Проектная деятельность в работе с семьей
Приоритетной функцией сотрудничества дошкольного учреждения и семьи являются приобщение родителей к нормативным компонентам дошкольного образования, информирования их о задачах, содержании и методах воспитания в детском саду. Передовыми педагогами-практиками понятие «сотрудничество» с родителями усиливается понятием «взаимодействие» как категорией, отражающей процессы воздействия объектов друг на друга, взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого.
Взаимодействие – универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.
Думается, что действенной формой повышения воспитательной культуры родителей и модернизацией информационно-просветительской функции сотрудничества может считаться один из методов активного обучения – метод проектов.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.
Современные исследователи – психологи (В.П. Бедержанова, О.С. Газман, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) отмечают: «Дошкольник еще не может быть субъектом, т.е. автором, творцом, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их».
По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему.
Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов; наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не мешали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества. Как правило, темой проектов становится определенный раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.
Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны. Например, педагоги Л.С. Киселева, Г.С. Лагода и М.Б. Зуйкова в младшем дошкольном возрасте определяют их как:
- вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль взрослого);
- активизация искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе со взрослым);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практический опыт).
В старшем дошкольном возрасте это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленных задач;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте: руководитель, участие на всех или отдельных этапах; консультант, материально-техническая поддержка и др.
Становятся традиционными фестивали, выставки и конкурсы семейного проектирования.
Семейное проектирование – шаг к повышению компетентности родителей и возможность продуктивного взаимодействия взрослых и детей.
Примерное распределение совместных проектных действий родителей и детей на этапах проектирования.
Этапы проектирования |
Действия родителей |
Деятельность детей |
Подготовительный |
Формулируют проблемы, определяют темы, цели (зачем) и сроки. Планируют предстоящие дела и определяют средства. |
Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел, определении средств реализации. |
Аналитический |
Проводят совместный поиск информации в литературе, Интернете, обращаются за помощью к специалистам. Анализируют, дискутируют, предлагают выбор модели –аналога. Составляют алгоритм действий, распределяют обязанности и поручения. |
Организуют совместный поиск информации. Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы. Отстаивают свои позиции в дискуссии, принимают поручения, договариваются с другими участниками проектирования. |
Основной |
Привлекают детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму. Реализуют основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, разучивание, рассматривание, сравнение, согласование, экспериментирование, приобретение, оформление, изготовление, беседы, обсуждения и т.д). Готовят сюрпризы и призы втайне от других. Проводят совместные и индивидуальные репетиции. |
Участвуют в экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях. Готовят сюрпризы, обращаются за помощью тогда, когда невозможно сделать самостоятельно что-либо. |
Презентационный |
В обусловленный срок участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности. |
Наряду со взрослыми участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности на равных. |
Рефлексивный |
Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз? |
Отвечают на вопросы и задают их. Намечают темы следующих проектов. |
Алгоритм разработки проектов (по Е.С. Евдокимовой)
Этапы |
Задачи |
Деятельность проектной группы |
Деятельность научно-методической службы |
Начальный |
Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. |
Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания. |
Мотивация проектирования, объяснение цели проекта. |
Планирование |
Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. |
Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерии успеха. |
Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение. |
Принятие решения |
Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. |
Работа с информацией. Синтез и анализ идей. |
Наблюдение, консультации. |
Выполнение |
Выполнение проекта. |
Работа над проектом, его оформление. |
Наблюдение, советы (по просьбе группы). |
Оценка результатов |
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). |
Участие в коллективном анализе проекта и самооценке. |
Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо). |
Защита проекта
|
Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. |
Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. |
Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Освоение проектных действий детьми дошкольного возраста.
Этап проектной деятельности |
Возраст |
||
4-5 лет |
5-6 лет |
6-7 лет |
|
Подготовительный |
Интегрирующее начало, отвечающее потребностям детей. Обозначение взрослым проблемы. |
Выделение (взрослым или ребенком) проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон. |
Выделение проблемы (детьми либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон. |
Целеполагания |
Определение взрослыми цели проекта, его мотивация. |
Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности. Прогнозирование результата. |
Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности. Прогнозирование результата. |
Планирования |
Привлечение детей к участию планирования деятельности и реализации намеченного плана. |
Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта. |
Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого, как партнера), определение средств реализации проекта. |
Исполнительский |
Совместное движение взрослых и детей к результату: «делание вместе по образцу», выполнение отдельных несложных поручений. |
Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых. |
Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижения договоренности, взаимообучение, взаимопомощь. |
Презентационный |
Представление продукта проектной деятельности. |
Представление продукта проектной деятельности. |
Представление продукта проектной деятельности. |
Рефлексивный |
Совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата. |
Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснения причин успехов и неудач. |
Обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснения причин успехов и неудач. |
Проектировочный |
|
Совместно с детьми определение перспектив проектирования. |
Определение перспективы развития проектирования. |
Используемая литература:
1. Л.Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2010г.
2. А.А. Майер , О.И. Давыдова «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2011г.
3. В.С. Гайнуллова, Е.М. Зотова «Детский сад и Школа Будущего: основы сотрудничества и партнерства». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2011г.
Читайте также |
---|
Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода»…
Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода» Проблема: дети дошкольного возраста не понимают ценность окружающей природы, ее роли в...
Использование интерактивных игр-презентаций в современном образовательном процессе ДОУ по развитию…
Использование интерактивных игр-презентаций в современном образовательном процессе ДОУ по развитию творческой активности дошкольников в процессе познавательной деятельности Образование не стоит на...
Лэпбук «Домашние животные»
Лэпбук «Домашние животные» Дети в дошкольном возрасте очень любят домашних животных. Современные дети очень мало контактируют с домашними животными, т.к. живут...