Сайт для воспитателей детских садов



Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников

На примере фрагментов двух занятий рассмотрим, как работа по закреплению звуков может сочетаться с решением других задач воспитания звуковой культуры речи.

1. Программное содержание:

Укреплять артикуляционный аппарат; уточнить и закрепить правильное произношение звука Ж; учить детей слышать этот звук в словах, произносить его с различной громкостью, протяжно, дольше на одном выдохе (упражнения на звукопроизношение, на развитие голосового аппарата, фонематического восприятия, речевого дыхания).

Наглядный материал:

Игрушки: жук, ежик, медвежонок, кошка, собака, снежинки.

Картинки:

«Медведь и медвежата», «Еж и ежата», «Лошадь и жеребенок».

 

Ход занятия:

Воспитатель показывает игрушку или картинку с изображением жука, спрашивает, кто это и как он жужжит. Затем предлагает детям, сидящим в первом ряду, превратиться в больших жуков, а сидящим во втором ряду - стать маленькими жуками: «Большие жуки будут жужжать громко и долго (воспитатель вместе с детьми произносит звук Ж несколько громче обычного), а маленькие – тихо» (звук произносится детьми тише). Затем дети меняются ролями.

После этого звук Ж (тихо и громко) произносят 3-4 ребенка. Педагог обращает внимание не только на громкость его произнесения, но и на длительность, предлагая долго пожужжать.

 

Воспитатель показывает картинку с изображением медведя и медвежат и спрашивает, указывая на медведя: «Кто это?» Дети отвечают: «Мишка, медведь, Михаил Потапович». «А кто детеныш у медведя? (Медвежонок). А если их несколько? (Медвежата). Педагог показывает картинки с изображением других животных и предлагает назвать их детенышей. Затем ставит на стол игрушки (жука, медвежонка, собаку, кошку и др.) и просит назвать их. Спрашивает у детей: «В названии каких игрушек слышится звук Ж, звук, напоминающий жужжание жука?» Если какое-нибудь слово произнесено неправильно, воспитатель сам называет его, протяжно выделяя голосом звук Ж.

 

Педагог развешивает 5-6 снежинок и предлагает детям как можно дольше подуть на них (обращает внимание на правильный выдох: он должен быть продолжительным, плавным, целенаправленным).

 

2. Программное содержание:

Закреплять правильное произношение звука Ж в словах, фразах; учить произносить его четко и ясно, говорить громко и тихо, правильно пользоваться интонацией (вопросительной, повествовательной). Продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов. (Упражнения на звукопроизношение, на развитие голосового аппарата, фонематического слуха, дикции, интонационной выразительности).

Наглядный материал:

Игрушки или картинки: мальчик, жук, жираф, ножницы, флажок, жеребенок, чиж, медведь, кубик, елка.

 

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как жужжит жук. Ребята повторяют хором и индивидуально. Затем дети, сидящие в первом ряду произносят звук Ж тихо, а сидящие во втором ряду – громко.

 

Дети рассматривают картинку (или игрушку) с изображением мальчика и подбирают ему имя со звуком Ж (Жора, Женя, Сережа), выделяя его голосом. Затем воспитатель выставляет игрушки и предметы (или картинки с их изображением), просит детей громко произнести их названия и определить, в каких из них есть звук Ж. Если дети затрудняются, педагог помогает, выделяя нужные слова.

 

Затем воспитатель читает четверостишие: «Есть иголки у ежа, клюв и крылья у чижа, молока дадим ежу, крошки вкусные - чижу». Показывает иголки на картинках или на игрушке у ежа, клюв и крылья у чижа. При повторном чтении предлагает детям договаривать слова (фразу), а затем задает вопросы: «У кого есть иголки? – У ежа. – У кого есть клюв и крылья? – У чижа. – Кому дадим молока? – Ежу. – Кому дадим вкусных крошек? – Чижу».

 

Педагог еще раз читает четверостишие и предлагает повторять слова вместе с ним (индивидуально или хором). Затем дает задание одним детям спрашивать, другим – отвечать, например: «Лена, спроси у Вовы: «Есть иголки у ежа?» Вова, а ты ответь ей: «Есть иголки у ежа». Несколько ребят воспроизводят все стихотворение, отчетливо произносят слова со звуком Ж.

 

Воспитатель показывает игрушку или картинку с изображением елки и говорит: «У ели тоже есть иголки» (детям предоставляется возможность потрогать их), читает строчки из стихотворения С.Я. Маршака: «Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка – тоже». После того, как дети запомнят это двустишие, они произносят его громко и тихо, четко выделяя слова.

 

В конце занятия воспитатель предлагает детям рассмотреть окружающие предметы, тихо назвать их и определить, в каких из них есть звук Ж.

 

Библиографический список:

1. Гризик Т.И. Говорим правильно. Слушаем и беседуем. Пособие для детей 3-4 лет. Изд-во «Просвещение», 2011.

2.Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Дидактический материал, система занятий, конспекты. Изд-во «Учитель», 2009.

3. Журова Л.Е. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. - М.: Школьная Пресса, 2004.

4. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. - Волгоград: Учитель, 2006.





Новые публикации

Нетрадиционные методы аппликации, как средство развития мелкой моторики рук

Нетрадиционные методы аппликации, как средство развития мелкой моторики рук Одной из актуальных проблем подготовки ребенка к школе является подготовка руки к...

Конспект развлечения в младшей группе «Клёпа в гостях у ребят»

Конспект развлечения в младшей группе «Клёпа в гостях у ребят» Цель: создание радостного настроения у детей, эмоциональная разрядка. Задачи: (образовательная, развивающая, воспитательная): - формирование интереса и положительного...

Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим»

Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим» Паспорт проекта Тема «Чистый край» Вид Творческий, практико-ориентированный, долгосрочный Автор-разработчик Воспитатель Зуева А.О. Участники проекта Воспитатель, дети 6-7...

Читайте также

Мастер-класс: «Работа с календарем, как способ решения задач математического обр…

Мастер-класс: «Работа с календарем, как способ решения задач математического образования дошкольников»   {pdf=download/files/presentation/file436.pdf|90%|700|native}

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»

Мастер-класс«Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»   К сожалению, в последние годы у большинства детей дошкольного возраста отмечается недоразвитие мелкой...

Конспект занятия «Знакомимся с жанром балет»

Конспект занятия «Знакомимся с жанром балет» Задачи: Познакомить детей с понятием «Балет». Вспомнить, кто такой П.И. Чайковский и какие его произведения мы слушали раннее из «Детского...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Презентация группы раннего возраста …

В РАЗДЕВАЛЬНОЙ КОМНАТЕ Здравствуйте! Нашу группу «Солнышко» посещают дети 3 года жизни. Маленький ребенок активно познает окружающий мир, и в этом большую роль играет предметно - развивающая среда. При создании развивающего...

Сценарий развлечения для мам «А ну –ка…

Сценарий развлечения для мам «А ну –ка, мамочки!» Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня мы отмечаем ещё совсем молодой, но очень добрый и нужный праздник – День матери! Мама, мамочка… Сколько тепла таит...

Тематическое планирование дидактических …

Тематическое планирование дидактических игр и упражнений по развитию речи детей раннего возраста Тема Дидактическая игра, упражнение Цель «Золотая осень» Игра «Найди похожие листья» активизировать лексический запас по теме, развивать зрительное восприятие и внимание Игра «Нарядим дерево в...

Дидактические игры и упражнения для малы…

Игра «Найди похожие листья» Цель: активизировать лексический запас по теме, развивать зрительное восприятие и внимание. Оборудование: картинки листьев красного, жёлтого, зелёного цвета; такие же листья, вырезанные из картона. Ход игры: Воспитатель беседует с ребёнком:...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство