Коррекционно–оздоровительная модель интеграции образовательных областей «Коммуникация» и «Физическая культура»

Современное общество представляет все более высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Несмотря на изменения, общение как главный способ взаимодействия остается востребованным на протяжении всей жизни человека. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений. Высокий уровень развития коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

Наиболее последовательно и профессионально процессы воспитания и обучения организуются в рамках образования. Главная цель речевого воспитания в современном дошкольном образовании состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основнымикоммуникативнымиспособностями.

Анализ диагностики развития речи детей в нашем Центре развития ребенка №3 «Чебурашка» с.Сунтар показывает что из 68 воспитанников средней, старшей и подготовительной групп 20 детей с речевыми нарушениями. Когда у ребенка нарушено произношениеон выглядит инфантильным, кажется младше своих лет. Это задерживает его развитие и делает его дисгармоничным. Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка есть отклонения в развитии некоторых психически функций, например, внимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля, а также о том, что он испытывает определённые психологические трудности. Для детей с речевыми нарушениями, характерно нарушение общей и мелкой моторики. Коррекция произношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и выправляет перечисленные недостатки развития.

С целью создания оптимальной коммуникативной среды, мы разработали коррекционно-оздоровительный модель, для коррекции речи детей наряду с физическим развитием.

Речь и движение очень тесно связаны между собой. Мы опираемся на известное положение о том, что для полноценного формирования у ребенка навыков устной речи важно развивать у него двигательную и мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

Двигательная активность обеспечивает своеобразный отдых ребенку. Повышает его умственную работоспособность, предупреждает утомление. Дети, научившись управлять отдельными движениями, ранее для них не доступными, получают уверенность в себе, своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики.

При этом рекомендуется вводить речевой материал в самых разнообразных формах и поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста нужно подбирать в соответствии с речевыми возможностями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия.Стихотворные тексты позволяют нормализоватьтемп речи, добиться большей ее плавности, ритмичности, что положительно сказывается на формировании слоговой структуры слова, а, в конечном счете, на совершенствовании фонетической стороны речи.

Систематическое многоплановое использование речевых рифмовок, привлекательных для детей, способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы, осуществлению преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Актуальность применения коррекционно -оздоровительного модели обусловлена тем, что проблема коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста становится фактором, тормозящим процесс его развития и его становления как личности. Об этом свидетельствуют результаты исследований Выготского Л.В., Лурии А.Р., Запорожца А.В., Парамоновой Л.С. и др.

В результате преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре наблюдается:

  • Расширение и обогащение развивающей среды.
  • Стимулирование эмоционального реагирования, эмпатии и использование их для практической деятельности детей с помощью сюжетно-игровых занятий.
  • Реализация коррекционно-оздоровительноймодели к воспитанию и обучению детей через изменение содержания обучения и совершенствования методов и приемов логопедической работы.
  • Развитие и осуществление коррекции в двигательной, речевой, моторной и эмоциональной сфере.

Для успешной организации речевых моментов во время проведения занятий необходимо:

- дифференцированный подход к детям с различными речевыми нарушениями;

- целенаправленный подбор речевого материала;

- нестандартный адаптированный спортивный инвентарь;

- опираться на интересы потребности современного дошкольника и основываться на их личном опыте, на связность жизненных процессов.

Таким образом, коррекционно- оздоровительная модель:

- отвлекает внимание ребенка от речевого дефекта и побуждает его к обучению;

- освобождает детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности во время занятий;

- помогает разнообразить виды деятельности детей на коррекционных занятиях;

- развивает общую и мелкую моторики, ориентировку в пространстве;

- способствует профилактике дисграфии;

- помогает проводить работу по развитию просодических компонентов речи;

- активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное внимание;

- развивает и нормализует эмоционально – волевую сферу, что особенно важно для детей.

- для лучшего функционирования речевых органов коррекционно- оздоровительная модель оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.





Новые публикации

«Пальчиковый игротренинг»

«Пальчиковый игротренинг» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию». В.М. Бехтерев. Пальчиковый игротренинг - это развитие мелкой моторики в...

Подвижные игры дошкольников

Подвижные игры дошкольников Введение Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Одна из характерных особенностей подвижных игр...

Конспект сюжетно-ролевой игры «У нас в гостях кукла Таня»

Конспект сюжетно-ролевой игры «У нас в гостях кукла Таня» Цель: Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел. Образовательные задачи: развивать разговорную речь...

Читайте также

Конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе. Тема занятия: «Есть в…

Конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программеТема занятия: «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора!» Осень в стихах известных русских поэтовВозраст...

«Игра как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей»

«Игра как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей» (Из опыта работы)   Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер...

Проект в старшей группе «Эти обыкновенные и необыкновенные камни»

Проект в старшей группе «Эти обыкновенные и необыкновенные камни»   Тип проекта: информационно-познавательно-исследовательский. Сроки реализации: октябрь-май. Актуальность. В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников...


Комментарии

  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...





В блогах

Игровые технологии в ДОУ

В своей работе с детьми раннего возраста я использую следующие виды игр: 1. Игры в парах - способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении ( «Прогулка в парах» ,  «По узенькой дорожке» ,  «Ай-да»  и др.). 2...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в жизни ребенка».

Цель: развитие профессионального самосознания, творческого потенциала личности, коммуникативной компетентности педагогов. «Знакомство». Я вас всех приветствую и предлагаю, передавая по кругу мягкую игрушку, представиться и сказать, с какой игрушкой вы себя ассоциируете. «Мое качество». Психолог: Сейчас у нас будет возможность больше...

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю»

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве...

Консультации для родителей «Воспитание ответственности у детей»

Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы - в установлении постоянных обязанностей для детей. Считается, что мальчикам надо поручать выносить мусорное ведро или стричь газон, а для...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство