Кукольный театр, как средство развития коммуникативной функции речи у детей с ОНР

Использование игровой деятельности для коррекции недостатков развития детей является в современной психологии и педагогике актуальной проблемой. Это обусловлено значимостью игровой деятельности, в том числе театрализованной игры, для дошкольников с нарушением в развитии.Работая с детьми с ОНР III уровня, можно отметить, что у детей данной категории отмечаются трудности в структурировании словаря, связном оформлении высказывания, в овладении навыками словообразования и как следствие – нарушение навыков вербальной и невербальной коммуникации. Одна из форм работы по развитию навыков коммуникативной компетентности, которую я использую в своей работе с детьми с ОВЗ является - театрализованная игра. Именно в ней создаются условия для непосредственного предметно-практического сотрудничества, игрового партнёрства, когда общение оптимально мотивировано. Одним из видов театрализованной деятельности, который я широко применяю в своей практике, является - кукольный театр. Куклы, являющиеся непременным атрибутом детства и детской субкультуры, имеют особое значение для психологического развития детей, их социализации. В коррекционном воздействии кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (воспитателя, логопеда, родителя)

В своей работе применяю различные виды кукол: пальчиковые, теневые, плоскостные, перчаточные. Особенно хотелось бы остановиться на использовании перчаточных кукол в   своей работе. Ведь именно они «приводят» ребенка за ширму, которая позволяет ему сначала спрятаться, а потом раскрыться. Так, даже если малыш боится говорить, заикается и краснеет, за ширмой он успокаивается и начинает говорить увереннее, ведь это не он говорит, а его герой. Перчаточные куклы, умело используемые во время непосредственной образовательной деятельности, помогают вызывать у детей положительные эмоции и ослабить их нервное напряжение. Кукла на руке у взрослого или ребенка, выступающая   в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, и побуждаем к активным речевым действиям, предоставляя возможность почувствовать себе раскованным.

Для взрослого кукла - замечательная возможность корректного воспитательного воздействия, которое не воспринимается детьми как поучение и не вызывает у них негативных эмоций. Например, в ответ на торопливую речь ребенка кукла, управляемая педагогом, может отрицательно качать головой, закрывать уши руками, отказываться слушать. И наоборот, если он говорит правильно, кукла хлопает в ладоши и даже подпрыгивает. Ребёнок, «оживляя» куклу, впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за её действия, слова, поведение; учится находить адекватное выражение своим эмоциям, чувствам, состояниям; у него развивается произвольное внимание и способность к концентрации.

Использование кукольного театра как одного из видов театрализованной деятельности обеспечивает развитие самой театрализованной игры: в ней проявляются начальные формы интерактивного взаимодействия. Диалог между детьми становится необходимой составляющей в игровой деятельности между детьми. Работа с детьми, с использованием различных видов кукол дала положительный результат. Речь детей стала более интонированной, в ролевых играх и драматизациях отмечались не только высказывания ориентировочного типа, но и высказывания с элементами планирования.

Коррекционная роль театрализованных игр состоит в том, что они развивают не только языковые компоненты речи, но и умение применять их на практике. Участие в инсценировках обогащает словарный запас детей, активизирует их познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу, формирует личность.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий квест-развлечения в детском саду в летний период «В поисках…

Сценарий квест-развлечения в детском саду в летний период «В поисках сокровищ» Цель: Создание благоприятных условий для развития творческих способностей, создание атмосферы...

Индивидуализация образовательного процесса как условие развития успешной личности

Индивидуализация образовательного процесса как условие развития успешной личности С 2009 года наш детский сад работает по программе «Сообщество». Работа по данной...

Методическая разработка по краеведенью Квест - игра «Путешествие по поселку…

Методическая разработка по краеведенью Квест - игра «Путешествие по поселку Вохма»

Читайте также

Конспект занятия по развитию речи. Тема: Составление описательных рассказов по…

Конспект занятия по развитию речи Тема: Составление описательных рассказов по теме «Дары осени» Цель: закрепить знания детей об осенних явлениях в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием музейной педагогики Тема: В гостях у самовара Образовательная...

Открытка для папы

Открытка для папы Получать подарки любят все! Но дарить, выбирать или делать их своими руками ещё приятней! К тому же этот...