Использование информационных технологий в работе с педагогами

Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня.

Стало очевидно, что проблемы обучения и воспитания, развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при совершенствовании системы управления, на основе научных принципов, достижений высокого уровня профессионализма руководителей дошкольных учреждений, повышения квалификации педагогов, модификации подходов к организации педагогического процесса.

Традиционные формы работы с информацией практически пережили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий управленческого назначения нет. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей, представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современный детский сад. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в детском саду и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.

Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки информации могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Опыт работы нашего МБДОУ показывает действительную возможность реализации основных задач информатизации в управленческой деятельности, так как уже привычными средствами медийных устройств для администрации в нашем ДОУ стали: цифровые фотоаппараты, видеокамеры, принтеры, сканеры, копиры, ламинаторы, DVD- проигрыватели, телевизоры, мобильные телефоны с возможностью выхода в Internet. Большим подспорьем в работе стало приобретение медиапроектора, интерактивной доски, а так же нетбуков.

Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.

Однако в ходе работы мы столкнулись с проблемой – педагоги испытывают затруднения в использовании компьютерной техники в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности.

При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены две группы педагогов, характеризующихся разным уровнем принятия значимости ИКТ:

Группа 1 – «стажисты» (уровень работы на компьютере – нулевой)

Группа 2 – «молодежь» (уровень работы на компьютере – базовый)

Считая данную проблему наиболее актуальной на сегодняшний день, коллектив нашего дошкольного учреждения пришел к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.

Большая работа в ДОУ была проведена по повышению квалификации педагогов в области ИКТ. Несколько педагогов прошли обучение на курсах в ГБОУ ДПО НИРО по теме "Использование компьютерных технологий в деятельности ДОУ", но как показала практика, этого недостаточно. Поэтому было принято решение создать свою школу информационно-компьютерной компетентности «Современный педагог».

Готовность применять новые технологии в воспитательно - образовательном процессе определила выбор форм управления повышением ИКТ – компетентности. Поскольку 1 группа отличалась скептическим отношением к возможностям информационно-компьютерных технологий, то формой управления было выбрано педагогическое и административное воздействие. Педагогам данных групп необходимы непродолжительные по времени и проблемные по содержанию формы повышения квалификации, например мастер-классы о применении информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе, общении и самообразовании.

Для 2-ой группы были предложены индивидуальные образовательные стратегии. Критериями сформированности стратегий были определены: осведомленность в области информационно-компьютерных технологий, внедрение их в воспитательно-образовательный процесс, эффективность выбора форм самообразования в области ИКТ. Педагогическое управление рассматривалось с позиции содействия и взаимодействия. Для повышения ИКТ-компетентности, а также плодотворной работы школы «Грамотный педагог» в нашем учреждении использовались следующие формы работы: недели педагогического мастерства; мастер-классы; педагогические мастерские; обучающие семинары; работа в паре; тематические семинары.

Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их информационной компетентности сыграли обучающие семинары на тему:

  • Использование ИКТ во взаимодействии специалистов ДОУ и родителей
  • Роль ИКТ в образовательном процессе детского сада.
  • Информатизация образования
  • Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников

С целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий проводились мастер-классы:

  • Microsoft Office Word,
  • Microsoft Office Excel,
  • Microsoft Office PowerPoint,
  • Microsoft Office Publisher,
  • Paint.NET – растровый графический редактор рисунков и фотографий,
  • Nero – программный продукт необходимый для записи компакт-дисков, и многие другие…

Кроме обучающих форм профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности проводились и другие мероприятия. Так, для совершенствования навыков педагогических работников, повышения их ИК-компетентности, передачи опыта, поиска новых творческих методов и приемов использования новых информационных технологий в работе с детьми, родителями организуются конкурсы педагогов. С целью продвижения информационных технологий в ДОУ были проведены следующие творческие конкурсы:

  • Мой компьютерный плакат;
  • Презентация “Моя группа”;
  • Методический электронный банк материалов для занятий;
  • Информационный уголок для родителей;
  • Электронная газета.

Такой форме, как работа в паре, пару составляли педагог, владеющий информационно-компьютерными технологиями, и педагог с нулевым уровнем работы на компьютере. Данная форма оказалось очень эффективна, т. к., например, «молодой» педагог группы непосредственно помогал приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечал на проблемные вопросы «стажиста».

Созданная нами школа для педагогических работников «Грамотный педагог» дала свои результаты, а именно – педагоги:

  • умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.);
  • умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
  • активно используют информационные технологии в образовательном процессе;
  • владеют навыками поиска информации в Интернете;
  • владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;
  • умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;
  • владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.

Перспективные планы, документация педагогов, конспекты занятий теперь предполагают у педагогов использование компьютерных технологий.

Использование компьютерной техники и программы Paint.NET помогло значительно изменить предметно - развивающую среду групп. Теперь, в каждой приемной группы педагогами изготовлен родительский уголок, оформленный по последнему слову передовых компьютерных технологий с применением широкоформатной печати, визитные карточки групп и т.д..

Все документы и презентационные материалы педагогов, специалистов и администрации ДОУ собираются в специально созданную мультеотеку. Каждый педагог ДОУ имеет доступ к данной мультеотеке и может найти интересующий его документ по различным направлениям. Также, в методическом кабинете все материалы представлены и в печатном виде.

Постепенно наш коллектив стал переходить к новому уровню представления различной методической информации и материалов –   в виде компьютерных презентаций. Данный способ представления методических материалов используется при проведении следующих мероприятий:

  • Педагогический совет – свои выступления педагоги и специалисты обязательно сопровождают мультимедийной презентацией;
  • Консультации старшего воспитателя для педагогов и специалистов
  • Теоретические семинары и семинары-практикумы;
  • Обобщение и представление опыта работы педагогов и специалистов
  • Представление материалов для участия в конкурсах различного уровня
  • Родительские собрания. (Например, к одному из родительских собраний с помощью компьютерной программы MicrosoftOfficePowerPoint педагогом была создана презентация, в котором содержалась полезная для родителей информация на тему «Как помочь ребенку стать внимательным».)

Наш педагогический состав использует цифровую аппаратуру, программы редактирования фотографий в работе с детьми, педагогическим коллективом, родителями.

В соответствии с приказом об обеспечении создания и ведения официальных сайтов в сети «Интернет» нами был создан сайт ДОУ

(http://mdoy119.ucoz.ru/ ), где регулярно размещается информация о нашем МБДОУ. На сайте созданы рубрики такие как: гостевая книга, тесты, доска объявлений, фотоальбомы, новости МБДОУ, страничка для детей. Некоторые рубрики ведут сотрудники МБДОУ, например «Страничку Доктора Айболита» – старшая медицинская медсестра, «Нашу профсоюзную жизнь» - председатель профкома, она же инструктор по плаванию, «Советуем родителям» - психолог, и т.д.

Для более оперативного взаимодействия в учреждении создана локальная сеть. Была приобретена и установлена автоматизированная информационно – аналитическая система Аверс: «Заведующий ДОУ», «Расчет меню питания», «Мониторинг», которая позволила ускорить работу с информацией

Использование электронной почты позволило нашему коллективу наладить связь с Управлением образования и другими образовательными учреждениями и организациями, повысила оперативность при работе с входящей документацией, при выполнении приказов, распоряжений, отчетов и других документов.

Педагоги МБДОУ с помощью Интернета пользуются в своей работе книгами, методическими пособиями, журналами в электронном варианте, обмениваются опытом, знакомятся с периодикой других педагогов России, со сценариями праздников, досугов и других мероприятий, подбирают музыкальный материал для занятий, утренников, развлечений.

В заключении, хочется отметить, что ИКТ – отличный помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной работы. Использование нового уровня оформления и представления информации имеет следующие результаты:

  • Повышение эффективности методической работы в ДОУ;
  • Рост уровня информационно-коммуникационной компетентности педагогов;
  • Развитие творческого потенциала, как молодых педагогов, так и педагогов - стажистов.

В заключении хочется заметить, что использование ИКТ ни в коем случае не заменяет работы самого педагога, а всего лишь помогает ему, работает на него, чтобы педагог смог добиться наилучших результатов в своей деятельности.

Реализуя программу информатизации в детском саду можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу педагогов в ДОУ, а самое главное – сделать ее наиболее эффективной.

Надеюсь, что информация была Вам интересна!

Список литературы:

  1. Горвиц Ю., Позняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
  2. Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. – М., 2006, С. 61 - 77
  3. Калинина Т.В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008. - №6.- с.32.
  4. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
  5. Леоненко О.Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. – 2009.-№4.-с.32.
  6. Полат Е.С. Новые педагогические технологии.- М., 2000г.
  7. Прищепа С.С., Храмцова Н.В. Информационные технологии в работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008.-№6.-с.88.
  8. Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006
  9. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
  10. Управление качеством вариативной системы дошкольного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. Тезисы выступлений участников межрегиональной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2004 - 144 с.( Гончарова В.И. Информационные технологии и их роль в управлении дошкольным образовательным учреждением)
  11. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.
  12. http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=6081&catalogid=41


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект ООД «Безопасное поведение зимой» для детей средней группы

Конспект ООД «Безопасное поведение зимой» для детей средней группы Цель: формировать у детей культуру безопасного поведения на улице в зимний период...

Авторское дидактическое пособие «От А до Я»

Авторское дидактическое пособие «От А до Я» Дидактическое пособие предназначено для групповых и индивидуальных занятий с детьми с 3 до 7...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Весенние…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Весенние домики для птиц» Первая младшая группа Программное содержание: Закреплять умения детей делать простые постройки (домики)...

Читайте также

Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы

Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы Цель: повторение и закрепление изученного материала. Задачи: - развивать грамматический строй речи, слуховое...

Паспорт мини – музея «Ракушки» для детей 1-й разновозрастной группы

Паспорт мини – музея «Ракушки» для детей 1-й разновозрастной группы Паспортные данные: Наименование мини – музея: «Ракушки» Профиль мини – музея: поисковая, научная...

Проект «Мастер Град»

Проект «Мастер Град» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию проект «Мастер Град». В нашем детском саду «Конёк- Горбунок» в старших группах «Гномики»...