Экологическое образование дошкольников
Экологическое состояние нашей планеты требует отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты.
Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учёта многочисленных взаимодействий в природе, осознание того, что человек ни властелин природы, а её часть и выходец.
Психологи и педагоги утверждают, что маленький ребенок очень тесно связан с природой, поэтому фундамент экологической культуры надо закладывать с раннего детства в семье и дошкольном учреждении. Прежде всего, ребенок должен понять, как нужно вести себя, чтобы сохранить природу, и почему не имеет право нарушать закономерности природы.
Наше дошкольное образовательное учреждение расположено на окраине города. Это живописное место, окруженное разнообразной растительностью, что дает огромные возможности педагогическому коллективу осуществлять в полной мере развитие у дошкольников экологической культуры, наблюдать в естественных условиях проживание и развитие различных животных и растений.
Началом экологического воспитания дошкольников явилось создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания в рамках реализации ФГТ.
Для педагогов были проведены ряд консультаций и семинаров: «Экологические проблемы и причины их порождающие», «Экологизация окружающей среды», «Экологическая тропа ДОУ», «Методы и приемы экологического воспитания», «Совместная деятельность взрослых и детей в процессе экологического воспитания», «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников», «Работа с родителями по экологическому воспитанию детей».
Следующим этапом работы по данному направлению было создание экологического паспорта, где собран информационный и наглядный материал о местонахождении детского сада, о его окружении, об экологических объектах, которые находятся на территории детского сада, а также за его территорией. Были разработаны маршруты в природу, экологическая тропа. Также воссоздан уголок леса, где растут первоцветы, лекарственные травы, лесные ягоды и грибы.
В помещении ДОУ оборудована экологическая комната. Здесь дети, под руководством педагогов, осуществляют уход, наблюдение за развитием растений. Изучают их особенности, приспособленности к определённым условиям среды, т.е. активизируется познавательная деятельность ребёнка, воспитывается эмоциональное отношение к живым организмам, понимание их роли в нашей жизни. Элементами предметно-развивающей среды экологической комнаты являются макеты природных зон, экспонаты природных коллекций, энциклопедическая и художественная литература, дидактические игры и материалы, гербарии, творческие работы педагогов, детей и родителей, мини-лаборатория для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, формирования научного мировоззрения. Экологическая комната выполняет как образовательную, так и оздоровительную функцию, специально подобранная музыка, упражнения для релаксации и журчание фонтана создают у детей эмоционально-положительный настрой.
Наши холлы с позиции экологизации развивающей предметной среды оформлены с учётом временных признаков (зима, весна, лето, осень). Постоянно дополняются творческими работами детей, педагогов и родителей «Золотая осень», «Волшебница зима», «Чудеса природы», «Люби и знай свой край родной» и т.д.
В группах оборудованы содержательные экологические центры, где дети ведут наблюдения в календарях природы, ухаживают за растениями, выращивают лук, рассаду томатов и цветов. Компоненты эко центров - лаборатории, где дети знакомятся с разнообразием объектов живой и неживой природы, участвуют в простейших экспериментах «Волшебница вода», «Выявление свойств лучей», «Свойства песка», «Мыльные пузыри», «Проращивание растений из семян» и т. д.. Неотъемлемой частью центров является экологический театр. Разнообразие пальчиковых, перчаточных, настольных атрибутов театра предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним. Последнее дополнение в центрах – устройства с подсветкой для рисования песком.
Педагоги ДОУ разрабатывают и внедряют новые формы работы по экологическому воспитанию дошкольников направленные на повышение экологической грамотности родителей. Опыт работы ДОУ показывает, что включение родителей в совместный с педагогами процесс по экологическому воспитанию дошкольников, позволяет значительно повысить его эффективность. Поэтому родители являются активными участниками экологических акций и праздников «День Земли», «Здравствуй лето», «Поможем птицам зимой», «Скворечник», «Посади дерево», «Вырасти цветок», «Бал цветов», «Мы - друзья природы», выставок «Дары природы», «Осенний хоровод» субботников по благоустройству территории ДОУ.
Традиционно реализуются детско-взрослые экологические проекты «Огород на окне», «Цветущая клумба», «Зимующие птицы», «Насекомые», «Человек-часть природы», «Туристические открытия». Проект «Витаминная грядка» позволяет не только углублять знания дошкольников о развитии и росте растений, но и формировать простейшие трудовые навыки, воспитывать уважение к людям сельскохозяйственных профессий. Реализация дизайн-проекта «Детский сад – цветущий сад» принесла победу в поселковом конкурсе «Территория образцового содержания 2012». Цель экологических проектов – взаимодействие детей и взрослых с окружающей природно-социальной средой, формирование экологической культуры, осознание себя в экосистеме человек - природа - общество.
Одна из эффективных форм работы с родителями - это выпуск листовок, в которых лаконично описываются правила поведения в природе, даются призывы к зимней подкормке пернатых друзей, к защите «живого» дерева ели, к бережному отношению к воде и т.д.
Формирование экологической культуры, экологического сознания у дошкольников процесс длительный и не простой. Решающим фактором в формировании практических навыков экологически осознанного поведения является поведение взрослых, в первую очередь педагогов и родителей. Если ребенок видит, как взрослые любовно ухаживают за растениями и животными, общаются друг с другом, как продуманно ведут себя в природе, он фиксируют соответствующие эмоциональные реакции взрослых, формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных. Поэтому экологическое образование и воспитание должно вестись ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и взрослых
Читайте также |
---|
Лэпбук «Фрукты»
Лэпбук «Фрукты» В дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игровой форме. Для знакомства детей с фруктами можно использовать дидактические игры...
Упражнения на суше для подготовительной части занятия по плаванию, в…
Упражнения на суше для подготовительной части занятия по плаванию, в старшей и подготовительной к школе группе детского сада Образовательная область: Физическое...
Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе. Тема:…
Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе Тема: Выполнение аппликации из бумаги «Подарок для зайчика» в технике обрывной...