчества для родителей, объединенных общими целями с учителем-логопедом и воспитателями группы, организация коррекционно-образовательной среды, активизирующей и стимулирующей речевое развитие ребенка.

В нашем дошкольном образовательном учреждении в работе с детьми-логопатами используются как традиционные педагогические технологии (например, игровые), так и нетрадиционные дидактические системы на основе теории проблемного обучения, теории сотрудничества. Мы, учителя-логопеды постоянно находимся в ситуации творческого поиска эффективных технологических приемов работы с детьми с ОНР.

Всем известно, что в логопедических группах предъявляемый дидактический материал для детей с ОНР разделен на лексические темы, основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса [2]. Непосредственная образовательная деятельность (НОД), проводимая и организуемая по единой теме или сюжету, способствует:

• развитию всех компонентов детской речи;

• формированию у детей навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

• развитию познавательных процессов;

• развитию творческих способностей детей;

• воспитанию у детей нравственно-эстетических чувств.

Для того чтобы процесс познания детьми нового материала был непринужденным и увлекательным в ходе организации непосредственной образовательной деятельности используется красочный демонстрационный и раздаточный материал, тщательно отбирается лексический материал (отдельные слова, стихи, загадки, рассказы и сказки). В ходе НОД применяются такие технологические приемы как пальчиковая гимнастика, динамическая пауза, упражнения с использованием различных анализаторов и др.

Добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми-логопатами можно, если изменить форму и содержание непосредственной образовательной деятельности и использовать комплексно-игровой метод организации ее фронтальных и индивидуальных форм. На основе многочисленных рекомендаций, представленных в работах различных авторов [3, 4, 5, 10], мы пришли к выводу, что только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребёнка-логопата может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению. Мы предложили родителям для закрепления ребёнком изученного материала, полученного в процессе непосредственной образовательной деятельности, дома изготовить необычные альбомы, где на страничках наклеиваются картинки, отражающие лексическую тему (из старых детских книг, журналов, открыток, рекламных газет, или используя свои творческие способности, а так же интернет-ресурсы).

Данное пособие мы называли «Волшебный альбом». К каждой лексической теме родители, по рекомендации учителя-логопеда, вместе с детьми подбирают необходимые картинки. Каждый такой альбом представляет собой самостоятельное дидактическое пособие, как для индивидуальной работы, так и для подгрупповой. Во время совместной подготовки к теме у родителей со своим ребенком выстраивается тесная взаимосвязь, что немало важно, так как доказано, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает ближайшее окружение, его семья. Ребенок, вырезая подобранные картинки и вклеивая их в альбом, развивает зрительно-моторную координацию, называя или повторяя за взрослым название картинок – активизирует и обогащает свой словарный запас, одновременно у дошкольника развивается внимание, память, мышление, речь – что необходимо для его полноценного развития. Использование дидактического пособия «Волшебный альбом» позволяет организовать логопедическую работу как интересное и увлекательное занятие; облегчает закрепление материала в индивидуальном порядке; способствует проведению речевых упражнений и игр с минимальными затратами по времени (не нужно тратить время на подготовку демонстрационного и раздаточного материала); позволяет добиться эффективного решения поставленных коррекционных задач по каждой лексической теме. Подборка упражнений и игр традиционная, но для удержания детского интереса можно придумывать каждый раз новые названия.

Предлагаем вашему вниманию рекомендации для родителей при использовании дидактического пособия «Волшебный альбом» по теме «Домашние животные».

1. Рекомендуем:

  • рассмотрите с ребенком иллюстрации домашних животных, назовите их;
  • обсудите внешние признаки каждого домашнего животного, попросите ребенка ответить на вопросы типа: «Почему не слышно, когда ходит кошка?», «Для чего у лошади на ногах копыта?», «Зачем корове рога?» и т. п.;
  • поговорите с ребенком о том, чем питаются домашние животные, какую пользу приносят людям, почему их называют «домашним», как за ними ухаживает человек;
  • закрепите в словаре обобщающее название «домашние животные».

2. Игра «Кто как голос подаёт?» (цель: активизация глагольного словаря детей).

Содержание: предложите ребенку изобразить голосом, как издают звуки разные домашние животные и назвать, что они делают.

Например: Конь кричит: «И-го-го». Он что делает? Ржет.

3. Игра «У кого – кто?» (цель: упражнять детей в падежном согласовании имен существительных).

Содержание: предложите ребенку назвать детёнышей домашних животных.

Например: У коровы – телёнок (телята)…

4. Игра «Один – много» (цель: упражнять детей в образовании множественного числа имен существительных в именительном падеже (И.п.)).

Содержание: предложите ребенку назвать картинку с изображением домашнего животного, а затем спросите: «Если их много, это кто?»

Например: Один – это конь, а много (это кто?) кони.

5. Игра «Какой, какая?» (цель: упражнять детей в подборе признаков к именам существительным).

Содержание: рассмотрите с ребёнком иллюстрации домашних животных,

обсудите их внешние признаки, попросите малыша ответить на вопрос.

Например: Корова (какая?) – большая, пестрая, сытая, добрая, рогатая и т. д.

6. Игра «Назови ласково» (цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом).

Содержание: предложите ребенку назвать ласково домашних животных.

Например: Телёнок – телёночек. Козлёнок – козлёночек.

7. Игра «Кто что умеет делать?» (цель: активизация глагольного словаря детей).

Содержание: перед игрой взрослый с ребёнком обговаривает действия домашнего животного. Затем взрослый просит ребёнка вспомнить и назвать их.

Например: Взрослый: назови, что умеет делать конь (лошадь).

Ребёнок: скачет, пасётся, ржёт, жуёт, перевозит и т.д.

8. Игра «Семейка животных» (цель: активизация номинативного словаря детей).

Содержание: предложите ребенку назвать членов семей различных домашних животных: папа, мама, детёныш(и).

Например: Бык – корова – телёнок.

9. Игра «Кого не стало?» (цель: упражнять детей в образовании существительных в Р.п.; развивать внимание, память).

Содержание: закройте картинку животного и просите ребенка назвать животное, которого не стало.

Например: Не стало коровы. Не стало жеребёнка и т. д.

10. Игра «Без кого будет грустно ...?» (цель: упражнять детей в образовании существительных в Р.п.. Упражнять в составлении простого распространённого предложения).

Содержание: просите ребенка найти и назвать картинку детёныша, без кого будет грустно взрослому животному.

Например: Взрослый: Без кого корове будет грустно?

Ребёнок: Корове будет грустно без телёнка.

Взрослый: Без кого жеребёнку будет грустно?

Ребёнок: Жеребёнку будет грустно без лошади.

11. Игра «Чей, чья, чьё?» (цель: упражнять детей в образовании относительных и притяжательных прилагательных).

Содержание: предложите ребёнку показать разные части тела животных и спросите у него: например:

У кошки лапа чья? – кошачья.

У собаки морда чья? – собачья.

12. Игра «Весёлый счет» (цель: упражнять детей в согласовании числительных с существительными в роде и числе).

Содержание: предложить ребёнку карточки-цифры 1, 2, 5. Попросить его посчитать каждое животное из «Волшебного альбома».

Например: Один – теленок, два – теленка, пять – телят.

13. Игра «Кто где спрятался?» (цель: упражнять детей употреблять предлоги: с, за, из-за, под, из-под, над, между, в и др.).

Содержание: предложить ребёнку геометрические фигуры, которые можно положить в разных позициях (слева – справа, сверху – снизу, на животное).

Например: Взрослый: Кролик спрятался где?

Ребёнок: Кролик спрятался за кругом.

Взрослый: Откуда выглядывает кролик?

Ребёнок: Кролик выглядывает из-за круга.

14. Игра «Кто где живёт?» (цель: упражнять детей правильно называть жилище животного).

Содержание: перед игрой взрослый с ребёнком обговаривает жилище каждого животного. Затем взрослый просит ребёнка вспомнить их и назвать.

Например: Взрослый: назови, где живёт корова.

Ребёнок: Корова живёт в коровнике.

Использование дидактического пособия «Волшебный альбом» в воспитательно-образовательном процессе будет способствовать:

  • обогащению совместной деятельности взрослого и ребенка логопедического характера общеразвивающим материалом;
  • «психологизации» НОД, благодаря подбору заданий не только по развитию речи, но и для развития слухового и зрительного восприятия детей, способности к концентрации, распределению и переключению внимания, оперативной речевой и образной памяти, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация и абстракция;
  • обеспечению соответствия логопедической работы комплексно-игровому методу, используемому во всех коррекционных дошкольных учреждениях, так как сюжетно-тематическая организация работы с детьми более целесообразна для активизации речи и познавательных процессов, соответствует детским психофизическим данным, способствует максимальной реализации потенциальных возможностей детей;
  • поддержанию единообразного подхода и преемственности в содержании и методах коррекционной, образовательной и воспитательной работы; взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя группы в части использования воспитателем заданий-рекомендаций, способствующих закреплению у дошкольников навыков правильной речи, расширению, уточнению и активизации их словарного запаса;
  • координированию работы специалистов и родителей в подборе материала для рекомендуемой работы с детьми в домашних условиях;
  • реализации задачи образовательной области «Коммуникация» основной образовательной программы дошкольного образования в ДОУ по развитию средств свободного общения со взрослыми и детьми: коммуникация с людьми разных возрастов: взрослыми, сверстниками; коммуникация в разных ситуациях общения (в ходе организации НОД, в свободном общении, в разных видах детской деятельности).

Данный «Волшебный альбом» также может использоваться в совместной и самостоятельной деятельности детей как коррекционных, так и общеразвивающих групп.

Надеемся, что наш опыт будет полезен и интересен вам, уважаемые педагоги!

 

Список литературы:

1. Анфисова С.Е. Технология обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (на примере природоведческого словаря): учеб.-метод. пособие /

С.Е. Анфисова, Т.Н. Сеннова и др.; под ред. С.Е. Анфисова. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012.

2. Алябьева, Е.А. Итоговые дни по лексическим темам. Книга 1, 2, 3 / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.

3. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера,2009. – 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).

4. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С.И. Карпова, В.В. Мамаева. – СПб. : Речь, 2007. – 144 с.

5. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи (по лексическим темам) / Т.И. Подрезова. – М.: Айрис-пресс, 2007-2010 г.г.

6. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах / О.С. Яцель. – М.: Издательство «ГНОМ и Д». 2007. – 48 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой

Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой

Дидактическая игра «Математическое мороженое»

Дидактическая игра «Математическое мороженое» Аннотация Дидактическая игра «Математическое мороженое» предназначена для детей старшего и подготовительного к школе возраста. Игра поможет детям закреплять...

Дидактическое пособие по художественно-эстетическому развитию (театрализованная деятельность) по сказке «Заюшкина…

Дидактическое пособие по художественно-эстетическому развитию (театрализованная деятельность) по сказке «Заюшкина избушка» Аннотация: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»...

Читайте также

Картотека дыхательной гимнастики

Картотека дыхательной гимнастики Дыхательная гимнастика - важный этап логопедического занятия. Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики: • Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или...

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе…

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха» Цель: формирование представления о свойствах воздуха путем экспериментальной деятельности. Задачи: Образовательная: — уточнить...

«Путешествие в страну математики»

«Путешествие в страну математики» 1. Коррекционно-образовательные задачи Программное содержание: Уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи. Закреплять представления о геометрических фигурах. Формировать представление о...