Консультация для воспитателей на тему:
«Предупреждение нарушений письменной речи у старших дошкольников»
В последнее время возросло количество младших школьников, имеющих различные нарушения письменной речи.
С чем это связано?
Можно выделить 2 основные причины:
- организационная, т.е. не все нуждающиеся дошкольники получили логопедическую помощь (увеличение количества «домашних» детей - детей, не попавших в речевые группы – из-за нехватки мест, отказа родителей и т.д.);
- образовательная, т.е. недостаточное и/или неправильное обучение со стороны взрослых - родителей и педагогов (неправильное, побуквенное обучение чтению, смешение понятий «звук» и «буква» и т.д.).
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся нарушения чтения и письма:
- дислексия (нарушения чтения): оптическая и фонематическая;
- дисграфия (нарушения письма): оптическая и акустическая.
Причины возникновения оптической дислексии и дисграфии:
- нарушения пространственного гнозиса,
- нарушения зрительного восприятия и памяти.
Проявляется в «зеркальном» написании букв, смешении букв со сходными элементами, пропуск, неправильное расположение элементов, добавление лишних элементов.
Причины возникновения акустической дисграфии и фонематической дислексии:
- нарушения фонематического слуха, анализа и синтеза, представлений.
Проявляется в смешении звуков, сходных по звучанию (по твердости – мягкости, по глухости - звонкости) и т.д.
Какую работу по предупреждению этих нарушений у детей мы можем вести в ДОУ?
Для предупреждения оптической дисграфии и дислексии:
- развитие пространственных представлений (знание схемы собственного тела, выделение у предметов правой и левой частей, ориентирование на тетрадном листе);
- развитие зрительного восприятия и памяти (по заданиям психолога);
- развитие буквенного гнозиса - закрепление образов букв:
- выкладывание из спичек, палочек, мозаики, лепка из пластилина и т.д.
- игра «Угадай букву на ощупь» (на карточках с закрытыми глазами и по типу «Чудесного мешочка» с буквами из магнитной азбуки);
- использование ребусов;
- задания на исключение неправильных букв, дорисовки букв;
- игра «Буквенная мозаика» на конструирование и реконструирование букв;
- игра «На что похожи буквы?» - нахождение предметов в окружающем мире предметов, растений, животных, похожих на буквы.
Для предупреждения акустической дисграфии и фонематической дислексии полезно проводить следующие игры и упражнения для развития фонематического слуха:
- игра «Четвертый лишний» - 3 слова имеют заданный звук, а 4 - е - нет.
- игра «Угадай, где звук?» - на слух и по карточкам;
- игра «Звонкий – глухой» - определение пары звуков по звонкости-глухости;
- игра «Твердый - мягкий» - определение пары звуков по твердости- мягкости;
- игра «Расшифруй слова» - составить слово по первым звукам или по первым слогам (по картинкам);
- игра «Домики гласных» - каждый гласный имеет свой домик, в который надо «поселить» картинки с этим гласным;
- работа со схемами – составление звуковых схем односложных и двусложных слов;
- работа с предметными картинками – отобрать картинки с заданным звуком (в начале, середине, конце слова).
Читайте также |
---|
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи. Тема: Рассказ по картине…
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи Тема: Рассказ по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» Подготовительная группа Цель: уточнить знания детей о временах года...
Летний спортивный праздник, посвященный Дню медицинского работника
Летний спортивный праздник, посвященный Дню медицинского работника (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Познакомить детей с профессией врача в игровой форме. Задачи: Расширить...
Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников
Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников