Взаимосвязь в работе всех участников педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушением речи (в соответствии с ФГТ)

 

В настоящее время актуальным является вопрос о равноправном включении личности, развивающейся в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной) во всевозможные сферы жизни социума, о ее успешной самореализации в обществе. В связи с этим усилия дошкольного учреждения компенсирующего вида направлены на создание всесторонне организованного процесса воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременное и адекватное удовлетворение их образовательных потребностей, реализацию их личностного потенциала.

В детский сад компенсирующего вида дети поступают по заключению психолого-медико-педагогической комиссии с диагнозами: моторная алалия, ринолалия, заикание, общее недоразвитие речи I, II, III уровня. Как правило, имеет место и сопутствующие осложнения: задержка психического развития, стертая форма дизартрии, гипердинамический синдром, синдром дефицита внимания и другие.

Успех работы с подобными детьми во многом зависит от продуманной, правильно организованной системы, суть которой заключается в логопедизации всего воспитательно-образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Осуществление подобной задачи невозможно без тесного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: логопеда, воспитателей, психолога, медицинских работников, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и     конечно родителей. Каждый из них, решая свои задачи, осуществляет психолого-педагогическое сопровождение детей.

Ребенок в детском саду, прежде всего, подлежит тщательному медицинскому контролю. Врач регулярно осматривает детей, направляет при необходимости на консультацию к врачам-специалистам, следит за выполнением их назначений.

Изначально важным является правильная оценка возможностей детей и выявление их индивидуальных образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится комплексному и всестороннему обследованию детей всеми специалистами дошкольного учреждения. С этой целью три раза в год собирается медико-педагогический консилиум. Подобное обследование помогает разработать индивидуальную коррекционную программу, вносить в нее необходимые коррективы, проследить динамику развития или выяснить причину ее отсутствия.

Построение образовательного процесса, согласно ФГТ, осуществляется вокруг одной центральной темы. Ее предлагает логопед, сообразуясь со своим планом коррекционно-образовательной работы. Концентрация на определенной теме, своеобразная «лексическая замкнутость» дает больше возможностей для накопления и систематизации знаний детьми, позволяет стойко формировать понятийное мышление, расширять словарный запас, совершенствовать речевые навыки и умения. При детальном прорабатывании темы, у детей появляется возможность для практики, экспериментирования, установления причинно-следственных связей и зависимостей. Одной теме уделяется не менее одной недели. Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает преемственность на протяжении всего дошкольного возраста. Одновременное прохождение тем во всех группах детского сада делает возможным проведение обще садовских мероприятий: конкурсов, выставок, спортивных праздников, музыкальных развлечений и т.д. Непосредственно-образовательная деятельность детей организуется в разных формах: если логопед чаще всего использует коррекционное занятие, то воспитатель успешно применяет наблюдения, экскурсии, создание проблемных ситуаций, чтение, рассматривание и обсуждение, беседы, опыты, эксперименты. Эффективным является метод проектной деятельности. Для успешного изучения темы целесообразно разработать «системные паутинки», в которых всесторонне отражена последовательность и приемы работы.

Итоговым занятием по теме могут быть викторины, сюжетно-ролевые игры, драматизации, выставки, изготовление макетов и др.

При изучении темы большое значение уделяется созданию развивающей среды. Все уголки в группе должны быть максимально насыщены изучаемым материалом. Хорошо зарекомендовали себя «речевые полянки», на которых дети с удовольствием проводят свободное время.

Таким образом, осуществляется предусмотренное Программой комплексно-тематическое планирование образовательной работы.

Практика показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно взрослый, наиболее часто окружающий ребенка (а это воспитатель и родители), включает отработанный логопедом речевой материал в ситуацию естественного общения, систематически контролирует правильное использование поставленных звуков. Воспитатель должен внимательно следить за речью ребенка, исправлять его ошибки, не только занимаясь с ним, но и на протяжении всех режимных моментов: на прогулке, при самообслуживании, во время труда и т.д. Ведь эти виды деятельности предоставляют большие возможности широкой практики свободного речевого общения и закрепления речевых навыков в повседневной жизни. Но делать это нужно корректно, чтобы не спровоцировать снижение речевой активности, отрицательного отношения к обучению в целом.

Во второй половине дня воспитатель занимается с детьми индивидуально или с небольшими подгруппами (2-3 человека) по заданию логопеда. Делать это лучше в специально отведенной зоне перед зеркалом, в речевом уголке. Ежедневно, лучше в утренние часы, со всеми детьми воспитатель проводит артикуляционную и пальчиковую гимнастику (достаточно 3-5минут), составленную из упражнений, уже отработанных логопедом.

Важнейшим требованием, которому сегодня должен отвечать современный детский сад, является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Особенно актуален этот вопрос при воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Успешная коррекция речевых нарушений не возможна без продуктивного участия родителей в коррекционно-педагогическом процессе. Основные формы взаимодействия, как традиционные, так и инновационные представлены в таблице.

 

Формы взаимодействия с родителями

Формы взаимодействия с родителями

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Ротацизм у дошкольников и работа с ним в условиях ДОУ

Ротацизм у дошкольников и работа с ним в условиях ДОУ Для специалиста ротацизм и его исправление изначальное заключается в формировании правильной...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) во второй младшей группе…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) во второй младшей группе на тему: «Лопаточки для куклы» Группа: Вторая младшая. Цель: развитие творческих способностей...

Конспект ООД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Уличная реклама»

Конспект ООД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Уличная реклама» Программные задачи: Продолжать знакомить детей с разными видами наружной рекламы; воспитывать эстетическое...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы с нарушением зрения…

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы с нарушением зрения на тему: «Безопасность дома» Цель: Сформировать у детей представление об опасных предметах, которые...

Проект «Сохраним елку»

Проект «Сохраним елку» Паспорт проекта «Сохраним елку-красавицу леса!» (Старшая группа №9) Структурный компонент Содержание Паспорт проекта Тема проекта: «Сохраним елку-красавицу леса!» Тип проекта: - детский Вид проекта: познавательно-творческий краткосрочный...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром с использованием развивающих технологий…

Конспект по ознакомлению с окружающим миром с использованием развивающих технологий (создание проблемной ситуации) в старшей группе. Тема: Путешествие на Таинственный...