Из опыта работы детского сада по организации профориентации и ознакомления дошкольников с железнодорожным транспортом

Одной из основных задач открытого акционерного общества «Российские железные дороги» является совершенствование системы профориентации.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области, например область железнодорожных профессиях.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

И на базе нашего дошкольного учреждения существует огромная возможность профессиональной ориентации подрастающего поколения, наш садик железнодорожный. И родители наших воспитанников железнодорожники. Профориентация дошкольника стала одним из направлений работы нашего коллектива. Наша задача: в доступной форме дать детям знания о железной дороге, о железнодорожном транспорте и о профессиях железнодорожников. Тема оказалась интересной не только для детей, но и для педагогов.

На начальном этапе был разработан тематический план на учебный год по ознакомлению дошкольников с железной дорогой (Приложение № 1). Он включил в себя темы наиболее доступные, на наш взгляд, для детского понимания: «Железнодорожный вокзал», «Железнодорожные пути», «Детская железная дорога», «Из истории железной дороги», «Сигналы, регулирующие движение» и другие. Много тем посвящено профессиям железнодорожников: машинист, проводник, начальник станции, стрелочник, билетный кассир и т.д. Большое внимание в плане уделили теме «Правила поведения на железнодорожных путях». В плане отражено коротко содержание бесед по темам, показана связь с другими видами детской деятельности, запланированы экскурсии, встречи с железнодорожниками.

Каждым педагогом до начала учебного года был составлен рассказ по одной из тем плана. В дальнейшем мы опирались на эту информацию и разрабатывали конспекты занятий. Конечно, основной упор сделан на старших дошкольников. Для средней группы количество тем сокращено. Например, темы «Железные дороги России», «Роль железнодорожного транспорта в Великой Отечественной войне», «Локомотивное депо» еще не доступны для понимания детей 4 лет.

При разработке конспектов занятий мы столкнулись с проблемой наглядного материала. Приходилось искать иллюстрации и фотографии. Большую помощь в этом оказали нам родители, которые с пониманием и интересом отнеслись к нашей проблеме. Большую часть наглядного материала приходится делать своими руками.

вагон повозка

вагон

Также наши родители активно помогают в проведении занятий, посвященных железнодорожным профессиям. Родителям оказалась эта тема близка и очень интересна. В течении года каждый родитель рассказывает детям о своей профессии. Родители активно участвуют в подготовке и проведению мероприятий, посвященных железной дороге.

4

В течение первого года работы по теме в групповых комнатах были оформлены железнодорожные уголки.

5 6

Большую помощь в ознакомлении дошкольников с железнодорожным транспортом оказывают нам наши шефы – локомотивное депо. Они помогают в организации и проведении экскурсий на свое предприятие и в музей при локомотивном депо.

7

Ежегодно шефы проводят для детей разнообразные мероприятия: День защиты детей на детской железной дороге, День Знаний.  

Шефы часто приходят на праздники и открытые мероприятия в детский сад.    

Стали традицией поздравления шефов-железнодорожников с Днем защитника отечества, Международным женским днем и конечно Днем железнодорожника.

8

На данный момент в детском саду создан мини-музей железнодорожных профессий, разработан перспективный план, конспекты занятий, подобран и изготовлен своими руками дидактический материал, литература на железнодорожную тематику. Эта тема интересна всем: детям, родителям, педагогам, поэтому мы не останавливаемся на достигнутом и работу в этом направлении продолжаем.

Приложение №1

Тематический план работы по ознакомлению детей с железной дорогой на I полугодие (старший дошкольный возраст)

Срок

проведения

Тема

Краткое содержание бесед.

Сентябрь

1. «Железнодорожный вокзал»

2. «Пригородный вокзал»

1. Вокзал – достопримечательность города.

2. Здание вокзала (фонтаны, зимний сад, зал ожидания , кассы, кафе, комнаты отдыха).

4. Знакомство с профессиями: начальник станции, билетный кассир, дежурный по вокзалу, диспетчер.

Октябрь

«Железнодорожные пути»

1. Первые рельсовые пути.

2. Чугунная дорога.

3. Современная железная дорога.

4. Правила поведения на железнодорожных путях.

5. Знакомство с профессией стрелочника.

Ноябрь

«Локомотивы»

Силачи железных дорог

1. История создания первого паровоза.

2. Строение паровоза.

3. Сравнение тепловоза и электровоза.

4. Локомотивы нашего времени.

5. Знакомство с профессией машиниста (кабина машиниста, железнодорожная форма и др.)

Декабрь

1. «Грузовые вагоны»

1. Для чего нужны грузовые вагоны?

2. Какими бывают грузовые вагоны.

3. Какие грузы перевозят эти вагоны.

2. «Пассажирские вагоны»

1. Профессия   проводник.

2. Правила поведения в вагоне, безопасность пассажиров.

3. Виды пассажирских вагонов.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Художественно-эстетическое развитие ребенка средствами интеграции нетрадиционных техник рисования в образовательную…

Художественно-эстетическое развитие ребенка средствами интеграции нетрадиционных техник рисования в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации Наиболее актуальной и одной из главных стратегических...

Конспект сценария совместного развлечения и семейного мастер-класса на тему: «Мама…

Конспект сценария совместного развлечения и семейного мастер-класса на тему: «Мама - главное слово на свете» Цель:  Поздравление мам с Днем матери; сплочение...

Методическая разработка: «Упражнения на суше для освоения и совершенствования навыка…

Методическая разработка: «Упражнения на суше для освоения и совершенствования навыка – прыжок в воду для детей 3-7 лет» (Авторская разработка) Образовательная область:...

Читайте также

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных...

Возможности использования интерактивных и мультимедийных технологий в работе педагога ДОО

Возможности использования интерактивных и мультимедийных технологий в работе педагога ДОО В условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их...

Как правильно обучить дошкольников ПДД

Как правильно обучить дошкольников ПДД Обучение детей правилам дорожного движения остается одной из важнейших задач дошкольного воспитания и образования. С каждым...