Сайт для воспитателей детских садов



«Конвертики Логики» - логические игры математического содержания для детей средней и старшей группы

Дошкольный возраст – это период, когда закладываются основы знаний, которые помогут ребенку учиться в школе. Математика считается одной из самых сложных наук для восприятия ребенка. Важно в дошкольный период познакомить ребенка с основами счета, геометрическими фигурами и развить логическое мышление. Основная задача воспитателей – это заинтересовать малыша в получении знаний, привить интерес к познавательной деятельности. Для решения этой задачи необходимо создать благоприятные условия, игра - лучше всего подходит для этого.

 

Играя, ребенок не только сможет понять самые сложные математические понятия, обучиться навыкам счета, научиться складывать и вычитать, сопоставлять, анализировать, сравнивать, но разовьет внимание, память, воображение.

 

В своей работе я достаточно долго искала тот многофункциональный дидактический материал, как основу развития математических способностей детей. Перед каждым занятием приходилось готовить наглядные пособия, когда ребенок видит и может потрогать «знания», обучать его гораздо легче. Какой -то дидактический материал начинал копиться, чего- то постоянно не хватало и тогда я задумалась о том, как создать дидактический математический материал в полном объеме раз и навсегда.

Так появились в моей группе «КОНВЕРТИКИ ЛОГИКИ»

Я обратилась к родителям с просьбой приготовить для своего ребенка геометрические фигуры разных цветов и размеров:

10 квадратов больших красного цвета

10 квадратов маленьких зеленого цвета

10 равнобедренных треугольников синего цвета

10 прямоугольников черного цвета

10 прямоугольников – столбиков коричневого цвета

10 больших кругов желтого цвета

10 маленьких кругов белого цвета

Размеры и количество фигур могут быть выбраны воспитателем в зависимости от возраста детей.

Фигуры необходимо вырезать из плотного картона и оклеить их скотчем.

Когда «КОНВЕРТИКИ ЛОГИКИ» были готовы, началась работа.

Достаточно активно я использовала «КОНВЕРТИКИ ЛОГИКИ» для работы по программе в области математика, конструирование, но со временем стала понимать, что область действия «Конвертиков» намного шире и вот что у меня получилось:

 

Логические игры математического содержания на основе «Конвертика Логики»

1. «Приготовь по образцу»Первоначальной развивающей средой становиться подготовительная работа с фигурами, когда из «Конвертика» необходимо достать для работы определенный набор фигур, который на доске обозначает воспитатель изображением фигур и цифрами.

 

2. «Фотография»

Цель: закреплять умение считать, развивать логическое мышление, внимание, память.

Подготовка: возьмите 2 фигуры красного цвета и 2 фигуры белого цвета, 2 – синего цвета.

Ход: воспитатель раскладывает фигуры и рассказывает историю о том, как пришла фотографироваться вся семья. Фотограф расставил семью в следующем порядке: бабушка рядом с дедушкой, мама рядом с папой, брат с сестрой. Попросите пересчитать, сколько детей в семье, а сколько взрослых. Сколько всего человек в семье. После разбора фотографию отправляют печатать, то есть убирают в печать и вот она восстанавливается по памяти у каждого ребенка.

Фотографию можно усложнять по выбору воспитателя. Например: стоит бабушка с дедушкой, справа от них внук, слева от них внучка, по краям стоят родители – около сына папа, около дочери мама.

 

3. «Деревня – город»

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, расширять кругозор ребенка, развивать аналитические способности.

Подготовка и ход: обсудить с детьми и приготовить фигуры для строительства одноэтажного домика в деревне, и фигуры для многоэтажного дома в городе. Провести сравнительный анализ домов. Сосчитать сколько и каких фигур потребовалось для строительства того и другого дома. После этого перемешайте все фигуры, расскажите историю о том, что на складе стройматериалов перепутали все детали домов, нужно помочь строителям разделить фигуры на две кучки. А после этого выстроить дома заново.

Внешний вид домов и частей из которых они состоят усложняется с каждым разом, добавить можно ворота, арки, этажи.

 

4. «Танцы»

Цель: развитие логического мышления, зрительной памяти, математических навыков сопоставления.

Подготовка: приготовить 6 треугольников синего цвета и 5 маленьких кругов белого цвета.

Ход: Мы с вами попали на веселую дискотеку. Кто знает, что это такое?

Мальчиков мы будем обозначать треугольниками синего цвета, а девочек – белыми кружочками.

Мальчик пригласил на танец девочку – получилась пара. Образуйте пары на своем столе. После образования пар воспитатель задает вопросы: Сколько всего мальчиков? Сколько всего девочек?, Сколько мальчиков танцует? Сколько девочек танцует? Сколько девочек не танцует?. После анализа можно подытожить: Мальчиков меньше, чем девочек, поэтому одна из них не танцует. А девочек больше чем мальчиков, поэтому одной не с кем танцевать»

Количество детей и ситуацию воспитатель может варьировать по своему усмотрению.

 

5. «Яблоки и яблони»

Цель: развитие логического мышления, закреплять умение сопоставления.

Подготовка: 6 прямоугольников – столбиков, 10 кругов желтого цвета.

Ход: используя прямоугольники, схематично выкладываем вместе с детьми яблоню с ветками. Договариваемся, что яблоки будем обозначать желтыми кружками.

Ход: На яблоне созрели яблоки. Просим детей проиллюстрировать. Сколько яблок созрело? 6 яблок налились соком и упали под яблоню.

Где больше яблок – на дереве или под ним? Как это доказать? (сосчитать, а можно сопоставить в пары).

Далее огромное множество вариантов работы: положи два яблока под яблоню справа, 3 яблока под яблоню слева.

Висело 10 яблок – одно склевала ворона. Сколько осталось? И т.д

 

6. «Перевернутый треугольник»

Цель: развивать зрительные анализаторы, внимание, логическое мышление.

Подготовка: 10 треугольников синего цвета и 10 прямоугольников черного цвета.

Ход: воспитатель показывает детям готовую логическую цепочку и фигур, с определенной закономерностью. Детям предлагается эту закономерность выявить, объяснить. В определенном ритме ставятся перевернутые треугольники. Какие треугольники вы заметили? Чем они отличаются от всех других ( у них вершина внизу). После разбора закономерности воспитатель предлагает по памяти восстановить логический ряд, учитывая все нюансы.

Логический ряд раз от разу усложняется по мере того, как дети справляются с данным материалом. Ребенок должен понять, что фигура может быть перевернутой.

 

7. «Найдем маленькие геометрические фигуры в одной большой»

Цель: научиться разбираться в геометрических фигурах, считать, развивать аналитические способности, способности к сопоставлению.

Подготовка: Нарисовать на листе бумаги большие геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, круг, треугольник, шестиугольник, пятиугольник.

Ход: объяснить. Что каждая геометрическая фигура состоит из себе подобных. Предложить ребенку найти в больших фигурах маленькие. Дети обязательно найдут и выложат . Например, в квадрате: два прямоугольника, два треугольника, четыре треугольника.

 

8. «Стоянка для грузовых автомобилей»

Цель: закреплять знания о геометрических фигурах, закреплять счет в пределах 10, развивать логическое мышление, внимание, память.

Подготовка: воспитателю заранее придумать с 2-3 детьми модели грузовых машин и груз, который они везут. Выложить получившееся модели из геометрических фигур и сосчитать, сколько и каких фигур будет нужно для выполнения работы. Детям, для работы нужно отобрать необходимый набор фигур.

Ход: Сегодня ребята (заранее подготовленные) работают водителями грузовых машин. У каждого своя машина и она везет определенный груз. Давайте, посмотрим на них. Дети показывают свои модели. Идет разбор и обсуждение. Далее воспитатель рассказывает историю о том. Что машины сломались, автомеханики их разобрали, и не знают, как собрать обратно. Детям предлагается собрать грузовые машины из своих фигур.

В своей работе модели машин и грузы, которые везут машины усложняются, например, нужно запомнить, что подъемный кран поднимает 6 прямоугольников для строительства дома. Мебельная машина везет два дивана, сложенных друг на друга или один на другой в перевернутом виде.

 

9. «Геометрические узоры»

Цель: научить соблюдать последовательность, научить составлять узоры и симметричные узоры, продолжить ряд из узоров. Развить логическое мышление.

Подготовка: геометрические фигуры разных цветов и размеров, чистый лист, на котором дети будут выкладывать узоры.

Ход: возьмите чистый лист, стопки с геометрическими фигурами. Сначала сложите простой узор, обязательно проговаривая, как эта фигура называется, какого она цвета. Самый простой узор для маленького ребенка – сложенные в ряд одинаковые фигуры. Попросите ребенка сделать то же самое. Потом попросите ребенка сделать симметричный узор – сначала из 4. А потом из 5 фигур. Пытайтесь усложнять узоры, сделайте их разнообразными: можно сделать дорожки с пробелами, можно сплошным рядом. Можно фигуры чередовать по размеру, по цвету, по форме, располагать их так: один кружок, два треугольника, или два круга, два квадрата, или 2+3, или 3+3 и т.д.

Попробуйте чередовать в разных вариантах, предоставьте возможность ребенку самому фантазировать. Поставьте несколько фигур и попросите ребенка повторить узор так же, а потом в обратном порядке. Попробуйте сделать орнамент, который будет начинаться в центре. Можно расположить одну фигуру в центре, по краям – четное или нечетное количество фигур. Попросите детей повторить то же самое. Во время этой игры можно повторить такие понятия, как право, лево, верх, низ.

 

10. «Кривое зеркало»

Цель: развивать логику, способность к сопоставлению, внимание, память.

Подготовка: прямоугольное зеркальце должно быть у детей, которые участвуют в игре.

Ход: составив, несколько фигур друг на друга, попросите детей подставить зеркало, и проанализировать, в каком порядке данные фигуры отражаются. Попросить детей выложить фигуры в зеркальном отображении. Эта игра сложная и ее надо проводить с детьми, которые хорошо подготовлены. Начинать работу с самого простого.

 

11. «Сладкое вычитание и увеличение»

Цель: научиться определять общее количество предметов, вычитать, складывать.

Подготовка: договориться с детьми о том, какие фигуры и в каком количестве заменят в игре – конфеты, а какие – печенье.

Ход: детям рассказывается история о том, как дети брали сладости, или наоборот – добавляли. Сколько сладостей получилось? Каких сладостей больше, меньше. На сколько больше? На сколько меньше?.

После выполнения можно угостить участников игры настоящими сладостями.

 

12. «Делим конфеты»

Цель: научить делению, развивать память, мышление.

Подготовка: приготовить для игры настоящие тарелки, договориться о том. Какие фигуры в этот раз будут обозначать конфеты, приготовить фигуры к игре.

Ход: придумайте такую историю, где необходимо будет разделить небольшое количество фигур на равные части ( на две, на три, на пять). Сначала все нужно показывать на наглядном примере. Начинайте делить по одной фигуре. Позднее, можно делить сразу по две фигуры.

 

13. «Плоская тень»

Цель: продолжать знакомить с понятиями «объемное и плоское», формировать пространственное мышление.

Подготовка: приготовить демонстрационный материал объемных геометрических фигур.

Ход: предложите ребенку внимательно посмотреть на объемную фигуру и подобрать к ней ее тень из фигур «конвертика логики».

Нужно создать условия, чтобы ребенок догадался, что будет плоской. Объемные фигуры можно ставить одну на другую и просить детей отобразить тень достаточно сложной конструкции. Такую игру нужно проводить регулярно.

 

14. «Геометрические прятки»

Цель: закреплять знание геометрических фигур, развивать внимание, память, сообразительность.

Подготовка: приготовить несложный ряд их 4- 5 геометрических фигур.

Ход: попросить ребенка внимательно посмотреть на фигуры и постараться их запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, воспитатель убирает одну фигуру и просить ребенка угадать, какая фигура спряталась.

 

Предоставляю вашему вниманию лишь небольшой набор тех математических игр, которые в моей группе пользуются популярностью у детей. Возможности работы с «КОНВЕРТИКОМ ЛОГИКИ» велики, начав работу, воспитатель сам включиться в создание различных игр и упражнений на основе «КОНВЕРТИКА ЛОГИКИ», в содержание игр и упражнений можно вложить практически любой программный материал для любого возраста детей. Я начала работу в группе со среднего возраста, сейчас работаю в старшей группе, и обязательно в подготовительной группе «КОНВЕРТИКИ ЛОГИКИ» буду использовать в полном объеме, придумывая различные варианты для этой математической игры.

 

«КОНВЕРТИКИ ЛОГИКИ» многофункциональны, их выполнение не требует материальных затрат, разве что набор цветного картона и скотч.

Надеюсь, что мой опыт работы с «КОНВЕРТИКАМИ ЛОГИКИ» поможет воспитателям в обучении детей, позволит создать оптимальные условия для совместной деятельности взрослого и ребенка в области математика конструирование.

0 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность



Вход на сайт


Комментарии

  • Нина
    Спасибо за консультации мне помогут в работе с родителями.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Большое спасибо за прекрасный материал занятия для малышей. Очень помогли!!!!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое автору за таблицы и методические рекомендации к ним. Очень помогли в обследовании ...

    Подробнее...

     
  • Ирада
    ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАВЫКОВ СЧЁТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Подробнее...

     
  • Юлия
    почта deti1873@mail.ru

    Подробнее...