ФГТ В ДОУ: от теории к практике
Оценка достижений детей
Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Старшая группа
Введение
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (далее ФГТ). Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.
Центральным моментом, глобальной идеей этих преобразований является, на наш взгляд, психологизация системы образования дошкольника, а именно, приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его уникальный вклад в общий цикл психического развития. В данном смысле показательным является тот факт, что в качестве центральных принципов ФГТ определяют:
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, когда содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;
- соответствие содержания программы критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, при реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей в данный возрастной период;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития воспитанников, спецификой образовательных областей, предметом их изучения и характеристикой соответствующих видов детской деятельности;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Итак, целеполагающие идеи развития дошкольного образования аккумулируются вокруг принципа интеграции.
Во-первых, под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние или процесс, ведущий к такому виду связанности, взаимопроникновения и взаимодействия образовательных областей, который обеспечивает целостность и комплексность образовательного процесса (О. Скоролупова, Н. Федина).
Во-вторых, под интеграцией рассматривается сторона процесса развития, связанная с объединением в гармоническое целое ранее разнородных частей и элементов (И. А. Лыкова). Это не формальное соединение разного знания в новый информационный контекст, а обеспечение соединения разных сфер действительности, выраженных в разнообразной текстовой форме, в сознании ребенка (интеграция знания и сознания), что приводит к появлению нового знания. Ребенок становится целевым и организационным центром образования, постепенно приобретая способность генерировать новые информационные и культурные тексты (смыслы). Его сознание признается ведущим фактором интеграции.
Таким образом, предполагается существенное обновление подходов к организаций и содержанию образовательных услуг для детей дошкольного возраста.
Реализация Федеральных государственных требований определяет необходимость разработки мониторинга, направленного на выявление качества дошкольного образования, а принцип интеграции дает новое видение организационных форм и содержания мониторинга.
В данном пособии представлена инновационная модель мониторинга качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования с позиции принципа интеграции.
При разработке модели мониторинга мы ориентировались на определение термина «качество дошкольного образования», развиваемого С. В. Кузьминым: качество дошкольного образования - это такая совокупность свойств и характеристик, реализация которых в образовательном процессе способствует разностороннему развитию ребенка до уровня, соответствующего его возрастным возможностям и требованиям общества, сохранению его здоровья и обеспечению успешности перехода к следующему возрастному периоду, целью которого является развитие ребенка.
Важность принципа интеграции в контексте анализа мониторинговых показателей в дошкольный период определяется тем, что, как показали многочисленные фундаментальные и прикладные исследования, дошкольный возраст обеспечивает общее развитие, которое создает фундамент для приобретения в дальнейшем любых знаний и навыков, освоения сложных видов деятельности, вхождение в общественные процессы, развитие специальных способностей. Следовательно, и критерии качества образования дошкольника должны иметь интегративный характер. Как подчеркивает Низиенко Е. Л., заместитель директора Департамента государст-венной политики в образовании, специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяются не суммой знаний, умений и навыков, а совокупностью интеллектуальных и личностных качеств.
Разработанная мониторинговая система интегративна и с точки зрения обеспечения взаимодействия специалистов ДОУ в процессе ее реализации. Ее организационным ядром является то, что в контексте идеи сопровождения принято называть «сборка статуса ребенка».
Данная мониторинговая система применима к любой образовательной программе, составленной с учетом ФГТ. Образовательные задачи, определенные в каждой образовательной программе, будут конкретизировать достижения воспитанников в процессе ее освоения, главным образом в тех сферах, которые касаются знаний, умений и навыков.
Предлагаемая мониторинговая система имеет прогностический характер, то есть помогает выявить перспективные линии развития дошкольника, а также профилактический характер, поскольку позволяет заметить факторы риска в развитии ребенка. Полученные мониторинговые данные создают информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальных образовательных потребностей каждого воспитанника ДОУ.
Организация и содержание мониторинга
Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития (М. М. Поташник, А. А. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева).
Мониторинг включает сбор информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценку ситуаций и состояния объектов также в стандартной форме.
Применяется мониторинг к конкретным объектам для решения четко очерченного круга задач.
В системе мониторинга выделяются мониторинговые явления и мониторинговые индикаторы.
Мониторинговые явления - это группа явлений, системные показатели которых могут с достаточной полнотой отразить движущие силы, тенденции развития, характер их взаимодействия. Они не только определяют, но и предопределяют то или иное событие, тенденции развития (и их показатели), то есть имеют прогностическую направленность. Каждое отдельное мониторинговое явление включает момент общего, характерного для всех явлений, подчиняющихся определенным законам, и тем самым в каких-то чертах повторяет другие явления.
Мониторинговый индикатор - это совокупность признаков, которые имеют мониторинговые источники. Индикатор определяет доступность изучаемого объекта наблюдению и измерению. Разработка мониторинговой системы требует выявления из бесконечных рядов причинно-следственных связей именно таких индикаторов, которые концентрируют сущностное отражение причин и условий и информируют о стабильности показателей качества образования и качества развития или о приближении развития к переходу в новое качество.
Данные характеристики и составляют предмет мониторинга.
Цель мониторинга - изучить процесс достижения детьми 5-6 лет планируемых итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате ее освоения к 7 годам.
Для достижения данной цели нами разработаны мониторинговые индикаторы в соответствии с определенными ФГТ интегративными качествами, формирование которых выступает объектом мониторинга.
Реализация принципа интеграции обеспечена изучением базовых показателей развития, которые характеризуются информативностью и прогностичностью, формируются в разных видах детской деятельности при освоении всех образовательных областей и являются комплексными.
Мониторинговые индикаторы, по сути, являются планируемыми результатами формирования того или иного интегративного качества в каждой возрастной группе и имеют преемственный с возрастной точки зрения характер. Их распределение по уровням достижения планируемых результатов позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс и вводит психическое развитие ребенка-дошкольника в контекст целенаправленного формирования возрастных психологических новообразований посредством освоения ребенком образовательных областей.
Мониторинговые индикаторы, демонстрирующие планируемые результаты формирования определенного интегративного качества, отражают перспективные линии развития ребенка-дошкольника, показывают, как происходит оформление тех показателей развития, которые рассматриваются как итоговые интегративные качества, складывающиеся к 7 годам.
Методологической основой разработки мониторинговых индикаторов с точки зрения возраста выступает положение Л. С. Выготского, который считал, что необходимо исследовать историю развития психических функций, изучать не только сложившиеся, но и складывающиеся функции в их предпосылочных, первичных проявлениях.
Особую важность исследованию предпосылочных и первых проявлений сложных психических функций придает тот факт, что ранние периоды онтогенеза проецируются на дальнейшее психическое развитие. Данный момент ярко выразил П. П. Блонский. По его мнению, изучение ребенка - это изучение истории его развития, причем основные проблемы его развития лучше всего выясняются на начальных периодах жизни, своего рода первобытной истории его развития. И в школьной, и даже юношеской жизни человека «еще сильны отзвуки его ясельного детства». Такой подход позволяет понять тот уникальный вклад, который имеет каждый отдельный период развития ребенка для его общего психического развития, тот вклад, который имеет сегодняшнее развитие в отношении «завтрашнего дня».
В основу разработки преемственных мониторинговых индикаторов положены результаты как классических, так и современных фундаментальных и прикладных исследований в области детской психологии (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Веракса, Е. О. Смирнова, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддъяков, В. В. Рубцов, Д. И. Фельдштейн, А. Г. Рузская, Л. Н. Галигузова), которые позволили выделить следующие тенденции в развитии ребенка-дошкольника:
- освоение общечеловеческих ценностей, норм взаимоотношений в обществе;
- развитие целенаправленности, созидательности, перспективной направленности деятельности;
- преодоление внешнепредметной заданности поведения, потеря непосредственности всех проявлений активности, освоение элементов планирования, рождение осознания произвольности поведения, то есть способности владения и умения управлять собой;
- стремление познавать те связи и отношения, которые не воспринимаются органами чувств и познаются только опосредованно, приобретаются и выражаются с помощью .рассуждений;
- преобразование общения со взрослым под влиянием новых потребностей ребенка;
- возникновение подлинного сотрудничества со сверстниками;
- интеллектуализация поступков и деятельности.
Мы исходили из идеи о том, что знания, умения и навыки деятельности (по сформированное™ которых в традиционной парадигме оценивалось качество дошкольного образования) отражают лишь техническую сторону деятельности, тогда как для мониторинга качества образования принципиальную важность имеет изучение побуждений к деятельности и способность к ее самоорганизации. Обозначенная триада: во-первых, знания, умения и навыки, во-вторых, побуждения, в третьих, самоорганизация деятельности и поведения - составила концептуальную основу для разработки индикаторов мониторинговой оценки интегративных качеств.
Итак, каждое интегративное качество, определенное ФГТ, представлено рядом мониторинговых индикаторов в соответствии с возрастом воспитанника, для оценки, которых разработаны оценочные шкалы. Совокупность мониторинговых индикаторов составляет содержание мониторинга.
Форма и процедура мониторинга. Мониторинговая процедура предполагает, что мониторинг качества дошкольного образования проводится всеми специалистами ДОУ, работающими с ребенком. Однако в мониторинговой деятельности специалистов различаются такие понятия, как предмет диагностики и методический инструментарий. В совокупности использование разнообразных методик, изучение одного и того же содержания развития ребенка с разных профессиональных позиций и с помощью разных методических средств позволяет составить комплексное объективное представление о сформированности интегративных качеств, которые и являются критериями характера реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Мониторинг проводится группой специалистов под руководством старшего воспитателя, куда входят воспитатели, работающие в данной возрастной группе, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог (таблица).
Первый этап.
Воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель на заседании консилиума представляют доказательные данные о ребенке, полученные с использованием малоформализованных методик, преимущественно в процессе наблюдений на занятиях и в самостоятельной деятельности. Инструктор по физической культуре представляет количественные и качественные данные по освоению основных движений и физических качеств, работоспособности, а музыкальный руководитель - по освоению музыкально-ритмических движений, певческих навыков, навыков слушания музыки и проявлению отзывчивости на музыку.
Изучение специалистами ДОУ интегративных качеств
Интегративные качества |
Специалист ДОУ |
Методы мониторинга |
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками |
Инструктор по физкультуре, педагог-психолог, воспитатель |
Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты |
Любознательный, активный |
Воспитатель, педагог-психолог |
Экспериментальные процедуры, тесты |
Эмоционально отзывчивый |
Воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель |
Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты, беседа |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
Воспитатель, педагог-психолог |
Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты, беседа |
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения |
Воспитатель, педагог-психолог |
Экспериментальные процедуры, тесты, беседа |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту |
Воспитатель, педагог-психолог |
Экспериментальные процедуры, тесты, беседа |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции |
Воспитатель, педагог-психолог |
Экспериментальные процедуры, тесты, беседа |
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе |
Воспитатель |
Беседа |
Овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности |
Воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог |
Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры |
Педагог-психолог представляет данные о ребенке, полученные им в процессе индивидуального взаимодействия с ребенком с использованием формализованных диагностических методик (тестовых процедур, естественного эксперимента, беседы, проективных методик), отвечающих таким требованиям, как экономичность процедуры, развивающий характер взаимодействия взрослого с ребенком, прогностичность результатов психологического обследования, близость диагностических заданий к педагогическому процессу, возможность перевода результатов методик на педагогический язык.
В процессе обсуждения представленных данных команда специалистов делает вывод о соответствии совокупности мониторинговых индикаторов одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей) формирования того или иного интегративного качества: высокому, среднему, низкому и низшему. Степень соответствия выражается в определенном количестве баллов. Низший уровень - 1-3 балла, низкий - 4-6 баллов, средний - 7-9 баллов, высокий -10-12 баллов.
Разброс баллов по уровням, например при высоком уровне - 10-12 баллов, позволяет педагогам отразить степень выраженности и устойчивости мониторинговых индикаторов, характеризующих динамику формирования интегративных качеств у каждого ребенка.
Второй этап.
Команда специалистов принимает одно из двух решений:
1. Данные о ребенке исчерпывающие, информативные, нет существенных разногласий в данных, полученных разными специалистами.
2. Существует необходимость получить более подробную диагностическую информацию, дополнить ее экспертными оценками родителей, а также беседой с ребенком, выполнением им
специально подобранных диагностических заданий, анализом продуктов его деятельности.
В данном случае необходимая информация собирается специалистами в процессе дополнитель-
ных диагностических процедур.
Третий этап.
Изучив информацию, специалисты составляют интегративную характеристику, описывающую, включающую динамику сформированности интегративных качеств у отдельных детей и группы дошкольников в целом. Иными словами, происходит «сборка статуса ребенка (группы)».
Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением, но не менее двух раз в год.
В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню - зона базовых образовательных потребностей, низкому и низшему - зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации.
В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.
Литература:
1. Авдеева, Н. Н. Безопасность / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркиан. - СПб., 2004.
2. Акимова, Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. Младшая группа / Ю. А. Аки-мова. - М. : ТЦ Сфера, 2007.
3. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до шести лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирно-за. -М. : Интер, 1996.
4. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации /
B. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.
5. Голицына, Н. С. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей / Н. С. Голицына, И. М. Шумова. - М.: Скрипторий 2003, 2007.
6. Давидчук, А. Н. Обучение и игра / А. Н. Давидчук. - М. : Мозаика-Синтез, 2004.
7. Игра и дошкольник: развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельно¬сти : сборник / под ред. Т. И. Бабаевой [и др.]. - СПб. : Детство-Пресс, 2004.
8. Иванова, А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников / А. И. Иванова. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
9. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика / Е. И. Изотова, Е. В. Ники-форова. - М.: Академия, 2004.
10. Калинченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников / А. В. Калинченко, Ю. В. Мик-ляева, В. Н. Сидоренко. - М.: Айрис-Пресс : Айрис-Дидактика, 2004.
11. Комарова, Т. С. Дети в мире творчества / Т. С. Комарова. - М.: Мнемозина, 1995.
12. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: программа и методиче¬ские ре-комендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-синтез, 2008.
13. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для вузов / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. - М. : Академия, 2003.
14. Кузьмин, С. В. Программный подход в управлении качеством дошкольного образования /
C. В. Кузьмин. - М. : Обруч, 2010.
15. Маланов, С. В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста : теорети¬ческие методические материалы / С. В. Маланов. - М.: МПСИ; Воронеж : НМО «Модек», 2001.
16. Мир дошкольника. Вопросы и ответы. Мнение психолога / Г. К. Кислица, Е. А. Мухорто-за, С. К. Нартова-Бочавер. - М.: Дрофа, 2002.
17. Недоспасова, В. А. Растем играя / В. А. Недоспасова. - М. : Просвещение, 2002.
18. Окружающий мир. Занятия со старшими дошкольниками / авт.-сост. Ю. В. Дьяченко. - Волго-град : Учитель, 2008.
19. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразователь¬ной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5.
20. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного воз¬раста / сост. Н. А. Ноткина [и др.]. - СПб.: Детство-Пресс, 2008.
21. Поташник, М. М. Качество образования: проблемы и технологии управления (в вопросах и от-ветах) / М. М. Поташник. - М., 2002.
22. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. .\ 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Дошкольное воспитание. - 2010. -№ 4.
23. Развитие социальной уверенности у дошкольников / науч. ред. М. М. Безруких. - М.: Вла-дос, 2003.
24. Скоролупова, О. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного про¬цесса в дошкольном образовании / О. Скоролупова, Н. Федина // Дошкольное воспитание. — 2010. — N» 5. - С. 40-46.
25. Смирнова, Е. О. Психология ребенка : учебник для педвузов и педучилищ / Е. О. CМИРНОВА. - М.: Школа-Пресс, 1997.
26. Солнцева, О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр де О. В. Солнце-ва. - СПБ.: Речь, 2010.
27. Солодянкина, О. В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: методич. пособие / О. В. Солодянкина. - М.: Аркти, 2006.
28. Третьяков, П. И. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатами/ П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2007.
29. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2006.
30. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие для студентов ( них пе-дагогических учебных заведений / под ред. С. О. Филипповой. - М.: Академия, 2007.
31. Цыркун, Н. А. Развитие воли у дошкольников / Н. А. Цыркун. - Минск, 1991.
32. Шамова, Т.Н. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, П. И. Треты Н. П. Капустин; под ред. Т. И. Шамовой. - М.: Владос, 2002.
33. Шаталов, А. А. Мониторинг и диагностика качества образования: монография / А. А. II лов [и др.]. - М.: НИИ школьных технологий, 2008.
34. Элъконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - М.: Академия, 2008
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы
Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи: 1. Создавать благоприятные условия для развития...
Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа»
Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа» Цель: Формировать основы правового сознания. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка. Задачи: Уточнить и обобщить представления...
Путешествие в Африку
Путешествие в Африку Я работаю в детском саду воспитателем по изобразительной деятельности. Иногда приходится заменять отсутствующих воспитателей и проводить занятия по...