ФГТ В ДОУ: от теории к практике

Оценка достижений детей

Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Старшая группа

Введение

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, ко­торые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федера­ции от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных госу­дарственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошколь­ного образования» (далее ФГТ). Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функциониро­вания и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.

Центральным моментом, глобальной идеей этих преобразований является, на наш взгляд, психологизация системы образования дошкольника, а именно, приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития. В данном смысле показательным является тот факт, что в качестве центральных принципов ФГТ определяют:

- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, когда со­держание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психоло­гии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

- соответствие содержания программы критериям полноты, необходимости и достаточ­ности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач про­цесса образования детей дошкольного возраста, при реализации которых формируются зна­ния, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей в данный возрастной период;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возмож­ностями и особенностями развития воспитанников, спецификой образовательных областей, предметом их изучения и характеристикой соответствующих видов детской деятельности;

- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образо­вательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со специ­фикой дошкольного образования;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с деть­ми; основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Итак, целеполагающие идеи развития дошкольного образования аккумулируются вокруг принципа интеграции.

Во-первых, под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состоя­ние или процесс, ведущий к такому виду связанности, взаимопроникновения и взаимодейст­вия образовательных областей, который обеспечивает целостность и комплексность образо­вательного процесса (О. Скоролупова, Н. Федина).

Во-вторых, под интеграцией рассматривается сторона процесса развития, связанная с объединением в гармоническое целое ранее разнородных частей и элементов (И. А. Лыко­ва). Это не формальное соединение разного знания в новый информационный контекст, а обеспечение соединения разных сфер действительности, выраженных в разнообразной тек­стовой форме, в сознании ребенка (интеграция знания и сознания), что приводит к появлению нового знания. Ребенок становится целевым и организационным центром образования, по­степенно приобретая способность генерировать новые информационные и культурные тексты (смыслы). Его сознание признается ведущим фактором интеграции.

Таким образом, предполагается существенное обновление подходов к организаций и со­держанию образовательных услуг для детей дошкольного возраста.

Реализация Федеральных государственных требований определяет необходимость разра­ботки мониторинга, направленного на выявление качества дошкольного образования, а прин­цип интеграции дает новое видение организационных форм и содержания мониторинга.

В данном пособии представлена инновационная модель мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования с позиции принципа интеграции.

При разработке модели мониторинга мы ориентировались на определение термина «ка­чество дошкольного образования», развиваемого С. В. Кузьминым: качество дошкольного образования - это такая совокупность свойств и характеристик, реализация которых в обра­зовательном процессе способствует разностороннему развитию ребенка до уровня, соответ­ствующего его возрастным возможностям и требованиям общества, сохранению его здоро­вья и обеспечению успешности перехода к следующему возрастному периоду, целью кото­рого является развитие ребенка.

Важность принципа интеграции в контексте анализа мониторинговых показателей в до­школьный период определяется тем, что, как показали многочисленные фундаментальные и прикладные исследования, дошкольный возраст обеспечивает общее развитие, которое соз­дает фундамент для приобретения в дальнейшем любых знаний и навыков, освоения слож­ных видов деятельности, вхождение в общественные процессы, развитие специальных спо­собностей. Следовательно, и критерии качества образования дошкольника должны иметь интегративный характер. Как подчеркивает Низиенко Е. Л., заместитель директора Департа­мента государст-венной политики в образовании, специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой знаний, умений и на­выков, а совокупностью интеллектуальных и личностных качеств.

Разработанная мониторинговая система интегративна и с точки зрения обеспечения взаи­модействия специалистов ДОУ в процессе ее реализации. Ее организационным ядром явля­ется то, что в контексте идеи сопровождения принято называть «сборка статуса ребенка».

Данная мониторинговая система применима к любой образовательной программе, со­ставленной с учетом ФГТ. Образовательные задачи, определенные в каждой образователь­ной программе, будут конкретизировать достижения воспитанников в процессе ее освоения, главным образом в тех сферах, которые касаются знаний, умений и навыков.

Предлагаемая мониторинговая система имеет прогностический характер, то есть помога­ет выявить перспективные линии развития дошкольника, а также профилактический харак­тер, поскольку позволяет заметить факторы риска в развитии ребенка. Полученные монито­ринговые данные создают информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальных образовательных потребностей каждого воспитанника ДОУ.

 Организация и содержание мониторинга

Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограни­ченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенден­ций развития (М. М. Поташник, А. А. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева).

Мониторинг включает сбор информации, осуществляемый по стандартному набору пока­зателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценку ситуаций и состояния объектов также в стандартной форме.

Применяется мониторинг к конкретным объектам для решения четко очерченного круга задач.

В системе мониторинга выделяются мониторинговые явления и мониторинговые индика­торы.

Мониторинговые явления - это группа явлений, системные показатели которых могут с достаточной полнотой отразить движущие силы, тенденции развития, характер их взаимо­действия. Они не только определяют, но и предопределяют то или иное событие, тенденции развития (и их показатели), то есть имеют прогностическую направленность. Каждое от­дельное мониторинговое явление включает момент общего, характерного для всех явлений, подчиняющихся определенным законам, и тем самым в каких-то чертах повторяет другие явления.

Мониторинговый индикатор - это совокупность признаков, которые имеют мониторин­говые источники. Индикатор определяет доступность изучаемого объекта наблюдению и из­мерению. Разработка мониторинговой системы требует выявления из бесконечных рядов причинно-следственных связей именно таких индикаторов, которые концентрируют сущно­стное отражение причин и условий и информируют о стабильности показателей качества об­разования и качества развития или о приближении развития к переходу в новое качество.

Данные характеристики и составляют предмет мониторинга.

Цель мониторинга - изучить процесс достижения детьми 5-6 лет планируемых итого­вых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образо­вания на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных ка­честв, которые они должны приобрести в результате ее освоения к 7 годам.

Для достижения данной цели нами разработаны мониторинговые индикаторы в соответ­ствии с определенными ФГТ интегративными качествами, формирование которых выступает объектом мониторинга.

Реализация принципа интеграции обеспечена изучением базовых показателей развития, которые характеризуются информативностью и прогностичностью, формируются в разных видах детской деятельности при освоении всех образовательных областей и являются ком­плексными.

Мониторинговые индикаторы, по сути, являются планируемыми результатами формиро­вания того или иного интегративного качества в каждой возрастной группе и имеют преем­ственный с возрастной точки зрения характер. Их распределение по уровням достижения планируемых результатов позволяет дифференцировать и индивидуализировать образова­тельный процесс и вводит психическое развитие ребенка-дошкольника в контекст целена­правленного формирования возрастных психологических новообразований посредством ос­воения ребенком образовательных областей.

Мониторинговые индикаторы, демонстрирующие планируемые результаты формирова­ния определенного интегративного качества, отражают перспективные линии развития ре­бенка-дошкольника, показывают, как происходит оформление тех показателей развития, ко­торые рассматриваются как итоговые интегративные качества, складывающиеся к 7 годам.

Методологической основой разработки мониторинговых индикаторов с точки зрения возрас­та выступает положение Л. С. Выготского, который считал, что необходимо исследовать историю развития психических функций, изучать не только сложившиеся, но и складывающиеся функции в их предпосылочных, первичных проявлениях.

Особую важность исследованию предпосылочных и первых проявлений сложных психиче­ских функций придает тот факт, что ранние периоды онтогенеза проецируются на дальнейшее психическое развитие. Данный момент ярко выразил П. П. Блонский. По его мнению, изучение ребенка - это изучение истории его развития, причем основные проблемы его развития лучше всего выясняются на начальных периодах жизни, своего рода первобытной истории его разви­тия. И в школьной, и даже юношеской жизни человека «еще сильны отзвуки его ясельного дет­ства». Такой подход позволяет понять тот уникальный вклад, который имеет каждый отдельный период развития ребенка для его общего психического развития, тот вклад, который имеет сего­дняшнее развитие в отношении «завтрашнего дня».

В основу разработки преемственных мониторинговых индикаторов положены результа­ты как классических, так и современных фундаментальных и прикладных исследований в области детской психологии (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Веракса, Е. О. Смир­нова, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддъяков, В. В. Рубцов, Д. И. Фельдштейн, А. Г. Рузская, Л. Н. Галигузова), которые позволили выделить следующие тенденции в развитии ребенка-дошкольника:

- освоение общечеловеческих ценностей, норм взаимоотношений в обществе;

- развитие целенаправленности, созидательности, перспективной направленности дея­тельности;

- преодоление внешнепредметной заданности поведения, потеря непосредственности всех проявлений активности, освоение элементов планирования, рождение осознания произ­вольности поведения, то есть способности владения и умения управлять собой;

- стремление познавать те связи и отношения, которые не воспринимаются органами чувств и познаются только опосредованно, приобретаются и выражаются с помощью .рассу­ждений;

- преобразование общения со взрослым под влиянием новых потребностей ребенка;

- возникновение подлинного сотрудничества со сверстниками;

- интеллектуализация поступков и деятельности.

Мы исходили из идеи о том, что знания, умения и навыки деятельности (по сформиро­ванное™ которых в традиционной парадигме оценивалось качество дошкольного образова­ния) отражают лишь техническую сторону деятельности, тогда как для мониторинга качест­ва образования принципиальную важность имеет изучение побуждений к деятельности и способность к ее самоорганизации. Обозначенная триада: во-первых, знания, умения и на­выки, во-вторых, побуждения, в третьих, самоорганизация деятельности и поведения - со­ставила концептуальную основу для разработки индикаторов мониторинговой оценки интегративных качеств.

Итак, каждое интегративное качество, определенное ФГТ, представлено рядом монито­ринговых индикаторов в соответствии с возрастом воспитанника, для оценки, которых разра­ботаны оценочные шкалы. Совокупность мониторинговых индикаторов составляет содер­жание мониторинга.

Форма и процедура мониторинга. Мониторинговая процедура предполагает, что мони­торинг качества дошкольного образования проводится всеми специалистами ДОУ, рабо­тающими с ребенком. Однако в мониторинговой деятельности специалистов различаются такие понятия, как предмет диагностики и методический инструментарий. В совокупности использование разнообразных методик, изучение одного и того же содержания развития ре­бенка с разных профессиональных позиций и с помощью разных методических средств по­зволяет составить комплексное объективное представление о сформированности интегративных качеств, которые и являются критериями характера реализации основной общеобра­зовательной программы дошкольного образования.

Мониторинг проводится группой специалистов под руководством старшего воспитателя, куда входят воспитатели, работающие в данной возрастной группе, инструктор по физиче­ской культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог (таблица).

Первый этап.

Воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель на заседании консилиума представляют доказательные данные о ребенке, полученные с исполь­зованием малоформализованных методик, преимущественно в процессе наблюдений на занятиях и в самостоятельной деятельности. Инструктор по физической культуре представляет количест­венные и качественные данные по освоению основных движений и физических качеств, работо­способности, а музыкальный руководитель - по освоению музыкально-ритмических движений, певческих навыков, навыков слушания музыки и проявлению отзывчивости на музыку.

 Изучение специалистами ДОУ интегративных качеств

Интегративные качества

Специалист ДОУ

Методы мониторинга

Физически развитый, овладевший ос­новными культурно-гигиеническими навыками

Инструктор по физ­культуре,

педагог-психолог,

воспита­тель

Стандартизированное наблюде­ние, экспериментальные проце­дуры, тесты

Любознательный, активный

Воспитатель,

педа­гог-психолог

Экспериментальные процедуры, тесты

Эмоционально отзывчивый

Воспитатель,

педа­гог-психолог,

музы­кальный

руководи­тель

Стандартизированное наблюде­ние, экспериментальные проце­дуры, тесты, беседа

Овладевший средствами общения и спо­собами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Воспитатель,

педа­гог-психолог

Стандартизированное наблюде­ние, экспериментальные проце­дуры, тесты, беседа

Способный управлять своим поведени­ем и планировать свои действия на ос­нове первичных ценностных представ­лений, соблюдение элементарных об­щепринятых норм и правил поведения

Воспитатель,

педа­гог-психолог

Экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адек­ватные возрасту

Воспитатель,

педа­гог-психолог

Экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Овладевший универсальными предпо­сылками учебной деятельности: умени­ем работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его ин­струкции

Воспитатель,

педа­гог-психолог

Экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Воспитатель

Беседа

Овладевший умениями и навыками, не­обходимыми для осуществления раз­личных видов детской деятельности

Воспитатель,

музы­кальный руководи­тель,

педагог-психолог

Стандартизированное наблюде­ние, экспериментальные проце­дуры

Педагог-психолог представляет данные о ребенке, полученные им в процессе индивидуаль­ного взаимодействия с ребенком с использованием формализованных диагностических методик (тестовых процедур, естественного эксперимента, беседы, проективных методик), отвечающих таким требованиям, как экономичность процедуры, развивающий характер взаимодействия взрослого с ребенком, прогностичность результатов психологического обследования, близость диагностических заданий к педагогическому процессу, возможность перевода результатов мето­дик на педагогический язык.

В процессе обсуждения представленных данных команда специалистов делает вывод о соот­ветствии совокупности мониторинговых индикаторов одному из уровней достижения плани­руемых результатов (показателей) формирования того или иного интегративного качества: высокому, среднему, низкому и низшему. Степень соответствия выражается в определенном ко­личестве баллов. Низший уровень - 1-3 балла, низкий - 4-6 баллов, средний - 7-9 баллов, высо­кий -10-12 баллов.

Разброс баллов по уровням, например при высоком уровне - 10-12 баллов, позволяет педаго­гам отразить степень выраженности и устойчивости мониторинговых индикаторов, характери­зующих динамику формирования интегративных качеств у каждого ребенка.

Второй этап.

Команда специалистов принимает одно из двух решений:

1. Данные о ребенке исчерпывающие, информативные, нет существенных разногласий в данных, полученных разными специалистами.

2. Существует необходимость получить более подробную диагностическую информацию, дополнить ее экспертными оценками родителей, а также беседой с ребенком, выполнением им
специально подобранных диагностических заданий, анализом продуктов его деятельности.
В данном случае необходимая информация собирается специалистами в процессе дополнитель-­
ных диагностических процедур.

Третий этап.

Изучив информацию, специалисты составляют интегративную характеристику, описывающую, включающую динамику сформированности интегративных качеств у отдельных детей и группы дошкольников в целом. Иными словами, происходит «сборка статуса ребенка (группы)».

Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением, но не менее двух раз в год.

В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образо­вательных потребностей, среднему уровню - зона базовых образовательных потребностей, низ­кому и низшему - зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации.

В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потреб­ностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.

Литература:

1. Авдеева, Н. Н. Безопасность / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркиан. - СПб., 2004.
2. Акимова, Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. Младшая группа / Ю. А. Аки-мова. - М. : ТЦ Сфера, 2007.
3. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до шести лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирно-за. -М. : Интер, 1996.
4. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации /
B. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
5. Голицына, Н. С. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей / Н. С. Голицына, И. М. Шумова. - М.: Скрипторий 2003, 2007.
6. Давидчук, А. Н. Обучение и игра / А. Н. Давидчук. - М. : Мозаика-Синтез, 2004.
7. Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельно¬сти : сборник / под ред. Т. И. Бабаевой [и др.]. - СПб. : Детство-Пресс, 2004.

8. Иванова, А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников / А. И. Иванова. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
9. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика / Е. И. Изотова, Е. В. Ники-форова. - М.: Академия, 2004.

10. Калинченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников / А. В. Калинченко, Ю. В. Мик-ляева, В. Н. Сидоренко. - М.: Айрис-Пресс : Айрис-Дидактика, 2004.
11. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества / Т. С. Комарова. - М.: Мнемозина, 1995.
12. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: программа и методиче¬ские ре-комендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-синтез, 2008.
13. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для вузов / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. - М. : Академия, 2003.
14. Кузьмин, С. В. Программный подход в управлении качеством дошкольного образования /
C. В. Кузьмин. - М. : Обруч, 2010.
15. Маланов, С. В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста : теорети¬ческие методические материалы / С. В. Маланов. - М.: МПСИ; Воронеж : НМО «Модек», 2001.
16. Мир дошкольника. Вопросы и ответы. Мнение психолога / Г. К. Кислица, Е. А. Мухорто-за, С. К. Нартова-Бочавер. - М.: Дрофа, 2002.
17. Недоспасова, В. А. Растем играя / В. А. Недоспасова. - М. : Просвещение, 2002.
18. Окружающий мир. Занятия со старшими дошкольниками / авт.-сост. Ю. В. Дьяченко. - Волго-град : Учитель, 2008.
19. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразователь¬ной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5.
20. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного воз¬раста / сост. Н. А. Ноткина [и др.]. - СПб.: Детство-Пресс, 2008.
21. Поташник, М. М. Качество образования: проблемы и технологии управления (в вопросах и от-ветах) / М. М. Поташник. - М., 2002.
22. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. .\ 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Дошкольное воспитание. - 2010. -№ 4.
23. Развитие социальной уверенности у дошкольников / науч. ред. М. М. Безруких. - М.: Вла-дос, 2003.
24. Скоролупова, О. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного про¬цесса в дошкольном образовании / О. Скоролупова, Н. Федина // Дошкольное воспитание. — 2010. — N» 5. - С. 40-46.
25. Смирнова, Е. О. Психология ребенка : учебник для педвузов и педучилищ / Е. О. CМИРНОВА. - М.: Школа-Пресс, 1997.
26. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр де О. В. Солнце-ва. - СПБ.: Речь, 2010.
27. Солодянкина, О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: методич. пособие / О. В. Солодянкина. - М.: Аркти, 2006.
28. Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатами/ П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2007.
29. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2006.
30. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие для студентов ( них пе-дагогических учебных заведений / под ред. С. О. Филипповой. - М.: Академия, 2007.
31. Цыркун, Н. А. Развитие воли у дошкольников / Н. А. Цыркун. - Минск, 1991.
32. Шамова, Т.Н. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, П. И. Треты Н. П. Капустин; под ред. Т. И. Шамовой. - М.: Владос, 2002.
33. Шаталов, А. А. Мониторинг и диагностика качества образования: монография / А. А. II лов [и др.]. - М.: НИИ школьных технологий, 2008.
34. Элъконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - М.: Академия, 2008

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы

Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи: 1. Создавать благоприятные условия для развития...

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа»

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа» Цель: Формировать основы правового сознания. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка. Задачи: Уточнить и обобщить представления...

Путешествие в Африку

Путешествие в Африку Я работаю в детском саду воспитателем по изобразительной деятельности. Иногда приходится заменять отсутствующих воспитателей и проводить занятия по...

Читайте также

Проект «Мастер Град»

Проект «Мастер Град» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию проект «Мастер Град». В нашем детском саду «Конёк- Горбунок» в старших группах «Гномики»...

Мастер-класс для воспитателей по изготовлению дидактического пособия «Книжка малышка на…

Мастер-класс для воспитателей по изготовлению дидактического пособия «Книжка малышка на стихи А. Барто» Цель мастер-класса: поделиться с педагогами опытом работы по...

Педагогический проект «Куклы разных народов»

Педагогический проект «Куклы разных народов» Паспорт педагогического проекта 1. Тема проекта Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства. 2. Вид проекта Творческий, учебно-познавательный 3. Актуальность проекта Актуальность проекта...