«Формирование доступных представлений у старших дошкольников о профессиях железнодорожников»
(из опыта работы)

Современные условия, интенсивное развитие научно-технического прогресса, высокие требования к профессиональным качествам специалистов диктуют новые требования к воспитательно-образовательному процессу в дошкольных образовательных учреждениях. Он рассматривается как первая ступень в профессиональной ориентации подрастающего поколения. Являясь детским садом открытого акционерного общества «Российские железные дороги», одним из приоритетных направлений своей работы считаем приобщение детей к труду на железной дороге, воспитание уважения и интереса к истории, технике и профессиям железнодорожников.

 

1. Значение ранней профориентации для воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

«Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отражённые в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…,» -- пишет один из крупнейших исследователей в области нравственно-трудового воспитания дошкольников В.И.Логинова. Овладение любой профессией станет намного проще, если каждый человек ещё в детстве будет получать соответствующие представления, навыки и умения.

Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как звенья единого процесса. С. Л. Рубинштейн писал: "Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается, т.е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создавало человечество; ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь…" Активная деятельность ребенка и его общение с взрослыми выступают основными условиями усвоения им социального опыта (Л. С. Выготский, О. Е. Смирнова, В. С. Мухина, А. К. Маркова).

Обратившись к историко-этнографическому материалу, нетрудно убедиться в том, что в обществах, характеризующихся простыми способами и средствами производства (собирательство, охота, рыболовство, простейшие формы земледелия), дети, едва овладев движениями и самостоятельным перемещением, фактически включаются в деятельность по жизнеобеспечению своей семьи, в труд.

Вот характерное и типичное свидетельство: "С очень ранних лет мансийские дети втягиваются в рыбный промысел. Они еле-еле ходят, а родители уже берут их с собой в лодку. А как только начинают подрастать, для них часто делают маленькие весла, обучают управлять лодкой, приучают к жизни реки". Н. Н. Миклухо-Маклай пишет о детях папуасов: "Мне частенько приходилось видеть … как маленький мальчуган лет четырех пресерьезно разводил огонь, носил дрова, мыл посуду, помогал отцу чистить плоды…" Если взрослые ожидают и тем более поощряют участие дошкольника в доступных ему видах труда, то деятельность с полным набором определенных признаков труда возможна уже в дошкольном возрасте. Если взрослые так организуют ориентировку ребенка в явлениях общественной жизни, что существенным звеном этих явлений оказывается трудовая деятельность, то уже у старших дошкольников и тем более у младших школьников возможны упорядоченные, детальные и разнообразные представления о разных видах труда взрослых [12].

Проведены значительные исследования по вопросам развития и формирования у детей представлений о труде взрослых (Д. Б. Эльконин, С. П. Крягжде, Н. С. Пряжников, В. А. Ященко, В. И. Логинова, П. А. Шавир, В. И. Тютюнник, Л. А. Мишарина, В. Н. Парамзин). Но авторы, в основном, рассматривают вопросы овладения ребенком трудовыми операциями и навыками, а не ориентацию его в сфере будущей профессиональной деятельности, выявления и развития профессионально важных человеческих качеств.

Однако "…профессионально важные человеческие качества надо не только "выявить", но и во многом и "заложить" в человека средствами воспитания, образования и организации его деятельности. Это предполагает активность не только педагога, но и самого подрастающего человека. И в меру этого мы говорим о возможности формирования доступных представлений у старших дошкольников о профессиях взрослых, а в частности профессиях железнодорожников.

Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека.

 

2. Проблема трудового воспитания в комплексных программах

Ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

Цели и задачи по формированию доступных представлений у старших дошкольников о профессиях железнодорожников представлены в следующей схеме (см. приложение 1).

Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Разработчики программ дошкольного образования включают в различные разделы этого документа сведения о деятельности взрослых, их труде, условиях и целях труда, формирование трудовых навыков и т. п. с целью общего развития детей и ориентации их в профессиональной деятельности взрослых.

В последние 15—20 лет в дошкольных образовательных учреждениях реализуются в основном "Программа воспитания и обучения в детском саду" (под ред. М.А. Васильевой) и такие, как программа "Радуга", "Развитие", "Детство".

Из анализа каждой отдельно взятой программы видно, что при всех их достоинствах вопросам ознакомления детей с трудом взрослых, их профессиями в большинстве из них уделяется косвенное внимание. Более конкретная постановка задач в данном воспитательно-образовательном направлении отмечается в программе "Детство" и программе М.А. Васильевой.

Программа М.А. Васильевой предусматривает формирование представлений детей о труде взрослых в процессе занятий, что в какой-то степени можно рассматривать как элемент формирования представлений о мире профессий. Она знакомит детей 5—7 года жизни с трудом людей ближайшего окружения и их профессиями (от 2 до 12 профессий). При всей универсальности программы М. А. Васильевой в целом все разделы ее, где дети на занятиях знакомятся с трудом взрослых, дают довольно ограниченное представление о профессиональной деятельности взрослых, о мире профессий, а в разделе "Игра" такая задача вообще не ставится.

Более полно, на наш взгляд, данное направление представлено в программе "Детство". В целом же наиболее распространенные в практике ДОУ программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование возможностей игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий. Из всего вышесказанного видно, что существует необходимость разработки программы по формированию представлений о профессиях железнодорожников.

 

3. Понятие о формировании доступных представлений о профессиях железнодорожников

Под формированием доступных представлений о профессиях железнодорожников мы понимаем создание лёгких для понимания образов, основанных на полученных знаниях, о трудовой деятельности на железной дороге. Эти представления можно разделить на следующие группы:

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О
о профессиях, существующих в системе железнодорожного транспорта об инструментах, оборудовании, специальной техники для осуществления трудовых процессов о результатах труда о взаимосвязи железнодорожных профессий между собой о значении трудовой деятельности на железнодорожном транспорте

 

4. Педагогическая практика

В своей педагогической деятельности в области формирования доступных представлений о профессиях железнодорожников мы опираемся на разные виды научной деятельности (см. приложение 4): психологию, педагогику, валеологию, охрану безопасности жизнедеятельности и физическое воспитание. Знание особенностей развития психических процессов у дошкольников позволяет правильно вести диагностическую работу, по результатам которой ведётся коррекционно-образовательная деятельность.

Опираясь на знания по педагогике, ведётся обучающая деятельность, которая имеет различные способы организации детей: это занятия, игра, творческие дни, целевые экскурсии и прогулки, праздники, досуги и развлечения, встречи с железнодорожниками различных профессий.

Чтобы вырасти успешным в жизни человеком, необходимо с детства приобщаться к здоровому образу жизни и укреплять физическое и психическое здоровье. В этом неоценимую помощь нам оказывают методические материалы по физическому воспитанию и валеологии. И, безусловно, нельзя обойти стороной правила безопасности жизнедеятельности.

В связи с отсутствием специальной литературы большое внимание уделяется обучению педагогов и самообразованию. В детском саду уже второй год работает «Школа педагогических идей». Цель её работы – расширение знаний педагогов о формах и методах профориентационной работы, получение знаний о работе и структурных подразделениях железной дороги, о существующих железнодорожных профессиях. На консультациях рассматривался материал о зарождении и развитии железных дорог, о первых железных дорогах в России, об истории Юго-Восточной железной дороги. Интересный материал был представлен о детских железных дорогах, о ремонтно-путевой технике, о локомотивах. Работа «Школы педагогических идей» помогает педагогам детского сада спланировать свою деятельность с воспитанниками, грамотно наполнить её материалом по железнодорожной тематике, найти интересные формы работы с детьми, обменяться друг с другом своими находками и идеями. Помимо консультаций ежеквартально проходят заседания «Круглого стола», а также семинары-практикумы, педагогические чтения, диспуты, многие вопросы обсуждаем на заседаниях педагогического совета. Для каждой возрастной группы разработаны перспективные планы работы, создана предметно-развивающая среда. Вместе с родителями и детьми собираем свою библиотеку художественной, научной и публицистической литературы о железной дороге и людях, работающих на ней.

Свою работу мы начали с выявления знаний детей о труде их родителей, основная часть которых является сотрудниками открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Многие знали, кем работают мама и папа (проводник, машинист, начальник службы перевозок), а вот что они делают, знали немногие. На вопрос: «Зачем работает мама (папа)?» — дети отвечали: «Чтобы купить конфет (велосипед, красивое платье маме)» и т. д. Нас очень беспокоило, что в труде дети видят только удовлетворение личных потребностей, не понимают общественной направленности трудовой деятельности людей. Результаты бесед с детьми убедительно показывали необходимость ведения плановой, систематичной работы по формированию у детей правильных представлений о труде родителей, его общественной значимости.

Но как это сделать с учётом возрастных психологических особенностей детей, имеющегося у них социального опыта и знаний? Организовать наблюдения за деятельностью железнодорожников невозможно. Решили использовать в этих целях художественную литературу, видеофильмы, фотографии. Воспитатели подобрали детскую художественную литературу на эту тему, иллюстрации, фотоснимки, на которых запечатлена работа на железной дороге и люди, которые там трудятся. На фотографиях и иллюстрациях дети увидели людей железнодорожных профессий, вокзалы, ремонтно-путевую технику, первые паровозы, изобретателей первого паровоза братьев Черепановых и многое другое, а из рассказов воспитателей узнали о поездах международного сообщения, об организации туристических перевозок, о первом министре путей сообщения Павле Петровиче Мельникове.

Этой теме посвящаем занятия как в целом, так и с элементами железнодорожной тематики. Это могут быть занятия познавательные, по развитию речи, логопедические, по музыкальному и экологическому воспитанию, занятия по охране безопасности жизнедеятельности, художественной литературе и обязательно по изобразительному искусству и художественной деятельности. По форме они могут быть традиционными, интегрированными, занятия-путешествия, КВН, занятия-экскурсии. На подобных занятиях воспитатель стремится расширять знания о железнодорожных профессиях, прививать интерес к работе железнодорожного транспорта, развивать чувство гордости за родителей, работающих на железной дороге, умение правильно оценить значение любой трудовой деятельности.

Особый интерес у ребят вызвал цикл интегрированных занятий о музеях-станциях. О Бородинском сражении ребята уже читали, смотрели фильм, но о том, что к 190-летию Бородинского сражения 7 сентября 2002 года состоялось открытие обновлённой станции Бородино, услышали впервые на интегрированном занятии (развитие речи + познавательное). Из рассказа воспитателя Корневой Ирины Владимировны воспитанники подготовительной группы узнали, что к этой дате был полностью восстановлен исторический облик станции Бородино, построенной ещё в 1869 году. Цель этой реконструкции – повысить качество обслуживания туристов, способствовать возрождению духовных традиций, славы, доблести русского воина. Ещё в начале 20 века работники железнодорожной линии Москва-Брест начали создавать первый музей Бородинского сражения. Он был открыт в 1903 году в одном из залов вокзала ст. Бородино. Во время Великой Отечественной войны здание станции было разрушено и после восстановления для музейной экспозиции уже не использовалось. Теперь же вновь в одном из залов ожидания была открыта экспозиция, посвящённая Отечественной войне 1812 года. Обновлённая станция отвечает всем современным требованиям, но сохранены и отреставрированы все архитектурные детали 19 века. Также на занятии звучали отрывки из поэмы М.Ю.Лермонтова «Бородино», показывались отрывки из экранизации романа Л.Н.Толстого «Война и мир» режиссёра Сергея Бондарчука.

Следующее в этом цикле занятие по художественной литературе было посвящено изучению стихов Сергея Есенина о природе, в контексте которого ребята узнали о том, что к 110-летию со дня рождения Сергея Есенина на станции Дивово после реконструкции открылся вокзал. Рядом с этой станцией расположено село Константиново, до которого поэт добирался домой со станции Дивово. После капитального ремонта вокзала в зале ожидания работает выставка с экспонатами из музея Сергея Есенина. В шести витринах размещены фотографии, письма, предметы быта того времени. На привокзальной площади установлен бронзовый бюст поэта. На мониторе компьютера ребята рассмотрели фотографии музея-вокзала, бюста поэту, музея-заповедника Есенина в селе Константиново. А в конце занятия с удовольствием прослушали отрывок из поэмы С. Есенина «Сорокауст»:

Видели ли Вы, как бежит по степям,

В туманных озёрах кроясь,

железной ноздрёй храпя,

На лапах чугунных поезд?

А за ним по большой траве,

Как на празднике оттаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребёнок?

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница.

В конце занятия ребята получили домашнее задание: 1) проиллюстрировать этот отрывок и 2) выучить его наизусть вместе с родителями.

Интересные решения задач по профориентации на занятии по развитию речи «Что можно увидеть на железнодорожном вокзале?» продемонстрировала воспитатель подготовительной группы Салазова Светлана Викторовна.

Это занятие требовало предварительной работы: сначала мы отправились на экскурсию на железнодорожный вокзал. Затем побеседовали с ребятами о том, что они увидели там, с людьми каких железнодорожных профессий встретились. Свои знания, полученные во время экскурсии, ребята продемонстрировали на занятии по конструированию, где каждый смог построить вокзал своей мечты. Такие задания являются очень хорошим стимулом для развития воображения, фантазии, памяти, интереса к железнодорожным профессиям, расширяют активный и пассивный словарный запас воспитанников.

В начале занятия по развитию речи воспитатель рассказала ребятам о происхождении слова «вокзал»: «В XIII веке английский король Иоанн Безземельный подарил служившему у него нормандскому рыцарю Воксу де Броте земельный участок на правом берегу Темзы близ Лондона. Там Вокс, построив дом, развёл большой сад. С течением времени это имение наследуют потомки Вокса. И вот в 1661 году предприимчивая Джейн Вокс открыла в нем "Новый весенний сад", предназначенный для загородных увеселений английской знати. В живописном парке устраивались фейерверки, иллюминации и гуляния, а для балов, танцев и концертов был построен большой зал, по-английски - холл. Сочетание этого слова с именем хозяйки заведения и дало общее название месту - Воксхолл. Или вокзал». Далее детям предлагается составить рассказ по своим впечатлениям от экскурсии на Воронежский железнодорожный вокзал.

Тема «Вокзал» нашла своё продолжение на занятии о железнодорожном музее-вокзале в Екатеринбурге. Воспитатель предложила детям вспомнить, как устроен Воронежский железнодорожный вокзал и кто осуществляет его каждодневную работу. Далее предложила выбрать подходящий для дальнего путешествия вид транспорта. Решили, что лучше всего выбрать поезд. И отправились на вокзал (заранее организованный в группе). В справочном бюро мы узнали расписание и номер нужного поезда до г. Екатеринбурга. В кассе приобрели билеты. Немного покушали в буфете, купили свежую прессу, чтобы не скучать в пути, а после того как объявили о посадке, вышли на перрон и услышали стук колёс приближающегося поезда (запись на CD). У нужного нам вагона нас любезно встретила проводница, проверила билеты, проводила в купе и предложила чай. Раздался гудок (запись на CD), и мы отправились в путь. И вот мы уже в Музее истории, науки и техники Свердловской железной дороги, который расположен в здании первого железнодорожного вокзала г. Екатеринбурга. На экране монитора появляется фотография вокзала г. Екатеринбурга. Дети её рассматривают и слушают рассказ воспитателя о том, что здание является памятником истории и культуры 19 века. Проект реставрации вокзала получил 2 премии: на 12 международном фестивале «Зодчество 2004» был удостоен Бронзового диплома Союза архитекторов России и получил первое место на региональном конкурсе «Рука мастера в области архитектурных и дизайнерских работ».

Далее дети рассматривают фотографии скульптур железнодорожников разных эпох перед зданием вокзала – начальника станции, путейских рабочих, проводницы, разносящей чай.  А Светлана Викторовна рассказывает о том, что экспозиция музея отражает историю науки и техники. Её можно условно разделить на две части: историческую и техническую. Историческая – от создания в России первого паровоза Ефимом и Мироном Черепановыми до современного периода железнодорожного транспорта. Сравниваем паровоз Черепановых с современным поездом по фотографиям. В экспозиции музея широко представлены модели и макеты различных видов железнодорожного транспорта, коллекции рельсов и средств связи. Можно увидеть оборудованные рабочие места машиниста электровоза, дежурного по станции и билетного кассира, показаны инструменты, механизмы и приспособления специалистов всех основных профессий железнодорожного транспорта. Далее объявлена посадка на поезд Екатеринбург – Воронеж. Мы возвращаемся в родной детский сад и делимся впечатлениями о занятии-путешествии. 

Дети очень любят физкультминутки и чистоговорки на железнодорожную тематику, например:

Мчится поезд, скрежеща,

ЖЭ, ЧЭ, ЩА,

ЖЭ, ЧЭ, ЩА.

Загудел паровоз

И вагончики повёз.

ЧУ-ЧУ-ЧУ,

ЧУ-ЧУ-ЧУ,

Далеко я укачу.

Паровоз гудит ДУ-ДУ,

Я иду-иду-иду,

А колёса стучат,

А колёса говорят,

ТАК-ТАК, ТАК-ТАК.

Едем, едем, долго едем,

Очень длинный этот путь,

Скоро до Москвы доедем,

Там мы сможем отдохнуть.

Большой популярностью среди наших воспитанников пользуются занятия по валеологии «Знакомимся со своим телом». Наш проводник по анатомии Костя Косточкин стал другом детей. Занятия проводятся с помощью обучающей программы «Моё тело. Как оно устроено?» с использованием компьютера. Дети в игровой форме знакомятся со своим организмом в в разделе «Из чего я сделан?», с работой и связанностью всех внутренних органов между собой, изучают правила составления режима дня в разделе «Я и мой день», в доступной форме получают знания о развитии психических процессов. Здесь же можно протестировать уровень развития памяти, внимания воспитанников, а также проверить знания о своём теле. Например, программа предлагает собрать скелет, расположить внутренние органы, ответить на вопросы Кости Косточкина обо всех внутренних органах и просмотреть анимационные ролики.

Следует отметить то, что широкое использование компьютерной техники в нашей педагогической деятельности оказывает неоценимую услугу в воспитании и образовании дошкольников. В своей педагогической практике мы широко используем обучающие программы («Город юных математиков», «Башня знаний», «Весёлая азбука», «Готовимся к школе со Смешариками» и т.п.). Для расширения знаний об окружающем мире большую помощь оказывают различные электронные энциклопедии: «Энциклопедия профессий», «Энциклопедия транспорта», «Хочу всё знать», «Большая детская энциклопедия», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия». А на тестирование на компьютере дети просто выстраиваются в очередь.

Один раз в месяц в детском саду проводятся творческие дни. Цель таких дней, прежде всего, повторить и закрепить то, что было изучено за месяц на занятиях и других видах деятельности, развивать творческие и умственные способности, интерес к обучению и, конечно, к железнодорожным профессиям. Примером проведения творческих дней может служить такой день в подготовительной группе «Мы едем, едем, едем…». В течение дня дети совершают увлекательное путешествие по станциям (режимным моментам). Первая станция «Спортивная» - ритмическая гимнастика с элементами йоги, вторая – «Заправочная» - проводится завтрак. Перемещаемся к третьей станции, которая называется «Деревня моей бабушки». Мы отправляемся в гости к бабушке знакомиться с домашними животными, садовыми и огородными растениями, а поедем туда, конечно же, на электропоезде. Вспомним правила безопасного поведения на железной дороге и поведения в общественном транспорте. Следующая остановка – станция «Литературная». Здесь мы почитаем и обсудим любимую сказку. Далее остановимся на станции «Игротека» (прогулка, подвижные и спортивные игры, строительство железной дороги из песка). Шестая станция – «Следопыты» (наблюдения в природе – по муравьиной тропе). Далее на нашем пути встречается станция «Фантазёры». Попав на неё, проведём игру-беседу. Потом проезжаем мимо станции «Заправочной», необходимо пообедать. Следуем на станцию «Сонная». На следующей станции «Дом художника» предлагается выразить впечатления от прошедшего дня. И последняя станция в нашем путешествии – станция «Театральная» (спектакль с участием детей).

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Ролевая игра особенно чувствительна к сфере человеческой деятельности, труда и отношений между людьми. Игра – это историческое образование, и она возникает тогда, когда ребёнок не может принять участие в системе общественного труда, поскольку для этого он ещё мал. Но ему хочется войти во взрослую жизнь, поэтому он это делает через игру, немного соприкасаясь с этой жизнью. Ребёнок стремится действовать как взрослый, осваивая окружающий мир. «Эмоционально наполненное вхождение в жизнь взрослых, действенное выделение общественных функций и смысла человеческой деятельности – основное значение ролевой игры для развития ребёнка», - пишет Д.Б.Эльконин. Сюжеты для игр дети обычно выбирают из жизни. Постепенно, с изменением действительности, приобретением новых знаний и жизненного опыта, меняются содержание и сюжеты ролевых игр. Поэтому такие сюжетно-ролевые игры, как «Мы машинисты», «В поезде», «Путешествие с железной дорогой» способствуют формированию представлений о профессиях железнодорожников. С этими же целями нами используются и другие игры: «Угадай звук» (дети слушают запись на CDразных звуков, связанных с работой железнодорожного транспорта), и угадывают, что это за звук. Это может быть звук на железнодорожном переезде, на сортировочной станции, стук колёс, гудок и т.д., «Узнай по описанию», «Кому что нужно?», «Кто что делает?». Активно используем и настольно-печатные игры такие, как «Соедини линиями», «Четвёртый лишний», «Лото профессий».

Важную роль в расширении представлений о железнодорожном транспорте, в формировании интереса к истории развития и зарождения железных дорог играют творческие игры. Например, «Как всё начиналось». Она требует проведения предварительной работы с детьми. На занятиях, во время бесед, на кружковых занятиях воспитатели знакомят ребят с историей возникновения железной дороги, рассказывают о первых паровозах и о первых железнодорожных профессиях. На занятии по конструированию ребята из напольного конструктора строят паровоз. Воспитатель, учитывая пожелания детей, распределяет роли. И мы отправляемся в путешествие по первой железной дороге из   Петербурга в Царское Село. Первое, что оказывается интересным для детей то, что, оказывается, первые железнодорожные билеты изготавливались из меди и латуни. Пассажир, добравшись до пункта назначения, обязан был сдать "проездной документ" кондуктору. Это экономило государству металл и денежные средства.

 Поездка на первых российских поездах обходилась путешественникам недешево. Билет первого класса стоил 1 рубль 40 копеек, третьего - 90 копеек, тогда как на 3 рубля в 30-е годы XIX века можно было приобрести… корову. Потом появились и бумажные билеты, но, поскольку они были одноразовыми, долгое время такую роскошь мог позволить себе только очень богатый человек. А простые люди продолжали пользоваться «жестянками» - так они ласково называли свои проездные документы. В процессе игры дети узнают, что рельсы были чугунные, быстро изнашивались. Рельсы раньше были легче, чем современные. Первый поезд мчался с невиданной по тем временам скоростью – 64 километра в час, а расстояние в 26 километров преодолевалось менее чем за полчаса. Для сравнения, на этот же путь человек на лошади тратил 3-4 часа. Официальное открытие участка железнодорожного полотна между Петербургом и Царским Селом состоялось 30 октября 1837 года. По этому случаю были отчеканены бронзовые медали, выпущены миткалевые платки с изображениями паровозов.

В первый год работы Царскосельской дороги по ней было перевезено более 700 пассажиров, были построены первые железнодорожные станции, гостиницы и рестораны. Но главное, что доказали первые рельсы России - в нашей стране с её суровыми климатическими условиями и огромными расстояниями железные дороги работают надёжно! Топливом для первых поездов служил уголь. Постоянно поддерживать огонь в топке и забрасывать уголь должен был кочегар, нелёгкий труд был у него. Знакомимся ещё с одной из первых железнодорожных профессий – профессией тормозильщика. Первые тормоза, применявшиеся на железных дорогах, приводились в движение рабочими-тормозильщиками, которые находились на тормозных площадках каждого вагона поезда. С машинистом тормозильщиков соединяла длинная верёвка, которая тянулась вдоль всего состава и крепилась к свистку паровоза. По сигналу машиниста тормозильщики приводили в действие ручные тормоза. Понятно, что безопасность движения поезда зависела от быстроты реакции, силы и ловкости представителей этой забытой теперь профессии.      И ещё одна интересная деталь: впереди идущего поезда стали пускать всадника на коне, который скакал перед паровозом и трубил в рожок. Вдоль железнодорожного пути расставляли сторожей. Они цветными флажками подавали машинисту паровоза знаки, можно ли ему ехать или путь занят.

Потом на паровозах установили паровые свистки, а вместо сигнальщиков - столбы с воздушными шарами. Если машинист видел в небе поднятый шар, он знал, что путь свободен и можно ехать. На смену шарам пришли семафоры – высокие мачты с поворачивающимся крылом. О том, что путь занят, семафор сигнализировал горизонтальным положением крыла, а когда путь был свободен, крыло поднималось вверх. Cемафоры устанавливали перед въездом на станцию и в конце каждого станционного пути. Самые первые сигналы имели всего два значения: «проезд запрещён» и «проезд разрешён».

Первые паровозы были маломощными, порядка 54 лошадиных сил. Такую меру мощности придумал британский изобретатель Джеймс Уатт в XVIII веке, когда главным помощником человека в перемещении тяжестей была лошадь.

А сейчас мы проезжаем мимо каких-то строений. Что это? Паровоз тоже требует заботы: его перед работой надо напоить водой и дать в дорогу угля. Так появились локомотивные депо - специальные большие сараи, в которых устраивали отдельные помещения на каждый паровоз, где также хранились инструменты для ремонта. Поезда, как лошадей, держали в сараях!Когда изобрели тепловозы и электровозы, депо пришлось переделывать. Появились мощные подъёмные краны, устройства для подачи топлива и смазочного масла, удлинились смотровые канавы, в которых рабочие осматривают нижние части поездов. В современных депо широко применяют вычислительную технику для диагностики локомотивов! В конце игры обязательно подводятся итоги: что увидели и узнали интересного во время путешествия по первой железной дороге.

Нельзя обойти вниманием ту огромную помощь, которую оказывают нам родители. Наш детский сад посещают дети работников ОАО «РЖД». Схема взаимодействия педагогов и родителей представлена в приложении 2. Родители с большим пониманием откликнулись на наш призыв принять участие в профориентационной деятельности детского сада. С их помощью в детском саду организован железнодорожный мини-музей. Основная часть экспонатов была представлена ими. Родители сделали для детского сада красочный альбом о Юго-Восточной железной дороге. Совместно с ними создан альбом о семейных железнодорожных династиях. Но самыми запоминающимися событиями являются встречи с родителями, на которых они рассказывают о своём труде, а потом организовывают экскурсии на своё место работы.

 

5. Итоги работы по формированию доступных представлений о профессиях железнодорожников

Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок, рассказы воспитателей, родителей, занятия, игры, праздники обогатили представления детей о труде взрослых на железной дороге, а, имея эти представления, они стали осознавать, что их родители, нужные всем люди, что труд их почетен. У ребят появился интерес к трудовой деятельности взрослых. Ребята со всей серьёзностью стали относиться к укреплению своего здоровья – ведь без этого нельзя стать железнодорожником. Обогатились игры детей. Они теперь с удовольствием играют в «железную дорогу». В играх берут на себя роли машинистов и проводников, диспетчеров и дежурных по станции, проявляют много выдумки и творчества. Ребята вместе с воспитателями с увлечением делали атрибуты для сюжетно-ролевой игры «На вокзале». В своих творческих работах дети старались изобразить паровозы, поезда, товарные поезда, детские железные дороги и тех, кто там трудится. Интересней и осознанней стали высказывания детей. Они давали оценку отношениям людей к своим трудовым обязанностям, замечали взаимосвязь трудовых процессов, общественную направленность труда. Многие выражали желание в будущем избрать профессию железнодорожника.

А также результаты нашей работы видны в процессе проведения диагностики сформированности представлений о профессиях железнодорожников. Нами разработаны показатели и их характеристика для оценки уровня знаний воспитанников (см. приложение 3). Сравнивая результаты тестирования в начале и в конце прошлого учебного года, мы видим положительную динамику. Дети проявляют интерес к профессиям железнодорожников, гордятся своими родителями, работающими на железной дороге, дают грамотную оценку результатам труда взрослых, демонстрируют хорошие знания различных видов железнодорожного транспорта, ремонтно-путевой техники. Эти результаты вдохновляют нас на дальнейшее продолжение и развитие работы в этом направлении, на поиск новых педагогических решений этой задачи.

 

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Психология.— М., 2000.

2. Горшколепова И.В. Педагогика для студентов ВУЗов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

3. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М., 1988.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д, 1996.

5. Красновский Л.И. Опыт ранней профориентации// Дошкольное воспитание. – 1991. – №10.

6. Логинова Л.И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых.// Логинова Л.И. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., 1976.

7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.

8. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. – Москва: Высшее образование,2007.

9. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

10. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

 

Полную версию работы с приложениями, можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Перспективный план проекта «Шаг навстречу к космосу!»

Перспективный план проекта «Шаг навстречу к космосу!»

Экологический проект во второй младшей группе «Обитатели леса. Как животные…

Экологический проект во второй младшей группе «Обитатели леса. Как животные готовятся к зиме» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Длительность: краткосрочный проект. Участники проекта: дети второй...

Доклад на тему: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании…

Доклад на тему: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников» «Здоровье – это главное жизненное благо». Януш Корчак. В современном...

Читайте также

Сообщение из опыта работы «Ребенок и книга»

Сообщение из опыта работы «Ребенок и книга» Ребенок открыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста...

Технологическая карта НОД для детей средней группы. Образовательная деятельность «Познавательное…

Технологическая карта НОД для детей средней группы. Образовательная деятельность «Познавательное развитие» Тема: «Зимнее волшебство на окне» Цель: учить детей рисовать морозные...

Режим дня в жизни дошкольника

Режим дня в жизни дошкольника Часто родители задают вопрос что такое режим дня и нужно ли его соблюдать малышу! Режим дня -...