Проектная деятельность в детском саду

Одна из актуальных задач в сфере образования – профилактика «профессионального застоя», снижающего эффективность педагогической деятельности. Сегодня традиционно используемые формы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточности обратной связи. Организация методической работы детского сада должна быть направлена на развитие профессиональной мобильности педагогов, вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением «активных методов обучения», что способствует развитию умения работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, обосновывать собственное мнение и толерантно относится к чужому.

Для того, чтобы детский сад стал успешным, он кроме прочих необходимых для результативной педагогической работы компонентов, также должен использовать современные методики и новые интеграционные технологии.

На сегодняшний день, метод проектов очень распространён в школах, но и в дошкольном образовании данный метод становится не просто популярным, но и «модным». Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, систематизировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации – школьного обучения.

Бесспорно, предлагаемая технология не универсальна. Дошкольное образовательное учреждение вообще не может быть монотехнологичным. Но все многообразные технологии должны формировать у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • Комплексные блочно-тематические занятия;
  • Интеграция:

- частичная интеграция

- полная интеграция

  • Метод проектов:

- форма организации образовательного пространства;

- метод развития творческого познавательного мышления.

Метод проекта – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

Направление интеграции

Ознакомление с окружающим миром:

  • Систематизация и углубление знаний о предметах и явлениях;
  • Развитие познавательной мотивации;
  • Формирование интереса к различным формам

познания мира: наблюдение, экспериментиро-вание, чтение, обсуждение.

Развитие речи:

  • Расширение и систематизация словарного запаса;
  • Совершенство-вание грамматической структуры речи;
  • Развитие связной речи.

Продуктивная деятельность:

  • Реализация впечатлений, знаний, эмоциональ-ного состояния детей в сюжетно-ролевых играх, инсцениров-ках, изобрази-тельном творчестве;
  • Реализация коммуникативных навыков совместной игровой и творческой деятельности.

 

Направления проектирования 

                                    

Как особая деятельность педагога – по преобразованию педагогической деятельности, приведение образовательной практики в соответствие с общественными потребностями.

Это социальное проектирование, которое является особой деятельностью детей по решению конкретных социальных проблем, например помощь взрослым, озеленение участка, цветника, проведение фестивалей, акций и прочее.

Метод проектов, как один из методов интегрированного обучения дошкольников,

Основанный в интересе последующих, который предполагает самостоятельную активность детей.

 

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Основной целью проектной деятельности в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами исследовательской деятельности детей.

Для дошкольного учреждения больше всего подходит реализация реальных проектов, а игры, имитирующие реальные дела, литературные проекты, географические «путешествия» и т.п.

Задачи проекта:

  • Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в разных видах деятельности.

Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.

Таким образом, проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (детей и взрослых).

Проектно-исследовательский метод деятельности в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей реализации в работе учителя начальной школы.

 

Литература:

1. "Технология проектирования в ДОУ" Е.С. Евдокимова.

2. Материалы сайта nsportal.ru



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по экологии на тему: «Обобщающая беседа о посеве…

Конспект НОД по экологии на тему: «Обобщающая беседа о посеве семян и выращивание рассады» в старшей группе Цель: уточнить представление о том...

«День здоровья»

«День здоровья» Средняя группа Ход мероприятия: Ведущая. - Все, кто хочет быть здоров Закаляйтесь вы со мной Утром бег и душ бодрящий Как для взрослых, настоящий На ночь...

«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира…

«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира в подготовительной к школе группе Программное содержание. Обучающие задачи: продолжать расширять представления детей...

Читайте также

Влияние игрового материала на развитие личностных особенностей детей старшего дошкольного…

Влияние игрового материала на развитие личностных особенностей детей старшего дошкольного возраста В последнее время в педагогике, так же как и во...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Природные красители»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Природные красители» Подготовительная группа Цель: создать условия для познавательно- исследовательской деятельности детей, познакомить с понятием природные красители, расширять...

Конспект открытого занятия по лепке в технике пластилинография на тему:…

Конспект открытого занятия по лепке в технике пластилинография на тему: «Космос» в подготовительной группе Цель: Научить создавать творческую работу «Космос» в...