Из опыта работы детского сада по организации профориентации и ознакомления дошкольников с железнодорожным транспортом
Одной из основных задач открытого акционерного общества «Российские железные дороги» является совершенствование системы профориентации.
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области, например область железнодорожных профессиях.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
И на базе нашего дошкольного учреждения существует огромная возможность профессиональной ориентации подрастающего поколения, наш садик железнодорожный. И родители наших воспитанников железнодорожники. Профориентация дошкольника стала одним из направлений работы нашего коллектива. Наша задача: в доступной форме дать детям знания о железной дороге, о железнодорожном транспорте и о профессиях железнодорожников. Тема оказалась интересной не только для детей, но и для педагогов.
На начальном этапе был разработан тематический план на учебный год по ознакомлению дошкольников с железной дорогой (Приложение № 1). Он включил в себя темы наиболее доступные, на наш взгляд, для детского понимания: «Железнодорожный вокзал», «Железнодорожные пути», «Детская железная дорога», «Из истории железной дороги», «Сигналы, регулирующие движение» и другие. Много тем посвящено профессиям железнодорожников: машинист, проводник, начальник станции, стрелочник, билетный кассир и т.д. Большое внимание в плане уделили теме «Правила поведения на железнодорожных путях». В плане отражено коротко содержание бесед по темам, показана связь с другими видами детской деятельности, запланированы экскурсии, встречи с железнодорожниками.
Каждым педагогом до начала учебного года был составлен рассказ по одной из тем плана. В дальнейшем мы опирались на эту информацию и разрабатывали конспекты занятий. Конечно, основной упор сделан на старших дошкольников. Для средней группы количество тем сокращено. Например, темы «Железные дороги России», «Роль железнодорожного транспорта в Великой Отечественной войне», «Локомотивное депо» еще не доступны для понимания детей 4 лет.
При разработке конспектов занятий мы столкнулись с проблемой наглядного материала. Приходилось искать иллюстрации и фотографии. Большую помощь в этом оказали нам родители, которые с пониманием и интересом отнеслись к нашей проблеме. Большую часть наглядного материала приходится делать своими руками.
Также наши родители активно помогают в проведении занятий, посвященных железнодорожным профессиям. Родителям оказалась эта тема близка и очень интересна. В течении года каждый родитель рассказывает детям о своей профессии. Родители активно участвуют в подготовке и проведению мероприятий, посвященных железной дороге.
В течение первого года работы по теме в групповых комнатах были оформлены железнодорожные уголки.
Большую помощь в ознакомлении дошкольников с железнодорожным транспортом оказывают нам наши шефы – локомотивное депо. Они помогают в организации и проведении экскурсий на свое предприятие и в музей при локомотивном депо.
Ежегодно шефы проводят для детей разнообразные мероприятия: День защиты детей на детской железной дороге, День Знаний.
Шефы часто приходят на праздники и открытые мероприятия в детский сад.
Стали традицией поздравления шефов-железнодорожников с Днем защитника отечества, Международным женским днем и конечно Днем железнодорожника.
На данный момент в детском саду создан мини-музей железнодорожных профессий, разработан перспективный план, конспекты занятий, подобран и изготовлен своими руками дидактический материал, литература на железнодорожную тематику. Эта тема интересна всем: детям, родителям, педагогам, поэтому мы не останавливаемся на достигнутом и работу в этом направлении продолжаем.
Приложение №1
Тематический план работы по ознакомлению детей с железной дорогой на I полугодие (старший дошкольный возраст)
Срок проведения |
Тема |
Краткое содержание бесед. |
Сентябрь |
1. «Железнодорожный вокзал» 2. «Пригородный вокзал» |
1. Вокзал – достопримечательность города. 2. Здание вокзала (фонтаны, зимний сад, зал ожидания , кассы, кафе, комнаты отдыха). 4. Знакомство с профессиями: начальник станции, билетный кассир, дежурный по вокзалу, диспетчер. |
Октябрь |
«Железнодорожные пути» |
1. Первые рельсовые пути. 2. Чугунная дорога. 3. Современная железная дорога. 4. Правила поведения на железнодорожных путях. 5. Знакомство с профессией стрелочника. |
Ноябрь |
«Локомотивы» Силачи железных дорог |
1. История создания первого паровоза. 2. Строение паровоза. 3. Сравнение тепловоза и электровоза. 4. Локомотивы нашего времени. 5. Знакомство с профессией машиниста (кабина машиниста, железнодорожная форма и др.) |
Декабрь |
1. «Грузовые вагоны» |
1. Для чего нужны грузовые вагоны? 2. Какими бывают грузовые вагоны. 3. Какие грузы перевозят эти вагоны. |
2. «Пассажирские вагоны» |
1. Профессия проводник. 2. Правила поведения в вагоне, безопасность пассажиров. 3. Виды пассажирских вагонов. |
Читайте также |
---|
Художественно-эстетическое развитие ребенка средствами интеграции нетрадиционных техник рисования в образовательную…
Художественно-эстетическое развитие ребенка средствами интеграции нетрадиционных техник рисования в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации Наиболее актуальной и одной из главных стратегических...
Конспект сценария совместного развлечения и семейного мастер-класса на тему: «Мама…
Конспект сценария совместного развлечения и семейного мастер-класса на тему: «Мама - главное слово на свете» Цель: Поздравление мам с Днем матери; сплочение...
Методическая разработка: «Упражнения на суше для освоения и совершенствования навыка…
Методическая разработка: «Упражнения на суше для освоения и совершенствования навыка – прыжок в воду для детей 3-7 лет» (Авторская разработка) Образовательная область:...