Использования закаливающих мероприятий как средства укрепление физического здоровья детей дошкольного возраста в условиях детского сада

 

Раздел I.

Информация об опыте 

Условия возникновения и становления опыта 

Интерес к данному направлению вызван увеличением случаев заболеваемости детей за холодный период 2009 года, на начало нашей работы он составил 3,2 пропущенных дней по болезни (простудных заболеваний) одним ребенком. (Приложение №1, рис.1). В связи с высокой заболеваемостью, резко упал уровень функционирования детей в группе, его показатель составил 42 % . (Приложение №1, рис.2). Проанализировав данную ситуацию, мы выяснили причины снижения функционирования детей в группе.

В связи с местонахождением ДОУ в частном секторе родители воспитанников сталкиваются с целым рядом проблем: большая протяженность территории с отсутствием маршрута общественного транспорта, длительное ожидание автобусов на остановках, в следствии переохлаждение детей.

Нами была выявлена проблема – повышение уровня показателя заболеваемости и снижение уровня функционирования детей в группе.

Чтобы запланировать дальнейшую работу по решению данной проблемы, был проведен мониторинг с целью выявления уровня показателей культурно-гигиенических навыков у дошкольников. («Программа воспитания и обучения в детском саду») под редакцией М.А. Васильевой. Раздел программы: «Воспитание культурно гигиенических навыков» (Приложение №1, рис 3) [6].    Полученные данные имеют следующие показатели: высокий уровень составил - 11%, средний -62%, низкий уровень-27%.

По результатам диагностического обследования выявили следующие проблемы: дошкольники имели низкий уровень представления о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. У детей отсутствовало понимание, зачем нужна, утренняя зарядка, игры, физические упражнения, зачем человеку нужен сон. Не было представлений, что такое закаливание, ценности здоровья; отсутствовала мотивация вести здоровый образ жизни, умение сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, потребности всоблюдении навыков гигиены и опрятности повседневной жизни.       

Анализ результатов диагностики показали, необходимость организации оздоровительных закаливающих мероприятий в условиях ДОУ. 

Актуальность опыта

Интерес к данному направлению вызван исключительной актуальностью темы здоровьесбережения детей дошкольного возраста, как основной глобальной задачи укрепления здоровья нации и подрастающего поколения. Так с введением Федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования особое место отведено здоровью дошкольников с выделением отдельной образовательной области «Здоровье» как важного компонента воспитания и образования детей дошкольного возраста. К сохранению и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ предъявляются весьма высокие требования.     Полноценное физическое развитие и здоровье детей – это основа формирования личности. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья. Забота о здоровом образе жизни является основой физического и нравственного воспитания. Обеспечение оздоровления организма дошкольников в условиях дошкольного учреждения возможно только путем комплексного укрепления физического здоровья детей путем интеграции образовательных областей и через систему закаливающих мероприятий. 

Противоречие

Нами было выявлено противоречие между формированием у детей основ здорового образа жизни, как элемента укрепления и сохранения физического здоровья, и отсутствием разработанных систематизированных мер по укреплению и сохранению здоровья детей в условиях детского сада. 

Ведущая педагогическая идея

Ведущая идея опыта состоит в создании эффективных психолого педагогических условий для организации закаливания детей в дошкольном образовательном учреждении, обеспечивающих накопление практического опыта по здоровьесбережению и самостоятельному использованию средств и методов закаливания в повседневной жизни ребенка. 

Длительность работы над опытом 

Работа велась с 2009 по 2012 год и осуществлялось поэтапно.

I этап – констатирующий: сентябрь 2009 – ноябрь 2009 года.

1. Аналитические исследования, проведение мониторинга, выявление уровня  культурно - гигиенических навыков у дошкольников в укрепление физического здоровья.

2. Определение педагогических условий, в организации закаливающих мероприятий, изучение литературы, определение целей, постановка задач, выбор методов и средств их решения.Корректировка задач, составление системы закаливающих мероприятий, тематических планов, конспектов, сценариев.

II этап- формирующий: декабрь 2009 - февраль 2012года.

1. Организация взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам закаливания детей.

2. Разработка и организация оздоровительной системы в деятельности ДОУ по данному направлению.

3. Создание материально-технической базы для организации закаливающих мероприятий.

4. Апробация системы закаливающих мероприятий, для младшей, средней и старшей групп, становление и описание опыта.

III этап- контрольный: март 2012- май 2012 года.    

1.Сравнительный анализ, уровня культурно гигиенических навыков у дошкольников в укрепление физического здоровья.    

2. Оценка результатов функционирования и заболеваемости, эффективности форм и методов оздоровительной системы.    

3.Определение целей и задач последующей работы. 

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен систематизированной оздоровительной работой. По формированию у дошкольников основ здорового образа жизни, привитию навыков здоровьесберегающей технологии с активным ежедневным применением закаливающих мероприятий, как опоры на активное и действенное повыше­ния иммунитета организма детей и снижение «простудных» заболеваний. 

Теоретическая база опыта

Исследованиями проблемы закаливания детей дошкольного возраста и изучения формирования представлений о здоровом образе жизни и становления культуры здорового образа жизни у дошкольников занимались такие ученые как В.П. Зайцев [12],Ю. Артюхова [1], В.Г. Алямовская (3), Ю.Ф. Змановский [11], и др.

Баль Л.В, дает понятие здоровье – состояние полного физического психического и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов или болезней. [5]

Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. [5]           

Закаливание организма – это формирование и совершен­ствование функциональных систем, направленных на повыше­ние иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. [1] Автор отмечает, что закаливание детей дает двойной положительный результат – снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родите­лей на производстве, что имеет не только социальное, но и су­щественное экономическое значение. [2] Можно без преувеличения сказать, что научно обоснован­ные методы закаливания являются неисчерпаемыми источни­ками приумножения здоровья детей на сегодняшний день.

Становятся привычными тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. В перечне причин, определяющих, по мнению ученых, Бальсевич В.К, Баль Л.В., сложившуюся ситуацию, называются снижение общего уровня жизни и социальной защищенности населения России, нарушение экологии среды обитания, несовершенство системы медицинского обслуживания, недостаточное финансирование образовательных учреждений и многие другие.[4,5]

Известно, что многие предпатологические состояния детей можно профилактировать средствами физического воспитания, и в этой связи специалисты Дорошенко А.С, Зайцев В.П. считают, что существующая система оздоровления функционирует недостаточно эффективно. [10;12]

Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании понятия укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни. В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется в сравнении с детьми младших групп. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены. Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. [6]

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе.

Проведя теоретический анализ по данной проблеме, позволил определить педагогические условия для эффективности сохранения и укрепления физического, психического, нравственного здоровья дошкольников, приобщение к ценностям здорового образа жизни, развитие двигательной активности:

  • Создать условия в групповой комнате для закаливающих мероприятий и физического развития дошкольников.
  • Направлять дошкольников к самостоятельному использованию закаливающих комплексов в повседневной жизни.
  • Воспитывать привычки к здоровому образу жизни.
  • Обеспечить комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач совместно с родителями ДОУ;

 Новизна опыта

Новизна выполненного педагогического опыта работы заключается в разработке систематизированной оздоровительной системы работы воспитателя по укреплению физического здоровья детей в использовании закаливающих мероприятий в условиях детского сада. В систематизированной работе используются уже существующие методы и приемы закаливающих и оздоровительных мероприятий.  

Раздел II

Технология опыта. 

Цель и задачи педагогической деятельности.

Целью педагогического опыта является формирование у дошкольников первичных представлений о здоровом образе жизни, представлений об укреплении здоровья через комплекс закаливающих процедур.   

Задачи исследования:

1. Определить теоретические основы организации закаливания детей дошкольного возраста.

2. Выявить и обосновать педагогические условия организации закаливания детей дошкольного возраста;

З. Апробировать оздоровительную работу по организации закаливания детей в ДОУ;

4. Разработать методические рекомендации по организации закаливания детей в ДОУ.

Исходя из поставленных задач по оздоровлению детей, нами составлен перспективный план по совершенствованию системы физического воспитания в ДОУ и оздоровления детей, в котором отражена деятельность с педагогическими работниками, детьми и родителями. (Приложение № 2).

Одним из важных педагогических условий реализации процедур закаливания в ДОУ – является   наличие необходимой материальной базы: мини-стадион, площадки для игр, спортивный зал, процедурный кабинет, спортивный инвентарь, бассейн, ножные ванны, инвентарь для закаливающих мероприятий, игровая комната, дорожка здоровья, корригирующие дорожки.

Также в ДОУ должны быть созданы кадровые условия для осуществления процесса закаливания. Необходимо участие старшего воспитателя,который контролирует и помогает воспитателям реализовать закаливающие процедуры; медицинского персонала (медицинская сестра), который проводит ежедневные осмотры детей и диагностируют состояние здоровья каждого ребенка; работника по физической культуре, который проводит подвижный игры на улице, физкультурные занятия на свежем воздухе, спортивные мероприятия способствующие закаливанию детей; воспитателей,непосредственно реализующих и организующих процедуры закаливания, родителей, продолжающие данную работу в домашних условиях.

Важным педагогическим условием организации закаливания детей в ДОУ является методическое обеспечение: наличие литературы, пособий, рекомендаций по закаливанию, отчетов о проделанной работе, диагностик результативности. Все это, способствует высокому уровню подготовки   воспитателей и эффективного проведения закаливающих процедур.  

Не менее важную роль играет ресурсное обеспечение: специальный инвентарь для закаливания, оборудованные помещения, игровые площадки и стадионы, процедурный кабинет, фитобар, наличие педагогов, квалифицированных педагогических кадров: физкультурного работника, медицинского персонала которые будут проводить и организовывать процесс закаливании.

Обязательным условием является работа с родителями. На родительских собраниях происходит знакомство родителей с проведением специальных закаливающих мероприятий, игр, которые проводятся на участке и в помещении детского сада для всестороннего развития и воспитания детей. Знакомим родителей с требованиями, укладом жизни детского учреждения, чтобы они понимали, что здоровье ребенка будет охраняться и укрепляться педагогами и медицинскими работниками, привыкали к мысли, что их ребенок будет заниматься в облегченной одежде на физкультурных занятиях. Родители также должны выполнять рекомендации по режиму, питанию детей в домашних условиях.

Еще одним педагогическим условием является работа с педагогами по повышению их компетентности в вопросе закаливания детей. Проблемы укрепления здоровья детей должны рассматриваться на совещаниях, где заслушиваются доклады, обсуждают итоги проверок по организации санитарно-гигиенического режима, по выполнению режима дня, эффективности закаливающих мероприятий и т. д.

Закаливание в группе должны проводить воспитатель, инструктор по физическому воспитанию, помощник воспитателя в присутствии медицинской сестры, которая предварительно оценит состояние здоровья детей.

Важно отметить, что, проводя закаливание, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Воспитатель группы должен вести дневник закаливания, в котором ежедневно отмечается самочувствие ребенка и применяемые моменты закаливания. Если ребенок по какой-либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время будет получать более слабые закаливающие нагрузки.

Можно сделать вывод, что приведенные выше методы закаливания детей могут равномерно и   в распределенном порядке использоваться в режиме дня каждой возрастной группой. Их доступность в использовании может продолжаться также в домашних условиях, что будет способствовать положительному результату проводимой работы. 

Содержание образования и средства достижения цели.

Прививая привычку ЗОЖ у детей автор начинал свою работу с помощью закаливающих процедур и специального фитобара, где дети после дыхательной гимнастики пили лечебный фиточай. В фитобаре для детей мы использовали оздоровительные чаи и коктейли: из плодов шиповника, успокаивающего действия, противоаллергические, для улучшения пищеварения. Они назначались врачом с учетом времени года и состояния здоровья каждого ребенка.

В детском саду оборудованы кабинеты, позволяющие развивать двигательную активность детей и эффективно проводить профилактическую и лечебно-оздоровительную работу:

  • физкультурный зал, с современным спортивным инвентарем, необходимым мелким и крупным оборудованием;
  • мини-стадион, отвечающий современным требованием для проведения спортивных игр, эстафет и физкультурных занятий в летнее время;
  • площадка для игр в городки;
  • пешеходная дорожка для ознакомления с правилами дорожного движения;
  • процедурный кабинет;
  • душевые ванны;
  • инвентарь для закаливающих мероприятий;
  • игровая комната.
  • Дорожка здоровья

Создание условий для сохранения и укрепления физического, психического, нравственного здоровья дошкольников, приобщение к ценностям здорового образа жизни, развитие двигательной активности стало одной из основных педагогических целей проводимой нами работы. Она велась по следующим направлениям:

• создание условий для физического развития и снижениязаболеваемости;

• комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач совместно с родителями ДОУ;

• создание группы «Здоровье»;

• воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Работа была направлена на организацию двигательной активности детей, через различные подвижные игры, физические упражнениям и т.д.

Важным условием успешного решения поставленных задач, возможно, было лишь при условии комплексного использования всех средств. Таким образом, мы составили «триаду здоровья»: 

  • двигательный режим;
  • оздоровительный режим;
  • рациональный режим дня и питания.

Решение проблемы снижения общей заболеваемости и повышения двигательной активности и физической работоспособности, возможно было только при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы, проведении неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья. Основное внимание обратилось на создание рационального двигательного режима детей, включающего организованную и самостоятельную деятельность.

Организованная деятельность включала следующие формы:

  • групповые, подгрупповые;
  • физкультминутки;
  • индивидуальные занятия;
  • спортивные праздники, досуги;üкоррекционная гимнастика;
  • утренняя гимнастика;
  • подвижные игры;
  • прогулки, экскурсии (Рис.1)

При планировании содержания деятельности по физкультуре и закаливанию особое внимание обращалось на взаимосвязь программного материала и всех мероприятий, проводимых в течение года, их повторяемость и постепенность усложнения. Контроль над организацией двигательного режима осуществлялся медицинским персоналом: старшей медсестрой и врачом-педиатром. Оздоровительную программу детей проводили под лозунгом «Растим здорового ребенка».  

Проводились заседания совета педагогов на темы: «Здоровый ребенок через закаливания», «Здоровый образ жизни как привычка».

В методическом кабинете организовывалась выставка для воспитателей под названием «Растим здорового ребенка», где была представлена методическая литература по вопросам закаливания и здоровье сбережения детей и консультации. Разработаны консультации для воспитателей «Закаливающие процедуры в ДОУ».

Были проведены открытые занятия, и показательные прогулки для молодых специалистов и воспитателей, где можно было, подробнее ознакомится с разными методами закаливания. Также среди всех возрастных групп проводился конкурс плакатов посвященных  ЗОЖ и закаливающим мероприятия педагог.

Старшая медсестра на собраниях выступала с сообщениями по профилактики ОРЗ, контролировала и анализировала проводимые закаливающие мероприятия, давала индивидуальные рекомендации воспитателям, присутствовала и следила за состоянием здоровья детей на закаливающих процедурах.        

Обеспечивалась прочная взаимосвязь родителей и ДОУ. Для родителей были проведены родительские собрания. Воспитателями были подготовлены консультация для родителей «Закаливание детей в ДОУ». (Приложение №4) Также для родителей вновь поступивших детей были организованы «Дни открытых дверей» где родителей знакомили с условиями ДОУ для всестороннего развития и воспитания детей. Проводились семейные спортивные праздники и олимпиады «Мама папа я дружная семья», «Веселые старты»«Летняя олимпиада»

В группе в «уголке для родителей» предоставлялась полезная информация, где родители могли узнать подробнее о закаливающих мероприятиях. Работа по вопросам закаливания с родителями велась на протяжении всего времени, что дало положительный результат на конец эксперимента.

Закаливание детей осуществлялось при соблюдении необходимых гигиенических условий и требований: свежий воздух, соответствующая температура воздуха в помещении и вне его и качество одежды. Разработаны рекомендации по организации закаливающих процедур в ДОУ. (Приложение №3).

При проведении закаливания строго соблюдались следующие условия:

- ребенок должен быть здоров на данный момент;

- находиться в комфортном состоянии (теплые руки и ступни, но не вспотевшие).

В своей деятельности ориентировались на требования государственных стандартов по обучению и воспитанию детей. Уходя от традиционной системы воспитания, мы искали новые формы образовательного процесса. В группе был оборудован «Уголок здоровья», он был оснащен   физинвентарем, атрибутами к подвижным и спортивным играм, чесночные медальоны.

Для проведения спортивных и подвижных игр, на площадках были нарисованы разнообразные «классики», «следы», «финиш», «старт», указатели направлений, обозначена площадка для игры в городки. (Рис.5-6)

С учетом основных методик оздоровления и внедрения современных технологий разработан рациональный режим дня, в равной мере стабильный и одновременно гибкий, динамичный для детей.

Ежедневно в группе проводились разные формы физического воспитания детей: утренняя гимнастика в спортивном зале, музыкальном залах подвижные и спортивные игры в течение всего дня, занятия физкультурой, закаливание, оздоровительный бег, дыхательные и другие корригирующие упражнения. Кроме того, устраивались дни здоровья, зимние и летние спартакиады.

Систематическое проведение специальных закаливающих процедур детского сада начиналось с проведения воздушных и солнечных ванн в летний период.

После сна дети в трусиках, босиком бегали по игровой комнате, а затем выполняли разные виды ходьбы. Нами также использовался щадящий метод закаливания: хождение по влажным солевым дорожкам в комбинации с босохождением по массажным коврикам, ребристой доске, расположенными в разных местах группы. (Рис.7) В результате проводимой работы у детей происходило не только закаливание кожи стоп к влиянию пониженных температур, но и осуществляется массаж стопы. А он стимулирует биологически активные точки, улучшая адаптацию и повышая устойчивость всего организма.    

В летний период босохождение использовалось во время прогулок в отведенных местах на детских площадках при соблюдении температурного и временного режима соответственно возрасту. После ходьбы проводилась подвижная игра, а затем малоподвижная или упражнения на восстановление дыхания.

Зимой воздушные ванны проводились в спортивном зале. Зал хорошо проветривался, доводится температура воздуха до 18°С. По рекомендации медицинских работников облегчалась одежда во время воздушных ванн, снижалась температура воздуха в зале.

Важным закаливающим средством в работе являлись прогулки. (Рис.9) Они проходили с оптимальным двигательным режимом общей продолжительностью в течение дня не менее 4 часов, с обязательным использованием подвижных игр, упражнений циклического характера (прыжки, бег, пробежки с предметами и другое). (Рис.10) (приложение №7) 

Прогулки с оптимальным двигательным режимом.

Кроме этого проводилась работа по закаливанию носоглотки - полоскание горла прохладной водой (только детям со здоровыми миндалинами), начиная от температуры 40 °С до комнатной. (Рис.11) Для детей с заболеваниями носоглотки проводилось полоскание горла настоями трав или раствором соли и питьевой соды (по указанию врача). Эффективным методом закаливания являлся сон без маек даже в холодный период времени. После сна под руководством воспитателя дети в постели выполняли дыхательную гимнастику в игровой форме, а в осенне-весенний период - точечный массаж под руководством воспитателя и старшей медсестры. Так же проводилось обширное умывание после сна.          

Особое значение в воспитании детей придавалось развитию движений. Исходя из, времени года, места проведения (помещение, улица), в работе использовали разные варианты по физической культуре: по традиционной схеме; состоящие из подбора подвижных игр разной интенсивности; занятия - тренировки основных движений; занятия – Закаливанию носоглотки соревнования; ритмическая гимнастика - занятия и др.

С детьми проводилась НОД «Сохрани свое здоровье сам». (Приложение 6)                      

В деятельности формировали у детей представления строений собственного тела, назначении органов, что полезно и вредно для организма, прививали элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Все это оказывало большую роль воспитаний у ребенка потребности в здоровом образе жизни, в формировании управлять своим поведением и эмоциями, регулировать свою активность.

Наряду с этим в экспериментальной работе использовали нетрадиционную фитотерапию - совместно с родителями изготовили подушечки из трав душицы, чабреца, хвои, мяты, валерианы, лепестков роз. Это способствовало более глубокому спокойному сну, очищению воздуха от микробов.

Во время вспышки ОРВИ и гриппа использовалось аэрофитотерапия: пары пихтового масла, чеснок, лук. Они помогали очищать воздух и убивать микробы, вирусы.

Разработан перспективный план   НОД на  2009-2012 год. (Приложение №8)      

Воспитание привычки к здоровому образу жизни; С детьмипроводилась непосредственная деятельность по физической культуре, ознакомлению с окружающим миром. Главной целью было формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, детям прививались элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи.

Раздел III

Результативность опыта

За время проведения опытной работы, дошкольное учреждение перешло работать на общеобразовательную программу «От рождения до школы». (Под редакцией. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). [7]          

На контрольном этапе использовалась диагностика детей, по данной программе. (Приложение№1 рис.4). Критериями результативности опыта являются: основные физические качества и потребность в двигательной активности. Выполнение доступных возрасту гигиенических процедур. Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни.         

Диагностика и критерии, использованные в опытной работе,  представлены в таблице.

Таблица1.

                 Критерии

               Методика

Представление и практические умения.

 

«Программа воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой. Раздел: «Воспитание культурно гигиенических навыков».

Основные физические качества и потребность в двигательной активности.

Выполнение доступных возрасту гигиенических процедур.

Соблюдение элементарных правил  здорового образа жизни.

Общеобразовательная программа «От рождения до школы». (Под редакцией, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), Образовательная область «здоровье».

 
Проведения мониторинга позволило оценить эффективность проводимой работы. Результаты показали что, высокий уровень имеют - 80% дошкольников, повысился уровень знания и умения элементарных закаливающих мероприятий их использование в повседневной жизни, представление о бережном, отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей. Повысился показатель потребности в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
 
Средний уровень составил - 20%. Низкий уровень усвоения материала по данному направлению работы отсутствует, что говорит об эффективности организованной деятельности в группе по привитию дошкольникам устойчивых знаний основ здорового образа жизни. У дошкольников
 
После проведения комплекса закаливающих мер   на контрольном этапе снизилось и число простудных заболеваний у детей. Показатель заболеваемости (с 3,2 снизился до 0,2) пропущенных дней по болезни одним ребенком. (Приложение №1 рис.1).    Анализируя, состояния здоровья детей мы составили динамику, из которого видно, что на начало работы уровень функционирования составлял – 42%, наиболее высокие показатели функционирования детей МДОУ 86% (Приложение№1 рис.2),  приходятся на 2012 год – на конец нашей экспериментальной работы. Что дает нам сделать вывод о положительных результатах проводимой нами работы.
 
Таким образом, применение комплексной системы закаливания детей в дошкольном образовательном учреждении мы успешно решили задачи по формированию, укреплению и сохранено здоровья.
 
Совершенствование методик физического воспитания детей дошкольного возраста путем увеличения организованных, целенаправленных занятий с ориентацией на физкультурно-оздоровительные и лечебно-коррекционные, выявило положительное их влияние на развитие двигательной сферы детей. К положительным результатам можно отнести:

показатели уровня освоения образовательной программы, снижение заболеваемости детей, повышения уровня функционирования. Это дает основание считать, что разработанная система физкультурно-оздоровительных мероприятий, обеспечивала эффективное сочетание естественных и стимулирующих воздействий, развития защитных свойств организма ребенка к климатическим условиям.

Дети данного возраста за весь период пребывания в ДОУ смогли (впитать) в себя не только естественные природные особенности, но и целенаправленную систему ЗОЖ.
 
Полученные экспериментальные результаты позволяют ввести в программы обучения и воспитания в детских дошкольных учреждениях разделы, связанные с применением средств физического воспитания, закаливающих технологий, для повышения уровня физического и психического развития детей.

Библиографический список:

  1. Артюхова Ю. Как закалить свой организм / Ю. Артюхова.- Минск; Харвест.- 1999, - 222с.
  2. Авдеева Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста /Н. Адеева О.Князева, Р. Стеркина // Дошкольное воспитание.-1997.-№ 3.- С.32-40.
  3. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г Алямовская //Дошкольное воспитание.-1993.-№11.- С. 12-18.
  4. Бальсевич В.К. Сущность новой парадигмы здорового образа жизни и перспективы ее реализации: Материалы II Российской научно-методической конференции./В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева - Казань, 1992.
  5. Баль Л.В. Букварь здоровья. Учебное пособие для дошкольного возраста /Л.В. Баль, В.В Ветрова. - М.: ЭКСМО, 1995. - 56 с.
  6. Васильева М . А, Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А. Васильева, В.В. Гербова и др.; —М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
  7. Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой .—М.: Мозаика – Синтез, 2010 года выпуска
  8. Глазырина Л.Д. Занятия по физической культуре в старшей группе дошкольного учреждения с применением нетрадиционных методов обучения и воспитания / Л.Д. Глазырина.- Минск: НМ Центр, 1995.- 240с.
  9. Доронова Т. Программа "Радуга" /Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьеваи др.; // Дошкольное воспитание.-1990.-№10.-С. 61.
  10. Дорошенко А.С. и др. Методы диагностики физического развития и подготовленности детей дошкольного возраста /А.С.Дорошенко, Г.И.Минаева, О.С.Шнейдер. - Хабаровск: ХГИФК, 1994. - 32 с.
  11. Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств / Ю.Ф Змановский М.: Советский спорт, 1990. - 64 с.
  12. Зайцев В.П. Методические подходы при проведении оздоровительной гимнастики в условиях детского сада. Тез. 3-й международной научно-практической конференции/ В.П. Зайцев Г. Е. Егоров, Г. П. Белохвостова и др;- Дубна: РАМН, 1994. -224с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Деревья» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Деревья» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии Цель: освоение детьми базовой модели ТРИЗ «Объект – Имя признака – Значение имени признака». Задачи: - учить...

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников «Мир соленого теста» (тестопластика)…

Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников «Мир соленого теста» (тестопластика) для детей 6-7 лет I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Лепка - одно из полезнейших...

Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей…

Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения о методе...

Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений

Календарно-тематическое планирование народных игр в рамках проведения праздников и развлечений Русские народные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В...

Сценарий новогоднего праздника для яслей

Сценарий новогоднего праздника для яслей Дети входят в зал их встречает Снегурочка. Снегурочка: Здравствуйте малыши, я – снегурочка, прилетела к вам на...