Сайт для воспитателей детских садов



Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников

На примере фрагментов двух занятий рассмотрим, как работа по закреплению звуков может сочетаться с решением других задач воспитания звуковой культуры речи.

1. Программное содержание:

Укреплять артикуляционный аппарат; уточнить и закрепить правильное произношение звука Ж; учить детей слышать этот звук в словах, произносить его с различной громкостью, протяжно, дольше на одном выдохе (упражнения на звукопроизношение, на развитие голосового аппарата, фонематического восприятия, речевого дыхания).

Наглядный материал:

Игрушки: жук, ежик, медвежонок, кошка, собака, снежинки.

Картинки:

«Медведь и медвежата», «Еж и ежата», «Лошадь и жеребенок».

 

Ход занятия:

Воспитатель показывает игрушку или картинку с изображением жука, спрашивает, кто это и как он жужжит. Затем предлагает детям, сидящим в первом ряду, превратиться в больших жуков, а сидящим во втором ряду - стать маленькими жуками: «Большие жуки будут жужжать громко и долго (воспитатель вместе с детьми произносит звук Ж несколько громче обычного), а маленькие – тихо» (звук произносится детьми тише). Затем дети меняются ролями.

После этого звук Ж (тихо и громко) произносят 3-4 ребенка. Педагог обращает внимание не только на громкость его произнесения, но и на длительность, предлагая долго пожужжать.

 

Воспитатель показывает картинку с изображением медведя и медвежат и спрашивает, указывая на медведя: «Кто это?» Дети отвечают: «Мишка, медведь, Михаил Потапович». «А кто детеныш у медведя? (Медвежонок). А если их несколько? (Медвежата). Педагог показывает картинки с изображением других животных и предлагает назвать их детенышей. Затем ставит на стол игрушки (жука, медвежонка, собаку, кошку и др.) и просит назвать их. Спрашивает у детей: «В названии каких игрушек слышится звук Ж, звук, напоминающий жужжание жука?» Если какое-нибудь слово произнесено неправильно, воспитатель сам называет его, протяжно выделяя голосом звук Ж.

 

Педагог развешивает 5-6 снежинок и предлагает детям как можно дольше подуть на них (обращает внимание на правильный выдох: он должен быть продолжительным, плавным, целенаправленным).

 

2. Программное содержание:

Закреплять правильное произношение звука Ж в словах, фразах; учить произносить его четко и ясно, говорить громко и тихо, правильно пользоваться интонацией (вопросительной, повествовательной). Продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов. (Упражнения на звукопроизношение, на развитие голосового аппарата, фонематического слуха, дикции, интонационной выразительности).

Наглядный материал:

Игрушки или картинки: мальчик, жук, жираф, ножницы, флажок, жеребенок, чиж, медведь, кубик, елка.

 

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как жужжит жук. Ребята повторяют хором и индивидуально. Затем дети, сидящие в первом ряду произносят звук Ж тихо, а сидящие во втором ряду – громко.

 

Дети рассматривают картинку (или игрушку) с изображением мальчика и подбирают ему имя со звуком Ж (Жора, Женя, Сережа), выделяя его голосом. Затем воспитатель выставляет игрушки и предметы (или картинки с их изображением), просит детей громко произнести их названия и определить, в каких из них есть звук Ж. Если дети затрудняются, педагог помогает, выделяя нужные слова.

 

Затем воспитатель читает четверостишие: «Есть иголки у ежа, клюв и крылья у чижа, молока дадим ежу, крошки вкусные - чижу». Показывает иголки на картинках или на игрушке у ежа, клюв и крылья у чижа. При повторном чтении предлагает детям договаривать слова (фразу), а затем задает вопросы: «У кого есть иголки? – У ежа. – У кого есть клюв и крылья? – У чижа. – Кому дадим молока? – Ежу. – Кому дадим вкусных крошек? – Чижу».

 

Педагог еще раз читает четверостишие и предлагает повторять слова вместе с ним (индивидуально или хором). Затем дает задание одним детям спрашивать, другим – отвечать, например: «Лена, спроси у Вовы: «Есть иголки у ежа?» Вова, а ты ответь ей: «Есть иголки у ежа». Несколько ребят воспроизводят все стихотворение, отчетливо произносят слова со звуком Ж.

 

Воспитатель показывает игрушку или картинку с изображением елки и говорит: «У ели тоже есть иголки» (детям предоставляется возможность потрогать их), читает строчки из стихотворения С.Я. Маршака: «Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка – тоже». После того, как дети запомнят это двустишие, они произносят его громко и тихо, четко выделяя слова.

 

В конце занятия воспитатель предлагает детям рассмотреть окружающие предметы, тихо назвать их и определить, в каких из них есть звук Ж.

 

Библиографический список:

1. Гризик Т.И. Говорим правильно. Слушаем и беседуем. Пособие для детей 3-4 лет. Изд-во «Просвещение», 2011.

2.Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Дидактический материал, система занятий, конспекты. Изд-во «Учитель», 2009.

3. Журова Л.Е. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. - М.: Школьная Пресса, 2004.

4. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. - Волгоград: Учитель, 2006.





Новые публикации

Развлечение в младшей группе «Весеннее пробуждение Мишки»

Развлечение в младшей группе «Весеннее пробуждение Мишки» Цели: Закрепить с детьми знания о природе, животных. Развивать двигательную активность. Вызвать положительные эмоции, радостное настроение. Материал: костюм медведя, макеты...

Педагогический проект «Дарите детям радость жизни»

Педагогический проект «Дарите детям радость жизни» Актуальность «Театр – это волшебная страна, в котором ребёнок радуется, играя, и в игре он познаёт мир». Мерзлякова С.И. Принцип воспитания ребёнка...

Лэпбук «Домашние животные»

Лэпбук «Домашние животные» {pdf=download/files/presentation/file521.pdf|90%|700|native}

Читайте также

Конспект развлечения по образовательной области «Безопасность» Тема: «Наш друг …

Конспект развлечения по образовательной области «Безопасность»Тема: «Наш друг светофор» В старшей группе   Программное содержание: 1. Закрепить у детей правилам перехода через дорогу, закрепить...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ритмике «Волшебный цвет…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ритмике «Волшебный цветок» в подготовительной к школе группе   Цель занятия: развитие двигательной сферы детей, формирование навыков по ориентировке...

Планирование воспитательно-образовательной работы. Средняя группа компенсирующе…

Планирование воспитательно-образовательной работыСредняя группа компенсирующей направленностиТема: «Цветущие комнатные растения» Цели деятельности: Познакомить с названиями цветущих комнатных растений, способами ухода за ними. Обратить...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • Ольга Толкачёва
    Спасибо за информацию , за помощь.

    Подробнее...

     
  • Вера
    Спасибо огромное за вашу работу. Храни вас Господи!

    Подробнее...

     
  • Илья
    Чудный сценарий!! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Rassamaha
    Очень интересная работа.. Мне 30 лет, холост, детей нет.. но планирую к 35 годам обзавестись семьей..

    Подробнее...

     
  • admin
    Скачать презентацию можно по ссылке: dohcolonoc.ru/.../file_216.rar ...

    Подробнее...

В блогах

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТЫ…

Лудина Вера Михайловна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 6» г. Чебоксары   Аннотация: В статье представлен опыт работы по формированию навыков анализа народных сказок детьми старшей группы. Материал основан на адаптированной и...

Пространственная предметно развивающая с…

Пространственная предметно развивающая среда Физическое развитие  Двигательный центр Комплект разноцветных кеглей Мячи резиновые Флажки Доска ребристая Палки гимнастические Познавательное развитие Центр математики  Раздаточный материал по ФЭМП на каждого ребёнка (Набор карточек с изображением количества (от1 до5) и цифр...

Дидактическая игра "Кто что ест…

Дидактическая игра «Кто что ест» для младших дошкольников ДОУ Цель: закреплять знания детей о животных (что они едят) развивать мышление, внимание,мелкую моторику рук, память, воспитывать желание заботиться о животных. Задачи:Развивать познавательный интерес, слуховое восприятие...

Дидактическая игра "Кто где живёт?…

«Кто где живет». Цель: Систематизирования представления у детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах обитателей природы. Задачи: Образовательные: -Формировать умение узнавать образ животных в изображении; -Формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство