Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников
На примере фрагментов двух занятий рассмотрим, как работа по закреплению звуков может сочетаться с решением других задач воспитания звуковой культуры речи.
1. Программное содержание:
Укреплять артикуляционный аппарат; уточнить и закрепить правильное произношение звука Ж; учить детей слышать этот звук в словах, произносить его с различной громкостью, протяжно, дольше на одном выдохе (упражнения на звукопроизношение, на развитие голосового аппарата, фонематического восприятия, речевого дыхания).
Наглядный материал:
Игрушки: жук, ежик, медвежонок, кошка, собака, снежинки.
Картинки:
«Медведь и медвежата», «Еж и ежата», «Лошадь и жеребенок».
Ход занятия:
Воспитатель показывает игрушку или картинку с изображением жука, спрашивает, кто это и как он жужжит. Затем предлагает детям, сидящим в первом ряду, превратиться в больших жуков, а сидящим во втором ряду - стать маленькими жуками: «Большие жуки будут жужжать громко и долго (воспитатель вместе с детьми произносит звук Ж несколько громче обычного), а маленькие – тихо» (звук произносится детьми тише). Затем дети меняются ролями.
После этого звук Ж (тихо и громко) произносят 3-4 ребенка. Педагог обращает внимание не только на громкость его произнесения, но и на длительность, предлагая долго пожужжать.
Воспитатель показывает картинку с изображением медведя и медвежат и спрашивает, указывая на медведя: «Кто это?» Дети отвечают: «Мишка, медведь, Михаил Потапович». «А кто детеныш у медведя? (Медвежонок). А если их несколько? (Медвежата). Педагог показывает картинки с изображением других животных и предлагает назвать их детенышей. Затем ставит на стол игрушки (жука, медвежонка, собаку, кошку и др.) и просит назвать их. Спрашивает у детей: «В названии каких игрушек слышится звук Ж, звук, напоминающий жужжание жука?» Если какое-нибудь слово произнесено неправильно, воспитатель сам называет его, протяжно выделяя голосом звук Ж.
Педагог развешивает 5-6 снежинок и предлагает детям как можно дольше подуть на них (обращает внимание на правильный выдох: он должен быть продолжительным, плавным, целенаправленным).
2. Программное содержание:
Закреплять правильное произношение звука Ж в словах, фразах; учить произносить его четко и ясно, говорить громко и тихо, правильно пользоваться интонацией (вопросительной, повествовательной). Продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов. (Упражнения на звукопроизношение, на развитие голосового аппарата, фонематического слуха, дикции, интонационной выразительности).
Наглядный материал:
Игрушки или картинки: мальчик, жук, жираф, ножницы, флажок, жеребенок, чиж, медведь, кубик, елка.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как жужжит жук. Ребята повторяют хором и индивидуально. Затем дети, сидящие в первом ряду произносят звук Ж тихо, а сидящие во втором ряду – громко.
Дети рассматривают картинку (или игрушку) с изображением мальчика и подбирают ему имя со звуком Ж (Жора, Женя, Сережа), выделяя его голосом. Затем воспитатель выставляет игрушки и предметы (или картинки с их изображением), просит детей громко произнести их названия и определить, в каких из них есть звук Ж. Если дети затрудняются, педагог помогает, выделяя нужные слова.
Затем воспитатель читает четверостишие: «Есть иголки у ежа, клюв и крылья у чижа, молока дадим ежу, крошки вкусные - чижу». Показывает иголки на картинках или на игрушке у ежа, клюв и крылья у чижа. При повторном чтении предлагает детям договаривать слова (фразу), а затем задает вопросы: «У кого есть иголки? – У ежа. – У кого есть клюв и крылья? – У чижа. – Кому дадим молока? – Ежу. – Кому дадим вкусных крошек? – Чижу».
Педагог еще раз читает четверостишие и предлагает повторять слова вместе с ним (индивидуально или хором). Затем дает задание одним детям спрашивать, другим – отвечать, например: «Лена, спроси у Вовы: «Есть иголки у ежа?» Вова, а ты ответь ей: «Есть иголки у ежа». Несколько ребят воспроизводят все стихотворение, отчетливо произносят слова со звуком Ж.
Воспитатель показывает игрушку или картинку с изображением елки и говорит: «У ели тоже есть иголки» (детям предоставляется возможность потрогать их), читает строчки из стихотворения С.Я. Маршака: «Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка – тоже». После того, как дети запомнят это двустишие, они произносят его громко и тихо, четко выделяя слова.
В конце занятия воспитатель предлагает детям рассмотреть окружающие предметы, тихо назвать их и определить, в каких из них есть звук Ж.
Библиографический список:
1. Гризик Т.И. Говорим правильно. Слушаем и беседуем. Пособие для детей 3-4 лет. Изд-во «Просвещение», 2011.
2.Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Дидактический материал, система занятий, конспекты. Изд-во «Учитель», 2009.
3. Журова Л.Е. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. - М.: Школьная Пресса, 2004.
4. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. - Волгоград: Учитель, 2006.
Читайте также |
---|
Театрализованная постановка в средней группе «Эбигэ кунакка
Театрализованная постановка в средней группе «Эбигэ кунакка Цели: развивать творческих способностей дошкольников посредством театрализации, вызвать интерес детей к театрально-игровой деятельности, желание...
Дидактические игра «Счет до 5» в группе среднего возраста
Дидактические игра «Счет до 5» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Счет до 5» предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Данная...
Интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему:…
Интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Зима» Цель: выявить знания детей о характерных признаках зимы. Задачи: 1) Образовательные: - Закреплять...