Художественно-эстетическое направление развития дошкольников как условие создания психологического здоровья

 

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Огромную роль в формировании духовного развития личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы играет искусство. Поэтому ознакомление с различными видами искусства, такими как живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство, литература, театр являются неотъемлемой частью   художественно-эстетического воспитания, как условие создания психологического здоровья детей в нашем дошкольном учреждении.

Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, активизирует творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Искусство не только средство, с помощью которого осуществляется целенаправленное развитие личности ребёнка, но и духовный объект наслаждения, объект, в котором ребёнок ищет и находит для себя соответствия и несоответствия, гармонию и дисгармонию, правду и правдоподобие.

Первоосновой профессионального искусства является народное искусство. Оно раскрывает исконные истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории, оно по своей природе близко творчеству ребёнка, понятно ему, так как произошло от игры, от подражания.

Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, используют их в процессе игр с куклами (колыбельная, потешки, приговорки), в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь, что способствует здоровому образу жизни.

Очень тесно с художественно-эстетическим воспитанием дошкольника связана работа по нравственному воспитанию, приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию родного края.

Утверждение приоритета гуманитарных общечеловеческих ценностей, поддержание национальных и культурных региональных традиций , а также сохранение психологического и физического здоровья – вот основные задачи, которые человечеству в целом, в том числе и системе образования, предстоит решить в 21 веке. Эта задача стоит и перед дошкольным образованием.

В процессе работы с детьми мы стремимся к созданию такой атмосферы, которая позволила бы детям чувствовать себя свободно, непринуждённо, естественно, которая бы стимулировала общение детей, их независимость и самостоятельность в проявлениях творческой инициативы.

Почти никакие понятия о Родине маленьким детям ещё не доступны. Поэтому художественно-эстетическое направление развития дошкольников как условие создания психологического здоровья состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастить ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его Родины.        

Мы начинаем эту работу с ознакомления дошкольников с ближайшим окружением, с тем, что наиболее близко и понятно маленькому ребёнку: моя семья, мой дом, мой детский сад, мой город, моя страна. В такой последовательности строится краеведческая работа. Она включает в себя занятия в детском саду и на базе музеев города, игры, труд, экскурсии, праздники, свободную художественную деятельность. Дети получают представления о генеалогическом древе семьи, о доме, улице, родном городе, его традициях и достопримечательностях, о народных промыслах, праздниках и обрядах, животном и растительном мире Свердловской области.

Познавая историю родного края, играя с народными игрушками, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважения к человеку, бережное отношение к природе.

Особое внимание хочется уделить художественному творчеству и как он влияние на психику ребенка дошкольного возраста.

Творчество — это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, всех знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, а порой и физических сил и порождающая

нечто качественно новое, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

В раскрытии сущности художественного творчества была выдвинута, в частности, интересная идея выделения структурных факторов творческой деятельности, таких, как «силы творчества» представленная в исследовании Г. Л. Ермаш «Творческая природа искусства».

Силы творчества, которые Г. Л. Ермаш трактует как «духовные и практические способности» (труд, воля, вдохновение, чувства, память, мышление, интуиция, воображение, фантазия, художественный талант), представляют собой психическую жизнь человека в форме психических процессов (эмоционально-волевых явлений, чувств, воли), познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, речи, памяти, воображения); психических состояний (психология личности — деятельность, внимание) и индивидуально-психических свойств личности (темперамент, характер, способности). Психические процессы (психическая жизнь) человека как особое свойство высокоорганизованной материи представляют собой явление объективное, постоянно развивающееся с человечеством от рождения человека и всю жизнь и от поколения к поколению и обеспечивающее отражение объективной реальности, познание ее, в том числе в такой форме деятельности, как творчество.

Выступая в качестве основы творчества, психическая жизнь дошкольника представляется в таком случае действительно как некие специальные «механизмы», «инструменты», которые базируются на материальной основе человеческого организма и тесно взаимосвязаны друг с другом и, естественно, с окружающей объективной реальностью и через которые осуществляется художественно-эстетическое развитие личности.

Остальные же составные сил творчества никак нельзя назвать способностями, поскольку труд, как один из видов деятельности, относится к проблемам психологии личности; чувства и воля представляют эмоционально-волевые процессы; а память, мышление, воображение, фантазия, вдохновение являются познавательными процессами. Таким образом, во взаимодействии все эти психические процессы и свойства личности (они же силы творчества), как было сказано, представляют «материальную» основу для развития личности в целом, в том числе для развития таких компонентов (они же компоненты творчества), как знания, мировоззрение, художественный вкус. Безусловно, психические процессы и свойства личности, хотя и являются силами творчества, на основе которых развиваются компоненты творчества, сами, как было сказано, также развиваются на протяжении всей жизни человека.

Одним из условий создания психологического здоровья художественно-эстетического направления является изучение характеристики цвета.

Каждый цвет – это энергия, которая распространяется как волны определенной длины, восприятие которых идет от зрения на органы и доходит до тактильных ощущений. Цвет воздействует на нас сразу на нескольких уровнях и в нескольких направлениях: на физическом уровне, на психологическом, гармонизирует и связует воедино, витаминизирует (дает силы), исцеляет, пробуждает интуицию, способствует развитию духовности.

Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.

Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение.

- возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.
Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность.
Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.

Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему.
Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.
Зная характеристику цветов, совместно работая с психологом, можем провести диагностику, рисуя фрактальный рисунок, в образовательном учреждении для детей старшего дошкольного возраста. Что поможет выявить характер личности, проблемы которые его беспокоят и совместно с родителями находить пути их решения художественно-эстетическое направление, создать благоприятные условия психологического здоровья дошкольника.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям: вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением; повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания, консультации.

Художественно-эстетическое направление развития дошкольников как условие создания психологического здоровья в осуществляется:

  • Через слово, внимание и окружение, положительную эмоциональную обстановку (изучение норм, правил этикета);
  • художественно-эстетическое направление развития(изучение психологии развития ребенка, а также значение худ-го творчества, и цвета, его влияние на психику дошкольника);
  • создание домашнего уюта с группах образовательного учреждения (оформление помещении, согласно цветовой гамме, тематике изучаемого материала, возрастным особенностям, которая способствует создания психологического комфорта);
  • оформление уголка «Моя любимая семья» (оформление уголка в группе для детей с фотографиями родителей и всех членов семьи );
  • оформление следующих проектов: «Моя семья», «Мой дом», «Мой детский сад», «Мой город», «Моя страна».
  • Непрерывная взаимосвязь

 родитель → воспитатель → ребенок

  • проведение занятий художественного творчества в режимных моментах, с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольника;
  • создание брошюрок для родителей: «Я - маленький гений», «Я - сам», «Хочу знать».
  • Рекомендации для воспитателей.
  • через оформление папок-передвижек для родителей: « Художественное творчество и мой ребенок», «Как влияет цвет на психологическое состояние ребенка».
  • При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми ("Семейное творчество", "Там, на неведомых дорожках…" и др.); привлекаем их к участию в праздниках. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Мы рождены для любви, радости, взаимопонимания, приносить счастье и дарить добро, красоту душевную и материальную. Здоровье будет тогда неотъемлемым, когда мы приблизимся к природе, научимся видеть её, дышать им и жить. Вот это и есть счастье, вот это жизнь.

 

Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь .



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия «Соблюдай правила безопасного поведения»

Конспект занятия «Соблюдай правила безопасного поведения» (Средняя группа) Цель: уточнить представления детей о безопасности.   Ход занятия. Дети, сегодня мы отправимся в путешествие в страну...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего…

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей раннего возраста «Художник хочет рисовать. Пусть не дают ему тетрадь… На то художник и...

Дидактическая игра по сенсорному развитию детей 2-ой группы раннего возраста…

Дидактическая игра по сенсорному развитию детей 2-ой группы раннего возраста «Найди домик»

Читайте также

Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация ребенка в детском саду Почти у каждого ребенка наступает новый период жизни-детский сад. Дети индивидуальны и каждый ребенок этот период...

Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей старшего дошкольного…

Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста Числова Р.Ш., студент Елабужский институт К(П)ФУ Миннуллина Р.Ф., к.п.н., доцент Елабужский институт К(П)ФУ Современные...

Конспект занятия. Развитие логики у детей младшего возраста Тема: «Необычное…

Конспект занятия. Развитие логики у детей младшего возрастаТема: «Необычное путешествие» Цель занятия: формирование умения детей решать простейшие логические задачи. Задачи: Образовательные: 1. Формировать умение...