«Развиваем гармонично развитую личность через знакомство с изобразительной деятельностью»

(Сообщение из опыта работы)

 

Как старший воспитатель по должности и психолог по образованию я большое внимание уделяла организации изобразительной деятельности у детей, так как считала и считаю, что именно изобразительная деятельность несет небольшую раскрепощённость: позволяет детям выразить через рисунок своё отношение к окружающему миру, выделить своё «я» в этом мире, свою значимость. Через рисунок ребёнок выплёскивает свои негативные эмоции и заряжается положительным эмоциональным настроем, развивает фантазию и воображение. А чем больше ребёнок фантазирует, воображает, «творит», тем успешнее он развивается умственно, находя именно свои пути решения и художественные материалы для достижения цели – «рисунка». У них формируются и навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолеванию трудностей, то есть изобразительная деятельность, как и любая другая, способствует развитию волевых качеств характера. Также именно изобразительная деятельность, как никакая другая, способствует развитию мелкой мускулатуры кисти, умению правильно держать карандаш, кисточку, развивает уверенное движение руки, что способствует в дальнейшем успешному обучению в школе грамматике, чистописанию, красивому подчерку.

Я как старший воспитатель, проводя мониторинг, стала замечать, что воспитатели младших групп сталкиваются с определёнными трудностями. Дети младших групп наиболее уязвимы, быстрее устают, становятся раздражительными. Это объясняется тем, что опорно-двигательный аппарат у детей 2 -3 лет развит сравнительно слабо, двигательный опыт еще небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны. Неустойчивы эмоциональные проявления детей, процесс возбуждения значительно преобладает над процессами торможения, так как плохо развито активное торможение. Поэтому все действия детей этого возраста кратковременны, они не могут долго сосредоточиться на одной деятельности, для них характерна частая их смена. Поэтому всё обучение и воспитание поставлено, прежде всего, на игровом приёме и наглядном. Тем не менее, этот возрастной этап характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитию наглядно-действенного мышления, образованием новых форм взаимоотношений между детьми. Именно в этом возрасте закладываются все основные знания, те умения и навыки, с помощью которых ребёнок дальше будет осваивать более сложные.

Так программа для детей 2 – 3 лет предполагает рисование палочек, мазков, цветовых пятен, знакомство с основными цветами (красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный, белый). Также детей знакомят с карандашами, гуашью, красками. Дети 2 – 3 лет зачастую только в детском саду знакомятся с карандашом и бумагой, а тем более с краской. При моих беседах с родителями: «Рисуют ли у вас дети дома?» - я часто слышала: «Он всё дома измажет!», «А вдруг он засунет карандаш в ухо, нос», «А не рано ли?» и др. Таким образом, те мои трудности с детьми старшего дошкольного возраста, их закрепощённость при работе с бумагой и краской, боязнь сделать не то, испачкать, помять лист и др., шла именно от боязни взрослых дать детям свободу действий с бумагой, карандашом, краской именно в раннем дошкольном возрасте. Поэтому перед собой мы с воспитателями поставили задачу – увлечь детей процессом рисования, вызвать потребность в нём. Тем более детей этого возраста всё радует, удивляет, всё для них ново.

А чем раньше ребёнок начнёт манипуляции с карандашом, пластилином, ножницами, тем в дальнейшем у него будет больше уверенности в себе, он быстрее будет развиваться умственно, так как еще В.А. Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детском рисунке, тем умнее ребёнок». Мною были проведен ряд консультаций для воспитателей, работающих на младших группах о том какие методы и приемы работы с детьми и родителями можно использовать для достижения нашей цели. После вместе с педагогами составили план-проект «Развиваем гармонично развитую личность через знакомство с изобразительной деятельностью». Определила экспериментальную группу, чтобы можно было в сравнении увидеть результат своей работы. И с нового учебного года начали работу на проектом.

Для начала мне и моим педагогам пришлось для достижения этой цели буквально с каждым из родителей провести индивидуальную работу, о пользе рисования, лепки и вырезывания из бумаги (любой, даже газетной) ножницами. Было проведено родительское собрание на тему: «Как организовать изобразительную деятельность детей дома?», консультация: «Как организовать уголок ИЗО в домашних условиях?». Ведь только при таких условиях можно было добиться небольших результатов. В своей работе я также организовала в группе уголок ИЗО, где постоянно лежали карандаши, бумага, шаблоны, чтобы дети могли их обводить, а в дальнейшем во 2 мл. группе эти шаблоны мы учились закрашивать. Так как в этом возрасте детям сложно ограничивать свою деятельность линией, они учились рисовать, не выходя за рамки рисунка. Также для решения этой задачи я посоветовала воспитателям, в своей работе использовать игровой приём: «Помоги матрёшке украсить платье», «Рисуем красивый платочек», «Коврик для Алёнушки» и др., где герои просили помочь ему в той или иной беде, на что дети всегда с активностью откликнулись, то есть попутно решалась задача воспитания доброты, сочувствия, желание помочь ближнему. Дети 2 – 3 лет не боялись рисовать на мятой бумаге, это их не пугало, они относились к этому как к должному, детей этого возраста необходимо научить правильно, держать карандаш, кисть и по мере возможного аккуратности в работе. Всё это требовало больших физических нагрузок и много времени. Использовались как игровые приёмы, так и наглядные (у нас в гостях Малыш-Карандаш, сказка Малыша-Карандаша, Добрая фея Кисточка, танцуем вместе с Кисточкой), мазки, примакивание. По мимо занятий (по подгруппам в начала года и фронтально в конце) в основном приходилось работать индивидуально, зачастую вкладывая руку ребёнка в свою, показывать, как правильно рисовать мазок, примакивание, штрихи и только потом дать ребёнку проявить своё творчество. Детям этого возраста трудно передавать ту или иную форму предмета, стоит лишь только подводить их к передаче формы, похожей на округлую, удлинённую, предлагая нарисовать, например лужи после дождя или листья на деревьях и т.д. Но форма все, же возникает в рисунках малышей, они изображают солнечного зайчика, колобок, шарики, колечки, угощенья и т.д. И чем больше детей справлялись с этой задачей, тем аккуратнее и красивее становились их работы.

Для решения задачи по ознакомлению детей с цветами рекомендовала использовать игру – занятие «Рисование по замыслу», где дети из 2 – 4, а затем из 4 – 6 цветов (красная, жёлтая, зелёная, синяя, черная и белая) объясняли, что можно нарисовать той или иной краской (после предварительной беседы, просмотра картинок, игрушек, предметов) и предлагалось ребёнку нарисовать из выбранной краски предмет. Далее задание усложнялось, требовалось уже не только нарисовать предмет, но и выбрать нужный лист бумаги (с помощью воспитателя). Так, если ребёнок хочет нарисовать огурцы и берёт для этого зелёный лист, то предлагалось подумать, а видно ли будет «огурчики» (листочки) и накладывались на этот лист силуэты данных предметов и вместе с ребёнком выяснили, что нет, лучше взять лист другого цвета (все занятия проводились индивидуально). Также проводились игры – занятия: «Огоньки ночью», «Листочки на деревьях», «Снег кружится, порхает» и другие, где дети также закрепляли знания основных цветов и из предложенных четырёх выбирали нужный. Так, например, в занятии «Огоньки ночью» рисовали мазками на чёрном фоне и ребята выясняли, что синюю и зелёную краску плохо видно, красные «огоньки» уже лучше видно, но жёлтые лучше всех, что «огоньки» надо рисовать на тёмном фоне жёлтого цвета. Затем дети находили из четырёх предложенных на столе – жёлтую, и рисовали «огоньки» путём примакивания всей поверхности кисти к листу бумаги. Детям нравились эти задания, хотя они и давались им с большим трудом. Итак, в первой младшей группе у меня была задача – увлечь детей процессом рисования и научить правильно, держать в руке карандаш, кисть и по мере возможности аккуратности в работе, учить и различать основные цвета. Эти задачи, по-моему были решены в силу возрастных особенностей детей. Дети различали карандаш и кисточку, почти у всех получалось держать их правильно, дети с удовольствием рисовали мазки, штрихи, труднее давалось примакивание. Среди основных цветов путали синий и зелёный, красный и жёлтый, но имели первоначальные зачатки, что можно нарисовать из того или иного цвета.

Во второй младшей группе эта работа продолжилась. Тем более, что эти дети более усидчивы, чем дети в первой младшей группе, они уже больше поддаются обучению, объяснению показу. Хотя их внимание также кратковременно, действия непреднамеренны. В этой возрастной группе продолжают учить детей правильно держать кисть, карандаш, не сильно нажимая на него, рисовать мазки, штрихи (падают листья, идёт дождь и т.д.), воспитывают умение проводить прямые линии в различных направлениях: наклонные, длинные, короткие (ленточки для кукол, травка в ветреный день, коврики в полоску), а также изображать округлую форму предметов (шары, мячи, облака и т.д.). В дальнейшем учат сочетать предметы округлой формы с прямыми линиями (весёлый снеговик, ёлка, солнышко и т.д.). А затем учат рисовать четырёхугольные формы (флажок, платочек, лопатка) и сочетанию округлых и четырёхугольных форм предметов (вагончики, тележка). Как и в первой младшей группе, эффективность обучения зависит от наличия у детей заинтересованности в процессе рисования, поэтому, как и в предыдущей группе, я использовала в основном игровой приём (рисуем, играя), а также художественное слово. Детям очень нравилось играть с машинками и рисовать для них дорогу, рассматривать картинки про Винни-Пуха и Пяточка и рисовать для них воздушные шары, катать кукол в тележке и рисовать саму тележку и др. Так как процесс заинтересованности уже решался в предыдущей группе и по мере возможности (желания) дома, то дети рисовали с удовольствием не только на занятиях, но и вне, хотя их рисунки в силу не координированности движений получались схематичными, часто ребёнок что-то рисовал. Но это было понятно только ему, то есть присутствовал замысел, творчество ребёнка. Приходилось спрашивать: «Что ты нарисовал?», и после объяснения хвалить ребёнка, показать, как воспитатель нарисовала бы этот рисунок (на своём листе бумаги). Ребёнок смотрел и в дальнейшем уже старался по памяти что-то воспроизвести, более похожее к реальному. Хотя и первые рисунки очень ценны в плане зарождения своего видения предмета, развития художественного творчества.

Еще одной задачей в этом возрасте является подвести ребёнка к умению рисовать дерево, так как даже дети подготовительной группы часто рисуют его схематически (ветки идут параллельно друг другу, толстый ствол, короткие ветки). Здесь успех обучения зависит от большой предварительной работы. На прогулке мы с детьми несколько раз рассматривали деревья, уточняли, что у него есть ствол и ветки. Ствол длинный, толстый, его не обхватить руками или тяжело (дети это делали сами), а ветки тонкие, они растут вверх, «тянутся к солнышку». На занятиях дети сначала вспоминали – играли, что наблюдали на прогулке, а затем уже рисовали, после предварительного показа и объяснения. Но деревья у детей получались зачастую схематичными, у многих даже далеки от идеала, но всё равно зачатки правильного изображения присутствовали, что уже было хорошо (приходилось прибегать к индивидуальным заданиям). Так как в последующих группах к теме рисования дерева программа обучения рисованию возвращается, то я не требовала совсем правильного изображения дерева, но к своим работам мы возвращались неоднократно: дорисовывали облака, солнышко, листики, заодно вспоминая, как мы рисовали дерево.

Для обучения детей рисованию округлых и четырёхугольных предметов использовали игровые, наглядные и двигательно-осязательные приёмы. Рассматривали предмет (тележка, флажок, лопатка, платочек, кубики и др.), играли с ними, обследовали их: каждый ребёнок движением руки обводил в воздухе контур предмета и называл его, причём движения руки были продолжением движения кисточки (карандаша), «как рисуем пальчиком, так и рисуем кисточкой», прорисовывали контур предмета в воздухе сухой кисточкой.

Во второй младшей группе продолжают и знакомство с цветом. Использовались такие игры, как «Воздушные шары», «Живое домино», «Украсим ёлочку», «Спрячь мышку» и другие. Так в игре «Воздушные шары» дети сначала подбирали «шарики» и «ниточки» к ниткам и шарам определённого цвета (например, к синеё ниточке – синий шарик или, наоборот) на фланелеграфе, а затем путём рисования на бумаге (найти нужный цвет в наборе красок). В «Живом домино» на руки детей повязывались ленты различного цвета, в виде браслетов и предлагалось построить круг так, чтобы у каждого ребёнка цвет ленты, повязанной на руке, совпадал с цветом ленты соседа, стоящего с той и другой стороны. Сначала играли по три человека, а затем по четыре и пять (в конце года). Детям было трудно сориентироваться в правильности построения круга, они просто становились в круг, приходилось объяснять, что цвета «надо подружить» между собой, а они «поссорились». Причём на помощь приходили дети, которые не играли в данный момент, говорили, «что ты встал не туда», переставляли их местами, что тоже способствовало закреплению знания цветов и у других детей. Помимо того, что знакомили детей с основными цветами, познакомили детей с оттенками цветов – «тёмными» и «светлыми». Для этого использовали игру «Окраска воды». Для этого готовили на каждого ребёнка по две банки воды (из прозрачного стекла), кисть, краски (одного цвета) и предлагали детям в одной банке промыть кисточку после обмакивания в краску один раз, а в другой два – три раза и отмечали, что в первой банке вода окрасилась, но «светлая», а в другой она окрасилась «темнее», то есть цвет, оттенок зависти от насыщенности кисточки краской. Когда дети уже могли самостоятельно окрашивать воду в «светлые» и «тёмные» тона, то мы учились рисовать эти тона (оттенки) на бумаге (с использованием палитры). Капали краску на лист бумаги, промывали кисточку в воде, набирали краску от капли и рисовали «светлое» пятно (лужа – «светло-голубая» - не глубокая), набирали краску на кисточку хорошо обмакивая в краску (гуашь), получали «тёмный» цвет – «глубокая лужа». Эти задания нравились детям, они доставляли большой эмоциональный настрой детям.

Во второй младшей группе решили начать и знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования, так как это способствовало дальнейшему процессу заинтересованности, желанию рисовать, развитию художественного творчества, воображению. Знакомили детей с такими техниками рисования, как рисование пальцами, трафарет, мятой бумагой, штамп, граттаж, фотокопия. Так как этот кружок вели только один год, то могу отметить, что дети с успехом освоили такие техники рисования как: пальцами (мы рисовали ей еще в первой младшей группе), трафарет, штамп, мятой бумагой. Очень понравилось детям «печатать листьями» - «листопад». Трудно детям дается фотокопия: принцип рисования дети усвоили, но тяжело для них рисовать свечой (с нажимом) и многие старались закрасить «следы» от свечи. Но в целом кружок я думаю, удался, детям нравилось работать, узнавать, чем можно еще рисовать, если на столе нет кисточки, карандаша. Поэтому на средний возраст планируем продолжить работу по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками рисования – вести кружок, и включить туда, как закрепление, такие техники рисования, как граттаж, штамп и фотокопия, мятой бумагой, а также новые – рисование пластилином, на наждачной бумаге, монотипия. А также дальнейшее знакомство с цветом и его оттенками, холодными и теплыми тонами, развивать у детей художественный замысел, творчество, воображение. Начать знакомство с декоративно-прикладным искусством, помимо того материала, что предусматривает программа обучения.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки»  Срок реализации программы 1 год.Возраст детей 5-6 лет. 1. Целевой раздел Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Математические ступеньки»...

Дидактическая игра «Геометрический ряд»

Дидактическая игра «Геометрический ряд» Аннотация: Дидактическая игра «Геометрический ряд» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на развитие памяти, внимания, цветовосприятия. С...

«Психоэмоциональный комфорт воспитанников в ДОУ». Создание психологически безопасной образовательной среды

«Психоэмоциональный комфорт воспитанников в ДОУ»Создание психологически безопасной образовательной среды Здоровъесберегающие технологии, реализуемые в ДОУ, предполагают сохранение не только физического здоровья детей...

Читайте также

Конспект занятия на тему «Предметы личной гигиены»

Конспект занятия на тему «Предметы личной гигиены» 1.1. Тематическое направление Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. 1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее...

Наглядно-дидактическое пособие «Русские узоры. Вятская роспись» для детей младшего возраста

Наглядно-дидактическое пособие «Русские узоры. Вятская роспись» для детей младшего возраста Аннотация: Сегодня мы с интересом начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору...

Занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Математика – царица наук»

Занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Математика – царица наук» Подготовительная группа — особый возраст. Её воспитанники осознают себя самыми старшими...