«Использование детского экспериментирования при создании исследовательских ситуаций»

Исследовательская, поисковая активность-естественное состояние дошкольника. Он настроен на познание окружающего мира: наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами, разбирает игрушки, изучая их устройство. При включении экспериментирования в игровую деятельность игра становится более насыщенной в познавательном и развивающем смысле. У ребёнка, почувствовавшего себя исследователем, пробуждаются инициатива, желание достигнуть успеха.

Экспериментирование становится ведущим видом деятельности в том случае, если возникает по инициативе самого ребёнка.

Педагог может содействовать появлению такой инициативы: создать исследовательскую ситуацию, которая вызовет у ребёнка желание продолжить и закончить эксперимент.

Так в ходе игры с детьми старшей группы «Кругосветное путешествие на корабле» возникла ситуация «Человек за бортом!»

После спасения тонувшего кок, как положено, напоил его горячим чаем, и во время беседы с детьми я невзначай обронила: «Интересно, что в воде плавает, а что тонет?»

Дети предложили налить в таз воду и   поместить туда предметы из разных материалов. Стали выдвигать гипотезы. Многие сразу сказали, что утонут металлические предметы и камни, а пластмассовые и деревянные будут плавать. Потом проверяли свои гипотезы, многие из которых оказались верными. Интерес вызвал эксперимент с пластмассовой тарелкой: она плавает, если её положить на поверхность воды, и тонет, если опустить в воду ребром.

Затем решили объединить плавающий предмет с не плавающим и проверить, как они будут вести себя в воде. Выяснили: если положить небольшой камень в центр тарелки и опустить её на воду, то эти предметы не утонут. Если же сместить этот камень на край тарелки, то она перевернётся и может остаться на плаву (или утонет, если встанет на ребро), камень в любом случае пойдёт ко дну. Если же положить в тарелку большой по размеру камень, то утонут оба предмета.

Далее в игре возникла новая ситуация - поднялся сильный шторм, и произошло кораблекрушение. По команде «Прыгаем за борт!» Дети должны были взять предметы, которые помогли бы им держаться на воде и добраться до острова. С этим они прекрасно справились. Когда все доплыли до острова, то обнаружили, что он обитаем. Встал вопрос, как выбираться отсюда. Посыпались предложения: построить плот, лодку ,подводную лодку, вертолёт и т.п. Взвесив свои возможности, решили остановиться на изготовлении плота. Игра продолжилась.

Каково же было моё удивление, когда на следующий день я увидела, что дети строят второй плот. Они объяснили: на одном плоту им тесно (впоследствии стало тесно и на двух). Тогда я решила усложнить задачу и предложила сделать плоты одинаковой длины, но из разных материалов (предметов), находившихся в группе. Дети выбирали мерку и решили, что длина каждого плота будет соответствовать трём меркам. После этого разделившись на две команды, начали подбирать материалы (предметы), измеряли их и конструировали плоты.

В этой игровой ситуации чётко прослеживается связь экспериментирования с элементарными математическими представлениями.

При ознакомлении с детей с художественной литературой я поняла, что даже при самом эмоциональном, выразительном чтении детям необходимы определённые исследования для понимания текста произведения.

Вновь приходит на помощь создание проблемной ситуации. Например, в русской народной сказке «Лиса и журавль» животные не смогли насытиться: лиса не могла достать окрошку из кувшина, а журавль – кашу из тарелки. Дети выдвинули гипотезу: у лисы короткая шея, она не может дотянуться до дна кувшина. У журавля длинный, нос ему неудобно стучать по тарелке и трудно собирать клювом кашу. Используя кукол и предметы посуды, дети провели свою гипотезу и подтвердили её.

При чтении сказки «Два медвежонка» возник вопрос: как поделить поровну сыр?

Дети сделали вывод о необходимости уступать друг другу, но проблема- то осталась. Стали выдвигать разные гипотезы, которые привели нас к теме весов. Мы провели эксперимент, соорудив весы из подручных средств. В данном эксперименте была возможность проявить смекалку, фантазию, соорудив весы из подручных средств, или решить проблему.

В заключении хочется подчеркнуть, что при создании ситуаций, которые стимулируют интерес к исследованию, у детей появляется желание решить проблему, поставленную взрослым, выдвигать свои гипотезы и совместно с воспитателем находить способы решения проблемы путём экспериментирования.

 

Список использованных источников:

  1. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей // Ответств. ред. Т.И. Бабаева, - РГПУ им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  2. Лозовая В.И., Камышанченко Е.Н. Формирование познавательной активности школьников. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000..
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003.
  4. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии, 1991.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Метод, пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  6. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. общество России, 2003




Новые публикации

Конструирование из бумаги методом оригами в дошкольном учреждении.

Конструирование из бумаги методом оригами в дошкольном учреждении. Каждый специалист, работающий в дошкольном образовании должен быть всесторонне развитым человеком, неравнодушным, интересующимся...

Методическое пособие «Волшебный зонтик»

Методическое пособие «Волшебный зонтик»

Обучение дошкольников элементам игры в шахматы

Обучение дошкольников элементам игры в шахматы «Шахматы – это по форме игра, по созерцанию – искусство, а по трудности овладения -...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Народы Севера»

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Народы Севера» Цель: Формировать представление о своеобразии жизни коренных жителей народов Севера. Задачи: 1. Формировать представление...

Конспект прогулки в подготовительной группе. Тема: «Осенняя прогулка»

Конспект прогулки в подготовительной группе Тема: «Осенняя прогулка» Цель: Создание условий для закрепления представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Задачи:-...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в специализированной (коррекционной) группе…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в специализированной (коррекционной) группе по теме «Домашние птицы. Петух» Цель: продолжать знакомить детей с внешним видом ...


Комментарии

  • Татьяна
    Отличный материал. Есть подготовительна я группа? перспективный план на летний период физическая ...

    Подробнее...

     
  • Алена Луконина
    Большое спасибо за опыт

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Какой звук ю? Уважаемый педагог, буква ю может обозначать звуки [йу] и [у], в зависимости от положения ...

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательная тема по развитию речи детей дошкольного возраста. Я тоже стала использовать в работе ...

    Подробнее...

     
  • Марина Дмитриева
    Интересный материал, познавательный. Можно многое взять для своей работы по своему региональному ...

    Подробнее...





В блогах

Фотоотчёт выполненных работ к занятию на тему: «Белый одуванчик»

Sample Image

Уважаемые коллеги, хочу предложить вам фотоотчёт выполненных работ малышами группы кратковременного пребывания «Крохи» к занятию на тему: «Белый одуванчик». Целью занятия было знакомство деток с весенним цветком — одуванчик, развитие мелкой моторики рук, умения комбинировать разные способы выполнения работы...

Аппликация для детей младшего дошкольного возраста «Любимое мороженое»

Sample Image

Буквально через несколько дней всеми ожидаемое и любимое время года — ЛЕТО. Это то время года когда можно бегать босиком по травке, песочку, загарать, гулять и кушать вкусненькое мороженое. Мороженое — это одно из любимых лакомств детей и взрослых...

Игры в адаптационный период ребёнка в детском саду

Всем известно, что адаптироваться человеку в новой среде очень тяжело, а ребёнку тем более. Поэтому, к вашему вниманию хочу представить игры, которые помогут ребёнку быстрее понять, что детский сад - это его второй дом, где его не обидят. Цель: развивать у...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство