Сайт для воспитателей детских садов



«Формирование у воспитанников осознанного и ответственного отношения к выполнению правил безопасности в экстремальных ситуациях»

 

 

Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях - одна из самых актуальных. Подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, на основе формирования у него опыта безопасной жизнедеятельности [1c.6]. К.Д.Ушинский писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей”.

Работая в МБДОУ «Детский сад № 13» г. Нефтеюганска, наблюдая за детьми, имеющими нарушения зрения, мы увидели, что для воспитанников необходимо больше времени для овладения навыками безопасности жизнедеятельности. Это подтверждают многочисленные исследования Л.И.Плаксиной, Л.И.Солнцевой.

Результаты мониторинга воспитанников коррекционной группы: показали, что у 63 % детей не сформированы умения и навыки начальных основ безопасности жизнедеятельности. Воспитанники не могут быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, испытывают затруднения при выборе правильного выхода из них. Эти навыки необходимо сформировать уже в дошкольном возрасте, так как в последующей жизни они становятся просто необходимыми.

Знания формируются в процессе обучения, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей. В решении которой, должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей [1c.8].

Чтобы процесс формирования основ безопасности жизнедеятельности у воспитанников, способствующий развитию активности и самостоятельности, осуществлялся целенаправленно и эффективно, необходимо использовать принципы:

деятельности - включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую и другие виды деятельности с целью стимулирования активной жизненной позиции;

последовательности - любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное, в предыдущем;

наглядности – использование ярких, контрастных, цветонасыщенных предметов;

гуманизации – во главу работы поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности;

комплексности – проведение коррекционной работы сразу в нескольких направлениях:

развитие мелкой моторики,

навыков пространственного ориентирования,

формирование грамматического строя речи,

внимания и памяти;

интеграции - интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе;

возрастной адресованности - одно и то же содержание используется в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей;

преемственности взаимодействия - с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей;

психологической комфортности - заключается в снятие по возможности стрессовых факторов;

дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

Работу проводилась по основным разделам:

Ребенок и другие люди.

Ребенок на улице.

Ребенок дома.

Ребенок и природа.

Слабовидящие дети плохо различают отдаленные объекты, движущиеся предметы, им трудно определить форму, величину предмета, его пространственное расположение. Включили в работу реконструированный адаптированный для детей с нарушением зрения дидактический материал: игровые тренажеры, макеты, рельефные, разъемные, раздвижные картинки, схемы, игры-лабиринты, копирование по точкам, по образцу, рисование шнуром, крупами, зашумленные и наложенные изображения, внешние и внутренние трафареты, перфокарты, волшебный рукав, «Куб- предлоги». Специальные наглядные пособия используем для лучшего восприятия материала.

Для формирования навыков безопасного общения с незнакомыми людьми подобрали цикл:

- словесных игр,

- тренингов,

- творческих заданий,

- художественных произведений,

- игровых ситуаций.

Для обучения детей правилам дорожного движения составили картотеку:

- физкультурных минуток,

- подвижных игр,

- дидактических игр,

- мультимедийных презентаций.

Для обучения детей правилам пользования электрическими приборами - повышенным источником пожарной опасности проводили:

- беседы – обсуждения;

- исследовательскую деятельность, опыты;

- дидактические игры; игры-соревнования;

- экскурсии по детскому саду: знакомство с системой оповещения, эвакуационными путями, - создавали проблемные ситуации;

- составляли творческие рассказы.

Для обучения детей правилам взаимодействия с растениями и животными играли в дидактические, сюжетно-ролевые игры;

- читали художественную литературу;

- подбирали народные приметы, пословицы;

- сочиняли загадки.

Самым эффективным методом работы с детьми считаем практический – изучение окружающей действительности.

Практическая ориентировка - это умение ребенка обеспечить свою безопасность, особенно в ситуации “ребенок - пешеход”. Проводили экскурсии по территории детского сада, за территорией детского сада, целевые прогулки – для ознакомления с правилами поведения пешеходов на улице, для упражнений в практической ориентировке, по обеспечению личной безопасности. Знакомили с правилами уличного движения: по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий на остановке транспорт, входить и выходить из него и т. д.

Работу проводили совместно с педагогами и специалистами: тифлопедагогом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.

Проведенная работа дала положительные результаты. Дети, имеющие низкий уровень развития, достигли среднего уровня (63%), а дети, имеющие средний уровень, достигли нормы (37%).

 

Список использованной литературы:

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. –Спб.: «Детство-пресс», 2011.
  2. Алексеева Т.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – М., 2000
  3. Андреев А.С. Безопасность жизнедеятельности. – М., 2004
0 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность

Подписка

Подписаться на получение новостей сайта



Вход на сайт


Комментарии

  • юлия
    Данный материал вполне можно использовать как "скелет" основного проекта, наполнив соответствующим и ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Поделитесь пожалуйсто музыкой!

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо ! Замечательный сценарий! Поде литесь музыкальным материалом! Спас иьо!

    Подробнее...

     
  • Тамара Николаевна
    Обратите внимание на цели и задачи, которые вами обозначены. По-моему, они не реализованы. Готовые ...

    Подробнее...

     
  • Лариса
    Спасибо!!! Нашла то, что искала. )))

    Подробнее...

Добавить статью на сайт