Фольклор в речевом развитии ребенка

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие коммуникативные навыки, развивающих речь ребенка во всех ее аспектах, является русский народный фольклор. По словам ученого-лингвиста Виноградова Г.С., едва ли можно найти материал, более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью,который возник. Вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор.

Детский фольклор дает возможность родителю, педагогу уже на ранних развитиях ребенка приобщать его к народному слову. Благодаря этому, на материале детского фольклора у ребенка формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.

Что же относится к детскому фольклору?

Потешки, прибаутки – игра взрослого с ребенком. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке, хотя и неразрывно связано с жестом, является главным, ведет за собой жест (в отличие от считалки, где жест важнее слова)

Ладушки, ладушки

Где были?

У бабушки!

Что ели?

Кашку!

Что пили?

Бражку!

Бражка сладенька.

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шу, полетели!

На головку сели!

Сели посидели,

Прочь улетели!

Заклички – небольшие песенки для распевания группы детей. Чаще всего обращенные к явлениям природы.

Дождик, дождик пуще

Дадим тебе гущи

Выйду на крылечко

Дам огуречка!

Считалки –рифмованные стихи для жеребьевки в игре.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела.

И тебе водить велела.

Сколько в этих стишках нежности, такта. Они удовлетворяют рано возникшую потребность в художественном слове

Все эти виды детского фольклора, звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, веру в лучшее будущее. Именно это нравится детям в малых формах фольклора.

Фольклор для детей – это очень веселый жанр народного творчества. В шуточной форме можно похвалить или поругать ребенка. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка. Расширяют словарный запас, расширяют воображение. Ведь чтобы использовать простейшие заклички и считалки ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке, что бы проговорить ее.

Считалки помогают вести честную игру, прежде всего, выбрать водящего, помогают работать над звукопроизношением речи ребенка.

Потешка является первой ступенью ведущей к познанию родного языка. Дети воспринимают богатство звуков русского языка. При произношении потешки развивается речевое дыхание, артикуляционный аппарат, правильное произношение звуков

В играх с потешками нужно ориентировать ребенка на смысловую сторону речи. В результате чего возникает в воображении образ персонажа потешки.

В работе с дошкольниками необходимо использовать театрализованные игры, игры- драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют ребенку простор для творчества, импровизации.

Развитие речи - это основной показатель психологического и личностного развития ребенка. От развития речевого и игрового взаимодействия детей зависит качество речи каждого ребенка и, в конечном итоге, мер успешности обучения детей в школе.

Используемая литература:

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы. Поговорки, загадки и детский фольклор – М.,1957
  2. Ершова А, Букатов В. Возвращение к таланту - Красноярск,АКМЭ,1999
  3. Развивающие игры с малышами до трех лет. Сост.Галанова Т.В. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель: Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по...

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы Цель: формирование эмоциональной стабильности; коррекция отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализация эмоций дошкольников. Задачи: -...

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в…

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Одним из важных вопросов любой образовательной деятельности...

Читайте также

Семья и образовательная организация: системный взгляд на проблему взаимодействия в…

Семья и образовательная организация: системный взгляд на проблему взаимодействия в условиях пандемии Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру с рисованием в средней…

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру с рисованием в средней группе Тема «С чьей ветки детки» Цель: познакомить и закрепить название...

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода»…

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода» Проблема: дети дошкольного возраста не понимают ценность окружающей природы, ее роли в...