«Формирование у воспитанников осознанного и ответственного отношения к выполнению правил безопасности в экстремальных ситуациях»

 

 

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных. Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности [1c.6]. К.Д.Ушинский писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей”.

Работая в МБДОУ «Детский сад № 13» г. Нефтеюганска, наблюдая за детьми, имеющими нарушения зрения, мы увидели, что для воспитанников необходимо больше времени для овладения навыками безопасности жизнедеятельности. Это подтверждают многочисленные исследования Л.И.Плаксиной, Л.И.Солнцевой.

Результаты мониторинга воспитанников коррекционной группы: показали, что у 63 % детей не сформированы умения и навыки начальных основ безопасности жизнедеятельности. Воспитанники не могут быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, испытывают затруднения при выборе правильного выхода из них. Эти навыки необходимо сформировать уже в дошкольном возрасте, так как в последующей жизни они становятся просто необходимыми.

Знания формируются в процессе обучения, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей. В решении которой, должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей [1c.8].

Чтобы процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников, способствующий развитию активности и самостоятельности, осуществлялся целенаправленно и эффективно, необходимо использовать принципы:

деятельности - включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую и другие виды деятельности с целью стимулирования активной жизненной позиции;

последовательности - любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное, в предыдущем;

наглядности – использование ярких, контрастных, цветонасыщенных предметов;

гуманизации – во главу работы поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности;

комплексности – проведение коррекционной работы сразу в нескольких направлениях:

развитие мелкой моторики,

навыков пространственного ориентирования,

формирование грамматического строя речи,

внимания и памяти;

интеграции - интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе;

возрастной адресованности - одно и то же содержание используется в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей;

преемственности взаимодействия - с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей;

психологической комфортности - заключается в снятие по возможности стрессовых факторов;

дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

Работу проводилась по основным разделам:

Ребенок и другие люди.

Ребенок на улице.

Ребенок дома.

Ребенок и природа.

Слабовидящие дети плохо различают отдаленные объекты, движущиеся предметы, им трудно определить форму, величину предмета, его пространственное расположение. Включили в работу реконструированный адаптированный для детей с нарушением зрения дидактический материал: игровые тренажеры, макеты, рельефные, разъемные, раздвижные картинки, схемы, игры-лабиринты, копирование по точкам, по образцу, рисование шнуром, крупами, зашумленные и наложенные изображения, внешние и внутренние трафареты, перфокарты, волшебный рукав, «Куб- предлоги». Специальные наглядные пособия используем для лучшего восприятия материала.

Для формирования навыков безопасного общения с незнакомыми людьми подобрали цикл:

- словесных игр,

- тренингов,

- творческих заданий,

- художественных произведений,

- игровых ситуаций.

Для обучения детей правилам дорожного движения составили картотеку:

- физкультурных минуток,

- подвижных игр,

- дидактических игр,

- мультимедийных презентаций.

Для обучения детей правилам пользования электрическими приборами - повышенным источником пожарной опасности проводили:

- беседы – обсуждения;

- исследовательскую деятельность, опыты;

- дидактические игры; игры-соревнования;

- экскурсии по детскому саду: знакомство с системой оповещения, эвакуационными путями, - создавали проблемные ситуации;

- составляли творческие рассказы.

Для обучения детей правилам взаимодействия с растениями и животными играли в дидактические, сюжетно-ролевые игры;

- читали художественную литературу;

- подбирали народные приметы, пословицы;

- сочиняли загадки.

Самым эффективным методом работы с детьми считаем практический – изучение окружающей действительности.

Практическая ориентировка - это умение ребенка обеспечить свою безопасность, особенно в ситуации “ребенок - пешеход”. Проводили экскурсии по территории детского сада, за территорией детского сада, целевые прогулки – для ознакомления с правилами поведения пешеходов на улице, для упражнений в практической ориентировке, по обеспечению личной безопасности. Знакомили с правилами уличного движения: по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий на остановке транспорт, входить и выходить из него и т. д.

Работу проводили совместно с педагогами и специалистами: тифлопедагогом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.

Проведенная работа дала положительные результаты. Дети, имеющие низкий уровень развития, достигли среднего уровня (63%), а дети, имеющие средний уровень, достигли нормы (37%).

 

Список использованной литературы:

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. –Спб.: «Детство-пресс», 2011.
  2. Алексеева Т.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – М., 2000
  3. Андреев А.С. Безопасность жизнедеятельности. – М., 2004


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий мюзикла для детей старшего дошкольного возраста «Кошкин дом»

Сценарий мюзикла для детей старшего дошкольного возраста «Кошкин дом» Пояснительная записка. Все дети дошкольного возраста знают и любят произведения советской литературы Самуила Яковлевича...

Использование и создание интерактивных игр на сайте «Wordwell. net”

Использование и создание интерактивных игр на сайте «Wordwell. net” Образовательный ресурс wordwell.net предназначен для создания и использования различных интерактивных заданий. На...

Конспект открытого комплексного занятия в подготовительной группе на тему: «Мое…

Конспект открытого комплексного занятия в подготовительной группе на тему: «Мое село» Цели: формировать знания детей о Малой Родине; развивать у детей чувство патриотизма...

Читайте также

Конспект ООД для подготовительной группы: «Традиции русского гостеприимства»

Конспект ООД для подготовительной группы: «Традиции русского гостеприимства» Цель: Формировать представлений о традициях русского гостеприимства, знакомство с основными правилами этикета. Рассказать об...

Сценарий сказки для инсценировки детьми 3–4 лет «У бабушки-хозяюшки в…

Сценарий сказки для инсценировки детьми 3–4 лет «У бабушки-хозяюшки в гостях» Цель: воспитание любви и уважение к близким людям. Задачи: - развивать творческие...

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников Создание условий для развития способностей всех детей является одной из основных задач общенациональной системы...