Сайт для воспитателей детских садов






Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников

На примере фрагментов двух занятий рассмотрим, как работа по закреплению звуков может сочетаться с решением других задач воспитания звуковой культуры речи.

1. Программное содержание:

Укреплять артикуляционный аппарат; уточнить и закрепить правильное произношение звука Ж; учить детей слышать этот звук в словах, произносить его с различной громкостью, протяжно, дольше на одном выдохе (упражнения на звукопроизношение, на развитие голосового аппарата, фонематического восприятия, речевого дыхания).

Наглядный материал:

Игрушки: жук, ежик, медвежонок, кошка, собака, снежинки.

Картинки:

«Медведь и медвежата», «Еж и ежата», «Лошадь и жеребенок».

 

Ход занятия:

Воспитатель показывает игрушку или картинку с изображением жука, спрашивает, кто это и как он жужжит. Затем предлагает детям, сидящим в первом ряду, превратиться в больших жуков, а сидящим во втором ряду - стать маленькими жуками: «Большие жуки будут жужжать громко и долго (воспитатель вместе с детьми произносит звук Ж несколько громче обычного), а маленькие – тихо» (звук произносится детьми тише). Затем дети меняются ролями.

После этого звук Ж (тихо и громко) произносят 3-4 ребенка. Педагог обращает внимание не только на громкость его произнесения, но и на длительность, предлагая долго пожужжать.

 

Воспитатель показывает картинку с изображением медведя и медвежат и спрашивает, указывая на медведя: «Кто это?» Дети отвечают: «Мишка, медведь, Михаил Потапович». «А кто детеныш у медведя? (Медвежонок). А если их несколько? (Медвежата). Педагог показывает картинки с изображением других животных и предлагает назвать их детенышей. Затем ставит на стол игрушки (жука, медвежонка, собаку, кошку и др.) и просит назвать их. Спрашивает у детей: «В названии каких игрушек слышится звук Ж, звук, напоминающий жужжание жука?» Если какое-нибудь слово произнесено неправильно, воспитатель сам называет его, протяжно выделяя голосом звук Ж.

 

Педагог развешивает 5-6 снежинок и предлагает детям как можно дольше подуть на них (обращает внимание на правильный выдох: он должен быть продолжительным, плавным, целенаправленным).

 

2. Программное содержание:

Закреплять правильное произношение звука Ж в словах, фразах; учить произносить его четко и ясно, говорить громко и тихо, правильно пользоваться интонацией (вопросительной, повествовательной). Продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов. (Упражнения на звукопроизношение, на развитие голосового аппарата, фонематического слуха, дикции, интонационной выразительности).

Наглядный материал:

Игрушки или картинки: мальчик, жук, жираф, ножницы, флажок, жеребенок, чиж, медведь, кубик, елка.

 

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как жужжит жук. Ребята повторяют хором и индивидуально. Затем дети, сидящие в первом ряду произносят звук Ж тихо, а сидящие во втором ряду – громко.

 

Дети рассматривают картинку (или игрушку) с изображением мальчика и подбирают ему имя со звуком Ж (Жора, Женя, Сережа), выделяя его голосом. Затем воспитатель выставляет игрушки и предметы (или картинки с их изображением), просит детей громко произнести их названия и определить, в каких из них есть звук Ж. Если дети затрудняются, педагог помогает, выделяя нужные слова.

 

Затем воспитатель читает четверостишие: «Есть иголки у ежа, клюв и крылья у чижа, молока дадим ежу, крошки вкусные - чижу». Показывает иголки на картинках или на игрушке у ежа, клюв и крылья у чижа. При повторном чтении предлагает детям договаривать слова (фразу), а затем задает вопросы: «У кого есть иголки? – У ежа. – У кого есть клюв и крылья? – У чижа. – Кому дадим молока? – Ежу. – Кому дадим вкусных крошек? – Чижу».

 

Педагог еще раз читает четверостишие и предлагает повторять слова вместе с ним (индивидуально или хором). Затем дает задание одним детям спрашивать, другим – отвечать, например: «Лена, спроси у Вовы: «Есть иголки у ежа?» Вова, а ты ответь ей: «Есть иголки у ежа». Несколько ребят воспроизводят все стихотворение, отчетливо произносят слова со звуком Ж.

 

Воспитатель показывает игрушку или картинку с изображением елки и говорит: «У ели тоже есть иголки» (детям предоставляется возможность потрогать их), читает строчки из стихотворения С.Я. Маршака: «Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка – тоже». После того, как дети запомнят это двустишие, они произносят его громко и тихо, четко выделяя слова.

 

В конце занятия воспитатель предлагает детям рассмотреть окружающие предметы, тихо назвать их и определить, в каких из них есть звук Ж.

 

Библиографический список:

1. Гризик Т.И. Говорим правильно. Слушаем и беседуем. Пособие для детей 3-4 лет. Изд-во «Просвещение», 2011.

2.Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Дидактический материал, система занятий, конспекты. Изд-во «Учитель», 2009.

3. Журова Л.Е. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. - М.: Школьная Пресса, 2004.

4. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. - Волгоград: Учитель, 2006.

0 Плохо0


Новые публикации

Проект «Омская крепость»

Проект «Омская крепость» Патриотическое воспитание детей это одно из важных направлений воспитания. Действительно, любимый край, область по своему особенные. У каждого есть...

Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников

Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению...

Конспект фронтальной ООД по обучению грамоте. Тема: «Звуки С,-Сь. Буква С»

Конспект фронтальной ООД по обучению грамотеТема: «Звуки С,-Сь. Буква С» Цель: знакомство со звуками [с-сь] и буквой С. Задачи: Коррекционно-образовательные: закрепить навык различения и...

Читайте также

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Прогул…

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Прогулка в зимний лес»   Цель занятия. Обогатить знания детей о жизни птиц и...

Сценарий мероприятия посвященного празднованию 70 летия Победы в ВОВ «Этот день …

Сценарий мероприятия посвященного празднованию 70 летия Победы в ВОВ«Этот день Победы!»   Вход в зал под марш «День Победы» композитор Давид Тухманов...

Дидактическая игра «День рождения куклы Кати»

Конспект совместной игровой деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Социализация» для детей группы общеразвивающей направленности от 3 до 4-х...


Подписаться на получение новостей сайта


Комментарии

  • людмила
    спасибо за полезнуюю информацию.

    Подробнее...

     
  • надежда
    прекрасно

    Подробнее...

     
  • людмила
    спасибо .хороший конспект.

    Подробнее...

     
  • юлия
    Данный материал вполне можно использовать как "скелет" основного проекта, наполнив соответствующим и ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Поделитесь пожалуйсто музыкой!

    Подробнее...

В блогах

Конспект фронтального занятия "Проф…

19-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

МБДОУ «Детский сад «Жаворонок»       Конспект фронтального занятия в средней группе комбинированной направленности       Тема: «Профессии»                Учитель-логопед: Романова С.А.         Абакан 2019г.           «Профессии» Пальчиковая гимнастика ПЕКАРЬ — Пекарь, Пекарь, Для чего ты из баранок Сделал счеты — Подсчитать Хочу точней, Хватит ли в Москве дрожжей, И...

Комплексное познавательное занятие на т…

18-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Комплексное познавательное занятие на тему: « 12 апреля – день космонавтики». Цели: Расширить знания детей о космосе, известных космонавтах, познакомить с историей создания ракетной техники; развивать любознательность, мышление; воспитывать гордость за...

Образовательная деятельность по экологи…

18-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Образовательная деятельность по экологии Тема: « Растение – живые организмы »   Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской деятельности:   Познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная. Цель: включение детей в...

Конспект НОД по математике для детей под…

18-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Задачи: Образовательные: -  Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клеточку. - Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале, "записывать" задачи, используя "+","-","="; Закрепить   состав...

Добавить статью на сайт Заказать свидетельство