Народное творчество в трудовом воспитании дошкольников

В произведениях народного творчества отражается глубокое уважение к труду. Люди слагали песни, былины, сказки, пословицы, поговорки об искусных мастерах и мастерицах, наделяли их высокими трудовыми качествами, восхваляли их умения.

 

Уже в младшем дошкольном возрасте, слушая меткие и выразительные народные прибаутки и приговорки, ребенок сталкивается с мотивами трудовой деятельности:

Сорока, сорока,

Сорока - белобока

Кашу варила,

Детей накормила…

Или:

Пастушок, пастушок,

Заиграй в рожок.

Рано утром на заре

Гони стадо к реке.

Идеи трудового воспитания, выраженные в этих произведениях, богаты и разнообразны. Как донести их до сознания ребенка?

Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения совместно с родителями ведет большую работу по решению задач трудового воспитания дошкольников. Любимым делом наших ребят стал художественный ручной труд. На протяжении ряда лет мы совершенствовали формы, приемы, методы его организации. Искали связь его с другими видами детской деятельности.

 

Как я использовала устное народное творчество в трудовом воспитании детей? Сначала подбирала материал для работы: сказки, пословицы, поговорки, загадки, песенки. Обращалось и к народной педагогике, изучала ее традиции.

 

Раньше, когда рождалась девочка, ей дарили маленькую прялку, потом - большую. К десяти годам уже давали задание: напрясть ниток и наткать половики. Мальчику же – маленький топорик и какой-либо инструмент, чтобы он учился мастерить. У наших воспитанников есть уголок труда, где разместили прялки, мастерки, верстаки, ткацкие станки. На стендах – «инструкции» по работе с инструментами, оформленные в иллюстративно-сказочной форме с использованием пословиц, поговорок.

 

Работа по знакомству детей с народным творчеством проводится на протяжении всего учебного года. Во время бесед, экскурсий, на занятиях по ознакомлению с окружающим использую пословицы (предлагаю объяснить смысл пословицы, продолжить ее, узнать пословицу по ее концу и т.д.).

Дети любят обсуждать тему труда в сказках. Слушая сказку, ребенок отождествляет себя с главным героем и переживает вместе с ним его печали, радости, победы. Так как в большинстве случаев главным героем сказки является такой персонаж, который самоотверженно трудится ради торжества добра, то и ребенок ощущает себя активным участником этой борьбы. Сказки помогают направлять по определенному руслу эмоциональную жизнь ребенка, организуя и совершенствуя его внутренний мир. Тему труда в сказках мы использовали в беседах на темы: «Труд кормит, а лень портит», «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», «Пословицы – всем детям помощница».

 

Неоценимо познавательное значение потешок. Детям раскрываются не только образы живой природы, но и многие стороны трудовой деятельности человека. .

Работу «Мастерской добрых дел» начинаем осуществлять с детьми старших групп. Ее цель состоит в том, чтобы приучать ребят к посильному полезному труду. Стараемся строить работу так, чтобы дети понимали, что их труд нужен, что сделанное ими предназначено не только для них самих, Нои для других. Эмблемой мастерской является забавный человек – Мастеровой - в фартуке с молотком в руке. Он всегда с улыбкой приглашает ребят в «Мастерскую добрых дел». Вместе с детьми я заранее приготовила выставку изделий народных умельцев, где представлены изделия из глины, соломы, холоста, лозы. Работа в мастерской начинается со слушания магнитофонной записи рассказа «Краса ненаглядная» об изделиях из соломы, народных умельцах я напоминает детям, что для того, чтобы поделка вышла красивой, надо не лениться и не торопиться. Обращает их внимание на чертежи, образцы, наглядно-иллюстративный материал. Цель работы детям ясна, они готовят рабочее место, еще раз проверяют, все ли есть необходимое для труда, составляют план работы и начинают мастерить. Я дает совет, иногда в форме пословицы: «Не торопись языком - торопись делом», «Лучше маленькое дело, чем большое безделье».

 

Выполняя работу, дети советуются между собой, оказывают друг другу посильную помощь, любуются поделками товарищей.

Работа окончена. При анализе труда я объясняя пословицу «Не говори, что делал, а говори, что сделал», подчеркивая, что работу можно сделать по-разному: хорошо или плохо.

 

«Сегодня вы все потрудились на славу. Салфетки, панно из холста, украшенные соломкой, лошадки из соломы будут желанными подарками для гостей, которые придут к нам».

Успех трудового воспитания во многом зависит от форм организации самого процесса. Я стараюсь создавать обстановку сопричастности к большому полезному делу.

 

Цель подобных развлечений – праздников – организовать детский труд с использованием устного народного творчества, развивать у детей умение трудиться в коллективе.

 

Успех моих работы во многом определился благодаря помощи и поддержке родителей. Организуя встречи за круглым столом, проводя родительские собрания, дни открытых дверей, вечера развлечений, лекторий по трудовому воспитанию, смогли увидеть, что родители не только внимательно наблюдают за нашей работой, но и широко используют опыт дошкольного учреждения по использования устного народного творчества в трудовом воспитании детей.

 

Проделанная работа помогла сформировать у наших воспитанников устойчивый интерес к произведениям народного творчества. У них появилось желание сделать что – то своими руками, обсудить прошедшее занятия с родителями, сверстниками.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Кружковая работа «Грибочки для белочки»

Кружковая работа «Грибочки для белочки» Занятия аппликацией в детском саду — это один из основных приёмов изучения, закрепления нового материала. При...

«Уголок индивидуализации» как элемент современной РППС

«Уголок индивидуализации» как элемент современной РППС

Зимующие птицы

Зимующие птицы Зима – самое сказочное, волшебное, загадочное время года. Зима дарит и взрослым и детям свою сказку, показывает красоту природы...

Читайте также

Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе»

Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе» Вторая мл. группа

Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей…

Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И...

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Любимые…

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Любимые сказки Корнея Чуковского» Доминирующая образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное...