«Формирование просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией средствами театрализованной деятельности»

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий нормального психофизического развития, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

В настоящее время в массовых детских садах оказываются дети, чье речевое развитие отстает от нормы. Одним из самых распространенных речевых нарушений, встречающихся в логопедической практике, является стертая дизартрия. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др. У данной категории детей особенно страдает просодическая сторона речи, т.е. сила голоса, его тембр и выразительность.

Значению просодической стороны речи уделяли внимание многие ученые (В.А. Гиляровский, Е.В. Конрова, Н.А.Власова, Ю.А. Флоренская). Они подчеркивали общепедагогическое влияние просодики на различные отклонения в сфере человека, а также то, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка. Так авторы исследований предлагают различные пути формирования и коррекции просодической стороны в дошкольном образовательном учреждении:

1. Работа над интонацией: выразительностью повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений.

2. Работа над ритмикой слова.

3. Работа над ударением.

4. Работа над ритмом.

5. Работа над паузой, насыщенной речевым содержанием.

6. Работа по развитию высоты голоса и речевого дыхания.

Развитие просодических компонентов речи у детей с речевыми нарушениями должна проходить через всю деятельность детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях.

В педагогической литературе особое внимание уделяется театрализованной игре, как средство развития детей. Она позволяет совершенствовать аналитико-синтетическую деятельность ребенка, положительно влияет на звуковую культуру речи, ее интонационный строй, содействует обогащению активного словаря детей (М.Д. Маханева, Н.А. Реуцкая, Н.Ф. Сорокина и др.). Кроме того, театрализованная игровая деятельность, предполагая художественное моделирование эмоций, выступает источником развития чувств. Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление детей от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Все это постепенно формирует и развивает интонацию, силу и высоту голоса, тембр – то есть просодические компоненты речи

Включая упражнения театрализованной, игровой направленности в различные режимные процессы, например, в утренний приём детей, прогулки, самостоятельную деятельность во второй половине дня, мы постепенно формируем у детей навык владения просодическими средствами речи, которые помогает оформлять своё высказывание.

У многих детей со стертой дизартрией есть трудности при восприятии ритма изолированных ударов, акцентированных ударов. Воспроизведение ритмов также вызывает трудности. Выполнение заданий на восприятие и воспроизведение интонаций большинству детей со стертой дизартрией дается сложно, некоторым требуется активная помощь взрослого. Дети, допускающие ошибки при восприятии и воспроизведении интонаций, своих ошибок не замечают. Не удаются задания на изменение интонаций (радости, грусти) на материале одной и той же фразы. В ряде случаев недоступны задания при обследовании логического ударения.

Специалисты, которые проводят коррекционную работу с данной группой детей, нуждаются в рекомендациях по организации коррекционно-воспитательного процесса и его содержанию. Так нами было разработано и апробировано содержание коррекционно-педагогической работы по формированию просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией средствами театрализованной деятельности. Коррекционная работа по развитию просодических компонентов речи включает в себя вербальные и невербальные тренинги. К невербальным тренингам относятся: работа по формированию мелкой моторики, работа над ритмом и над развитием мимики. Вербальные тренинги: логоритмические минутки, медленные стихи, работа над паузой, насыщенной речевым содержанием и интонацией, работа по развитию высоты голоса и речевого дыхания.

Сочетая в себе все формы коррекционной работы по данной проблеме был составлен следующий перспективный план коррекционной работы, реализация которого рассчитана на 6 месяцев и предусматривает систематическое целенаправленное развитие всех просодических компонентов речи у детей средствами театрализации, реализуемое через:

  • развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики);
  • психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог);
  • творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
  • участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелёграфе, театр игрушки, пальчиковый и другие виды театров, доступные детям).
  • изготовление и подбор атрибутов совместно с родителями; изготовление кукол и игрушек, костюмов, создание «Домашнего театра», совместные театрализованные представления.

Сроки

Тема

Задачи

Работа с детьми

Работа с

родителями

ОКТЯБРЬ

«Что такое театр!»

- Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры иактивное участие в ней;

- развивать имитационные способности, силу голоса, умения изменять голос по высоте; двигательную активность, чувство ритма; речевое дыхание;

Вводная беседа по ознакомлению детей с театрализованной деятельностью; Занятие по родному языку «Аленушка»; Игра «Кто кричал?»; Игровые упражнения по звукоподражанию «Петушки», «Кошка, курица, цыплята»; Игра «Клубочек».

Доклад «Роль театрализованных игр в формировании просодических компонентов речи у дошкольников».

Викторина постихам А.Барто

- Формировать у детей живой интерес к театрализованной игре,желание участвовать в общем действии и использовать все окружающее пространство;

- побуждать детей к активному общению;

- развивать речь и умение строить диалог, употребляя предложения с различной интонацией (вопросительной, восклицательной и повествовательной).

Повторение стихотворений А. Бартоиз цикла «Игрушки». Знакомство с повествовательной интонацией. Придумывание предложений, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса. Знакомство с точкой. Выделение из текста повествовательных предложений; музыкальное занятие на тему «Собираем урожай»;

Разучивание стихотворений А. Барто родителей с детьми. Изготовление:

изображений

различных

персонажей по стихам А.Барто, для фланелеграфа- шапочек-масок с изображением

животных.

«Прогулка по лесу»

- учить детей эмоционально проговаривать фразы, употребляя предложения с вопросительной интонацией;

- развивать речевое дыхание, фонематический слух, фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление;

- воспитывать коммуникативные качества, бережное отношение к природе.

Знакомство с вопросительной интонацией и знаком вопроса. Придумывание вопросительных предложений. Выделение из текста вопросительных предложений.

Занятие по родному языку «От Маши - замараши убежали игрушки»; игра «Вопрос-ответ»; игра «Котенок».

Привлечение родителей к организации экскурсии в зимний лес.

Оформление папки – раскладушки на тему «Развитие речевого дыхания».

 

НОЯБРЬ

Веселые пальчики

- продолжать учить детей

импровизировать под музыку;

- развивать темпо - ритмическую организацию речи;

- развивать фантазию, ассоциативное мышление;

- развивать память физических ощущений.

Занятие по звуковой культуре речи «День рождение Мишутки», Игра «Пальчики - трусишки»;

Игра «Оживи камушки»;

Игровое упражнение «Бабочки и слоны». Разучивание скороговорок.

Памятка для родителей на тему «Веселые пальчики»; индивидуальные консультации для родителей на тему «Учим ребенка общаться»

Путешествие в мир басен

- Формировать активное доброжелательное отношение к окружающим;

- познакомить детей с пиктограммами;

- развивать мимическую выразительность;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

 

Чтение басней Крылова. Занятие по ознакомлению с худ. литературой «Чтение и театрализованная постановка басни Крылова «Стрекоза и муравей»

Игровое упражнение «Снежинки».

Совместное изготовление родителей с детьми пиктограмм. Оформление стенда для родителей на тему: «Нетрадиционные материалы для изготовления различных видов театра».

Пробуем сочинять

- Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре;

- учить четко проговаривать слова, сочетая движения и речь;

- учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста.

В совместной деятельности с детьми повторить сказку «Репка» по комплексному занятию; Творческое рассказывание «Сочиняем сказку «Про Деда Мороза». Игровое упражнение «Наседка и цыплята»; творческое задание «Пробуем сочинять».

Изготовление

персонажей сказок «Репка» и шапочек - масок для фланелеграфа.

Беседа с родителями на тему «Детское словотворчество».

ДЕКАБРЬ

«Зимняя прогулка»

- Учить делать интонационное ударениена нужном слове, четко проговаривать при этом каждое слово; произносить звукоподражательные слова с различной интонацией;

- развивать артикуляционный аппарат ребенка, речевое дыхание;

- формировать умение работать с воображаемым предметом;

- развивать наблюдательность, фантазию.

По ознакомлению с

окружающим закрепить знания о предметах верхней одежды (зимней); Занятие «Как Маша заблудилась в лесу». Занятие «Что слышала Маша?»;

 

Приобретение настольного

театра по сказке «Колобок». Изготовление каждой семьей героя к теневому театру.

«В гости к другу»

- Продолжать работу над интонационной выразительностью, развивать артикуляционный аппарат;

- учить детей слушать сказки, побуждать к участию в театрализованной игре;

- формировать умение выражать эмоциональное состояние через движение;воспитывать чувство сострадания, бережное отношение к окружающему.

Занятие «Машины гости»; в совместной деятельности повторить сказку «Колобок» по комплексному занятию.

Игровое упражнение «Облака»; «Кто пришел?»;

Показ теневого театра «Умка ищет друга».

 

Показ для родителей теневого театра; оформление родителями семейных газет на тему «Сказочные тени».

 

- вырабатывать умение отвечать на вопросы-навыки диалога;

- расширять активный словарь ребенка;

- развивать зрительное, слуховое внимание;

- закреплять знания и умения детей ориентироваться в сюжетах сказок;

Занятие по математике «Путешествие в сказку «Дюймовочка»; разучивание слоговой гимнастики; сравнение двух сказок ("Теремок" и "Репка").

Семинар-практикум на тему «Театр в совместной деятельность родителей и детей дома».

ЯНВАРЬ

Показываем сказку «Колобок».

- учить дослушивать сказку до конца;

- учить помогать проводить простую инсценировку знакомой сказки; обучать рассказыванию;

- развивать мышление;

- развитие чувства темпа и ритма через стихотворные произведения.

Показ настольного театра «Колобок» для младшей группы. Оздоровительное мероприятие «Путешествие колобков». Разучивание логоритмических упражнений «снегопад», «бабочка», «ветряная мельница».

Привлечение родителей к участию в мероприятиях оздоровительной направленности; выступление муз. рук-ля на тему «Музыка в развитии ребенка»

По дороге в сказку

- развивать имитационные навыки;

- вызывать эмоциональныйотклик на театрализацию знакомых произведений;

- развивать фантазию,эмоциональную память, воспитывать дружелюбное отношение в игре;

- продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умение имитировать движения персонажей театрального действия.

Познавательно-тематический досуг «Инсценировка сказки «Зимовье»; разучивание логоритмических упражнений «щетки», «душ», «футбол». Играем в кукольный театр, театрализованная игра «Путешествие в страну сказок», Психогимнастика «Разные настроения», «Я так устал».

Привлечение родителей к участию в совместной с детьми деятельности в рамках данного ДОУ; памятки для родителей на тему «Книга в жизни ребенка - дошкольника».

«Едем в гости»

- формировать у детей представление об элементарных этических нормах;

- воспитывать умение эмоционально и выразительно общаться, способности работать с воображаемыми предметами, фантазию и память;

- развивать умение четко и ритмично произносить звуки, фразы.

По ознакомлению с окружающим миром дать детям представление о транспорте, который они могут наблюдать

на улице; игровое упражнение «Поезд»; логоритмические упражнения.

Семейные фантазии на тему «Наша логоритмика»; индивидуальные рекомендации родителям.

МАРТ

«В гостях у Бабушки -Загадушки»

- учить детей отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление;

- развивать силу и высоту голоса, тембр и ритм через исполнительские умения по подражанию повадкам животных, их движениям;

- воспитывать любовь к животным;

- развивать речевое дыхание.

На занятии по ознакомлению с худ. литературой познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадками, считалками. Знакомство со считалками их особенностями и структурой. Выразительное чтение и заучивание наизусть считалок. Чтение считалок с изменением силы голоса и соблюдением ритма; игры на развития речевого дыхания; чтение Е.Благининой «Петухи».

Приобрести аудиокассету со звуками природы; подбор иллюстраций и их оформление на тему «Рисованные считалочки».

«Кто в гости пришел?»

- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми;

- развивать подражательные навыки и фантазию;

- формировать у детей небольшой запас эмоций и впечатлений.

Занятие «У Тани гости»,просмотр диафильма «Мешок с яблоками», разучивание стихотворения А. Барто «Мы не заметили жука». Игра драматизация «Тук, тук! Кто там?»

Круглый стол по обмену опытом на тему «мягкие игрушки своими руками».

«Звездная страна»

- формировать у детей необходимый запас эмоций;

- учить длинному выдоху;

- закреплять умения детей интонационно, выразительно проговаривать фразы из стихотворного текста;

- развивать артикуляционный аппарат и интонационную выразительность посредством проговаривания чистоговорок.

Занятие по звуковой культуре речи «Кто сказал «Мяя…у?».

занятие по ознакомлению с худ. литературой «Заучивание стихотворения Кредиевской «Говорит гусь Коле», его обыгрывание.Сюжетно-физкультурное занятие «Путешествие в Звездную страну»;

Привлечение родителей к участию в оформлении помещения, подготовки детей к занятию; консультация инструктора по физо на тему «Динамические игры и упражнения в домашних условиях»

АПРЕЛЬ

Показываем сказку «Теремок»

учить согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки;

- развивать слуховое и зрительное внимание; силу голоса, умения изменять голос по высоте;

- продолжать работу над формированием интонационной выразительности речи детей и их умение имитировать движения персонажей театрального действия;

- учить детей логически выразительно проговаривать слова, чистоговорки, меняя голос;

Занятие по развитию речи «Весенние капельки»; Разучивание чистоговорок;

Игра «Перевертыши»

Упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук; Игра «Чей домик». Логоритмические упражнения: «Едет, едет паровоз», «как мы шли», «кораблик». Показ кукольного театра «Теремок».

Показ для родителей драматизации сказки; Изготовление персонажей к фланелеграфу и шапочек – масок к сказке «домашние животные».

«Весеннее солнышко и дождик»

- учить детей проговаривать заданную фразу с определенной

интонацией в сочетании с жестами;

- воспитывать коммуникативные навыки общения;

- учить сочетать напевную речь с пластическими движениями.

- развивать память физических ощущений, пантомимические навыки

- закреплять умение интонационно, выразительно проговаривать фразы;

Занятие «Рассказ о нашей маме»; Пересказ рассказов и стихотворений о весне. Игровое упражнение «Где мы были мы не скажем»; музыкальная игра «Плетень». Знакомство с произведением Сутеева«Под грибком» по комплексному занятию; Разучивание подвижных игр со словом.

Игровое упражнение Пантомима.

Изготовление персонажей к фланелеграфу и шапочек – масок на тему «Теремок».

Семинар-практикум на тему «Живые стишки»

Показываем сказку «Под грибком»

- закреплять умения детей передавать характер песни, правильно брать дыхание, отчетливо произносить слова;

- продолжать развивать умение правильно согласовывать свои движения с текстом;

- закреплять умение согласовывать свои действия при проведении инсценировки;

- закреплять умение детей пересказывать совместно со взрослым фрагменты сказки;

Занятие по родному языку «Обновки»;

Игровые упражнения по звукоподражанию;

Драматизация сказки «Под грибком»;

Пригласить родителей на просмотр сказки «Под грибком». Итоговое собрание родителей на тему «наши достижения»

 

 

Опыт показывает, что в условиях целенаправленной, педагогически продуманной системы работы и тщательным подбором приемов, в рамках театрализованной деятельности, позволяет значительно улучшить или полностью исправить просодические нарушения речи, связанные с нарушением звукопроизношения, обусловленные стертой дизартрией.

Рекомендуемая литература:

  1. Артемова, Л. В. /Театрализованные игры дошкольников: пособие для работников дошкольных учреждений/ Л. В. Артемова, - М.:1991.
  2. Вакуленко, Ю.А. / Театрализованные инсценировки сказок в детском саду: методические рекомендации / Ю.А.Вакуленко. - Волгоград, 2007.
  3. Винарская, Е.Н., Богомазов, Г.М. / Возрастная фонетика: учебное пособие для студентов / Е.Н. Винарская, Г.М. Богомазов, М.: АСТ: Астрель. 2005.
  4. Дурова, Н.В. / Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки / Методическое пособие /Н. В. Дурова - М.: Мозаика-Синтез, 2000.
  5. Новиковская, О.Д. / Развитие звуковой культуры у дошкольников. Логопедические игры и упражнения / - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
  6. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Методические рекомендации/ Сост. Вакуленко - Волгоград, 2007.
  7. Худенко, Е. Шаховская, С. Ткаченко, Т. /Планы-конспекты логопедических занятий по формированию просодического компонента речи у детей./ Е. Худенко, С. Шаховская, Т. Ткаченко. - М.: Руссико, 2003.
  8. Шевцова, Е.Е., Зобрадина, Л.В. /Технология формирования интонационной стороны речи: Учебное пособие для студентов педвузов/ Е.Е. Шевцова, Л.В. Зобродина. - М.: АСТ: Астрель, Харваст, 2007.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине»

Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине» Цель: формировать знания детей о Родине. Задачи: Образовательные: систематизировать знания детей о России и малой родине. Развивающие:...

Проект: «Динозавры»

Проект: «Динозавры»

Художественный проект на тему «Золотая осень»

Художественный проект на тему «Золотая осень»

Читайте также

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор»

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор» Цель: - закрепить умения называть знакомые дорожные знаки, сигналы светофора, а так же...

Дидактическое пособие «Лэпбук «Чистая планета»

Дидактическое пособие «Лэпбук «Чистая планета» «Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, чтобы каждый шаг был...

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад…

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад 2100» Пояснительная записка. Программа для дошкольников является начальным звеном единого непрерывного курса...