Алгоритм применения специальной графики у дошкольника с нарушением зрения на занятиях по конструированию
Дети должны жить в мире
Красоты, игры, сказки, музыки,
Рисунка, фантазии, творчества.
В.А.Сухомлинский
В формировании личности ребенка имеют значение разнообразные виды художественно-творческой деятельности: конструирование, рисование, лепка и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества.
«Конструировать - значит создавать конструкцию нового» - так определяется данное слово в различных словарях. Конструктивная деятельность является творческой.
В настоящее время в области специального образования появляются
исследования, которые направлены на выявление особенностей продуктивных видов деятельности у детей с различными отклонениями. В частности, в работах тифлопедагогов (Е.И.Селезневой, Л.И Плаксиной) представлена общая картина психолого-педагогического развития детей с нарушением зрения.
Изучив, практические действия детей с нарушением зрения Л.И. Плаксина сделала вывод о том, что освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контакт и анализ у детей, имеющих глазную патологию, происходит сложнее, они носят замедленный характер. Она так же отмечает затруднения в работе с объемными материалами и отсутствие желания непосредственного контакта с объектами.
В свою очередь Е.В.Селезнева отмечает, что у детей с нарушением зрения имеются бессистемные неточные сведения о собственных сенсорно -перцептивных возможностях, о внешних признаках, строении, функциональном назначении органов чувств, что не позволяет ребенку с патологией зрения активно включаться в процесс компенсации собственного дефекта. Поражение зрения влияет на восприятие, нечеткость и неточность зрительного восприятия, приводит к обеднению образцов объектов внешнего мира, в которых оказываются не представленными зрительно воспринимаемые качества объекта: они отражаются искаженно, нечетко, фрагментарно.
Как же построить процесс обучения продуктивным видам деятельности в частности, конструированию таким образом, чтобы детям с нарушением зрения было интересно учиться, фантазировать, познавать мир и творить? Как заинтересовать их и привлечь родителей к формированию надлежащего уровня конструктивной деятельности и формированию творческого воображения?
Работая в рамках данной проблемы, был накоплен педагогический опыт, который лег в основу коррекционно-развивающая программа « Школа юного архитектора».
Программа создана на основе общедидактических принципах, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения с опорой на сохранные анализаторы (слуховое восприятие, тактильное восприятие) и применению специальной графики.
Хочу обратить ваше внимание на то, что в данной программе особое место занимает специальная графика. Несколько слов о ней:
Специальная графика - графика, преобразованная для детей с нарушением зрения, удовлетворяющая их потребности в различных видах деятельности. По способам выполнения она предназначена для тактильного, зрительно-тактильного и зрительного восприятия. Ею могут пользоваться слепые и слабовидящие.
Специальная графика имеет свои функции:
- познавательную функцию.
- воспитательную функцию.
- коррекционно-развивающую функцию
Немного остановимся на коррекционно - развивающей функции специальной графики. Прежде всего:
1. Графическое представление информации осуществляется с учетом зрительных и осязательных возможностей детей, а также уровня развития у них познавательных процессов. Это происходит при помощи «пазловых схем» - прежде всего они изготавливаются на цветном фоне (желтом, зеленом), на структурной бумаге (в данном случае бархатной), каждый «пазл» должен имеет четкий контур (шириной 0.5 см), геометрические фигуры из которых строится объект, должны быть знакомы детям.
2. Для представления сложной графической информации следует применять поэтапные, промежуточные рисунки, с помощью которых изучаются отдельные части, детали, фрагменты предметов. Например: поэтапное строительство домика: 1 этап – фундамент; 2 этап - стены, крыша; 3 этап - отдельные элементы в данном случае (труба)
3. Цветное оформление изображений должно иметь высокий цветотональный контраст. Например: стены дома (зеленые)- крыша (красная).
Опираясь на все вышеизложенное, мною был разработан свой алгоритм применения специальной графики на занятиях по конструированию у дошкольников с нарушением зрения. Он состоит из четырех этапов:
1 этап.
- На основании паралоновых «пазловых» схем - дать правильное целостное представление объектов окружающего мира, а также использовать специальную графику ( паралоновые« пазловые» схемы) для перехода от объемных к плоскостным фигурам Так выглядит схема дома 1 этапа: |
2 этап.
– на основе плоскостной «пазловой» графической поэтапной схемы, где система сборки показана стрелками - дать элементарные понятия анализа и синтеза будущих построек Схема дома 2 этапа: |
3 этап.
– сформировать наглядно- образное мышление, ориентировку в пространстве c помощью сборной графической поэтапной схемы, где система сборки показана цифрами. Схема дома 3 этапа: |
4 этап.
– развить творческое конструирование, ориентировку в макро и микро плоскости, графомоторные навыки- с помощью универсального трафарета и всех средств специальной графики (чертежей, рисунков, фотографий). Универсальный трафарет: |
Предлагаем также примерные конспекты занятий самостоятельно разработанных для 1-2 этапа:
Тема: «Теремок».
Программное содержание: Продолжать учить соотносить результаты конструктивных действий с помощью специальной графики( « пазловой» схемы); эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий. Развивать правильное целостное восприятие объектов при помощи конструктора «ЛЕГО», связную речь. Формировать зрительно-моторную координацию ,глазодвигательные функции на занятиях по конструированию. Воспитывать интерес к продуктивным видам деятельности, творчеству.
Словарная работа: упражнять в словообразовании, продолжать обогащать речь детей высказываниями, которые сопровождают процесс конструирования.( кубик-крыша будет дом..).
Методы и приемы: демонстрация, рассказ, объяснение, игровая мотивация, упражнения, специальная графика.
Материал: настольный театр «Теремок», строительный материал (треугольные призмы,), специальная графика- паралоновые «пазловые»схемы теремков( на желтом или зеленом фоне с четкими контурами, на каждого ребенка.
Место проведения: группа.
Ход занятия
Воспитатель - «Ребята вы любите сказки?» (ответы детей). Хотите со мной отправиться в гости к сказке (ответы детей).
(Дети сидят на стульчиках перед настольным театром)
Зрительная гимнастика
А сейчас, а сейчас Всем гимнастика для глаз. Дружно вместе открываем. Снова крепко закрываем И опять их открываем. Смело можем показать Как умеем мы моргать. Головою не верти, Влево - вправо посмотри |
Глазки влево, глазки вправо- Упражнение на славу. Глазки вверх, глазки вниз, Поработать, не ленись! Посидите ровно прямо, А глаза закрой руками. Раз, два, три – в гости Сказка приходи. |
Мы едим, едим, едим В далекие края, хорошие соседи, счастливые друзья. Нам весело живется, мы песенку поем, а в песенке Поется о том, как мы живем. |
Трата-та, трата-та мы везем с собой кота, чижика, собаку, кошку- забияку, обезьяну, попугая вот компания, какая, вот компания, какая. |
А сейчас, а сейчас Всем гимнастика для глаз. Дружно вместе открываем. Снова крепко закрываем И опять их открываем. Смело можем показать Как умеем мы моргать. Головою не верти, Влево - вправо посмотри |
Глазки влево, глазки вправо- Упражнение на славу. Глазки вверх, глазки вниз, Поработать, не ленись! Посидите ровно прямо, А глаза закрой руками. Снова, прямо посмотри. Дружно за руки возьми, На занятия пошли. |
1. Дети идут за воспитателем на занятие, рассаживаются (в зависимости от окклюзии на стульчики). Воспитатель предлагает послушать детям сказку:
Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое одеяло. Однажды, Буратино ушел в театр Карабаса - Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры. Вот какие дыры и кусочки посмотрите:
- на какие фигуры похожи дыры?( ответы детей)
- на какие формы похожи кусочки?(ответы детей)
2. Дидактическая игра «Найди место». Воспитатель предлагает детям починить одеяло для Буратино с помощь кусочков ( кубики, треугольные призмы) найти, где их место. Воспитатель контролирует правильность выполнения поставленной задачи, хвалит детей за выполненную работу. Обращает внимание на то, что кубики и треугольные призмы превратились в треугольники и квадраты, дети отвечают на вопросы воспитателя:
- где квадраты?
- где треугольники?
Динамическая пауза:
Дидактическая игра «Где, чей домик?»
Воспитатель предлагает детям посмотреть на два больших домика 1- домик для треугольников, 2- домик для квадратов. Делит детей на 2 подгруппы – одни занимают домик квадрата, вторым – занимают домике треугольника. По сигналу воспитателя « дети гуляют»- выходят, из своих домиков, гуляют на коврике, по сигналу «все в домик»- дети возвращаются в свои домики. Игра повторяется 2 раза.
Занятие продолжается.
Итог. Воспитатель хвалит детей, что помогли Буратино починить одеяло с помощью квадратов и треугольных призм и были внимательными во время игры (отмечает кто лучше всех находил свои домики квадратов и треугольников).
Литература:
1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2000.- 240 с.
2. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения.- М., 1973.
3. Конышева Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – М.; Флинта, 2000.- 88 с.
4. Литвак А.Г. Воспитание слепых и слабовидящих // Тифлопсихология. – М., 1985.
5. Методика обучения изобразительно деятельности и конструированию
/ Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Просвещение. 1991. – 256 с.
6. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М., 1999.
7. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – Калуга, 1998.
8. Поддьяков Н.Н. и др. Умственное воспитание детей дошкольного возраст. - М.: Просвещение, 1998. – 192 с.
9. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М., 1980.
10. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 312с.
Читайте также |
---|
Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп»
Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп» Образовательная область: «Познавательное развитие». Цель: формирование понятия об экологической культуре у дошкольников. Задачи: сформировать у детей основные природоведческие представления и...
Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Во саду ли…
Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Во саду ли в огороде» Актуальность Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного и речевого развития...
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных…
Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных форм социальных акций Современные условия жизни сопряжены не только с проблемами...