«Ознакомление старших дошкольников с литературными жанрами»

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Очень важно вовремя воспитать любовь и интерес к книге. С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке “талант читателя”.

Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений. Библиотека и школа - последующий этап формирования читателя.

Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения. Он не только воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, пропагандист книги и книжного знания; социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к книге и процессу чтения; психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на детей.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека» (В. Г. Белинский)

Рассмотрим характеристики ознакомления детей 2-7 лет с художественными произведениями на разных этапах дошкольного детства:

- в 1 младшей группе воспитатель приучает детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождает чтение показом игрушек, картинок (фланелеграф), персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учит слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

- во 2 младшей группе воспитываются умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью воспитателя дети инсценируют и драматизируют небольшие отрывки из народных сказок. Дети учатся читать наизусть потешки и небольшие отрывки из народных сказок.

- в средней группе педагог поддерживает внимание и интерес к слову в литературном произведении, объясняет, как важны в книге рисунки; показывает, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Дети знакомятся с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

- в старшей группе воспитатель учит определять жанр произведений; побуждает рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа; помогает детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения; учит вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста; помогает выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

- в подготовительной к школе группе внимание детей обращается на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); воспитатель помогает почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививает чуткость к поэтическому слову; помогает детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением [1].

Так как я работаю с детьми старшего дошкольного возраста, хочется поделиться опытом своей работы по ознакомлению дошкольников старшего возраста с литературными жанрами. Ознакомление происходит в три этапа:

1. «Сказка»

2. «Стихотворение»

3. «Басня»

Знакомство строится с опорой на пособие А. В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной к школе группе детского сада» (ТЦ «Учитель», Воронеж 2008), в котором автор в пояснительной записке отмечает, что: «Мне хотелось научить детей отличать сказку…по тому, что в сказке происходят события, которых не может быть на самом деле…Стихотворение дети отличают по наличию в нём рифмы, басню - по наличию в ней морали и сказочных персонажей» [2].

Предлагаю познакомиться с ходом знакомства детей дошкольного возраста с данными жанрами:

 

1. Знакомство дошкольников с литературным жанром «Сказка».

Воспитатель: Ребята, за последнее время мы прочитали с вами произведения таких авторов, как Лев Николаевич Толстой («Косточка», «Котенок»), К. Ушинского («Каждой вещи свое место»), Воронковой («Маша - растеряша»), Н. Носова («Про репку», «Огурцы»). К какому жанру литературы относятся эти произведения? (рассказы)

Рассказ - это история, рассказанная писателем, которая может произойти в жизни, на самом деле.

У всех детей есть любимый литературный жанр - это сказка.

Вы принесли из дома свою любимую книгу со сказками, они расположены на нашей выставке

Какие сказки вы любите?

Ответы детей:   (…)

Воспитатель: Сказки бывают разные: некоторые придуманы народами, например,…

Я предлагаю обыграть русскую народную сказку «Теремок» в хороводе.

Обыгрывание сказки детьми «Теремок»

Воспитатель: Есть сказки, которые написали авторы. Каких сказочников вы знаете?

Ответы детей: (Пушкин, Маршак, Успенский, Ш. Перро, Бр. Гримм, Г. Х. Андерсен или другие)

Воспитатель: А чем отличаются сказки от рассказа?

Предположения детей: (там есть чудеса,….)

Воспитатель: Какие?

Предположения детей: (звери говорят на человеческом языке; скатерть - самобранка, сапоги - скороходы, ковер - самолет, шапка - невидимка и др.)

Воспитатель: Давайте обыграем сказку «Колобок».

Обыгрывание детьми сказки «Колобок»

Воспитатель: Я приготовила для вас загадки про сказки. Попробуйте их отгадать и правильно назвать сказку:

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

 

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка.

 

Лечит маленьких детей

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый …

 

Стрела молодца угодила в болото,

Ну, где же невеста? Жениться охота!

А вот и невеста, глаза на макушке.

Невесту зовут …

 

Из танцзала короля

Девочка домой бежала

Туфельку из хрусталя

На ступеньках потеряла.

Тыквой стала вновь карета…

Кто, скажи, девчушка эта?

 

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка

Хороша малютка, просто

С дюйм была малышка ростом

Если сказку вы читали

Знаете, как дочку звали.

 

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, еще собачка Жучка

Деду с бабкой помогали

Корнеплоды собирали.

 

Воспитатель: Ребята, я думаю, что одним из самых любимых ваших сказочников является К. И. Чуковский. Какие он сказки написал?

Ответы или предположения детей: («Федорино горе», «Айболит», «Мойдодыр»).

Воспитатель: Я вместе с вами прочитаю сказку «Телефон».

Чтение детям сказки «Телефон»

Воспитатель: Почему мы называем это произведение сказкой?

Ответы и предположения детей: (Животные говорят на человеческом языке)

Воспитатель: Хочется отметить, что это сказка в стихах. Не торопитесь относить книги домой, давайте мы их почитаем друг другу в группе.

 

2. Знакомство дошкольников с литературным жанром «Стихотворение».

Воспитатель: Послушайте, какую историю написал Яков Аким про жадину:

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть ее тайно от всех в уголке.

Кто, выйдя во двор никому из соседей

Не даст прокатиться на велосипеде.

Кто мелом, резинкой, любою безделицей

В классе ни с кем, ни за что не поделится.

Имя тому подходящее дадено,

Даже не имя, а прозвище - жадина!

Жадину я ни о чем не прошу.

В гости я жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовешь его.

Поэтому честно, ребята, скажу:

С жадными я никогда не дружу.

Вопрос воспитателя: Что я вам прочитала?

Ответы детей: (стихотворение или другой ответ)

Вопрос воспитателя: Как вы это определили? Мне кажется, что это просто рассказ (в стихотворении окончания слов звучат одинаково в строках). Когда в конце строчки слова звучат одинаково - это называется рифма:

Кулаке - уголке

Соседей - велосипеде

Безделицей - не поделится

Дадено - жадина

Воспитатель: Поиграем с вами в игру «Подбери рифму с помощью картинок».

Игра с детьми  «Подбери рифму с помощью картинок».

Воспитатель: А теперь попробуем подобрать рифму без картинок на мои слова, а если рифма мне понравится, я ее запишу

Игра с детьми  «Подбери рифму без картинок».

котик (бегемотик - животик)

дом (лом, ком, сом, том)

капуста (пусто, мангуста)

игрушка (Петрушка, хлопушка, пушка, катушка)

зайчонок (бочонок, лисенок)

ласка (каска, маска, глазки)

Воспитатель: А теперь попробуем сочинить стихотворение:

Совместное сочинение стихотворения  (педагог проговаривает четверостишие, дети подбирают к нему окончание).

Вот как мы стихи писали,

Рифмы хором подбирали.

На окошке серый котик

Моет языком … (животик).

Их окошка виден дом,

Красят стены в доме … (том).

Есть у котика игрушка-

Деревянная … (катушка).

Любит котик мою ласку,

Он зажмуривает … (глазки).

Сочинили мы все это-

Вот такие мы … (поэты).

Обращение воспитателя: Ребята, а где еще можно встретить рифму, кроме стихотворений?

Ответы и предположения детей: (в загадках, считалках, …)

Воспитатель: Да вы правы:

в загадках

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу.

в считалках:

Тады – рады - тынка-

Где же наша свинка?

Тады – рады - толки

Съели свинку … (волки).

Тады – рады - тынкой

Ты бы их дубинкой.

Тады – рады - тутки

С волком плохи … (шутки).

Тады – рады - тышка,

Выходи, трусишка!

в дразнилках:

Жадина - говядина,

Турецкий барабан!

Кто с тобой подружится -

Тот рыжий таракан.

Обращение воспитателя: А вы знаете сказочного героя Незнайку из книги Николая Носова? Он тоже пытался очинять стихи. Послушайте, что у него получилось.

Чтение отрывка из сказки Н. Носова «Незнайка в солнечном городе»

 

3. Знакомство дошкольников с литературным жанром «Басня».

Воспитатель: Послушайте историю, которая произошла с кукушкой и петухом.

Чтение басни «Кукушка и Петух»

Беседа воспитателя с детьми: (педагог задаёт вопросы конкретные или наводящие, а дети отвечают и поддерживают диалог)

Скажите, что я вам прочитала?

Почему вы решили, что это стихотворение? (есть рифма)

Что такое рифма? (когда в конце строчек слова звучат одинаково)

О ком это стихотворение? (о кукушке, петухе, они хвалят друг друга)

Скажите, а это может быть на самом деле? (нет, значит это похоже на сказку)

Почему похоже на сказку? (потому, что птицы не могут говорить на человеческом языке)

Значит, это сказка в стихах.

Как поет кукушка? (ку - ку)

Ее пение можно сравнить с пением соловья?

Петух говорил правду, когда сказал, что кукушка поет как соловей? (он обманывал, льстил кукушке)

Почему он это делал? (потому что кукушка тоже его хвалила)

Обращение воспитателя: В этом произведении есть мораль, нравоучение, урок: хвалить некрасиво только потому, чтобы тебя тоже потом похвалили:

«За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит петуха?

За то, что хвалит он кукушку»

Воспитатель: Сейчас я сообщу вам что-то новое для вас. То, что я вам прочитала, это не стихотворение, и не сказка, хотя похоже и на сказку и на стихотворение. Это - басня. А в басне обязательно есть мораль, нравоучение, урок.

Мы выяснили, что говорить неправду, даже если она хорошая - нельзя. Это называется лестью. Но есть хорошие правдивые слова, которые называются комплиментами. Мы с вами попробуем говорить друг другу комплименты, т. е. хорошие правдивые слова (в хороводе).

Хоровод с детьми «Сделай комплимент другу»

- Маша, у тебя сегодня красивая прическа…

- Спасибо! И т. д.

Воспитатель: Послушайте историю про ворону и лисицу.

Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица».

Беседа воспитателя с детьми: (педагог задаёт вопросы конкретные или наводящие, а дети отвечают и поддерживают диалог)

Что я прочитала? (басню)

О ком эта басня? (о вороне, лисице, как лисица льстила вороне, а ворона ей поверила и   потеряла сыр)

Что обязательно должно быть в басне? (мораль, нравоучение, урок)

Какой урок в этой басне? (умей отличать комплименты от лести)

Комплименты - это хорошие, добрые слова, от которых поднимается настроение. Они всегда говорятся от души. А лесть - это когда человек говорит вроде бы добрые слова, приятные слова, а думает по- другому. «У него камень за пазухой»,- т. е. он думает плохо, говорит неправду.

Воспитатель: Давайте с вами посмотрим мультфильм по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Просмотр мультфильма по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Обобщение воспитателем о жанрах: Итак, ребята, мы с вами знаем такие литературные жанры, как рассказ, сказка, стихотворение, басня.

 

Используемые источники:

1. Сайт «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»», адрес: http://festival.1september.ru/articles/584675

2. А. В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада», издательство ИП «Лакоценина», 2010г. – 333с.

3. Художественная литература:

Л. Н. Толстой «Косточка», «Котенок»

К.Ушинский «Каждой вещи свое место»

Воронкова «Маша - растеряша»

Н. Носов «Про репку», «Огурцы»

Русские народные сказки «Теремок», «Репка», «Колобок»

К. И. Чуковский «Телефон»

Я. Аким «Про жадину»

И. А. Крылов «Кукушка и Петух», «Ворона и Лисица»

Загадки

Считалки

Пословицы



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Тематический план кружка «Умники и умницы» для детей дошкольного возраста

Тематический план кружка «Умники и умницы» для детей дошкольного возраста Пояснительная записка. Познавательное развитие направлено на развитие интересов детей, любознательности и познавательной...

Конспект фрагмента образовательной деятельности с детьми в старшей группе на…

Конспект фрагмента образовательной деятельности с детьми в старшей группе на тему «Страна Дружбы» Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии «дружба». Задачи: расширять...

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Юные…

Квест-игра по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Юные пожарные» Цель мероприятия: создать условия для закрепления знаний правил пожарной безопасности. Задачи: 1. Закреплять...

Читайте также

Конспект педагогического мероприятия по художественно – эстетическому развитию (вторая младшая…

Конспект педагогического мероприятия по художественно – эстетическому развитию (вторая младшая группа) Тема: «Театрализованная деятельность. Сказка “Репка”» Интеграция образовательных областей: «Художественно –...

Консультация для родителей «Учим ребенка правильно вести себя с животными»

Консультация для родителей «Учим ребенка правильно вести себя с животными» Кошки, собаки, хомячки, морские свинки, птички и рыбки – мы привыкли...

Спортивный досуг для младшего дошкольного возраста «Навстречу олимпиаде»

Спортивный досуг для младшего дошкольного возраста «Навстречу олимпиаде» Цели: Обеспечение физического развития детей с учетом индивидуальных возможностей развития путем реализации оздоровительного...