«Использование детского экспериментирования при создании исследовательских ситуаций»

Исследовательская, поисковая активность-естественное состояние дошкольника. Он настроен на познание окружающего мира: наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами, разбирает игрушки, изучая их устройство. При включении экспериментирования в игровую деятельность игра становится более насыщенной в познавательном и развивающем смысле. У ребёнка, почувствовавшего себя исследователем, пробуждаются инициатива, желание достигнуть успеха.

Экспериментирование становится ведущим видом деятельности в том случае, если возникает по инициативе самого ребёнка.

Педагог может содействовать появлению такой инициативы: создать исследовательскую ситуацию, которая вызовет у ребёнка желание продолжить и закончить эксперимент.

Так в ходе игры с детьми старшей группы «Кругосветное путешествие на корабле» возникла ситуация «Человек за бортом!»

После спасения тонувшего кок, как положено, напоил его горячим чаем, и во время беседы с детьми я невзначай обронила: «Интересно, что в воде плавает, а что тонет?»

Дети предложили налить в таз воду и   поместить туда предметы из разных материалов. Стали выдвигать гипотезы. Многие сразу сказали, что утонут металлические предметы и камни, а пластмассовые и деревянные будут плавать. Потом проверяли свои гипотезы, многие из которых оказались верными. Интерес вызвал эксперимент с пластмассовой тарелкой: она плавает, если её положить на поверхность воды, и тонет, если опустить в воду ребром.

Затем решили объединить плавающий предмет с не плавающим и проверить, как они будут вести себя в воде. Выяснили: если положить небольшой камень в центр тарелки и опустить её на воду, то эти предметы не утонут. Если же сместить этот камень на край тарелки, то она перевернётся и может остаться на плаву (или утонет, если встанет на ребро), камень в любом случае пойдёт ко дну. Если же положить в тарелку большой по размеру камень, то утонут оба предмета.

Далее в игре возникла новая ситуация - поднялся сильный шторм, и произошло кораблекрушение. По команде «Прыгаем за борт!» Дети должны были взять предметы, которые помогли бы им держаться на воде и добраться до острова. С этим они прекрасно справились. Когда все доплыли до острова, то обнаружили, что он обитаем. Встал вопрос, как выбираться отсюда. Посыпались предложения: построить плот, лодку ,подводную лодку, вертолёт и т.п. Взвесив свои возможности, решили остановиться на изготовлении плота. Игра продолжилась.

Каково же было моё удивление, когда на следующий день я увидела, что дети строят второй плот. Они объяснили: на одном плоту им тесно (впоследствии стало тесно и на двух). Тогда я решила усложнить задачу и предложила сделать плоты одинаковой длины, но из разных материалов (предметов), находившихся в группе. Дети выбирали мерку и решили, что длина каждого плота будет соответствовать трём меркам. После этого разделившись на две команды, начали подбирать материалы (предметы), измеряли их и конструировали плоты.

В этой игровой ситуации чётко прослеживается связь экспериментирования с элементарными математическими представлениями.

При ознакомлении с детей с художественной литературой я поняла, что даже при самом эмоциональном, выразительном чтении детям необходимы определённые исследования для понимания текста произведения.

Вновь приходит на помощь создание проблемной ситуации. Например, в русской народной сказке «Лиса и журавль» животные не смогли насытиться: лиса не могла достать окрошку из кувшина, а журавль – кашу из тарелки. Дети выдвинули гипотезу: у лисы короткая шея, она не может дотянуться до дна кувшина. У журавля длинный, нос ему неудобно стучать по тарелке и трудно собирать клювом кашу. Используя кукол и предметы посуды, дети провели свою гипотезу и подтвердили её.

При чтении сказки «Два медвежонка» возник вопрос: как поделить поровну сыр?

Дети сделали вывод о необходимости уступать друг другу, но проблема- то осталась. Стали выдвигать разные гипотезы, которые привели нас к теме весов. Мы провели эксперимент, соорудив весы из подручных средств. В данном эксперименте была возможность проявить смекалку, фантазию, соорудив весы из подручных средств, или решить проблему.

В заключении хочется подчеркнуть, что при создании ситуаций, которые стимулируют интерес к исследованию, у детей появляется желание решить проблему, поставленную взрослым, выдвигать свои гипотезы и совместно с воспитателем находить способы решения проблемы путём экспериментирования.

 

Список использованных источников:

  1. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей // Ответств. ред. Т.И. Бабаева, - РГПУ им. А.И. Герцена. Кафедра дошкольной педагогики. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  2. Лозовая В.И., Камышанченко Е.Н. Формирование познавательной активности школьников. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000..
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003.
  4. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии, 1991.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Метод, пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  6. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Пед. общество России, 2003


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия для подготовительной группы «День знаний»

Конспект занятия для подготовительной группы «День знаний» Цель: развитие познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Программное содержание: 1...

Интерактивная игра для родителей дошкольников «Формирование основ безопасности в осенне-зимний…

Интерактивная игра для родителей дошкольников «Формирование основ безопасности в осенне-зимний период»

Обобщение педагогического опыта по теме «Технология проектной деятельности с использованием…

Обобщение педагогического опыта по теме «Технология проектной деятельности с использованием метода сказкотерапии для развития речи и личности ребёнка» Опыт работы показывает...

Читайте также

Индивидуализация образовательного процесса как условие развития успешной личности

Индивидуализация образовательного процесса как условие развития успешной личности С 2009 года наш детский сад работает по программе «Сообщество». Работа по данной...

Викторина по сенсорному воспитанию детей для старшего дошкольного возраста

Викторина по сенсорному воспитанию детей для старшего дошкольного возраста Цель: Формирование сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1.Создать условия для развития...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «День Знаний» Цель: создать праздничное настроение у детей, положительное...