«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»
(опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)

 

Содержание.

1. Информационная карта.

2. Целостное описание опыта.

3. Библиографический список.

4. Список приложений к опыту.

Информационная карта передового педагогического опыта.

  • Ф.И.О. автора Ткаченоко Светлана Владимировна
  • Район Кущевский
  • Образовательное учреждение: МБДОУ д/с №10
  • Занимаемая должность: старший воспитатель
  • Педагогический стаж и квалификационная категория: 1 кв. категория
  • Тема педагогического опыта:

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»

7. Уровень опыта по степени новизны:

В комбинации элементов известных методик; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в разработке новых средств и правил их применения; в постановке и решении новых педагогических задач.

8. Цель педагогического опыта:

Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины.

Гипотеза:

Если во главу воспитательной системы в дошкольном учреждении поставить гармоничное развитие подрастающей личности с использованием социально-культурных условий малой родины, разработать систему интеграции воспитания, обучения и развития дошкольников на основе идеи патриотизма и гражданственности, можно качественно изменить приоритеты подготовки дошкольника, определив первостепенность раннего развития компетентностей, связанных с окружающей ребёнка социально-культурной средой, пробудить познавательную активность, повысить практическую значимость и воспитательное воздействие занятий в ДОУ.

9. Краткое описание опыта (система работы отдельных приемов или методов).

Основное противоречие, решаемое в этом опыте, - это противоречие между необходимостью освоить определённые знания, умения и навыки в процессе дошкольной подгготовки и разрозненностью, оторванностью от жизни знаний, умений и навыков, усвоенных традиционным путём.

Выход из противоречия – приоритет живого компетентностного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины.

Ведущая педагогическая идея опыта:

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.

Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Еи, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

Наш детский сад №10 особое внимание уделяет сохранению и преумножению казачьих традиций, поскольку живём мы в славной регионе, имеющем глубокие исторические корни и динамично развивающейся на современном этапе. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и кубанских обычаев.

В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родной ******, ******** районе, ******* крае, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.

Главное направление патриотического воспитания, отражённого в данном опыте работы, может быть сформулирована следующим образом: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.

Определены следующие задачи:

  • Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям Кубани, её культуре и людям труда.
  • Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, развивать навыки успешного общения с окружающими, знакомить с примерами жизни и деятельности интересных земляков, служащих достойным примером подрастающему поколению.
  • Развивать познавательный интерес к народному творчеству Кубани, к родной природе, к окружающему миру.
  • Формировать у дошкольников интерес к образцам кубанского декоративно – прикладного искусства и местным художественным промыслам.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живет: к родному дому (семье), улице, станице, краю;
  • Формировать культуру бережного отношения к природе и ко всему живому.
  • Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, творить красоту своими руками.
  • Воспитывать толерантное отношения к людям разных национальностей их традициям.
  • Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения родного края.

Я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.

Работа намечена в системе и комплексно по трём направлениям:

Комплексные занятия познавательного и развивающего цикла с изобразительной, оздоровительной, творческой и экологической деятельностью дошкольников.

Совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники.

Самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.

Интегрированный подход в воспитании, образовании и развитии заключает вполне определённое практическое указание на исследование социально-культурного наследия малой родины, системную работу с воспитанниками и их родителями, нацеленную на обогащение социального опыта дошкольников.

В данном опыте представлена система разноаспектных занятий и мероприятий, нацеленных на совместное с воспитанниками их родителями исследование социокультурных условий малой родины и органичное приобщение к ним, минуты творчества, открывающие путь от маленького гражданина к большому патриоту. Такая работа позволяет не только формировать и развивать определённые умения и навыки, но и вовлекает в диалог с миром малой родины, в «процесс творчества и чудотворства».

В опыте проведено преобразование педагогического инструментария; разработана авторская концепция патриотического воспитания дошкольников.

Наибольшей эффективности удается достичь при условии интеграции воспитания и развития дошкольников на разных уровнях (на уровне содержания – интеграция воспитания патриотизма, познания окружающего мира, истории и культуры малой родины, творческогоразвития; на уровне видов деятельности – познавательная, исследовательская, игровая, общение; на уровне взаимодействия – участие в работе детей, их родителей, общественности); создания атмосферы творчества и сопереживания; вариативности выбора мероприятий и методов воспитания.

В опыте отражены принципы деятельности воспитателя, его взаимодействия с воспитанниками и родителями и приемы диагностики результативности работы с я дошкольниками на разных этапах воспитания, обучения и развития.

Достигнутые результаты устойчивы и стабильно высоки.

Преимущества данного опыта: актуальность; создание особой атмосферы «сотворчества»; технологичность (воспроизводимость в иных условиях); широкие возможности для творческого применения; природосообразность (развитие познавательной активности и социальной адаптации ребенка) и его интереса к окружающему миру и самоопределению в нём с учётом традиций и социальной ситуации.

10. Эффективность опыта

Опыт эффективен, о чем свидетельствуют его результативность и востребованность родителями и общественностью.

11. Экспертное заключение

Опыт может быть рекомендован для использования в практике дошкольных образовательных учреждениях Кущёвского района.

12. Последователи

Воспитатели ДОУ №***** и учителя начальных классов *******

13. Кто и когда изучал

Открытые занятия для коллег, родителей воспитанников и общественности.

Материалы данного опыта представлены в *****************

14. Выводы, рекомендации: представленный опыт соответствует критериям передового педагогического опыта, так как ему присущи актуальность, высокая результативность, оптимальность, стабильность, научность.

Опыт может быть использован в массовой практике.

 

Целостное описание опыта.

Условия возникновения, становления опыта.

Работа по проблеме « Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» была начата в 2009 году на базе МДОУ д\с №**********

2010-2011 год: старшая группа «Программа ознакомления дошкольников с малой родиной «Я и моя станица *********». Направлена на формирование нравственно – патриотического отношения и чувства сопричастности к малой родине на основе национально - региональных и природных особенностей родного края. Методическое обеспечение отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно - информационной). Весь этот материал обогащает представление детей о малой Родине. Имеются карты, буклеты, схемы, изображение символов России, края, района.

Определённое значение для восприятия исторического прошлого имеет макет кубанского подворья: изгородь, колодец, скамейка, печь. В «хате казака» представлены предметы казачьего быта, элементы внутреннего убранства. С учётом возрастных особенностей детей собран наиболее актуальный для определённого возрастного периода наглядно – демонстрационный материал. Представлены альбомы с фотографиями о ближайшем окружении ребёнка, имеется специальная серия дидактических игр. Предметно развивающая среда создаёт оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира.

Опыт создавался в условиях обычного дошкольного образовательного учреждения в казачьей станице, успешно зарекомендовал себя в работе со старшими дошкольниками.

Таким образом, условия формирования опыта (база; возможность апробации программ разного содержания) позволяют говорить о достоверности полученных результатов, а также о технологичности (воспроизводимости) содержания и методов обучения.

В опыте можно рассматривать репродуктивный уровень (опыт, основанный на успешном применении установленных наукой принципов и методов) и инновационный  (поисковый, исследовательский) уровень.

 

Актуальность опыта

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский.)

 

Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.

Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Еи, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

Наш детский сад №******* особое внимание уделяет сохранению и преумножению казачьих традиций, поскольку живём мы в славной регионе, имеющем глубокие исторические корни и динамично развивающейся на современном этапе.. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и кубанских обычаев.

В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родной станице **********, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.

Главное направление патриотического воспитания, отражённого в данном опыте работы, может быть сформулирована следующим образом: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.

Я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.

Работа намечена в системе и комплексно по трём направлениям:

Комплексные занятия познавательного и развивающего цикла с изобразительной, оздоровительной, творческой и экологической деятельностью дошкольников.

Совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники.

Самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.

Теоретическое обоснование опыта.

Методологической и теоретической основой работа  являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности; о единстве общечеловеческого и национального в педагогике (Г.Н.Волков), общепсихологическая теория деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), о воспитании социальных, нравственных норм и правил поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович и др.); работы по теории и методике педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, В.С.Безрукова, В.И.Журавлев, В.И.Загвязинский, М.Н.Скаткин).

Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрьшающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Элъконин и др.), работы в области этнопедагоги-ки (Б.Н.Бессонов, В.И.Баймурзина, Г.Н.Волков, Д.Ж.Валеев, Е.И.Корнеева, С.И.Руденко и др.).

На подготовительном этапе проведена следующая работа:

1. Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях ******* района посетила районный исторический музей в станице *****, получила контактную информацию для общения с музеями ********* поселения. Предложила совместный план патриотической работы детский сад-школа ответственной за работу школьного музея при ********

2. Подобрала и пополнила личную библиотеку материалами и книгами о станице *********. Изучила интернет-ресурсы и опыт работы коллег нашего детского сада и других детских садов края. Познакомилась с богатым опытом по патриотическому воспитанию учителей начальной школы ********

3. Изготовила дидактические пособия для игр по патриотическому воспитанию: «Поле чудес», «Где мы были – мы расскажем», «Праздники малой родины».

4. Оформила уголок по патриотическому воспитанию и наглядный материал краеведческого характера, помогающий развивать у детей логическое и творческое мышление, внимание, память, речевые навыки.

Составлены программа и тематическое планирование работы по данному направлению.

ПРОГРАММА воспитательной работы с воспитанниками ДОУ.

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины».

Календарно-тематическое планирование воспитательной работы на 2010-2011 год в старшей группе ДОУ.

Автором опыта разрабатываются следующие направления деятельности:

Первое направление знакомит дошкольников с особенностями сезонных изменений и природных явлений в нашей местности, их взаимосвязью с трудовой, обрядовой деятельностью жителей Кубани, оно направлено на обучение наблюдению за родной природой, формирование бережного и почтительного отношения к ней, прививает навыки активного образа жизни, воспитывает потребность в прогулках, играх на свежем воздухе, живом общении с природой. На занятиях познавательного цикла дошкольники знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, с предметами декоративно – прикладного искусства, с изделиями художественных промыслов. Изделия народных промыслов помогают воспитывать у дошкольников внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Наблюдая мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, изменения погоды, ребенок начинает видеть и чувствовать гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность находят отражение в узорах декоративных росписей детей (животные, птицы, растительные узоры, орнаменты, символика). А художественный образ, созданный руками ребенка, обогащает его внутренний мир и способствует раскрытию творческих способностей, совершенствуют разные изобразительные умения. Кубанский фольклор -особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров, воспевающих мужество, смекалку, лучшие дела и чувства людей. В течение многих веков фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с дошкольником эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание дошкольника, доставляют ему радость и в то же время оказывают свое воспитательное воздействие. Кубанский фольклор несет в себе многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер казаков. Мужественный, сильный, суровый – по легендам; хитроватый и озорной – по бытовым сказкам и играм; веселый, задорный, неунывающий – по плясовым и шуточным песням; мудрый, наблюдательный – по пословицам. Местный фольклор может быть понят только в живом бытовании в соответствии со станичным обиходом и природой. Значит, необходимо создать особую атмосферу деятельности дошкольников или совместной деятельности дошкольников и взрослых, приближенную к реальной. По возможности создать среду, в которой дошкольник почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

Второе направление определяет содержание совместной деятельности взрослого (как педагога, так и родителя) с дошкольниками. Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию народной культуры родного края, на развитие творческой активности и художественного вкуса у дошкольников, предусматривается совместная трудовая и творческая деятельность, поскольку «нравственная норма народной жизни – это сезонный труд и развлечения». Подготовка и проведение праздников семьи, родной улицы, станицы, календарных и тематических совместных мероприятий – это уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями, где создаются условия для этически ценных форм общения с близкими людьми.

Третье направление создает свободную деятельность дошкольников, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии, познавательной активности маленьких исследователей большого мира. Дошкольники, получившие представления о народной культуре родного края на занятиях познавательного цикла и праздниках, используют знания в народных подвижных играх, в общеразвивающих упражнениях, в самостоятельной художественной и музыкальной деятельности, в саморазвитии по направлению «Я познаю мир малой родины»

Технология опыта

1. Гипотеза

Если во главу воспитательной системы в дошкольном учреждении поставить гармоничное развитие подрастающей личности с использованием социально-культурных условий малой родины, разработать систему интеграции воспитания, обучения и развития дошкольников на основе идеи патриотизма и гражданственности, можно качественно изменить приоритеты подготовки дошкольника, определив первостепенность раннего развития компетентностей, связанных с окружающей ребёнка социально-культурной средой, пробудить познавательную активность, повысить практическую значимость и воспитательное воздействие занятий в ДОУ.

2. Цель педагогической деятельности:

Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины

3. Задачи педагогической деятельности:

Определены следующие задачи:

  • Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям Кубани, её культуре и людям труда.
  • Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, развивать навыки успешного общения с окружающими, знакомить с примерами жизни и деятельности интересных земляков, служащих достойным примером подрастающему поколению.
  • Развивать познавательный интерес к народному творчеству Кубани, к родной природе, к окружающему миру.
  • Формировать у дошкольников интерес к образцам кубанского декоративно – прикладного искусства и местным художественным промыслам.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живет: к родному дому (семье), улице, станице, краю;
  • Формировать культуру бережного отношения к природе и ко всему живому.
  • Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, творить красоту своими руками.
  • Воспитывать толерантное отношения к людям разных национальностей их традициям.
  • Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения родного края.

Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников

Трудно спорить, когда говорят: воспитывает все, что окружает растущего человека. И все же в огромном многообразии воспитательных влияний, следует обратить внимание на семью. Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности и позже у неё ведущая роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия.

К сожалению, нередко установку на агрессию по отношению к сверстникам дают ребенку собственные родители. Полагая, что мир жесток, они убеждены, что ребенку с самого раннего возраста необходимо «научиться защищаться», «давать сдачи». Не всегда родители отдают себе отчет, что их собственные агрессивные действия воспитывают у детей агрессию, эгоизм, жестокость.

Для более глубокого анализа проблемы я провела анкетирование: «Какие мы родители».

К своему сожалению, узнала, что родители не считают главной задачей воспитывать патриота, т.к. считают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте, многие надеются на детский сад, школу.

Я посчитала необходимым разъяснить родителям, насколько важно учить ребенка умению вести себя благородно с детских лет. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей черты, особенности, традиции, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.

Поэтому в своей работе я большой внимание уделяю работе над понятием «семья», провожу этические беседы о семье, о близких родственниках; дети составляют рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Готовим подарки для родных и близких, совместные праздники, «маленькие концерты», инсценируем сказки, рисуем на темы «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали».

Совместно с родителями и детьми мы оформляем в группе уголок по патриотическому воспитанию; собрали стихи, сказки, рассказы, совершили экскурсии в краеведческий музей, к памятникам боевой славы.

Увлекательно прошли вечера отдыха «Вместе с мамой», «Кафе «Осенний сюрприз»», «Маленький концерт», на которых дети вместе с родителями принимали участие в различных конкурсах. Эти мероприятия способствуют сближению родителей с детьми, создают радостную и бодрую атмосферу и подчёркивают первостепенность истины»: «На Кубани человек без родни не живёт»

Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств.

Вид из окна, панорама родной станицы, детский сад, парк, стадион, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю.

Чувство родины, ассоциируемое со знакомыми пейзажами, природными явлениями, требует повышенного внимания к ней, привязанности к родным местам, которое сливается воедино с чувством любви к Родине. Это чувство необходимо воспитывать у детей, руководствуясь дидактическими принципами: от близкого – к далекому, от известного – к неизвестному, от простого - к сложному, от частного – к общему.

Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, т.к. в ее образах воплощается Родина.

Дошкольники могут принимать посильное участие в защите природы. Важно чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю и ко всему живому. Главное, что должны понимать дети – миром движет любовь. Любить надо все, что создано на Земле и относится ко всему бережно.

Для воспитания нравственных чувств я использую этические игры-беседы под девизом: «От экологии природы – к экологии души».

Каждый раз я уточняла и закрепляла знания детей о профессиях, востребованных в нашем сельскохозяйственном регионе. Рассказывала, что каждая профессия очень важна и вызывает уважение.

Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в своей работе я использовала не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и наглядные материалы бытовых предметов, применяла современные интерактивные средства: с помощью компьютера показывала ребятам презентации и проводила игровые красочные мультимедийные игры, позволяющие виртуально путешествовать по родному краю

В нашем детском саду есть мини-музей, где дети смогли познакомиться с историей и бытом малой родины. Ребята всегда с большим удовольствием посещают музей, т.к. все экспонаты в нем интерактивны - их можно потрогать, пощупать, поиграть с ними.

Совершили мы экскурсию в музей *******, где учителя и школьники-экскурсоводы показали, что изучение малой родины продолжается в школьные годы на новом уровне. После посещения музея дети делились с родителями, друзьями своими эмоциями, от увиденного и услышанного, а также передавали свои впечатления в рисунках

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Маленький ребенок, дошкольник или младший школьник, еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

Ребенок должен узнавать герб, флаг, гимны России, Кубани, ****** района. Детям должно быть доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники и традиции малой родины.

Я рассказывала детям, что у каждого народа есть свои праздники. Мы в ходе совместных с родителями праздников узнали, как отмечают масленицу (проводы зимы), когда пекутся блины, какие поются частушки, что танцуют, когда отмечают Рождество Христово, когда люди ходят колядовать, за что их угощают разными сладостями; как отмечают Пасху, когда пекутся пасхальные куличи, пасхи и красятся яйца. Такие мероприятия, с одной стороны, являются близкой и понятной для ребёнка игрой, а с другой стороны, приобщают к глубинам народной культуры.

Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы с малой родиной: «В гостях ******** казачка».

Пословицы о семье.

«Викторина «Моя семья».

Семейный досуг «Вечер дружной семьи».

Значение устного народного творчества в формировании патриотизма.

В возрасте 3,5-4 лет дети начинают усваивать эталоны представления о добре и зле и активно интересоваться волшебными сказками.

Проводимые мною дидактические игры на материале фольклора «Из каких мы сказок», «Сказочный герой», «Позовем сказку» способствовали тому, что сказка оставалась в душе ребенка, как что-то целое, необычное, надолго запоминаемое. Живой интерес вызвали у детей кубанские сказки, инсценировки на родной «балачке», которую используют в домашнем обиходе близкие многих детей. Живо прошли встречи с местным детским писателем ******.

Дети любят не только слушать, но и инсценировать сказки. Немало времени в своей работе я уделяю проведению праздников, развлечений, конкурсов. В младшей группе мною был проведен тематический вечер «Кубань – мой край родной». Вместе с музыкальным руководителем мы разучивали и исполняли кубанские песни, стихи, танцы. На формирование умственных, нравственных и этических качеств личности существенное влияние оказывают народные игры. Игра для ребенка – способ познания окружающего. Опыт работы с детьми показывает, что кубанские традиционные игры детей влияют не только на физическое развитие, но и воспитывают нравственно.

В работу с дошкольниками мною были включены сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Помощники», «Экскурсии по краю» с использованием иллюстрационного наглядного материала. Эти игры способствуют воспитанию патриотических чувств у детей, любви к родному краю.

Музыкальное искусство также «шаг за шагом» может способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений, т. е. формированию всего того, что со временем становится мировоззрением личности молодого поколения страны. Предлагаю ряд тем музыкально-художественных занятий патриотической направленности для ознакомления с ними дошкольников:

1. «Праздники в моей семье»

2.«На Кубани мы живем».

3. «Любимая Россия».

4. «Земля моих предков – Кущёвский район».

5. «Когда-то была война…».

6. «В семье единой».

7. «О чём поют на Кубани».

8. «Защитники Отечества».

9. «Красота и доброта детских песен».

10. «Родные просторы».

Сценарий детского фольклорного праздника «Станичные посиделки»

Значение декоративно-прикладного искусства в формировании нравственно-патриотических чувств

Большое значение в формировании нравственно-патриотических чувств у детей принадлежит знакомству с декоративно-прикладным искусством.

Закрепление и расширение нравственно-патриотических представлений у дошкольников продолжала, развивая различные виды изобразительной деятельности: «Портрет моей мамы», «Вот и осень к нам пришла», «любимая моя станица», выставки поделок к Рождеству и Пасхе с привлечением родителей. Всю работу в области декоративно-прикладного искусства разделила на следующие основные блоки:

«Наша дружная семья»

«Это я, это я, это все мои друзья»

«Наш любимый детский сад»;

«Природа моей малой родины» ;

«Памятные места Кущёвской земли»;

«Кубань навстречу играм в Сочи»;

«Лето моего детства. Места отдыха для детей на Кубани»;

«Труд моих земляков»;

«Защитники Отечества»;

«Календарные праздники и обряды».

Подгрупповое занятие «Моя родословная»

(конспект занятия с использованием прикладного творчества)

4. Изменения в содержании дошкольного образования

1. Определен комплекс теоретико-методологических подходов (личностно-

деятельностный, аксиологический, культурологический) при решении проблемы

становления личности ребенка   дошкольного возраста.

2. Расширены возможности использования социально-культурных условий малой родины для становления разносторонне  развитой личности ребенка дошкольного возраста.

3. Обоснована и экспериментально доказана эффективность комплекса

педагогических условий в становлении разносторонне  развитой личности ребенка

дошкольного возраста, что способствует формированию «образа – Я» ребенка дошкольного возраста.

Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотических чувств, представлена следующим образом:

Семья → родная улица → станица→ район→край → республика → страна: История, символика, обычаи, традиции, чем живёт сегодня, особенности(достопримечательности), перспективы развития.

Свою работу я провожу последовательно: от более близкого, знакомого (семья, микрорайон), к более сложному(регион, страна) по единому плану, включающему единство прошлого, настоящего и будущего как отдельно взятой семьи, так и родины в целом.

Чувство любви к родному краю обретаются самостоятельно и переживаются индивидуально. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать. А для этого необходимо придерживаться следующих принципов при организации образовательного процесса:

Принцип историзма. Реализовывается путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно), настоящее (в наши дни) и будущее(планы, перспективы).

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности. Реализовывался в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, общественностью, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. (Организация педагогического процесса на основе тематического планирования).

Позитивный центризм. Реализовывался путём отбора знаний, наиболее актуальных для детей дошкольного возраста.

Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.

Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результатов.

Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.

Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.

Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.

Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.

Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья. глаза на дорогое и родное»

5. Преобразование педагогического инструментария.

Благодаря использованию различных форм и методов работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, бытом и традициями малой родины, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях Кубани. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов.

Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.

Необходимо нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, достойных граждан России. Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, «только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; самое главное – открывать глаза на дорогое и родное»…

Направление работы по проблеме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам малой родины» актуально в современных условиях, когда приоритетом является патриотическое воспитание подрастающего поколения с раннего возраста.

Работа нацелена на успешную социализацию ребёнка с первых шагов познания и освоения мира малой родины. В опыте акцент сделан на значимость кубанской народной культуры, ресурсов регионального плана как богатейшего материала не только для введения ребёнка в мир окружающей   красоты, знакомства с делами и традициями кубанского народа, экологического, этического и   эстетического воспитания, развития способности видеть и создавать красоту и гармонию, но и   источника становления таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, коммуникативность, эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.

В работе подчёркивается значимость организационно-диагностического этапа, намечаются направления основной деятельности воспитателя, анализируются ключевые аспекты работы. Ведущая педагогическая идея опыта сочетает богатые традиции патриотического воспитания на Кубани и новаторский подход, представляющий возможным внести в реализацию проблемы патриотического воспитания современные интерактивные приёмы и методы. Диапазон опыта охватывает основные направления воспитательной работы в ДОУ в системе «воспитанник - детский сад – родители - мир малой родины».

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие у детей патриотических чувств, приобщению к миру  

прекрасного, формированию художественного вкуса, эстетического восприятия, нахождению каждым ребёнком своего места в окружающем

мире.

6. Преобразования в сфере организации учебно-воспитательного процесса.

- проведение открытых внеурочных занятий и мероприятий по разрабатываемой проблеме с приглашением родителей и заинтересованных коллег

- сопровождение воспитанников, начавших исследование мира малой родины

- система мероприятий в рамках комплексной программы, нацеленных на взаимодействие воспитанников и родителей, совместные конкурсы и проекты, творческие встречи, собрания.

Комплекс занятий «Наша Родина – Россия» «Любовь к Родине через любовь к детям»

Конспект открытого мероприятия с приглашением духовного наставника на тему «Пасха, светлая Пасха»

Длительность работы над опытом 2 года

(2009-2010гг.) – с момента обнаружения противоречия и до момента выявления первой результативности опыта;

(2010-2011 (гг.) – с момента переноса опыта в другие условия (другая группа, учреждения, сопровождение заинтересованных коллег и родителей) и до момента выявления результативности в новых условиях, то есть технологичности опыта.

Диапазон опыта

Диапазон опыта – организация системы сопровождения воспитанников, родителей и заинтересованных коллег по проблеме, заявленной в опыте.

Таким образом, за 2 года диапазон опыта расширился от мероприятий до системы воспитательной деятельности

Результативность опыта

Выпускники ДОУ №****, занимавшиеся в системе « Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» отличаются от сверстников большими компетентностями в познании мира малой родины, успешнее ориентируются в окружающей действительности. Имеют определённые знания и навыки в кубановедении и районоведении, отличаются познавательной активностью и успешностью в освоении новых знаний. Об этом свидетельствуют мониторинги и отзывы учителей начальных классов, чьими воспитанниками они ныне являются.

 

Список литературы:

1) М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

2) О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

3) Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева,

4) О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий.

5) Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

6) Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

7) Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Образовательная ситуация по познавательному развитию в подготовительной группе на тему…

Образовательная ситуация по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Помощь леснику. Пищевые цепочки» с использованием ИКТ технологии Цель: Уточнить представления...

Проект по художественно-эстетическому воспитанию с использованием нетрадиционных техник рисования с…

Проект по художественно-эстетическому воспитанию с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный мир красок» Паспорт проектаСроки проведения: сентябрь 2022...

Авторское дидактическое пособие «От А до Я»

Авторское дидактическое пособие «От А до Я» Дидактическое пособие предназначено для групповых и индивидуальных занятий с детьми с 3 до 7...

Читайте также

Дидактическое пособие «На Ферме»

Дидактическое пособие «На Ферме» (Разнофактурный коврик) Игра рекомендована для дошкольников от 2 до 6 лет. По образовательной области «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»...

Конспект организованной образовательной деятельности по ручному труду в технике квиллинг…

Конспект организованной образовательной деятельности по ручному труду в технике квиллинг на тему: «Снежинка» (Подготовительная группа) Цель: Активизировать технические навыки работы с бумагой, используя...

Доклад «Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей раннего…

Доклад «Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей раннего возраста» Слайд 1. Формирование элементарных представлений о труде взрослых у детей...