Сайт для воспитателей детских садов



Художественно-эстетическое направление развития дошкольников как условие создания психологического здоровья

 

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Огромную роль в формировании духовного развития личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы играет искусство. Поэтому ознакомление с различными видами искусства, такими как живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство, литература, театр являются неотъемлемой частью   художественно-эстетического воспитания, как условие создания психологического здоровья детей в нашем дошкольном учреждении.

Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, активизирует творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Искусство не только средство, с помощью которого осуществляется целенаправленное развитие личности ребёнка, но и духовный объект наслаждения, объект, в котором ребёнок ищет и находит для себя соответствия и несоответствия, гармонию и дисгармонию, правду и правдоподобие.

Первоосновой профессионального искусства является народное искусство. Оно раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории, оно по своей природе близко творчеству ребёнка, понятно ему, так как произошло от игры, от подражания.

Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, используют их в процессе игр с куклами (колыбельная, потешки, приговорки), в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь, что способствует здоровому образу жизни.

Очень тесно с художественно-эстетическим воспитанием дошкольника связана работа по нравственному воспитанию, приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию родного края.

Утверждение приоритета гуманитарных общечеловеческих ценностей, поддержание национальных и культурных региональных традиций , а также сохранение психологического и физического здоровья – вот основные задачи, которые человечеству в целом, в том числе и системе образования, предстоит решить в 21 веке. Эта задача стоит и перед дошкольным образованием.

В процессе работы с детьми мы стремимся к созданию такой атмосферы, которая позволила бы детям чувствовать себя свободно, непринуждённо, естественно, которая бы стимулировала общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы.

Почти никакие понятия о Родине маленьким детям ещё не доступны. Поэтому художественно-эстетическое направление развития дошкольников как условие создания психологического здоровья состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастить ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его Родины.        

Мы начинаем эту работу с ознакомления дошкольников с ближайшим окружением, с тем, что наиболее близко и понятно маленькому ребёнку: моя семья, мой дом, мой детский сад, мой город, моя страна. В такой последовательности строится краеведческая работа. Она включает в себя занятия в детском саду и на базе музеев города, игры, труд, экскурсии, праздники, свободную художественную деятельность. Дети получают представления о генеалогическом древе семьи, о доме, улице, родном городе, его традициях и достопримечательностях, о народных промыслах, праздниках и обрядах, животном и растительном мире Свердловской области.

Познавая историю родного края, играя с народными игрушками, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважения к человеку, бережное отношение к природе.

Особое внимание хочется уделить художественному творчеству и как он влияние на психику ребенка дошкольного возраста.

Творчество — это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, всех знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, а порой и физических сил и порождающая

нечто качественно новое, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

В раскрытии сущности художественного творчества была выдвинута, в частности, интересная идея выделения структурных факторов творческой деятельности, таких, как «силы творчества» представленная в исследовании Г. Л. Ермаш «Творческая природа искусства».

Силы творчества, которые Г. Л. Ермаш трактует как «духовные и практические способности» (труд, воля, вдохновение, чувства, память, мышление, интуиция, воображение, фантазия, художественный талант), представляют собой психическую жизнь человека в форме психических процессов (эмоционально-волевых явлений, чувств, воли), познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, речи, памяти, воображения); психических состояний (психология личности — деятельность, внимание) и индивидуально-психических свойств личности (темперамент, характер, способности). Психические процессы (психическая жизнь) человека как особое свойство высокоорганизованной материи представляют собой явление объективное, постоянно развивающееся с человечеством от рождения человека и всю жизнь и от поколения к поколению и обеспечивающее отражение объективной реальности, познание ее, в том числе в такой форме деятельности, как творчество.

Выступая в качестве основы творчества, психическая жизнь дошкольника представляется в таком случае действительно как некие специальные «механизмы», «инструменты», которые базируются на материальной основе человеческого организма и тесно взаимосвязаны друг с другом и, естественно, с окружающей объективной реальностью и через которые осуществляется художественно-эстетическое развитие личности.

Остальные же составные сил творчества никак нельзя назвать способностями, поскольку труд, как один из видов деятельности, относится к проблемам психологии личности; чувства и воля представляют эмоционально-волевые процессы; а память, мышление, воображение, фантазия, вдохновение являются познавательными процессами. Таким образом, во взаимодействии все эти психические процессы и свойства личности (они же силы творчества), как было сказано, представляют «материальную» основу для развития личности в целом, в том числе для развития таких компонентов (они же компоненты творчества), как знания, мировоззрение, художественный вкус. Безусловно, психические процессы и свойства личности, хотя и являются силами творчества, на основе которых развиваются компоненты творчества, сами, как было сказано, также развиваются на протяжении всей жизни человека.

Одним из условий создания психологического здоровья художественно-эстетического направления является изучение характеристики цвета.

Каждый цвет – это энергия, которая распространяется как волны определенной длины, восприятие которых идет от зрения на органы и доходит до тактильных ощущений. Цвет воздействует на нас сразу на нескольких уровнях и в нескольких направлениях: на физическом уровне, на психологическом, гармонизирует и связует воедино, витаминизирует (дает силы), исцеляет, пробуждает интуицию, способствует развитию духовности.

Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.

Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение.

- возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.
Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность.
Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.

Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему.
Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.
Зная характеристику цветов, совместно работая с психологом, можем провести диагностику, рисуя фрактальный рисунок, в образовательном учреждении для детей старшего дошкольного возраста. Что поможет выявить характер личности, проблемы которые его беспокоят и совместно с родителями находить пути их решения художественно-эстетическое направление, создать благоприятные условия психологического здоровья дошкольника.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям: вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением; повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания, консультации.

Художественно-эстетическое направление развития дошкольников как условие создания психологического здоровья в осуществляется:

  • Через слово, внимание и окружение, положительную эмоциональную обстановку (изучение норм, правил этикета);
  • художественно-эстетическое направление развития(изучение психологии развития ребенка, а также значение худ-го творчества, и цвета, его влияние на психику дошкольника);
  • создание домашнего уюта с группах образовательного учреждения (оформление помещении, согласно цветовой гамме, тематике изучаемого материала, возрастным особенностям, которая способствует создания психологического комфорта);
  • оформление уголка «Моя любимая семья» (оформление уголка в группе для детей с фотографиями родителей и всех членов семьи );
  • оформление следующих проектов: «Моя семья», «Мой дом», «Мой детский сад», «Мой город», «Моя страна».
  • Непрерывная взаимосвязь

 родитель → воспитатель → ребенок

  • проведение занятий художественного творчества в режимных моментах, с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольника;
  • создание брошюрок для родителей: «Я - маленький гений», «Я - сам», «Хочу знать».
  • Рекомендации для воспитателей.
  • через оформление папок-передвижек для родителей: « Художественное творчество и мой ребенок», «Как влияет цвет на психологическое состояние ребенка».
  • При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми ("Семейное творчество", "Там, на неведомых дорожках…" и др.); привлекаем их к участию в праздниках. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Мы рождены для любви, радости, взаимопонимания, приносить счастье и дарить добро, красоту душевную и материальную. Здоровье будет тогда неотъемлемым, когда мы приблизимся к природе, научимся видеть её, дышать им и жить. Вот это и есть счастье, вот это жизнь.

 

Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь .





Новые публикации

Конспект ООД для старшей группы «Письмо для друзей»

Конспект ООД для старшей группы «Письмо для друзей» Цель: создание условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом. Детская цель: рассказать...

Экологический КВН для детей подготовительной группы «Наш дом - природа»

Экологический КВН для детей подготовительной группы «Наш дом — природа» Цели:• закреплять знания детей о природе; • формировать у детей элементы экологического...

«Вместе с мамой!» Конспект физкультурно-логопедического развлечения в старшей гр…

«Вместе с мамой!» Конспект физкультурно-логопедического развлечения в старшей группе Цели: Повышать мотивацию детей с речевыми нарушениями к закреплению полученных навыков, закреплять...

Читайте также

Экологические эстафеты

Экологические эстафеты   Выбрасывай мусор правильно  Команда стоит за линией старта в колонну по одному, у первого участника в руках скакалка. Он, перепрыгивая...

Многофункциональное логопедическое пособие «Волшебный цветок»

Многофункциональное логопедическое пособие «Волшебный цветок»   Многофункциональное логопедическое пособие для детей старшего дошкольного возраста. Пособие предназначено для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий. Многофункциональность пособия...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Птицы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Птицы»   Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года). Область (направление) основной общеобразовательной программы дошкольного образования: познавательное...




Комментарии

  • Котиева Фатима Русла
    Спасибо за статью, огромная методическая помощь для педагогов ДОУ: читай и делай!!!!!!!!!! !!!!!!!!

    Подробнее...

     
  • Кудрина Светлана Юрь
    Большое спасибо за содержательный материал!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Очень полезный материал. Большое спасибо.

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Любое экспериментиров ание начинается с наблюдения – это первая ступенька в процессе естествознания.

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо за конспект!

    Подробнее...

В блогах

Дидактическая игра "Собери семью…

Цель игры: закрепление  представлений  о домашних животных и их детёнышей. Формировать понятие «семья». Обогащение словаря.

План реализации УМК

План работы по реализации учебно-методических комплектов по обучению двум государственным языкам Республики Татарстан в равном объёме в МБДОУ «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида» Высокогорского муниципального района РТ на 2019-2020...

Спортивное развлечение для детей старшег…

Звучит музыка песни «Бабушка и дедушка…» входят бабушки и дедушки и садятся на стульчики, затем входят дети и встают в полукруг. Инструктор по ФК: Здравствуйте дорогие наши бабушки и дедушки! Сегодня особенный день...

Муниципальное автономное дошкольное обра…

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №441 "Кузнечик" город Нижний Новгород.   «Матушкин день» в русском народном стиле. Подготовительная группа №6. Подготовили воспитатели: Морина Елена Викторовна Смирнова Галина Сергеевна Цель: Создать хорошее настроение у детей и родителей, вызвать...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство