Выступление из опыта работы
Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы»

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека. Знания, данные в занимательной форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.

Формирование элементарных математических представлений у  дошкольников осуществляется  через образовательную область «Познание» в детском саду. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.

Через познавательную деятельность  реализуются практически все интегрированные области и программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач; соблюдается комплексность, математические представления формируются и развиваются в определенной системе.

Начиная работу во второй младшей группе, закладываю основу математического развития у детей. Для того чтобы обеспечить активную работу детей на непосредственно образовательной деятельности широко использую игровые приёмы и дидактические игры, наглядные пособия. Использую игры и задания, позволяющие детям сменить позу, подвигаться. Забочусь о прочном усвоении детьми знаний, самостоятельности, умения делать простейшие обобщения. Учу детей кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы. Содержания непосредственно образовательной деятельности по математике согласовываю с содержанием непосредственно образовательной деятельности по другим разделам обучения: по развитию речи, изобразительной деятельности, на физкультурных и музыкальных НОД. Стараюсь хвалить ребят за правильные действия и ответы, как в ходе, так и в конце непосредственно образовательной деятельности. Наглядность активизирует детей. Стараюсь учить детей находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Использую словесные игры, и игровые упражнения, в основе которых лежат действие по представлению: - «Скажи наоборот», - «Кто быстрее назовёт?», «Кто быстрее найдёт?». Учу детей внимательно слушать товарища, не повторять, дать оценку товарищу, овладеть умением контролировать себя. В конце непосредственно образовательной деятельности побуждаю детей давать отчёт о том, что узнали, чему научились. Это способствует развитию у детей самоконтроля, умения правильно оценивать свои знания и действия. Знания, полученные детьми, на непосредственно образовательной деятельности стараюсь использовать в повседневной жизни. Для прочного усвоения знаний стараюсь заинтересовать детей работой разговор с детьми, дидактические игры. Сделала много дидактические игры: «Верни в свой дом», «Подбери ключ к замку», «Геометрическое лото», «Диктант», «Собери правильно» и другие. Перед детьми ставлю вопросы, требующие поиска. Повторение материала стараюсь провести в игровой форме: «Найдите ошибку Незнайки». Большое внимание уделяю на развитие операций умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей,  я стараюсь строить с учетом дидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям.  Суть освоения заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение отдаю групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека, подражая ему. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе.

Во второй младшей группе широко применяется образовательная деятельность, организованная в форме игр. В этом случае освоение носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой.    Я пользуюсь в основном методами и приемами опосредованного педагогического воздействия: применяю сюрпризные моменты, ввожу игровые образы, создаю игровые ситуации. Упражнения, с дидактическим материалом, хотя и служат учебным целям, приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением.

Работая  в  детском  саду,  я  всегда   ставлю   перед   собой   такие педагогические  задачи:  развивать  у  детей  память,  внимание,   мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.

С целью развития у  детей  мышления,  я  использую  различные  игры  и упражнения.

Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды  фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начала  с  элементарных заданий  на  логическое  мышление  –  цепочки   закономерностей.   В   таких упражнениях идет  чередование  предметов  или  геометрических  фигур.  Детямпредлагала продолжить ряд  или  найти  пропущенный  элемент.  

Кроме  того  давала  задания  такого  характера:  продолжить  цепочку, чередуя в определенной  последовательности  квадраты,  большие  и  маленькие круги желтого и красного цвета. После того,  как  дети  научились  выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить  задания,  в котором  необходимо  чередовать  предметы,  учитывать  одновременно  цвет  и величину. Такие  игры  помогают  развивать  у  детей  умение мыслить   логически,   сравнивать   сопоставлять    и    высказывать    своиумозаключения.

В настоящее время продолжаю обучение детей счету, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, знакомлю детей с образованием всех чисел, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравнивая две группы предметов, располагаю их то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это я делаю для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.
Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на непосредственно образовательной деятельности, и в свободное время помогает детям усвоить программный материал.

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений.

Тема: «Число и цифра 3». Вторая младшая группа.

Время проведения: 01.03. 2012г.

Место проведения: групповая комната.

Посмотрев некоторые фрагменты, можно сказать, что дети в течение всего занятия были организованны, внимательны, проявляли желание работать, прекрасная атмосфера, спокойное поведение, всё это даёт нам понять, что детям было интересно.

Непосредственно образовательная деятельность построена с учётом возрастных особенностей детей, составлена увлекательно (детям нравится игровая форма), заимствован различный материал для него, что позволяет расширить кругозор детей, постоянно происходит смена видов деятельности, детям предоставляется возможность вспомнить уже знакомую сказку «Три медведя». Дети участвуют в непосредственно образовательной деятельности не как слушатели, а как действующие лица.

Поставленные задачи: образовательные, развивающие и воспитательные соответствуют возрасту детей, задачи были достигнуты. Подбор методов и приемов, дидактического материала соответствует теме. Указания, объяснения, дают возможность организовать практическую, самостоятельную деятельность детей; активизировать мыслительную деятельность детей, речь детей (конкретность, точность вопросов, разнообразие их формулировок); подводить детей к обобщению.    

На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к непосредственно образовательной деятельности, через сюрпризный момент «Чтение письма от старых друзей».

«Чтение письма»

 

1

 

В дошкольном возрасте у детей  начинают  формироваться  элементы логического  мышления,  т.е.  формируется  умение  рассуждать,  делать своиумозаключения.  Существует  множество  дидактических  игр  и  упражнений,  которые влияют на развитие творческих способностей  у  детей,  так  как  ониоказывают действие на воображение  и  способствуют  развитию  нестандартного мышления  у  детей.  Одна из таких игр «Найди лишнюю фигуру». Она направлена  на тренировку мышления при выполнении действий. При выполнении задания актуализирую умение считать до 3, развиваю мыслительные операции, коммуникативные качества, совершенствую представление о треугольнике. (Какие фигуры нарисованы на ваших карточках? Сколько треугольников на ваших карточках? Какой треугольник не такой, как остальные, лишний?).

«Найди лишнюю фигуру»

Во время выполнения следующего задания я учила называть числительные по порядку, соотносить каждое числительное только с одним предметом, в конце счета подводить итог его круговым движением и именовать названием пересчитанных предметов (например, «одна, две, три. Всего три медведя»). При подведении итога счета всегда обращать внимание на то, чтобы дети всегда первым называли число, а потом - предмет,учить отличать процесс счета от итога счета, создавала мотивационную ситуацию для знакомства с новой цифрой 3,закрепляю навык счёта в пределах 3,учила называть числа по порядку, указывая на предметы, актуализирую знания о диких животных. Использовала наглядно – действенные приёмы, словесные приёмы: задавала вопросы, делала указания и пояснения, ставила вопросы так, чтобы дети нашли ответ в точном определении. Старалась добиться от детей, чтобы они правильно согласовывали числительные с существительными в роде, числе, падеже.

Задавала дополнительные вопросы при необходимости, а если ребёнку было трудно, то начинала фразу сама, а ребёнок досказывал. Ответы детей были как групповыми, так и индивидуальными.

Работая у доски по картинкам, подводила детей к обобщению ответов товарищей: уточнить, дополнить, исправить.

Реализация задач происходит через проблемные ситуации (найди цифру 3).Использование художественного слова:

Цифра три вся в завитках

Скользит по льду как на коньках

Она за двойкою стоит

О трёх предметах говорит.

позволяет лучше усваивать материал.

«Найди цифру 3»

2 3

 

(Знакомство с цифрой 3)

Проведение физкультминутки повышает эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях детей,развивает чувство ритма и формирует двигательные навыки.

Физкультурная пауза завлекает детей, дети с интересом выполняли упражнения.   Проговаривая стихотворный текст, у детей развивается память, развиваются познавательные, развивающие, коммуникативные способности.

«Физкультминутка»

 

4 5

 

В ходе непосредственно образовательной деятельности я привлекаю к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирую у детей навыки учебной деятельности, развиваю способность оценивать и контролировать свои действия. Учебную ситуацию использую для развития у детей доброжелательного отношения к товарищам, выдержки, целеустремленности.

В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия системы дорожного движения и научиться важнейшим правилам поведения на дороге.

Во время выполнения следующего задания я старалась привить навыки безопасного поведения на дорогах, закрепить представление детей о светофоре, закрепить представление детей о сигналах светофора.

Используются разные формы организации в разных частях групповой комнаты.

 

6

 

Когда дети за столами закрашивали круги, поясняли свои действия, рассказывали о том, что и как они делают, и что получилось в результате. Основная часть детей выполняют задания быстро, без ошибок. Зная индивидуальные возможности своих детей, я помогала тем детям, кто испытывает трудности.

 

7

 

Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс.

Я оценивала результаты работы детей, учила контролировать свои действия, сопоставлять то, что сделали, с тем, что надо было сделать. Стремилась подтолкнуть детей замечать неточности, ошибки, стремиться их исправить, при этом требовала, чтобы ответы были точными, четкими, лаконичными. Музыкальный фон развивает музыкальные способности. Во время игры «Покажи столько же» я закрепляла умение детей соотносить цифру с количеством, умение соотносить последнее число ко всем перечисленным предметам.

 

8 9

 

В основном затруднений в работе с детьми я не чувствую, т. к. в основном мои детки справляются с поставленными задачами.

Но я столкнулась с такой проблемой как «Ориентировка в пространстве». Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. Освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.

Я сделала для себя вывод, что с детьми необходимо провести обширную работу по усвоению пространственных понятий. Пространственное представление у детей я буду развивать, используя повседневную жизнь, режимные моменты: при умывании, одевании, приеме пищи, во время утренней гимнастики, дидактические игры и игровые упражнения, так же подвижные игры. Основной материал я буду давать детям на занятиях всех видов, так же большое внимание буду уделять индивидуальной работе.

За время работы по математике, по разделу “Ориентировка в пространстве” с детьми второй младшей группы я, думаю, достигну неплохих результатов. На мой взгляд, воспитатель выполняет главную роль во всестороннем развитии ребенка. От воспитателя зависит многое. Чем больше он будет уделять ребенку внимания, тем более развитым будет ребенок. Если воспитатель стремится дать детям знания, эмоционально излагает новый материал, то с уверенностью можно сказать, что успех будет достигнут.

Задания в форме дидактических игр и упражнений:

    <li ">позволяют индивидуализировать работу на непосредственно образовательной деятельности, давать задания, посильные каждому ребёнку, с учётом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребёнка. <li ">будят детское воображение, создают приподнятое настроение, так как игра доступна и понятна ребёнку. <li ">активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. <li ">  делают сам процесс обучения эмоциональным,  позволяющим ребёнку получить собственный опыт.

При разработке непосредственно образовательной деятельности с использованием дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП я  учитываю:

  • Психологические особенности и возможности детей этого возраста.
  • Необходимость сбалансированности нагрузки и исключения перегрузок при проведении занятий с элементами игр.
  • Необходимость безусловного соблюдения заданного образовательным стандартом объёма программного материала.
  • Возможность недостаточной подготовленности детей на момент начала обучения.

     При отборе дидактических игр и упражнений, прежде всего, преследую развивающие цели и учитываю особенности развития.

Я всегда в тесной связи с родителями. Рассказываю, как построить домашний режим ребёнка, знакомлю родителей с содержанием и организацией некоторых дидактических игр. Для проведения дидактических игр в семье можно использовать различные предметы повседневного обихода: одежду, природный материал, мелкие игрушки.

1.Начинайте демонстрировать устный счет ребенку. Например, кубики, ступеньки лестницы, по которой вы спускаетесь с ребенком из дома, количество съеденных ложек супа и т.д. Для этого вам всего лишь надо при каждом удобном случае считать вслух однородные предметы. Главное это делать часто (каждый день по несколько раз в процессе общения) и следить за тем, чтобы предметы, которые вы считаете, были однородными. Чтобы у ребенка не складывалось впечатление, что «один», «два» или «три» это названия конкретных предметов.

2. Сделайте карточки с разным количеством крупных точек (кружочков одного цвета. Показывайте карточки с точками ребенку, называя вслух количество точек на ней. Начинайте с 1-й до 5-ти точек. После многократно демонстрации карточек, с озвученным вами количеством точек, попросите ребенка взять карточку с нужным количеством точек. Например: возьми карточку, где три точки, можете попросить его назвать количество точек на карточке. Продвигайтесь, таким образом, в сторону увеличения точек на карточке, но не забывайте, что сначала надо много раз показать карточки и назвать соответствующие числа, и только потом просить ребенка сделать это самому. Через 1 – 2 месяца предъявления карточек, комбинируйте это обучение с определением числа окружающих предметов. Например, просите ребенка определить на взгляд (не считая), сколько стульев в комнате (если они стоят вместе), сколько ножек у стола, сколько конфет вы положили перед ним.

3. Обучение цифрам и числам. Сделайте отдельные карточки с цифрами от 0 до 5 в двух экземплярах. Начинайте обучение: показывайте карточку с цифрой и называйте ее. В день по 2 новых цифры и повторение предыдущих. После демонстрации первых 5-ти цифр начинайте игровые упражнения на проверку. Назовите цифру и попросите ребенка взять карточку с этой цифрой, попросите его назвать цифры, написанные на карточках. Заниматься всеми этими упражнениями надо по 5 – 15 минут в день. В повседневной жизни не забывайте при каждом удобном случае просить ребенка посчитать что-нибудь, определить количество на взгляд, прочитать цифру.

4.Заучить с ребёнком стихотворение про цифры:

Цифра три вся в завитках,

Скользит по льду как на коньках.

Она за двойкою стоит,

О трёх предметах говорит!

5. «Найди цифру в окружающем».

6. Дидактические игры:

Цель упражнения: научить узнавать цифры.

Игра "Найди цифру" в таком виде: на геометрических фигурах написаны цифры: 1    2    3.

10

Примечание: единица написана на треугольниках (3 штуки), двойка на кружках (3 штуки), тройка на квадратах (3 штуки). Фигуры могут быть трех разных цветов (например, синего, зеленого и красного) и трех размеров (большой, средний, маленький).
Фигурки помещены в коробочку. Ребенок должен разложить их "по цифрам".
- Найди все единицы!
Игру можно оформить сюжетом: Мартышка, Слоненок и Попугай делят фигурки. Мартышке - с единицей, Попугаю - с двойкой, Слоненку - с тройкой. (Если Вы знакомили ребенка только с цифрой 1 или только с цифрами 1 и 2, проводите игру с этими цифрами. Затем вводите новую цифру и проводите игру, включая ее распознавание.)
Задания идут последовательно: сначала надо выбрать все 1, затем среди оставшихся фигур предлагаем ребенку найти все 2, затем 3. На этом этапе ребенок может заметить, что тройки написаны на всех оставшихся фигурках, поэтому отбирать их специально не нужно.
Когда группировка выполнена, предлагаем ребенку вопрос: "Здесь у тебя все единицы, а что интересного еще можно сказать об этой кучке фигурок?" (Это все треугольники.)
Если ребенок это замечает, рассматриваем следующие две группы, делая обобщение: "Это все кружки. Это все квадратики".
Другому ребенку, если он был рядом, предлагаем сделать это же упражнение (предварительно все, смешав), но выбрать сначала тройки и т. д.
Интересно, если второй ребенок учел результаты предыдущей работы и сразу отобрал все квадраты, зная, что только на них тройки и т. д.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Веточка сирени»

«Веточка сирени» Ход занятия: Дети сидят на стульях. Воспитатель: здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Воспитатель: ребята, посмотрите, как...

Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием…

Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием нетрадиционных материалов «Машины» Программное содержание. Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из...

Проект «Шкатулка с секретами» (Художественно-продуктивный проект по сотрудничеству с родителями)

Проект «Шкатулка с секретами»(Художественно-продуктивный проект по сотрудничеству с родителями)  

Читайте также

Дидактическая игра «Какое варенье?»

Дидактическая игра «Какое варенье?» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Какое варенье?» В процессе знакомства с окружающим миром, его многообразной растительностью, и...

Использование символического материала при работе детей с конструктором «Знаток»

Использование символического материала при работе детей с конструктором «Знаток» Дети – это юные исследователи. Им интересно из чего состоит техника, откуда...

Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС

Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС Дошкольная образовательная организация сегодня с большим темпом меняется, пытается попасть в ногу со временем...