«Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улице»
(из опыта работы)
Проблема обучения правилам поведения на улице актуальна. Много дорожно – транспортных происшествий происходят с участием детей. Это связано с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.
Каждый день под колеса автомобилей в стране попадают более 70 детей и подростков, шестеро из которых получают смертельные травмы.
«Обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Изучение ПДД следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы детских садов и школ».
Чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с ПДД, с дорожными знаками. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий.
Работая с детьми по этой проблеме надо ставить следующие задачи:
- усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
- формирование у детей качественно-новых двигательных навыков бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
- развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Для успешного решения этих задач в работе с детьми следует придерживаться следующих принципов:
1. Систематичность
2. Психологический комфорт
3. Смысловое отношение к миру
4. Наглядность
5. Доступность
6. Непрерывность
Обучая детей правилам поведения на улице, важно использовать разнообразные формы и методы работы. Это беседы, обсуждение ситуаций, введение детей в проблемные ситуации, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видео и диафильмов, настольные и дидактические игры. Главное создать у детей положительный настрой.
В своей работе с детьми использую методический прием «Зеленый глаз». На стене наклеила светофор. На входе и выходе меняю сигналы светофора, красный свет - идти нельзя, затем желтый - приготовиться, только на зеленый свет разрешаю входить или выходить из группы. После такой практики, все дети будут знать, что улицу надо переходить только по сигналу светофора. Данный методический прием развивает внимание, психо - моторную реакцию, память.
Работа по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице проводится комплексно, по всем областям образовательной деятельности. На всех ее этапах важно взаимодействие психолог-педагог-родитель. Знания закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах.
Обязательным условием для решения вышеперечисленных задач является создание правильной предметно - развивающей среды по ПДД.
В группе имеется: оборудование для игр, место для проведения занятий, дорожные знаки, макет перекрестка, на котором представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, настольные игры такие как: «Учим дорожные знаки», «Внимание, дорога», «Чья машина быстрее преодолеет препятствия», «Азбука пешехода», «Дорога и мы» и.т.д.
В помещении и территории детского сада имеются тренировочные учебные площадки, где дети закрепляют навыки безопасного поведения на дороге.
Работа по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице является составной частью занятий по формированию целостной картины мира, художественного творчества, конструирования. Проведение комплексных занятий.
Для повышения усваиваемой детьми правил дорожного движения необходимо проводить определенную работу с родителями. Это могут быть беседы, рекомендации, советы, анкетирования, заседания «Круглого стола», совместные игры с детьми и.т.п. можно оформить выставки методической и художественной литературы для родителей, папки - передвижки по изучению ПДД, семейные проекты. Важно заинтересовать родителей в столь важной работе, для этого все методы и средства хороши.
И конечно, всегда помните, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависит от окружающих его взрослых.
Перспективный план занятий
Старшая группа
Дата |
Тематика мероприятий |
Задачи |
Методические рекомендации |
Сентябрь
|
Занятие «Дорога, транспорт, пешеход» |
Вырабатывать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасности движения |
Расширить знания о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы. Закрепить названия основных частей улицы, их названия |
Дидактическая игра «Улица, на которой расположен наш детский сад» (на прогулке) |
Учить детей свободно ориентироваться в своем комплексе |
Научить находить основные общественно-бытовые здания в ближайшем окружении |
|
Занятие «Виды транспорта и их отличия» |
Знакомить детей со специальным транспортом, его особенностями строения, оборудования |
Отметить, каким сигналом оборудован пожарный автомобиль, на каких автомобилях устанавливается сигнал «сирена» |
|
Октябрь |
Чтение отрывков из сказки Н.И.Извековой«Как веселые человечики учили азбуку»;
|
Учить составлять небольшой рассказ близко к тексту |
Развивать у детей знания правил для пешеходов через художественное слово, закрепить знания о дорожных знаках, полученные ранее |
|
Аппликация «Изготовление известных дорожных знаков» |
Учить передавать свои впечатления о труде, составлять несложный рассказ |
Научить самостоятельно вырезать детали, воспитать интерес к труду |
|
Занятие «Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается» |
Учить адекватно реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать свое поведение в разных ситуациях |
Закрепить знания детей о ПДД. Объяснить, что соблюдение ПДД — это сохранение жизни своей и других людей |
Ноябрь
|
Загадки о ПДД |
Развивать у детей логическое мышление |
Научить выявлять признаки транспортных средств |
Ролевая игра «ГИБДД» |
Знакомить с работой сотрудников службы |
Закрепить знания о правилах поведения на улицах города |
|
|
Аппликация «Наша улица» (коллективная) |
Воспитывать у детей интерес к окружающему, развивать наблюдательность. Учить разрезать полоску, сложенную несколько раз (для окон дома) |
Научить через аппликацию передавать высоту дома, располагать окна на одном уровне, уметь согласовывать свои действия с работой всего коллектива |
Выступление Агитбригады |
Закреплять представление об улице, продолжать знакомство с дорожными знаками |
Закрепить знания правил пешеходов. Научить решать конфликтные ситуации
|
|
Декабрь
|
Беседа с решением проблемных ситуаций «Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается» |
Закреплять Правила дорожного движения Учить находить выход из любой ситуации
|
Научить четко выражать свои мысли, говорить правильно
|
Прогулка на перекресток. Игра «Кто лучше знает Правила дорожного движения». |
Знакомить детей с понятием «перекресток». Вызывать желание утвердиться в своих знания.
|
Научить правильно переходить улицу, закрепить Правила дорожного движения. Сформировать культуру поведения на улице |
|
Январь
|
Конкурс «Лучший пешеход» |
Закреплять практические навыки детей по Правилам дорожного движения |
Через блиц-вопросы, стихи, пословицы, поговорки проверить знания детей |
Дидактическая игра «Нам на улице не страшно» |
Закреплять знания о видах специального транспорта, его назначении и знания о правилах безопасности на дорогах |
Побеседовать с детьми о работе светофора, его сигналах для водителей разного транспорта |
|
Февраль
|
Ролевая игра «Автобус» |
Продолжать закреплять коллективные игровые навыки |
Закрепить знания о профессии водителя автобуса и кондуктора |
Конструирование «Улица» |
Учить анализировать образцы построек, планировать последовательность создания собственной постройки |
Научить выделять основные части машины, их пространственное расположение, дополнительные детали; строить несколько видов грузовых машин на одной основе |
|
|
Рассматривание и обсуждение иллюстраций «Как избежать неприятностей» |
Формировать понятия «можно» — «нельзя» применительно ко всем моментам, относящимся к безопасному хождению по улицам |
Понаблюдать вместе с детьми за действиями водителя, пассажира, пешехода, милиционера, связанными с организацией движения на дороге |
Занятие-тренинг по ПДД |
Формировать у детей способности регулировать процессы возбуждения и торможения, быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот, развивать произвольное внимание |
Научить самостоятельно решать проблемы |
|
Март
|
Дидактическая игра «Куда едут машины» |
Учить детей ориентироваться в направлениях |
Научить определять место своего положения по заданному условию |
Конструирование «Мосты» |
Учить на основе анализа образца преобразовывать собственные постройки |
Научить строить разнообразные мосты, в зависимости от ширины реки и размеров машин |
|
Рассматривание картины Е.И.Родина «Отец чинит велосипед» |
Развивать у детей монологическую речь, расширять лексику и словарный запас, внимание |
Поспособствовать формированию восприятия детьми картины |
|
Апрель
|
Ручной труд из бумаги «Транспорт» |
Учить делать автобус из Цветной бумаги |
Научить делить лист бумаги на много квадратиков (окон) путем складывания, оформлять поделку необходимыми деталями |
Занятие «Школа пешеходных наук» |
Закреплять знания о правилах перехода улицы без помощников; о правилах поведения в общественном транспорте. Познакомить с понятием «двустороннее движение» |
Побеседовать о пешеходном переходе, светофоре; закрепить знание геометрических фигур, знакомых дорожных знаков |
|
Май |
Развивающая игра «Внимание, переходим через улицу» |
Закреплять знания сигналов светофора, правила пешеходов и водителей, формировать правильные взаимоотношения
|
Закрепить понятия «тротуар», «проезжая часть» |
|
Игры с макетом улицы и использованием игрушечных транспортных средств. |
Закреплять знания о двустороннем движении, о правилах дорожной безопасности. |
Научить выполнять действия за водителя, пешехода, милиционера на макете перекрестка |
Используемая литература:
1. Виноградова М.Ю
2. Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 64с.
3. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240 с. – (Программа развития)
4. Скоролупова О.А. занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.
5. Новикова И.В Конструирование из бумаги в детском саду /И.В.Новикова4 худож. М.В.Душин. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 96 с.: ил. – (Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям).
6. Фисенко М.А. ОБЖ. Средняя и старшая группы. Разработка занятий. Изд. 2-е переработанное. / Сост. М.А.Фисенко. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
7. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2007. – 80 с.
Читайте также |
---|
Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам…
Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам русской народной сказки «Колобок» (Первая младшая группа)
Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ
Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ
Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку»
Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку» Какие все нарядные и красивые. Посмотрите сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Воспитатель: Дети...