«Познавательно-исследовательская деятельность при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых»
Познавательно-исследовательская деятельность оказывает большое влияние на развитие дошкольников. С одной стороны она позволяет максимально удовлетворить детскую любознательность, а с другой – овладевая представлениями о мире, ребенок учиться связывать отдельные представления и устанавливать причинно-следственные, родо-видовые, пространственные и временные отношения.
Исследовательскую деятельность можно развернуть в любом контексте. Один из вариантов - детские исследования в проекте «Кем быть?» Проект этот долгосрочный (на учебный год) и предполагает ознакомление старших дошкольников с различными профессиями. Остановимся на ознакомлении старших дошкольников с профессией капитана корабля.
Опираясь на работы А.И. Савенкова по организации детских исследований, и придерживаясь предложенной Н.А. Коротковой последовательности этапов исследовательской деятельности, рассмотрим каждый из них.
1 этап: актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, касающихся данной темы.
Рассмотрев карту мира и решив посетить все материки, дошкольникам предстоит ответить на вопрос: «На чем лучше всего путешествовать?»
2 этап: обсуждение идей.
Выдвигаются идеи: на автомобиле, поезде, самолете и корабле. Выяснив, что путешествовать на автомобильном и железнодорожном транспорте мы не сможем (невозможно пересечь водное пространство), остаются 2 варианта – воздушный и водный.
В ходе обсуждения заполняется таблица. Рассматриваются параметры: быстрота (скорость передвижения), удобство (можно ли передвигаться, общаться, получать дополнительные развлечения), экономичность (стоимость билетов), надежность (условия, при которых рейс откладывается), безопасность (больше шансов спастись во время аварии).
Транспорт |
Быстрота |
Удобства |
Экономичность |
Надежность |
Безопасность |
Самолет |
++ |
+ |
- |
- |
- |
Пароход |
+ |
++ |
+ |
+ |
+ |
На основе анализа и заполнения таблицы, делается вывод: на водном транспорте – экономичнее, удобнее (комфортнее) и безопаснее.
Затем на карте мира дети проложили маршрут, охватив все материки.
И вновь возник вопрос: «Как ориентироваться в водном пространстве?» Там нет дорог, нет указательных знаков. Раньше путешествовали по звездам и солнцу. А сейчас?
Так дети открыли для себя новый предмет – компас. Опытным путем мы выяснили, что его намагниченный конец всегда показывает на север, не зависимо от места расположения. Научились определять север и юг в группе и на участке.
Вопрос выбора корабля решался на основе классификации судов. Дошкольники пришли к выводу: корабли бывают военные, грузовые и пассажирские. Именно пассажирские корабли годятся для путешествий. Они удобны, комфортны и безопасны.
А как же люди плавали раньше? На чем? Как появился первый пароход? Ответом на эти вопросы стало создание фильма «История корабля» с использованием картинок от простейшего плота до современных лайнеров. Так было проведено ещё одно исследование, тип которого А.И.Савенков определил как путешествие по «реке времени» Предложенные кадры в ходе обсуждения были разложены по порядку и соединены в ленту.
3 этап: опытная проверка и фиксация результатов.
Реализация данного этапа началась уже при работе с компасом. Дети определяли стороны света, находясь в разных концах группы, на разных этажах и на прогулочном участке.
Экспериментальная деятельность развернулась полным ходом при решении проблемы: все корабли сделаны из железа и очень тяжелые. Почему они не тонут? Была проведена серия опытов по исследованию плавучести предметов: в воду погружались стеклянные бусы и стеклянная банка, ложки, железные банка и крышки. Эксперимент показал: бусы и ложки тонут, а крышки и банки плавают. Почему? В ходе сравнения предметов пришли к выводу: крышки и баночки – выпуклые и пустое пространство в них заполнено воздухом, воздух легче воды. Именно он помогает держаться на плаву баночкам и крышкам. Вот почему они не тонут.
Следующая серия опытов с заполнением банок и крышек камнями, подвела детей к выводу: чем больше пустого пространства, тем выше плавучесть предмета.
И снова возникает вопрос: «А можно ли сделать так, чтобы предмет сначала погрузился, а потом всплыл?» Можно, если поднимать его с помощью воздуха. Именно так плавают подводные лодки.
Так мы перешли к 4 этапу:
продолжение исследований в свободной деятельности – конструирование подводной лодки, внутри которой находится воздушный шарик с трубочкой. Отверстия в виде иллюминаторов помогают заполнить лодку водой, она погружается на дно.
Надувая воздушный шар, мы выталкиваем воду из пластиковой бутылочки, и лодка всплывает к поверхности.
И вновь возникает вопрос: как устроены подводные лодки? Это вопрос для нового проекта.
А пока наши дети с удовольствием рассказывают, почему они решили стать капитанами, на каких кораблях они будут плавать, почему их корабли надежные и безопасные.
Анализируя поэтапную исследовательскую деятельность дошкольников в ходе реализации только одной составной части долгосрочного проекта «Кем быть?», хочется отметить, что мне удалось использовать в работе все типы исследований, выделенные А.И.Савенковым и доступные старшим дошкольникам:
- опыты и экспериментирования с предметами и их свойствами,
- классификационная работа;
- путешествие по карте;
- путешествие по «реке времени».
В перспективе подготовка реализация этапа проекта по ознакомлению с профессией повара (кулинара-кондитера).
Литература:
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
- Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 92
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под .ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. Дошкольное воспитание. N 1, 2005
- А. Савенков. «Исследовательские методы обучения», С. 3 –11. Дошкольное воспитание. № 12 – 2005 г.
- Развитие творческой активности школьников. Под ред. А.М. Матюшкина.-М.:Педагогика,1991
Читайте также |
---|
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми 3-4…
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми 3-4 лет «Русский народный костюм» Программное содержание: Познакомить детей с национальной русской одеждой...
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе…
Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе Тема: «Угощенье для куклы Кати» Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа). Вид...
Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития
Работа с неговорящими детьми с задержкой психического развития Проблема помощи неговорящим детям с задержкой психического развития с целью их социальной адаптации...