«Не забывайте о правах ребёнка!»
(из опыта работы)
Система правового воспитания в ДОУ может быть построена по такому плану.
1. Изучение Декларации прав ребёнка и Конвенции о правах ребёнка.
Необходимо, чтобы все члены педколлектива изучили документы и осознали их смысл и значение для развития дошкольников. Для реализации поставленной цели проводится педсовет, организуются семинары, используются различные формы самообразования.
2. Наблюдение и самонаблюдение.
Это проводится в течение всего года. Проводятся наблюдения за отношением взрослых к детям; фиксируется характер и периодичность замечаний, наказаний, последующие обсуждения с ребёнком его поведения, частота похвалы в адрес малыша. Самонаблюдением должен заниматься каждый педагог, подвергая критическому рассмотрению собственное отношение к своим подопечным.
3. Изучение существующих и разработка новых форм взаимодействия с родителями по ознакомлению их с правами ребёнка. Это можно сделать с помощью иллюстративного материала, проведения консультаций, родительских собраний, открытых занятий, индивидуальных бесед, анкетирования и т.д.
4. Изучение педагогами технологий ознакомления детей с их правами.
Следует разрешить противоречие между сложностью правовых знаний и возможностями их усвоения в дошкольном возрасте.
Все права детей условно можно разделить на три блока.
Первый блок – права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку родителей, право на образование, на игру, на уважительное отношение к себе, на защиту от жестокости.
Существенную часть работы по ознакомлению детей с этими правами составляет формирование у них представлений о нормах поведения в группе, о необходимости добрых взаимоотношений со сверстниками. Эти истины можно преподнести в доступной форме. Дети должны понять, что для хорошей, интересной жизни в группе, важно соблюдать определённые правила поведения, с уважением относится друг к другу. С этого и начинается нравственно-правовое воспитание. Воспитатель ежедневно обсуждает с детьми правила, которые помогают им жить в коллективе, не забывая напоминать и об обязанностях. Например, если правило звучит: «Никто не должен обижать другого в нашей группе», - это значит, что не только меня не должны обижать, но и я не могу обижать других. Или, если я хочу, чтобы меня называли ласково по имени, я должен поступать так же. Таким образом, приучая детей соблюдать правила поведения в группе, мы формируем некие сдерживающие центры, приучающие их думать о других, уважать права других, даже без упоминания о сложных для детей понятиях «Декларация», «Конвенция».
Второй блок – это права, которые наиболее часто нарушаются.
К ним относятся: право детей на выражение своего мнения, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия. Воспитатель должен обязательно перестроиться в своей работе на личностно-ориентированную модель педагогического взаимодействия. Вместе с тем и детей следует приучать высказывать свою точку зрения, учить защищать своё мнение, соглашаться или нет с позицией собеседника. При этом важно, чтобы ребёнок знал, что к его мнению прислушиваются, с ним советуются.
«Как ты думаешь, что нужно сделать?», «Почему ты так решил?», «Как бы ты поступил?» - такие выражения должны войти в обиход при общении с детьми.
Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, – это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям и которые доступны на уровне обобщений. Речь идёт о праве на образование, на жилище, на семью, на полноценное питание, на медицинское обслуживание.
Литература:
- О.И. Давыдова «Беседы об ответственности и правах ребёнка».
- С. Козлова «Мы имеем право».
- В.Г. Маралов «Педагогика ненасилия в практике детского сада».
Читайте также |
---|
Развитие инициативы и самостоятельности детей на основе совместного планирования дня…
Развитие инициативы и самостоятельности детей на основе совместного планирования дня по программе «Вдохновение» С целью поддержки интересов детей программа «Вдохновение» предлагает...
Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант»
Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант» Важнейшей отличительной особенностью ФГОС дошкольного образования является деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных...
Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата у ребёнка. Развитие артикуляционной…
Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата у ребёнка. Развитие артикуляционной моторики у детей дома Звуки речи образуются в результате движений артикуляционных...