Сайт для воспитателей детских садов



Проектная деятельность в ДОУ одна из эффективных форм формирования экологической культуры дошкольников

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и [приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о формах образовательной работы с детьми 3]

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.

ФГТ призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. [Главное - внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности.7 ] Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности..

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения у детей, в данном случае, в области экологического воспитания.

Одной из основных задач экологического воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы.

[Формирование основ экологической культуры является важнейшим условием гармонично развитой личности. Чем раньше мы начинаем вводить в мир маленьких детей, тем успешнее будет происходить у них формирование культуры общения с миром природы.1] Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.

Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. [Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.2]

Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые проекты.

Педагог и дети идут этим путем вместе, от проекта к проекту , постепенно усложняя практические задания, планируемые и выполняемые детьми.

Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т.е. развиваться интеллектуально. [Поскольку метод проектов – это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование его умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия 4]

Таким образом, мы можем сформулировать основные теоретические позиции проектного обучения следующим образом:

В центре внимания – ребенок.

Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.

Природа — важнейшее средство познания окружающего мира. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических усилий рассматривает национально- региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к природе и культуре малой Родины. Любовь к Родине начинается с любви к природе. Именно под этим лозунгом детское экологическое движение  страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности. Большинство современных детей редко общается с природой.

[Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.6].

В нашей деревне Савино можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц, животные. Недалеко от детского сада находится лес, пруд ,где у детей совместно со взрослыми есть возможность проводить практическую , исследовательскую деятельность в природных условиях.

В прошедшем учебном году в старшей группе детского сада, был реализован проект «Береги природу родного края». Целью данного проекта было формирование основ экологической культуры, осознанного и ответственного отношения к природе родного края.

Задачи проекта:

1. Формировать представления детей о природе родного края.

2 . [Воспитывать у детей элементы экологического сознания ,заботливое отношение к природе путем систематического целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой 5]

3. Научить конкретным способам исследования объектов природы родного края

4. Развивать экологическое мышление в процессе проведения опытов, наблюдений экспериментов

5. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь природе родного края

6. Повысить уровень родительской компетентности по вопросам формирования экологической культуры

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители

3 этапа проекта :

1- подготовительный: постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов, изучение литературы
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Результаты:

1. У детей появилось желание общаться с природой родного края и отражать свои впечатления через разные виды деятельности

2. У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнали особенности природы родной деревни Савино.
3. Ребята стали бережно относиться  к природе, появилось стремление к правильному поведению по отношению к миру природы.
4. Дети овладели навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобрели свои собственные знаки.
5. У ребят начало формироваться стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
6. У детей сформировалось осознанно- правильное отношение к объектам природы родного края
7. Многие дети научились проводить опыты, исследования объектов природы, с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
8. Уровень родительской компетентности по данному вопросу повысился на 63 % (по результатам диагностики)
9. Пополнилась предметно- развивающая среда в группе по изучению природы родного края

В ходе проведения собственно- исследовательского этапа реализованы кратковременные проекты «Как живешь Савинский пруд», «Мы друзья леса», проведены акции «Помоги пруду» , «Чистый лес», «Зеленая красавица» , «Помоги птицам зимой; проведены опыты и наблюдения , целенаправленные экскурсии к пруду, водоему, по экологической тропе, конкурсы кормушек , «Осенняя фантазия» ,игры «Следопыт», праздники и досуги совместно с родителями «Природа родного края», «Савино- мой край родной». Принимали участие в районном конкурсе «Вода- бесценный дар природе»(грамота), краевой конкурс «За чистую воду», «Экология. Творчество. Дети»(сертификаты), всероссийский конкурс «Зеленая планета»(дипломы за 1и2 место)

Итогом работы по данному проекту стало то , что дети осознали необходимость бережного отношения к природе своего края, стали друзьями природы , а также повысился уровень активности родителей в вопросах охраны природы родного края

Также использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников позволило сочетать интересы всех участников проекта :

- педагоги имели возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем;

- родители имели возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания;

- деятельность детей была организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, что позволило повысить уровень экологической культуры дошкольников.

Таким образом ,проектная деятельность одна из эффективных средств формирования экологической культуры дошкольников.

 

Литература:

1. Воронкевич О.А «Добро пожаловать в экологию»,С-П «Детство-пресс»,2006

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.Мозаика-Синтез, 2008

3. Гризик Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. //Дошкольное воспитание. 2010. № 5

4. Киселёва Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006.

5. Логинова В.И.Программа «Детство». С-П «Детство-пресс»,2000

6. Саво И.Л. «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада» С-П «Детство-пресс»,2009

7. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года)





Новые публикации

Конспект ООД для старшей группы «Письмо для друзей»

Конспект ООД для старшей группы «Письмо для друзей» Цель: создание условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом. Детская цель: рассказать...

Экологический КВН для детей подготовительной группы «Наш дом - природа»

Экологический КВН для детей подготовительной группы «Наш дом — природа» Цели:• закреплять знания детей о природе; • формировать у детей элементы экологического...

«Вместе с мамой!» Конспект физкультурно-логопедического развлечения в старшей гр…

«Вместе с мамой!» Конспект физкультурно-логопедического развлечения в старшей группе Цели: Повышать мотивацию детей с речевыми нарушениями к закреплению полученных навыков, закреплять...

Читайте также

Музыкальная зарядка для пальчиков

Музыкальная зарядка для пальчиков   Наши дети привыкли к тому, что почти всю работу в доме за человека выполняет техника. Из-за этого...

Логопедическое коррекционно-развивающее занятие «Кошка в гости к нам пришла»

Логопедическое коррекционно-развивающее занятие«Кошка в гости к нам пришла»для детей от 2 до 3 лет Цель: Развитие понимания речи, побуждение к воспроизведению...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности на тему «…

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности на тему «Мамины профессии» в старшей группе   Программное содержание. Познакомить детей с основными женскими профессиями; расширять, уточнять и...




Комментарии

  • Котиева Фатима Русла
    Спасибо за статью, огромная методическая помощь для педагогов ДОУ: читай и делай!!!!!!!!!! !!!!!!!!

    Подробнее...

     
  • Кудрина Светлана Юрь
    Большое спасибо за содержательный материал!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Очень полезный материал. Большое спасибо.

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Любое экспериментиров ание начинается с наблюдения – это первая ступенька в процессе естествознания.

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо за конспект!

    Подробнее...

В блогах

Дидактическая игра "Собери семью…

Цель игры: закрепление  представлений  о домашних животных и их детёнышей. Формировать понятие «семья». Обогащение словаря.

План реализации УМК

План работы по реализации учебно-методических комплектов по обучению двум государственным языкам Республики Татарстан в равном объёме в МБДОУ «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида» Высокогорского муниципального района РТ на 2019-2020...

Спортивное развлечение для детей старшег…

Звучит музыка песни «Бабушка и дедушка…» входят бабушки и дедушки и садятся на стульчики, затем входят дети и встают в полукруг. Инструктор по ФК: Здравствуйте дорогие наши бабушки и дедушки! Сегодня особенный день...

Муниципальное автономное дошкольное обра…

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №441 "Кузнечик" город Нижний Новгород.   «Матушкин день» в русском народном стиле. Подготовительная группа №6. Подготовили воспитатели: Морина Елена Викторовна Смирнова Галина Сергеевна Цель: Создать хорошее настроение у детей и родителей, вызвать...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство