«Не забывайте о правах ребёнка!»

(из опыта работы)

Система правового воспитания в ДОУ может быть построена по такому плану.

1. Изучение Декларации прав ребёнка и Конвенции о правах ребёнка.

Необходимо, чтобы все члены педколлектива изучили документы и осознали их смысл и значение для развития дошкольников. Для реализации поставленной цели проводится педсовет, организуются семинары, используются различные формы самообразования.

2. Наблюдение и самонаблюдение.

Это проводится в течение всего года. Проводятся наблюдения за отношением взрослых к детям; фиксируется характер и периодичность замечаний, наказаний, последующие обсуждения с ребёнком его поведения, частота похвалы в адрес малыша. Самонаблюдением должен заниматься каждый педагог, подвергая критическому рассмотрению собственное отношение к своим подопечным.

3. Изучение существующих и разработка новых форм взаимодействия с родителями по ознакомлению их с правами ребёнка. Это можно сделать с помощью иллюстративного материала, проведения консультаций, родительских собраний, открытых занятий, индивидуальных бесед, анкетирования и т.д.

4. Изучение педагогами технологий ознакомления детей с их правами.

Следует разрешить противоречие между сложностью правовых знаний и возможностями их усвоения в дошкольном возрасте.

Все права детей условно можно разделить на три блока.

Первый блок – права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку родителей, право на образование, на игру, на уважительное отношение к себе, на защиту от жестокости.

Существенную часть работы по ознакомлению детей с этими правами составляет формирование у них представлений о нормах поведения в группе, о необходимости добрых взаимоотношений со сверстниками. Эти истины можно преподнести в доступной форме. Дети должны понять, что для хорошей, интересной жизни в группе, важно соблюдать определённые правила поведения, с уважением относится друг к другу. С этого и начинается нравственно-правовое воспитание. Воспитатель ежедневно обсуждает с детьми правила, которые помогают им жить в коллективе, не забывая напоминать и об обязанностях. Например, если правило звучит: «Никто не должен обижать другого в нашей группе», - это значит, что не только меня не должны обижать, но и я не могу обижать других. Или, если я хочу, чтобы меня называли ласково по имени, я должен поступать так же. Таким образом, приучая детей соблюдать правила поведения в группе, мы формируем некие сдерживающие центры, приучающие их думать о других, уважать права других, даже без упоминания о сложных для детей понятиях «Декларация», «Конвенция».

Второй блок – это права, которые наиболее часто нарушаются.

К ним относятся: право детей на выражение своего мнения, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия. Воспитатель должен обязательно перестроиться в своей работе на личностно-ориентированную модель педагогического взаимодействия. Вместе с тем и детей следует приучать высказывать свою точку зрения, учить защищать своё мнение, соглашаться или нет с позицией собеседника. При этом важно, чтобы ребёнок знал, что к его мнению прислушиваются, с ним советуются.

«Как ты думаешь, что нужно сделать?», «Почему ты так решил?», «Как бы ты поступил?» - такие выражения должны войти в обиход при общении с детьми.

Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, – это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям и которые доступны на уровне обобщений. Речь идёт о праве на образование, на жилище, на семью, на полноценное питание, на медицинское обслуживание.

Литература:

  1. О.И. Давыдова «Беседы об ответственности и правах ребёнка».
  2. С. Козлова «Мы имеем право».
  3. В.Г. Маралов «Педагогика ненасилия в практике детского сада».


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие инициативы и самостоятельности детей на основе совместного планирования дня…

Развитие инициативы и самостоятельности детей на основе совместного планирования дня по программе «Вдохновение» С целью поддержки интересов детей программа «Вдохновение» предлагает...

Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант»

Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант» Важнейшей отличительной особенностью ФГОС дошкольного образования является деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных...

Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата у ребёнка. Развитие артикуляционной…

Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата у ребёнка. Развитие артикуляционной моторики у детей дома Звуки речи образуются в результате движений артикуляционных...

Читайте также

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов…

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов России» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по...

Проект «Домашние и дикие животные» для детей второй младшей группы

Проект «Домашние и дикие животные» для детей второй младшей группы  Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский. Сроки реализации: с 01.11-15.11.2023г. Участники: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели. Актуальность:  Многие...

Викторина для детей 6-7 лет по теме: «Государственные символы России»

Викторина для детей 6-7 лет по теме: «Государственные символы России» Интеграция образовательных областей: «Познание, «Коммуникация», «Социализация», «Речевое развитие». Цель: Формирование патриотических чувств. Программные задачи: Обобщить и систематизировать...