Консультация «Воспитание гражданина и патриота»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, пестушки, игры - забавы, загадки, пословицы, поговорки, заклички, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов и других, например «добрый молодец», «красна девица», «ясный сокол», «малые детушки».

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважения к человеку, бережное отношение к природе.

Занятия художественным творчеством на основе народного искусства способствуют удовлетворению потребности детей в самоутверждении. Если у ребенка хорошо получается исполнение народной песни, танца, если он может рассказать народную сказку, потешку, вспомнить к месту пословицу, создать узор по мотивам народной росписи, то он чувствует себя уверенно среди своих сверстников.

Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т. д., - это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой , показатель способностей и таланта народа. Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.

Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений русского народа. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное, отношение народа к окружающей действительности и представление о своем месте на земле, его ценностные ориентации.

Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Они не велики по объему, но очень ёмки по смыслу:

  • Мал золотник, да дорог.
  • В Тулу со своим самоваром не ездят.
  • Волков бояться - в лес не ходить.
  • Долг платежом красен. …

Пословицы широко бытуют в русском языке и в настоящее время. Недаром в народе говорят: «Пословица век не сломится». следует шире использовать пословицы и поговорки в нравственном, эстетическом воспитании дошкольников, так как с их помощью можно сформировать нравственные идеалы, понимание прекрасного и безобразного, эстетическое видение мира. Например:

  • Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.
  • Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал.
  • Птица крыльями сильна, жена мужем красна.
  • Птица радуется весне, а младенец матери.
  • Дружно - не грузно, а один и у каши загинет.

В пословицах содержится много поучительного. Поскольку пословицы и поговорки, как впрочем и другие произведения устного народного творчества, обладают эмоциональной насыщенностью, без чего невозможно представить ни одно произведение устного народного творчества и его восприятие, то работа над ними предполагает одновременно интенсивную работу разума и чувства, и определенные усилия над собой в постижении смысла сказанного, что является весьма важным в нравственно-эстетическом воспитании. Причем, нравственным является то, что имеет эстетическую ценность не внешнюю, а внутреннюю, что особо значимо для духовного развития человека. Недаром в народе говорят:

«По одежке встречают, а по уму провожают».

Это очень хорошо видно на примере пословиц о пользе знаний, учения, о разуме:

«Коротко да ясно, от того и прекрасно»;

«Не красна книга письмом, а красна умом».

Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Они посвящены тому, как и чему учить и воспитывать:

  • Не учи безделью, а учи рукоделию;
  • Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает;

показывают особенности труда и быта, прежде всего крестьянского:

  • Пашню пашут - там руками не машут;
  • Жнут поле в пору.

возникнув под влиянием впечатлений от работы на земле, зафиксировали некоторые приметы, показывающие наблюдательность земледельца:

  • Овсы и льны в августе смотри;

выражают отношение к труду:

  • Делу обучиться - всегда пригодится;
  • Всякое умение трудом дается;

Целый пласт пословиц посвящен семье, материнской любви.

С глубоким уважением пословица говорит:

  • Нет такого дружка, как родима матушка.

В пословицах и поговорках можно найти отголоски того или иного исторического события или целой эпохи, таковыми являются пословицы, характеризующие период татаро-монгольского нашествия:

  • Хотя бы в Орде, только бы в добре.

Поэтому они служат могучим средством ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим, средством «социализации», приобщения их к истокам родной культуры.

В. П. Андрианова-Перетц отмечает:

       «Основные образы, в которые облекается мысль, каждой пословицы

       всегда конкретны и самый выбор их характерен для среды,

       обобщивший в этой форме свой исторический и трудовой опыт».

Большое значение пословицы и поговорки имеют для трудового воспитания. Многие из них посвящены труду:

  • Делу - время, потехе - час;
  • Без труда не вынешь рыбку из пруда;

а также различным сторонам трудовой деятельности. Они выражают уважительное отношение к ней и к людям труда, в них дается высокая оценка трудового умения и в тоже время сурово осуждается лень:

  • Труд человека кормит , а лень портит;

пословицы и поговорки подсмеиваются над ленивыми:

  • Пропусти лето, да в лес по малину.

Народные пословицы предупреждают, что всякое дело требует усилий со стороны человека:

  • Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

Через пословицы и поговорки, посвященные труду и трудовому человеку, у детей старшего дошкольного возраста формируется положительное отношение к трудовой деятельности, понимание важности труда в жизни человека и через его нравственно-эстетическую оценку понимание необходимости в труде и почтительное отношение к его результатам.

     Колоссальное влияние пословицы и поговорки оказывают на формирование любви к родному краю, бережного отношения к тому, что человека окружает и близко ему с момента рождения, потому что большое их количество с чувством глубочайшей любви говорит о Родине:

  • С родной земли - умри не сходи;
  • Родимая сторона - мать, чужая - мачеха;
  • Москва всем городам мать;

К тому же, как отмечает Н.А. Дмитриева, то, что выражено словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо, «определенность, ясность, «пластичность» художественной речи - это есть определенность выражаемого духовного состояния - думы, чувства, впечатления, настроения, переживания».

Пословицы и поговорки обращают внимание на важность физического воспитания детей, прежде всего, формирование активного, здорового образа жизни детей через тот нравственно-эстетический потенциал, который в них заложен, так как многие из них пропагандируют здоровый образ жизни:

  • Береги платье снову, а здоровье с молоду;
  • Пей воду - вода ума не мутит;
  • Здоровье всему голова, всего дороже;
  • Живи с разумом, так и лекарок не надо. …

Пословицы и поговорки могут оказать огромное влияние на развитие ума. Как правило, в них, помимо хорошо видимого, существует и скрытый, незаметный при первом знакомстве с ними, внутренний смысл, чтобы понять который, необходимо поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания:

  • И сила уму уступает;
  • Глупый киснет, а умный все промыслит.

Поскольку, как отмечают В.П. Аникин, Ю.Г. Круглов, пословицы основаны на использовании необычного переносного значения слов или сочетания прямого значения одного слова с переносным значением другого, и в меняющихся условиях жизни они обретают новый смысл, применяясь по сходству ко всем новым событиям, людям. Все это дает возможность говорить о громадном влиянии пословиц и поговорок на развитие ума детей, образного мышления.

Образность пословиц и поговорок, умение народа образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, умение творчески использовать слово является весьма важным в формировании воображения детей дошкольного возраста.

Таким образом, влияние устного народного творчества на формирование личности ребенка неоспоримо, поэтому возможно и необходимо широко использовать пословицы и поговорки, загадки, колыбельные песни, потешки, сказки и в педагогическом процессе детского сада, и в семье.

Пословицы и поговорки

Младший дошкольный возраст:

  • Декабрь год кончает, зиму начинает.
  • Вода с гор потекла, весну принесла.
  • Поспешишь - людей насмешишь.
  • Любишь кататься - люби и саночки возить.
  • Окончил дело - гуляй смело.
  • Август - венец лета, страды государь.
  • Сентябрь - листопадник, золотое лето.
  • Октябрь, что март: то плачет, то смеется.
  • маленький, да удаленький. …

Средний дошкольный возраст:

  • Чаще мойся, воды не бойся.
  • Береги нос в большой мороз.
  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  • У матери - дитя, а у кошки - котя, всякому мило свое дитя.

Старший дошкольный возраст:

  • Птица сильна крыльями, а человек друзьями.
  • Человек без друзей, что дуб без корней.
  • Человек без друзей, что сокол без крыльев.
  • Не мил свет, коль друга нет.
  • Хороший друг - ценнее сокровища.
  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  • Не краса красит, а разум.
  • По платью встречают, по уму провожают.
  • Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
  • Чему ребенка учишь, то от него получишь.
  • Не учи рыбу плавать.
  • Когда хочется много знать, не надобно много спать.
  • На что клад, коль в семье лад.
  • При солнышке тепло, при матери добро.
  • Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.
  • Родители трудолюбивы - дети не ленивы.
  • Белые руки чужие труды любят.
  • Труд человека кормит , а лень портит.
  • Ученье - красота, а не ученье - сухота.
  • Родина - мать, умей за нее постоять.
  • Родная сторона - мать, чужая - мачеха.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Новогодний сценарий для второй младшей группы «Елочные Огоньки»

Новогодний сценарий для второй младшей группы «Елочные Огоньки» Герои: Ведущая, Елочка, Снегурочка, Дед Мороз. Атрибуты: фонарики для мальчиков, трон и посох, сани и...

Конспект занятия по развитию речи «Мы любим сказки»

Конспект занятия по развитию речи «Мы любим сказки» Средняя группа Ход занятия. - Дети, вы любите сказки? (Да!) - А за что вы их...

План взаимодействия с детьми по ознакомлению с городом Ворсма

План взаимодействия с детьми по ознакомлению с городом Ворсма Месяц Тема Цели и задачи Методы и приемы сентябрь «наш город Ворсма» Сформировать у детей представление о родном...

Читайте также

Конспект занятия на тему «Предметы личной гигиены»

Конспект занятия на тему «Предметы личной гигиены» 1.1. Тематическое направление Физическое воспитание и формирование культуры здоровья. 1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее...

Конспект НОД с детьми раннего возраста (2–3 г.) «Поможем Медвежонку»

Конспект НОД с детьми раннего возраста (2–3 г.) «Поможем Медвежонку» Цель: знакомство с сенсорными эталонами цвет, величина. Задачи. Образовательные: учить детей различать основные...

«Яркая осень»

«Яркая осень» Очень продуктивно, познавательно и весело прошел октябрь месяц в нашем саду. Дети всех групп проводили нашу красавицу осень. Малыши...