Социальное развитие старшего дошкольного возраста

Аннотация

Статья предназначена для воспитателей и родителей в которой описаны формы и методы работы с детьми дошкольного возраста с целью научить ребят осознавать самого себя, умение воспринимать сверстников, сотрудничать, строить свои отношения с другими людьми, усваивать социально-нравственные нормы и правила, необходимые для успешной детской социализации в будущем.

 

Ключевые слова: социально-нравственное развитие, межличностные взаимоотношения, эмоциональный дискомфорт, социализирующие игры, коммуникативные игры, контактные игры.

 

Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре,

созданной человечеством, не пассивно,

а активно, в процессе деятельности,

от характера которой и от особенности взаимоотношений,

складывающиеся у него с окружающими людьми,

во многом зависит процесс формирования его личности.

А. С. Запорожец

Социально-нравственное воспитание и развитие ребенка – это умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, умение контролировать свои эмоции и правильно их выражать.

Под социальным общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Общение с взрослыми является главным фактором психического развития с первых дней жизни ребенка и на протяжении первых семи лет. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его возрастными особенностями, интересами и желаниями.

Н.Ф. Тальщина отмечает, что с рождения до семи лет социально-нравственное развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая психологические условия.

Проблема заключается в том, что в данный период развития детей закладывается основа духовно ценностной ориентации. По мере освоения культурных, социально-нравственных норм и правил, и закономерностей общественной жизни происходит развитие его социальной компетентности- способности оценивать свои поступки и поступки сверстников, эффективно взаимодействовать с окружающими.

Ребенок должен осознать не только самого себя, не только свою ценность, но и ценность своего товарища, партнера. Значит, необходимо развивать взаимоотношения между сверстниками, формировать умения распределять роли, функции, согласовывать свои действия с партнерами, приобретая опыт сотрудничества.

Таким образом, необходимо создать в группе все условия и обстановку эмоционального комфорта для каждого ребенка.

Обеспечить достаточно полное удовлетворение потребностей каждого ребенка в общении с воспитателем.

Использовать при этом разнообразные формы и методы социально-нравственной культуры общения.

Помогать, ребенку преодолевать ситуации эмоционального дискомфорта, Воспитывать у детей гуманные отношения к сверстникам, социально-нравственные чувства: отзывчивость, сочувствие, сопереживание, доброжелательность.

Расширять представления о проявлении этих чувств и соответствующий им практический опыт.

В старшей группе, в рамках этой работы были запланированы следующие задачи: учиться удовлетворять свои потребности в игре, занятиях, наблюдениях, беседах, прогулках, экскурсиях и умение считаться с интересами сверстников.

Формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности, объединяя детей на основе общих интересов.

Развивать чувства удовлетворения от удачных решений, достижения результата, соответствующего замысла, а также умение преодолевать огорчения и неудачи.

Поддерживать интересные предложения сверстников, уступать их желанию, сочетать эти предложения с удовлетворением своих интересов, формировать умение обосновывать свое мнение, убеждать сверстников в его справедливости.

Способствовать осознанию детьми личной значимости поступков, соответствующих социальных норм поведения.

Формировать активное отношение к положительным и отрицательным поступкам сверстников, выражать свое мнение в виде оценочных суждений, не допуская корректных замечаний.

Осознать необходимость справедливого распределения общих заданий. Учить обращать внимание на затруднение сверстников, предлагая помощь, совет, совместное выполнение не дожидаясь просьбы с его стороны. Воспитывать чувства ответственности за качество своей деятельности перед сверстником и за качество общего результата. От этого зависит успех социально-нравственного развития в целом, который должен осуществляться тесной связью с формированием у детей навыков социально-нравственного отношения.

На конкретных примерах можно показать, как это решается в нашей группе с использованием различных приемов и методов, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей, прививая им социальные нормы и правила культуры поведения среди сверстников.

В моей группе 22 ребенка и все они очень разные - есть застенчивые, агрессивные, замкнутые, социально неуверенные, и каждому нужно помочь найти «тропинку» к преодолению своего комплекса. Поэтому свою работу в группе я строю так: веду разнообразный утренний прием детей, каждая неделя начинается со дня радостных встреч: встречаем детей с улыбкой, стараемся увлечь в интересную беседу, выслушиваем каждого ребенка, учим не перебивать рассказчика, а уметь терпеливо выслушать и по необходимости продолжить беседу. А как нам известно, что именно игра оказывает существенное влияние на социально-нравственное взаимопонимание и взаимоотношения, формирует культуру поведения среди сверстников. В игре дети по собственной инициативе вступают в межличностные взаимоотношения. В игре, и только в игре, проявляются и формируются этические и коммуникативные аспекты социального взаимодействия.

Стараемся увлечь ребенка чудесной книгой или познавательными книгами из которых они узнают много нового, интересного, непознанного и когда в группе появилась «чудесная книга»; сколько было разговоров, суждений, высказываний, эмоций. Переполненные впечатлениями дети не раз возвращаются к разговорам о том, что их удивило, что можно принести еще для пополнения «чудесной книги». Беседуем о характере поступков или поведении персонажей из художественной литературы. Подбираю специальные вопросы, чтобы помочь детям проанализировать и оценить поступки героев, понять как правильно поступить в данной ситуации, а созданной непринужденной ситуацией побуждаем детей  поиграть в различные развивающиеся игры, сюжетные игры, дидактические игры и др., способствующие межличностным взаимоотношениям, снятию эмоционального дискомфорта.

И все это общение проходит в атмосфере дружелюбия, приветливости, взаимопонимания и уважения к сверстникам и старшим.

Следующий день наступает с ожидания - дети очень любят общаться за «круглым столом» во время чаепития – этот же день, день «сладкоежки» - направлен на создание благоприятного психологического климата в группе, на привитие социально-нравственной культуре поведения и общения среди сверстников, взрослых и с каждым ребенком в отдельности.

Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое доброжелательное отношение, при разговоре соблюдать этикет, слушать партнера. Под чутким руководством взрослого у ребенка возникает новая форма общения – внеситуативно - личностное, в процессе которого он ориентируется на «мир людей», осваивает взаимосвязи в социальном мире. Возникновение и развитие этой формы общения связано в значительной мере с развитием игры. Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать «мир» взрослых и сверстников - необходимо эмоционально насыщенное, содержательное общение взрослого с ребенком в игре, в различных видах художественной, театральной деятельности (инсценировках сказок, представления кукольного и теневого театра). Особенно важно обеспечить условия для ролевых игр, театрализованных и режиссёрских, в которых ребенок воспроизводит отношения между детьми в группе, между детьми и взрослыми как в детском саду так и в семье.

Необходимо помнить, что созданию эмоционального настроя у детей способствует стиль общения воспитателя с детьми и используемые педагогические методы и приемы, такие как: игры и игровые упражнения «Мое настроение», «Дружная семья», «Мой любимый детский сад», «Ласковое имя», «Дружные художники», «Волшебное зеркало» и другие.

Применяю на практике социализирующие игры и упражнения: «Ищу друга», «Помоги Тане», «Лакомство для друга», «Мой хороший попугай», «Добрый бегемотик».

Использую коммуникативные игры: «Черепаха», «Федя», «Ветер, ветер», «Шалтай-болтай», «Гуляки».

Контактные игры: «Съедобное, несъедобное», «Кто позвал?», «Летает, не летает», «Колечко».

Игры способствующие снятию состояния эмоционального дискомфорта: «Мои эмоции», «Покажи настроение», «Все наоборот», «Мое настроение», «Ролевая гимнастика» и т. д.

Также провожу игры как средства овладения правилами взаимоотношений.

Провожу игры драматизации: «Школа добрых волшебников», «Волшебная школа», «Телефон», «Три товарища».

Использую этюды на выражение различных эмоциональных состояний: «Поссорились, помирились», «Лисенок боится», «Мое настроение» и т. д.  

Использую иллюстрации в детских книгах, художественную литературу, произведения музыки, дид. игры, развивающиеся игры и упражнения на снятие дискомфорта.

Необходимо организовать жизнь детей в детском саду так, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств, поступков и взаимоотношений. Стремиться создать ситуации, в которых они приобретают опыт дружеского общения, внимание к сверстникам.

Читать произведения: В. Осеева «Почему?», К. Чуковский «Айболит», Б. Жидков «Что я видел?», «Что такое хорошо, что такое плохо?»,

В. Дурова «Очень важный разговор» и другие.

Беседую на тему: кого мы называем добрым, честным, вежливым; что значит любить родителей.

Проводя работу с родителями, пытаться убедить их в том, что их участие важно не потому что этого хотим мы, а потому что это важно для социально-нравственного развития ребенка. Ребенок учится тому, что видит у себя дома. Не даром говорится, что сколько бы словесно мы не говорили «как надо и как не надо», он сделает так как запомнил, воспроизведет модель «родительского» поведения.

Поэтому вся наша работа, проводимая в детском саду по воспитанию социально-нравственной культуры общения, поведения, в целом должна находить продолжение в семье.

Родители обязаны помнить, что их взаимоотношение, общение друг с другом, уважение и забота друг о друге необходимы для ребенка как пример для подражания, в результате которого развиваются все лучшие социально-нравственные качества.

Развитие социально-нравственных норм общения и поведения требует серьезных педагогических усилий со стороны взрослого – педагога – ребенка. Это очень кропотливая работа, но и интересная, результаты не всегда заметны. Но наблюдая за воспитанниками в конце учебного года, я замечаю, что дети становятся дружелюбнее, менее агрессивные, не смеются над неудачами сверстников, очень самокритично оценивают свои поступки и дела.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: социально-нравственное развитие – это целенаправленный процесс приобщения ребенка к моральным ценностям человечества и конкретного общества, как процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы

Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи: 1. Создавать благоприятные условия для развития...

Конспект образовательной деятельности по физической культуре

Конспект образовательной деятельности по физической культуре Задачи: Отрабатывать ходьбу и бег по кругу; учить ползать по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Эта удивительная…

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Эта удивительная солнечная система» Цель: Вызвать интерес детей к изучению космоса, с помощью такой...

Читайте также

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному…

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному краю» Цель: Обобщить знания, полученные в течение года. Задачи: Обучающие задачи: Определить умение детей решать устные задачи. Продолжать...

Физкультурный досуг для детей старшей группы «День Здоровья»

Физкультурный досуг для детей старшей группы «День Здоровья» Цель: формировать представление о здоровом образе жизни; закрепить основные составляющие здоровья, вызвать желание заниматься физкультурой и...

Упражнения на суше для подготовительной части занятия по плаванию, в…

Упражнения на суше для подготовительной части занятия по плаванию, в старшей и подготовительной к школе группе детского сада Образовательная область: Физическое...