«Проблемы адаптации и пути их решения»

С приходом ребенка в детский сад его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения. Всё это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, заболевания).

Посещения детского сада с двух – двух с половиной лет с одной стороны и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении – с другой, делают проблему привыкания ребёнка к условиям детского сада особенно актуальной.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения маленького человека в новую для него среду и приспособления к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированность, то есть совокупность всех полезных умений организма и психики), или негативных (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя активность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Учёными выделено три степени тяжести адаптационного периода:

1. Лёгкая адаптация – ребёнок привыкает к условиям детского сада в течение десяти – пятнадцати дней, прибавляет в весе, активно ведёт себя в коллективе, болеет не чаще обычного.

2. Адаптация средней тяжести – ребёнок привыкает к условиям детского сада в течение месяца, при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью пять – семь дней, есть признаки психического стресса.

3. Тяжёлая адаптация – длится от двух до шести месяцев, ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

В процессе формирования ребёнок проходит две стадии: биологическую и социальную в различных формах социального развития и воспитания. В возрасте от года до трёх лет один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребёнком социального опыта, развитие его физических функций, психических свойств и процессов.

Первая встреча малыша с чужим значимым взрослым – воспитателем – во многом определяет его дальнейшее взаимодействие со всеми значимыми взрослыми. С появлением воспитателя ребёнок получает опыт полиадического (вместо диадического – с родителями) общения.

Работая с детьми раннего возраста в течение многих лет, и соприкасаясь с этой проблемой ежегодно, передо мной встала задача максимально улучшить работу с детьми и родителями в период адаптации. Поэтому я решила рассмотреть тему «Проблемы адаптации и пути их решения».

Из этой темы выделила следующие задачи:

1. Выделение основных критериев адаптации ребёнка в условиях яслей.

2. Организация предметно – развивающей среды.

3. Специфика организации деятельности детей в период адаптации.

4. Сотрудничество с родителями в адаптационный период.

При правильно организованной работе с малышами дети привыкают к условиям детского сада в течение двадцати – тридцати дней. Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребёнок к жизни в организованном детском коллективе. К основным критериям адаптации относятся:

- поведенческие реакции;

- уровень нервно-психического развития;

- заболеваемость и течение болезни;

- главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

При нормальной адаптации у ребёнка быстро восстанавливаются поведенческие реакции (две – три недели), не отмечается задержки нервно – психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений. Увеличение длины и массы тела соответствуют возрастным показателям.

Если поведенческие реакции ребёнка нормализуются лишь к шестидесятому дню пребывания в дошкольном учреждении, если наблюдается замедление нервно-психического развития, он часто болеет, нет прибавки в весе, в течение трёх шести месяцев, то можно этот период отнести к тяжёлой адаптации.

В период адаптации ребёнка к новым условиям жизни, происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима укладывания, кормления и так далее, а также стереотипов общения.

Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребёнка, и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение. Например: укладывая малыша спать, мама действует в определенной последовательности, и стоит ей произвести знакомое действие, как малыш начинает зевать, закрывать глаза, то есть реагировать на первый же раздражитель. Стереотипы помогают действовать не задумываясь, не тратя лишней энергии.

Хочется отметить, что возникновение стереотипов не всегда оправдано. Часто при поступлении ребёнка в детский сад выясняется, что он приучен засыпать дома только в том случае, если рядом ложиться мама, или мама укачивает малыша на руках.

Если ребёнок лишён общения со сверстниками и круг его общения – своя семья: мама, папа, старший брат. Придя в детский сад, ребёнок вообще не замечает вокруг него детей, видит только взрослых. У такого ребёнка навык общения со сверстниками отсутствует.

Даже в том случае, когда дома стараются воспитывать малыша правильно (с педагогической точки зрения), в каждой семье есть свои особенности, а в соответствии с этим, формируются и разные привычки. Во многих семьях с детьми много занимаются, играют. Однако одни родители сажают при этом ребёнка к себе на колени, другие – за обеденный стол, третьи – за детский, маленький. Именно так привыкает малыш играть и общаться со взрослыми, именно этого он требует и в детском саду.

Часто родители, несмотря на стремление ребёнка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему – так быстрее, меньше хлопот. В детском саду такой ребёнок будет чувствовать себя беспомощным, не приспособленным к новым условиям. Подготовительный этап к адаптационному периоду нужно начинать дома за один – два месяца до прихода ребёнка в детский сад. В это время необходимо сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно войти в новые условия жизни. В первую очередь нужно привести в соответствие распорядок дня с режимом дня детского сада, то есть в одни и те же часы кормить, укладывать спать, гулять и так далее. Тогда с приходом ребёнка в детский сад он не будет испытывать неудобства. Его не нужно будет переучивать, ломать неправильные привычки. Дома нужно приучать ребёнка самостоятельно есть, самостоятельно засыпать, а также приучать есть разнообразные овощные блюда, супы и так далее.

Ребёнок, умеющий самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту переживаний. Самостоятельность ребёнка создаёт предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми и сверстниками.

При играх с другими детьми полезно научить ребёнка делиться игрушками, ждать своей очереди, например: покачаться на качели или покататься на машине.

Советую, чтобы родители рассказывали ребёнку о детском саде, о том, что он уже большой и ему нужны друзья, с которыми он будет играть в интересные игры, что в детском саду его будут учить рисовать, петь, слушать музыку. Ни в коем случае не запугивать ребёнка: не будешь слушаться – отведу в детский сад.

Ребёнка нужно заранее (хотя бы за неделю) предупредить о том, что он пойдёт в детский сад, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие. Тогда адаптация к детскому саду у ребёнка пройдёт легче.

И всё же, не смотря на подготовку, первый месяц пребывания в детском саду – трудное для ребёнка время. Во-первых, он скучает по маме, испытывает тоску по дому. Во-вторых, детский сад для него дополнительная нагрузка: приходиться рано вставать, выполнять требования воспитателя, не всё так получается как у других детей.

В первый день маме трудно оставить малыша, особенно, когда он плачет. Это естественно… Однако, расставание не следует затягивать, так как ребёнок видит, что мама волнуется и начинает ещё больше плакать. Советую маме приободрить малыша, пообещать, что скоро придёт и уйти. Чаще всего ребёнок откликается на новые впечатления и успокаивается. Тем не менее, находиться весь день в детском саду ребёнку трудно, по этому в первые дни советую забирать ребёнка раньше, постепенно увеличивая продолжительность его пребывания в детском саду. Например: первый день – два часа; второй - четыре часа и так далее в зависимости от того как ребёнок чувствует себя на новом месте.

Родителям говорю, что ребёнок устаёт от новых для него условий и поэтому дома нуждается в тишине и спокойном, ласковом отношении. В период адаптации ребёнка рекомендую родителям не ходить в гости с ребёнком и не принимать их у себя дома. Игры предпочтительно тихие, не возбуждающие.

Итак, при поступлении в детский сад малыш не только расстаётся на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него требуется другое поведение. Всё это может вызвать стресс в виде различных негативных реакций, плача и так далее. Можно ли избежать этого?

Конечно, забота и любовь родителей делают малыша более защищённым. Но ведь в жизни ему придётся преодолевать множество психологических преград, а для этого нужно развивать у него инициативность и самостоятельность.

Таким образом, можно сказать, что для формирования адаптационных механизмов необходимо:

- с одной стороны, сочетание определённых стереотипов, которые лежат в основе поведенческих реакций, а с другой – насыщенность жизни ребёнка в эмоциональной, социальной сферах, где особенно важно развитие инициативности, самостоятельности;

- учёт индивидуально психологических особенностей;

- учёт факторов риска, усложняющих адаптацию;

- организация общения детей в совместной деятельности;

- формирование самоконтроля, развития самостоятельности и инициативности.

Для успешного социального развития ребёнка, требуется ещё и создание развивающей среды, соответствующей условиям микро социума, а также в установлении контактов с другими детьми и взрослыми.

Я стараюсь устранить всё, что может сделать среду враждебной детям (не достаточность игрового материала, не доступность, не соответствующие уровню развития игрушки) и предусматриваю предупреждение возможных конфликтов с детьми связанных с обращением с игрушками. В группе имеются игрушки: дидактические, сюжетно – образные, театральные, спортивные, игрушки – забавы. Все они доступны детям. Игровой зоне отвели светлое место. Организацию предметно-развивающей среды определили как зоновую.

Игровая зона (мебель, пособия, предметы заместители).

Зона сенсорного развития (шароброс, сенсорный слоник, мозаика, «Лего», крупный и мелкий строители, несколько видов пирамидок, «геометрик» и т.д.).

Театральная зона (пальчиковый театр, кукольный театр).

При поступлении новичка в ясли, я придерживаюсь установки: теперь все проблемы ребёнка – мои проблемы и не перекладываю вину на родителей, если они не сумели соответствующим образом подготовить его к жизни в организованном детском коллективе. А начинается решение проблемы адаптационного периода с организации приёма вновь поступающих детей.

Приём вновь поступающих, проводиться по графику в период с июня по сентябрь. Начинается с беседы с заведующей. Разговор сводиться к тому, чтобы родители увидели, что ребёнку будет хорошо в стенах дошкольного учреждения, что родители – всегда желанные гости, к их мнениям и пожеланиям охотно прислушиваются воспитатели; что в детском саду работают люди, готовые разделить с родителями заботу о ребёнке и вместе искать индивидуальный подход к нему.

Другая задача разговора – убедить родителей в том, как важно дать ребёнку возможность постепенно привыкнуть к новой обстановке. Следующий этап работы – знакомство родителей с воспитателями группы. Во время знакомства я беседую с родителями об особенностях поведения, о привычках ребёнка, о состоянии здоровья, о том, чем больше всего любит заниматься ребёнок, как ласково называют его дома, как ребёнок кушает дома, как приучен засыпать, есть ли у него любимая игрушка, и если есть, разрешаю приносить её с собой. Знакомлю малыша и его родителей с группой, показываю, где он будет есть, спать, с какими игрушками играть. Родителям рассказываю о режиме дня в детском саду, о санитарно-гигиенических требованиях, о навыках, которые необходимо формировать у детей.

С приходом ребёнка в детский сад стараюсь установить с ребёнком такие отношения, чтобы воспитатель стал для него близким человеком.

Заведующая принимает в группу одного-двух детей в неделю, чтобы мы могли уделить каждому ребёнку максимум внимания.

В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша. Стараюсь продемонстрировать малышу достоинства его «нового мира»; с тем, чтобы ребёнок мог убедиться, что он гораздо шире и интереснее. Показываю дошкольное учреждение. Сотрудники вступают в дружеский контакт с малышом, угощают, ребёнок должен чувствовать, что его здесь любят. Ласкаю ребёнка, особенно, во время укладывания. Если вижу, что ребёнок всё же расстроен, переключение на пищевую реакцию, на время помогает забыться ему. Предлагаю ребёнку попить или погрызть сухарики. В группе всегда стоит блюдо с сухариками.

Учитываю индивидуальные привычки ребёнка, в том числе и вредные и ни в коем случае не перевоспитываю его. Еда и сон относятся к наиболее критическим моментам. Промахи в их организации могут вызвать невроз, стресс. Помню, что с поступлением ребёнка в ясли все проблемы ребёнка становятся лично моими профессиональными проблемами. Максимально учитываю вкусы, привычки и желания детей, оказываю помощь во всех сложных для него ситуациях, связанных с различными бытовыми процессами. Стараюсь сделать каждый режимный момент интересным, используя игровые приёмы, художественное слово: песенки, потешки, прибаутки.

В адаптационный период беседую с родителями о том, как ребёнок ведёт себя дома по приходу из детского сада, как ест, спит. С каким настроением просыпается, как реагирует на то, когда говорят ему, что сейчас пойдём в детский сад. Также информирую родителей о том, как провёл ребёнок день в детском саду, чем мы занимались, в какие игры играли.

Ниже представлен график адаптации детей, посещающих группу в которой я работаю в 2010 - 2012 учебных годах, в процентном соотношении от общей численности детей.

141732 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект по аппликации «Чайник с чашкой» для детей с ограниченными…

Конспект по аппликации «Чайник с чашкой» для детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью легкой степени Подготовительная группа Цель: активизация мелкой...

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей…

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В современном мире, чтобы...

Здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние...

Читайте также

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия…

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия повар» Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие...

Групповой краткосрочный проект «За здоровьем в детский сад!»

 Групповой краткосрочный проект «За здоровьем в детский сад!»

Реализация образовательной области Физического развитие в детском саду, в условиях…

Реализация образовательной области Физического развитие в детском саду, в условиях отсутствия инструктора по физической культуре В общей системе образовательной деятельности детского...