Сайт для воспитателей детских садов



Консультация для воспитателей

«Устройство вариативной предметно-пространственной среды по оздоровлению детей в средней группе»

Наш детский сад работает по проблеме физкультурно-оздоровительной работы с детьми второй год. В ДОУ создана система работы, которая позволяет изучать индивидуальные физические данные и возможности ребенка.

Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

В нашей группе «Ромашка» оформление началось с ремонта и подбора краски для стен и мебели. Вопросы окраски и освещения интерьера необходимо рассматривать в тесной связи.

Свет создает оптимальные условия для зрительной работы, а так же продуктивность занятия, режим активного труда и отдыха. Свет обеспечивает хорошее самочувствие, настроение, предупреждает преждевременную усталость, способствует высокой производительности, деятельности.

Цвет вызывает определенные эмоции и настроения, способствует видоизменять окружающую среду. Цвет способен визуально изменять пространства: теплые насыщенные цвета – уменьшают пространства, а холодные светлые тона – зрительно расширяют пространства.

В связи с выше сказанным, группу выкрасили в светло-бирюзовый цвет, а спальню – в бежевый. И мебель в бежевый цвет. Такое сочетание не возбуждает, а успокаивает и настраивает на рабочий лад и взрослых, и детей.

Стратегию и тактику построения среды выстраиваем, опираясь на особенности личностно-ориентированной модели воспитания, взаимодействия между детьми и взрослыми. Её основные черты таковы:

1. В общении с детьми придерживаемся положения: «Не рядом, не над, а вместе!»

2. Цель – содействовать становлению ребёнка как личности

3. Это предполагает решение следующих задач:

  • Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру.
  • Радости существования (психологическое здоровье)
  • Формирование начал личности (базис личностной культуры).
  • Развитие индивидуальности ребёнка – «не запрограммированность», а содействие развитию личности.
  • Знания, умения, навыки рассматриваем не как цель, как средство полноценного развития личности.

4. Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основаны на формирующейся у нас способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.

5. Тактика общения – сотрудничество. Наша позиция – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

В своей работе мы стараемся придерживаться этой модели воспитания детей.

Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.

Игровое пространство имеет свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые дают простор изобретательству, открытиям.

Построение здоровьесберегающего пространства немыслимо без реализации такого важного принципа - принципа индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

В группе, где мы работаем, созданы условия для наиболее полного самовыражения ребенка двигательной деятельности.

В двигательный центр подобраны такие пособия, атрибуты, детали оборудования, которые соответствуют требованиям гигиены и правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям эстетики, привлекают детей формой, окраской, удачным их сочетанием, отвечают индивидуальным потребностям ребенка. В свою очередь эти потребности обусловлены состоянием его здоровья, уровнем его физической подготовленности, а также уровнем его двигательной активности. (Фотографии атрибутов). В зависимости от возраста детей, меняется содержание двигательного центра.

В нашей группе повышение двигательной активности достигается, прежде всего, поощрениями индивидуальных игр с предметами. Поэтому мы предусматриваем, сколько и каких предметов должно быть.

Один из путей повышения подвижности детей в самостоятельной деятельности - это различные способы использования сюжета в оформлении и пособиях. Используем сюжетные подвижные игры с масками-шапочками. (Фотографии оборудования и пособий для игр, маски-шапочки). Игра как ведущий вид деятельности детей для нас остается приоритетом и в вопросе организации двигательной среды.

Мы учитываем тот факт, что определенное место для определенных действий и упражнений создает условия безопасности детей, удобства, рациональности, в то же время не ограничивает свободы выбора и действий (фотографии – дети в игре самостоятельной с атрибутами).

Оборудование предназначается для развития разных движений, различных групп мышц. В центре не просто набор пособий, а это продуманный и обоснованный выбор необходимого. Зонирование делается условным (касательно двигательного центра), которое дает возможность изменения без особых затруднений (фотографии детей в игре со спорт. инвентарем).

Для того чтобы избежать проявления негативных эмоций детей, мы стараемся предложить интересные, красочные, многофункциональные снаряды и тренажеры (приобретенные родителями и администрацией ДОУ).

Часто (после активной двигательной деятельности и перед прогулкой) используем минутки покоя:

- посидим в тишине с закрытыми глазами;

- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

- помечтаем под эту прекрасную музыку (фото релаксация).

В своей работе используем элементы закаливания.

Дети, проснувшись, делают коррегирующую гимнастику после сна, затем проходят по ребристой дорожке, дорожке с пуговицами, шнуру, крышкам (для профилактики и коррекции плоскостопия). Затем идут по дорожке, смоченной в воде с морской солью и по сухой дорожке из махрового полотенца. Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает его настроение.

(Фотографии игровых зон)

Пространство группы мы разделили на отдельные подпространства. Подпространства, структурированные в определенном порядке, разграниченные мебелью и отличающиеся индивидуальным оформлением и набором игрушек и материалов, представляют собой многообразие различных развивающих сред в одном и том же помещении группы. Центры, уголки «подсказывают» ребенку, чем можно в них заняться, они созданы с целью предоставления каждому ребенку дать возможность сосредоточиться на своей деятельности, пережить эмоциональное состояние и служат основой для реализации программного материала.

- Уголок природы.

- Познавательно-исследовательский центр.

- Книжный уголок (речевой деятельности).

- Центр дидактических игр и мелкой моторики.

- Строительно-конструктивный центр.

- Уголок изодеятельности.

- Уголок театрализации и музыкальной деятельности.

- Учебная зона.

- Зона ПДД и гараж.

- Больница.

- Магазин.

- Парикмахерская.

- Комната для кукол.

Планировка и оборудование в нашей группе периодически меняется в течение года, вслед за изменениями индивидуальных интересов детей и уровня развития каждого ребенка. Организация помещения рассматриваем как весьма важное средство обучения и воспитания, которое эффективно только тогда, когда оно точно соответствует особенностям детей, их интересам в данный момент.

Все имеющиеся в группе игрушки и материалы находятся в распоряжении детей. Любой ребенок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать для реализации собственных идей и планов. Детям и взрослым в группе комфортно и интересно.

Детям предоставляется возможность действовать самостоятельно (фантазировать, экспериментировать, творить), искать необыкновенное в обыкновенном, изучать и познавать окружающий мир в разнообразной деятельности.

Самостоятельное использование детьми игрушек и материалов определяет и соответствующую меру ответственности, за их использование и хранение; дети учатся быть хозяевами собственных материалов и оборудования: убирать на место и бережно к ним относиться.

В групповой комнате оборудованы уголки уединения. Каждый ребенок может найти в группе свой «личный» уголок (свое любимое место), свою территорию. (Фотография детей в «Уголке уединения»).

Наши дети должны быть здоровы, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:

  • Регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • Экскурсии;
  • Походы;
  • Солнечные и воздушные ванны;
  • Водные процедуры;
  • Фитотерапия;
  • Витаминотерапия;
  • Закаливание.

Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее четырех часов. И мы в своей работе с детьми стараемся как можно больше находиться на свежем воздухе. При участии родителей с ноября месяца дети радуются прогулкам на нашем зимнем участке.

Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма, поэтому в своей работе обращаем свое внимание на:

  • Личную гигиену (с использованием худ. слова);
  • Проветривание;
  • Влажную уборку;
  • Режим питания;
  • Правильное мытье рук;
  • Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
  • Полоскание ротовой полости после еды;
  • Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

При создании предметно – пространственной среды учитываем, что прогрессивное воздействие на ребенка заключается в востребованности детского опыта, приобретаемого в процессе непосредственно образовательной деятельности.

В образовательных деятельностях даем понятия об использовании воды и воздуха человеком, учим правилам, умениям жить и заботиться об окружающей среде, о своем здоровье.

В беседах «Для чего мы чистим зубы», «Гигиена приема пищи» - дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене. Знакомим детей с лекарственными растениями близкого окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора, города, но знаний о них не имели, не знали их пользы для человека. А теперь прекрасно узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как можно лечиться этими растениями. Лекарственные растения помогают человеку победить болезнь, ими лечатся и животные и птицы. Оформили альбом «Мир вокруг нас» и собрали гербарий.

Рассказываем детям о пользе комнатных растений, приучаем ухаживать за ними. Объясняем им, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения очищают воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания. Дети узнали, какие растения дают оздоравливающий эффект - это: фикус, герань, хлорофитум.

Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребенка, родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для дома, советуем литературу, брошюры (фото рекомендаций).

Соответственно, для родителей оформляем в «Уголке здоровья» рекомендации, советы:

  • предлагаем папки-передвижки, фотогазеты;
  • рекомендуем ходить с детьми в походы, на экскурсии;
  • проводим анкетирования.

Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать и приобщить к здоровому образу жизни детей. У родителей и у нас теперь одна цель - воспитывать здоровых детей.

Созданные условия позволили нам обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы в группе.

Предметно - пространственная среда способствует:

1. обогащению социального опыта и приобретению качеств необходимых для жизни;

2. воспитанию и развитию ребенка в коллективе;

3. развитию опорно-двигательного аппарата;

4. развитию у детей организованности, инициативности;

5. умению поддерживать, дружеские взаимоотношения со сверстниками;

6. самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр;

7. наполняемости нравственно - эстетическими ценностями;

8. развитию психофизических качеств: быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и д.р.;

9. формированию личности.

Предметно-развивающая среда - это мощный обогащающий фактор детского развития.

Список используемой литературы:

1. Гаврючина А.С. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» М.»Сфера» 2010г.

2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. «Твое здоровье». СПб. 1998г.

3. Кулик Г.И. «Школа здорового человека» Москва 2010г.

4.Интернет ресурсы. Автор и источник заимствования неизвестны.





Новые публикации

Нетрадиционные методы аппликации, как средство развития мелкой моторики рук

Нетрадиционные методы аппликации, как средство развития мелкой моторики рук Одной из актуальных проблем подготовки ребенка к школе является подготовка руки к...

Конспект развлечения в младшей группе «Клёпа в гостях у ребят»

Конспект развлечения в младшей группе «Клёпа в гостях у ребят» Цель: создание радостного настроения у детей, эмоциональная разрядка. Задачи: (образовательная, развивающая, воспитательная): - формирование интереса и положительного...

Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим»

Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим» Паспорт проекта Тема «Чистый край» Вид Творческий, практико-ориентированный, долгосрочный Автор-разработчик Воспитатель Зуева А.О. Участники проекта Воспитатель, дети 6-7...

Читайте также

НОД во второй младшей группе на тему «Профессия Повар». Лепка из соленого теста

НОД во второй младшей группе на тему «Профессия Повар»Лепка из соленого теста Цель: Продолжать знакомство детей с профессиями взрослых в детском...

Беседа о чутком и доброжелательном отношении друг к другу. Чтение рассказа А. Ми…

Беседа о чутком и доброжелательном отношении друг к другу.Чтение рассказа А. Митт «Шар в окошке» Программное содержание. Познакомить детей с содержанием рассказа...

Непосредственно-образовательная деятельность по теме: «Невероятные приключения …

Непосредственно-образовательная деятельность по теме:«Невероятные приключения Буратино и его друзей»   Программные задачи 1. Обучить детей - дошкольников мерам пожарной безопасности;2. Сформировать у детей...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Проектная деятельность в средней группе…

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №1. Проектная деятельность в средней группе «Снеговик - лучший друг детей» Составитель: Булыгина С. С. воспитатель. Ст. Отрадная 1 часть Актуальность проекта: Вопрос экологического воспитания и...

Родительское собрание «Роль семьи в восп…

Родительское собрание «Роль семьи в воспитании дошкольника» Цель собрания: Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье...

Значение патриотического воспитания дошк…

… В человеке порядочном патриотизм есть не что иное,  как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого,  как от желания делать добро. сколько возможно больше...

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной…

Цель: закрепление элементарных математических представлений. Задачи: Совершенствовать навыки счета у детей в пределах 10, закреплять порядковый и количественный счет, продолжать учить детей называть последующее и предыдущее число, называть соседей числа; навыки порядкового...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство