Сайт для воспитателей детских садов




( 0 Голосов ) 


Психологический аспект игры и цели, которые можно достичь играя

Консультация  для педагогов

 

Игра – особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане. Игра развивается от процессуальной игры через сюжетно-ролевую игру к игре с правилами.  

Психологические условия возникновения творческой игры в дошкольном возрасте.

1. наличие игровой мотивации (интерес к игре, желание играть, стремление взять на себя определённую роль).

2. знания о тех явлениях, событиях, людях, которые ребёнок будет изображать в игре.

3. наличие игровых умений и навыков (умение придумать сюжет, взять на себя роль, создать образ, подобрать игрушки).

4. удовлетворение от игры.

Игра дидактическая. Специально созданная игра, выполняющая определённую дидактическую задачу, скрытую от ребёнка в игровой ситуации. Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения – разновидность обучения, ребёнок овладевает знаниями и умениями.

Игра-драматизация строится с опорой на сюжетную схему литературного произведения или сказки. Роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения.

Игра процессуальная характерна для раннего возраста, является начальным этапом в развитии сюжетно-ролевой игры.

В игре процессуальной развиваются наглядно-образное мышление, воображение, речь, произвольность.

Этапы развития процессуальной игры:

  1. подражание отдельным действиям взрослого;
  2. самостоятельные попытки воспроизведения действий взрослого;
  3. постепенное выстраивание логически вытекающих друг за другом действий;
  4. увеличение числа используемых игрушек;
  5. использование предметов – заместителей;
  6. творческая переработка опыта, выражающаяся в самостоятельном выборе сюжетов, игрушек, предметов – заместителей;
  7. включение в игру речи, появление моментов ролевого поведения в игре.

Сюжетно-ролевая игра

В развёрнутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых. Содержанием сюжетно-ролевой игры являются отношения между людьми. Играющие дети испытывают глубокие эмоциональные переживания. Новообразования, которые возникают на этапе сюжетро-ролевой игры: произвольность, воображение, планирующая функция мышления, децентрация играют огромную роль для психического развития ребенка.

Игра режиссерская

Особый вид индивидуальной игры, которая строится ребенком в двух планах, за себя, как за режиссера и за игрушку. Режиссерская игра способствует развитию речи, мышления, воображения.

Игра с правилами

Групповая или парная, взаимоотношения регламентированы правилами, может быть использован и сюжетный характер («кошки-мышки»). Постепенно перерастают в спортивные, интеллектуальные игры.

В последнее время произошли существенные изменения, как социальные, так и психологические. Этому способствует множество объяснений. Мы знаем. что члены семьи теперь все меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Растет число детей без «присмотра» взрослых.

Именно в игре происходит наиболее эффективное развитие личности дошкольника, всех психических процессов, особенно значимых для этого возраста: воображения, внимания, всех видов памяти, мышления, произвольности, эмоций и социальных навыков. Отличие игры от других видов деятельности в том, что игра ориентирована на процесс, а не на результат.

Цели, которые  можно  достичь, организуя игры с детьми.

1. Помочь детям ощутить единение с другими. Наиболее значимой группой для детей, разумеется, является их семья. Но чем старше они становятся, тем важнее для них принадлежность к другим группам. именно  детским. Нередко «плохое» поведение возникает из-за того, что ребенок ощущает себя изолированным и беспомощным, с помощью асоциального поведения он пытается привлечь к себе внимание. Есть дети, которым трудно почувствовать свою общность с детьми, дети с низкой самооценкой, застенчивые и неуверенные в себе. Именно игровая ситуация помогает детям справиться с трудностями, принять свои отличия от других, увидеть что и другие дети разные.

2. Игра помогает детям с надеждой смотреть в будущее, надежда-это, то на чем построены многие путешествия в страну фантазии.

3. Игра может помочь научить детей сочувствию, достичь этого можно, побудив интерес детей к тому что чувствуют и как мыслят другие дети.

4. Игра помогает детям отрабатывать позитивные способы разрешения конфликтов (проявить накопившуюся агрессию в игровой форме).

5. Игра помогает справиться со своими страхами и тревогами.

6. Игра развивает в детях чувство юмора.

Именно различные виды коллективной игры являются существенной предпосылкой развития процессов понимания другого человека и дает ему возможность опробовать разные роли.

 

Литература.

1. Е. Е. Кравцова «Разбуди в ребенке волшебника» М. «Просвещение»  «Учебная литература» 1996.

2. М.А. Панфилова «Игротерапия общения» М. 2000.



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность





Вход на сайт


Комментарии

  • Наталья
    отлично

    Подробнее...

     
  • Ludmila Sazonova
    Ocen horosij konspekt,detam ocen ponravilos vipolnat razlicnije zadanija inotgadivat zagadki.Bolsoje ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Замечательный проект, станет ещё лучше, если вы добавите театрализованны й спектакль. Его составляющие ...

    Подробнее...

     
  • Виктория Кожевникова
    В ходе НОД дети посредством познавательного материала и игровой деятельности расширяют представления ...

    Подробнее...

     
  • Галина Бенда
    Большое спасибо Вам за интересный и содержательный материал !!!

    Подробнее...