Алгоритм применения специальной графики у дошкольника с нарушением зрения на занятиях по конструированию

Дети должны жить в мире

Красоты, игры, сказки, музыки,

Рисунка, фантазии, творчества.

В.А.Сухомлинский

 

В формировании личности ребенка имеют значение разнообразные виды художественно-творческой деятельности: конструирование, рисование, лепка и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества.

«Конструировать - значит создавать конструкцию нового» - так определяется данное слово в различных словарях. Конструктивная деятельность является творческой.

В настоящее время в области специального образования появляются

исследования, которые направлены на выявление особенностей продуктивных видов деятельности у детей с различными отклонениями. В частности, в работах тифлопедагогов (Е.И.Селезневой, Л.И Плаксиной) представлена общая картина психолого-педагогического развития детей с нарушением зрения.                              

Изучив, практические действия детей с нарушением зрения Л.И. Плаксина сделала вывод о том, что освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контакт и анализ у детей, имеющих глазную патологию, происходит сложнее, они носят замедленный характер. Она так же отмечает затруднения в работе с объемными материалами и отсутствие желания непосредственного контакта с объектами.

В свою очередь Е.В.Селезнева отмечает, что у детей с нарушением зрения имеются бессистемные неточные сведения о собственных сенсорно -перцептивных возможностях, о внешних признаках, строении, функциональном назначении органов чувств, что не позволяет ребенку с патологией зрения активно включаться в процесс компенсации собственного дефекта. Поражение зрения влияет на восприятие, нечеткость и неточность зрительного восприятия, приводит к обеднению образцов объектов внешнего мира, в которых оказываются не представленными зрительно воспринимаемые качества объекта: они отражаются искаженно, нечетко, фрагментарно.

Как же построить процесс обучения продуктивным видам деятельности в частности, конструированию таким образом, чтобы детям с нарушением зрения было интересно учиться, фантазировать, познавать мир и творить? Как заинтересовать их и привлечь родителей к формированию надлежащего уровня конструктивной деятельности и формированию творческого воображения?

Работая в рамках данной проблемы, был накоплен педагогический опыт, который лег в основу коррекционно-развивающая программа « Школа юного архитектора».

Программа создана на основе общедидактических принципах, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения с опорой на сохранные анализаторы (слуховое восприятие, тактильное восприятие) и применению специальной графики.

Хочу обратить ваше внимание на то, что в данной программе особое место занимает специальная графика. Несколько слов о ней:

Специальная графика - графика, преобразованная для детей с нарушением зрения, удовлетворяющая их потребнос­ти в различных видах деятельности. По способам выполнения она предназначена для тактильного, зрительно-тактильного и зрительного восприятия. Ею могут пользоваться слепые и слабовидящие.

Специальная графика имеет свои функции:

- познавательную функцию.

- воспитательную функцию.

- коррекционно-развивающую функцию

Немного остановимся на коррекционно - развивающей функции специальной графики. Прежде всего:

1. Графическое представление информации осуще­ствляется с учетом зрительных и осязательных возможностей детей, а также уровня развития у них познавательных про­цессов. Это происходит при помощи «пазловых схем» - прежде всего они изготавливаются на цветном фоне (желтом, зеленом), на структурной бумаге (в данном случае бархатной), каждый «пазл» должен имеет четкий контур (шириной 0.5 см), геометрические фигуры из которых строится объект, должны быть знакомы детям.

2. Для представления сложной графической информации следует применять поэтапные, промежуточные рисунки, с по­мощью которых изучаются отдельные части, детали, фрагмен­ты предметов. Например: поэтапное строительство домика: 1 этап – фундамент; 2 этап - стены, крыша; 3 этап - отдельные элементы в данном случае (труба)

3. Цветное оформление изображений должно иметь высокий цветотональный контраст. Например: стены дома (зеленые)- крыша (красная).

Опираясь на все вышеизложенное, мною был разработан свой алгоритм применения специальной графики на занятиях по конструированию у дошкольников с нарушением зрения. Он состоит из четырех этапов:

1 этап.

- На основании паралоновых «пазловых» схем - дать правильное целостное представление объектов окружающего мира, а также использовать специальную графику ( паралоновые« пазловые» схемы) для перехода от объемных к плоскостным фигурам

Так выглядит схема дома 1 этапа:

Схема дома  

2 этап.

– на основе плоскостной «пазловой» графической поэтапной   схемы, где система сборки показана стрелками - дать элементарные понятия анализа и синтеза будущих построек

Схема дома 2 этапа:

 Схема дома

3 этап.

– сформировать наглядно- образное мышление, ориентировку в пространстве c помощью сборной графической поэтапной схемы, где система сборки показана цифрами.

Схема дома 3 этапа:

 Схема дома

4 этап.

– развить творческое конструирование, ориентировку в макро и микро плоскости, графомоторные навыки- с помощью универсального трафарета и всех средств специальной графики (чертежей, рисунков, фотографий).

Универсальный трафарет:

4 

 

Предлагаем также примерные конспекты занятий самостоятельно разработанных для 1-2 этапа:

 

Тема: «Теремок».

Программное содержание: Продолжать учить соотносить результаты конструктивных действий с помощью специальной графики( « пазловой» схемы); эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий. Развивать правильное целостное восприятие объектов при помощи конструктора «ЛЕГО», связную речь. Формировать зрительно-моторную координацию ,глазодвигательные функции на занятиях по конструированию. Воспитывать интерес к продуктивным видам деятельности, творчеству.

Словарная работа: упражнять в словообразовании, продолжать обогащать речь детей высказываниями, которые сопровождают процесс конструирования.( кубик-крыша будет дом..).

Методы и приемы: демонстрация, рассказ, объяснение, игровая мотивация, упражнения, специальная графика.

Материал: настольный театр «Теремок», строительный материал (треугольные призмы,), специальная графика- паралоновые «пазловые»схемы теремков( на желтом или зеленом фоне с четкими контурами, на каждого ребенка.

Место проведения: группа.

 

Ход занятия

Воспитатель - «Ребята вы любите сказки?» (ответы детей). Хотите со мной отправиться в гости к сказке (ответы детей).

(Дети сидят на стульчиках перед настольным театром)

Зрительная гимнастика

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево - вправо посмотри

Глазки влево, глазки вправо-

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработать, не ленись!

Посидите ровно прямо,

А глаза закрой руками.

Раз, два, три – в гости

Сказка приходи.

 
Воспитатель (обращает внимание детей на настольный театр, который стоит перед детьми) - «К нам в гости сегодня пришла сказка «Теремок», послушайте ее, а кто знает слова, может помогать».
Рассказывание сопровождается показом настольного театра.
Беседа.
- Как называется сказка? Назовите тех зверей, кто поселился в домике-теремке? Как просились в теремок звери? Как отвечали звери? Кто сломал теремок? Давайте посмотрим, из чего был построен домик-теремок (ответы детей). Педагог хвалит детей, что хорошо справились с заданием и предлагает построить свою сказку (построить домики для каждого героя сказки и рассказать свою сказку).Давайте встанем с вами в паровозик и отправимся на нем в детский сад.
Динамическая пауза.

Мы едим, едим, едим

В далекие края, хорошие

соседи, счастливые друзья.

Нам весело живется,

мы песенку поем, а в песенке

Поется о том, как мы живем.

Трата-та, трата-та

мы везем с собой кота,

чижика, собаку, кошку- забияку,  

обезьяну, попугая

вот компания, какая,

вот компания, какая.  

 
Воспитатель (приехали, садитесь на свои места, всем удобно,) Давайте начинаем строить домики - теремки,а помогут нам вот такие волшебные картинки( показывает паралоновые «пазловые»схемы) и строительные детали.
- Давайте найдем домики для наших деталей (кубика, призмы). Показывает этапы строительства:
- Вот это будет домик (ставит кубик в «пазл» для кубика).
- Теперь нужна крыша (ставит призму в «пазл» для призмы).
- Получился у нас дом, хорошо нам будет в нем (предлагает детям построить такие - же домики, используя свои схемы, уточняет порядок строительства, хвалит детей). Педагог совместно с детьми говорит, следующие слова: Ну-ка домик покажись, ну-ка домик поднимись. (показывает детям, как поднять схему, чтобы домик встал на стол, совместно исправляет, если есть поломки). Домики мы построили. Педагог предлагает детям поиграть в сказку, которую они построили, начинает- Стоит домик теремок, теремок, он не низок не высок, не высок. Вот по полю, мышка бежит, увидала теремочек и стучит (дает мышку первому ребенку и просит помочь ему дальше рассказать сказку) и т.д. со всеми героями сказки.
Итог. Воспитатель хвалит всех детей, что помогли героям сказки подружиться.д\у «Улыбнись».              
 
Тема: «Одеяло для Буратино». 
Программное содержание: Дать элементарное представления о объемных и плоскостных формах, умение ориентироваться на плоскости. Развивать понятия часть-целое, диалогическую речь, умение ритмично двигатся. Формировать умение использовать полученные знания в повседневной жизни. Воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки.
Словарная работа: активизация и обогащение словаря детей за счет названиями строительных деталей (треугольная призма, кубик), плоскостных фигур (квадрат, треугольник).
Методы и приемы: игровая мотивация- помощь Буратино, рассказ, рассматривание предмета демонстрация, вопросы, ответы, объяснение, упражнения, специальная графика.
Материал: «волшебный коврик» (« пазловая схема», кубики, треугольная призма, треугольники, квадраты – демонстрационные и раздаточные).Место проведения: группа.
 
Ход занятия
Зрительная гимнастика:

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево - вправо посмотри

Глазки влево, глазки вправо-

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработать, не ленись!

Посидите ровно прямо,

А глаза закрой руками.

Снова, прямо посмотри.

Дружно за руки возьми,

На занятия пошли.

 

1. Дети идут за воспитателем на занятие, рассаживаются (в зависимости от окклюзии на стульчики). Воспитатель предлагает послушать детям сказку:

Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое одеяло. Однажды, Буратино ушел в театр Карабаса - Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры. Вот какие дыры и кусочки посмотрите:

- на какие фигуры похожи дыры?( ответы детей)

- на какие формы похожи кусочки?(ответы детей)

2. Дидактическая игра «Найди место». Воспитатель предлагает детям починить одеяло для Буратино с помощь кусочков ( кубики, треугольные призмы) найти, где их место. Воспитатель контролирует правильность выполнения поставленной задачи, хвалит детей за выполненную работу. Обращает внимание на то, что кубики и треугольные призмы превратились в треугольники и квадраты, дети отвечают на вопросы воспитателя:

- где квадраты?

- где треугольники?

Динамическая пауза:

Дидактическая игра «Где, чей домик?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на два больших домика 1- домик для треугольников, 2- домик для квадратов. Делит детей на 2 подгруппы – одни занимают домик квадрата, вторым – занимают домике треугольника. По сигналу воспитателя « дети гуляют»- выходят, из своих домиков, гуляют на коврике, по сигналу «все в домик»- дети возвращаются в свои домики. Игра повторяется 2 раза.

Занятие продолжается.

Итог. Воспитатель хвалит детей, что помогли Буратино починить одеяло с помощью квадратов и треугольных призм и были внимательными во время игры (отмечает кто лучше всех находил свои домики квадратов и треугольников).

 занятиезанятие

 

Литература:

1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2000.- 240 с.

2. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения.- М., 1973.

3. Конышева Н.М. Конструирование как средство развития младших школьников на уроках ручного труда: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – М.; Флинта, 2000.- 88 с.

4. Литвак А.Г. Воспитание слепых и слабовидящих // Тифлопсихология. – М., 1985.

5. Методика обучения изобразительно деятельности и конструированию

/ Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Просвещение. 1991. – 256 с.

6. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М., 1999.

7. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – Калуга, 1998.

8. Поддьяков Н.Н. и др. Умственное воспитание детей дошкольного возраст. - М.: Просвещение, 1998. – 192 с.

9. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М., 1980.

10. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 312с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп»

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Экологический калейдоскоп» Образовательная область: «Познавательное развитие». Цель: формирование понятия об экологической культуре у дошкольников. Задачи: сформировать у детей основные природоведческие представления и...

Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Во саду ли…

Многофункциональное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Во саду ли в огороде» Актуальность Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного и речевого развития...

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных…

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством организации современных форм социальных акций Современные условия жизни сопряжены не только с проблемами...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения о методе...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Весна пришла» Цель: Развитие и закрепление лексико-грамматического строя речи и...

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Ярмарка в…

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Ярмарка в Золотом кольце» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса...