Сайт для воспитателей детских садов






Подвижные игры, как одно из средств развития непроизвольного запоминания детей среднего и старшего дошкольного возраста

Большое значение в развитии ребенка отводится подвижным играм и упражнениям, как наиболее доступной формой передачи двигательного опыта, развитие кинестетической чувствительности. Ребенок именно в игре постигает человеческий опыт, научается взаимодействовать с окружающим миром.

Цель работы: выявление способов и особенностей развития непроизвольного запоминания у детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью подвижных и дидактических игр.

Средний и старший дошкольный возраст детей является сензитивным периодом для развития процессов непроизвольного запоминания.

Наиболее динамично показатели непроизвольного запоминания развиваются в специально подобранных подвижных и дидактических играх, направленных с одной стороны на повышение двигательной активности детей, с другой на активизацию процессов слухового, речевого, кинестетического, зрительного запоминания.

Память – специфическая форма психического отражения действительности, обеспечивающая накопление, сохранение и воспроизведение впечатлений об окружающем мире; основа приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. В памяти выделяют ряд основных (мнемических) процессов: запоминание, сохранение, забывание, восстановление.

Так как, основным, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, в том числе подвижная игра, через которую происходит совершенствование всех психических функций, то вся коррекционно-развивающая работа осуществлялась мной с помощью подвижной игры, так как подвижная игра способствует развитию непроизвольного запоминания. Мною была разработана программа «Запоминаем, играя», в которой предложена система подвижных и дидактических игр «Бездомный щенок», «Беспорядок в детской комнате», «Спаси друга» и другие, которые способствовали коррекции нарушений в двигательной и психомоторной сферах. С помощью игр развивались такие психические процессы у детей как:

1. Опосредованное запечатление образов окружающего мира, которое происходит на яркой эмоциональной и динамичной основе. Название игры, игровые действия, характерные для персонажей, способствовали развитию лексики, пространственной ориентировки.

2. Непроизвольное запоминание в игре, которое формировалось на эмоциональной основе, оценочно и самостоятельно.

Эти игры прослеживались во всех образовательных областях, а также проводилась работа с родителями: заседание родительского клуба «Встречаем праздник вместе», физкультурный досуг «Мой веселый звонкий мяч» и т.д.

Таким образом, подвижная игра – это особая форма деятельности, отличительными чертами которой является выполнение действий и переживания чувств в воображаемом плане. Игра как часть образовательной области «Социализация» интегрировалась со всеми образовательными областями, так как являлась основной формой осуществления разных видов детской деятельности, методом воспитания и развития детей дошкольного возраста, формой организации жизни детей в детском саду.

Игры имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на детей. Посредством запоминания в ходе игр осуществлялся ввод информации в память детей на основе включения вновь поступающих элементов в существующие системы ассоциативных связей, т.к. дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Поэтому дети чаще всего не ставили перед собой осознанных целей чего-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходило независимо от их воли и сознания. Они осуществлялись в деятельности и зависели от ее характера. Ребенок запоминал то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.

На основе этого мною были разработаны условия для развития памяти:

1. Положительное эмоциональное состояние.

2. Многократное (не менее 8 раз) повторение информации, распределенное во времени.

3. Лучше новая информация запоминается. Если она повторена или изучена пред сном или ранним утром после пробуждения.

4. Логическая переработка запоминаемого материала.

5. Использование приемов мнемотехника (наука, разрабатывающая правила и приемы, облегчающие запоминание).

6. Контроль и побуждение за тем как ребенок запоминает;

Сравнение результатов с образом;

7. Создание игровых мотиваций;

Самоконтроль за процессом памяти;

Правильно организованный процесс обучения.    

Из опыта работы следуют выводы:

1. Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональна сущность ребенка, которая ищет выражения как в физической, так и психической сферах.

Сюжет игры способствует эмоциональному, самовыражению ребенка. Неосторожное, неумелое обращение способно нанести психологическую травму, и тогда ребенок может «уйти в себя». Невнимание, равнодушие или суровое отношение со стороны окружающих могут погасить тот эмоциональный всплеск, который переживает ребенок во время игры. Ему нужна поддержка, помощь, похвала даже за самые маленькие успехи.

Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок – это деятель. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития.

2. Двигательная активность является врожденной, жизненно важной потребностью человека, степень удовлетворения которой во многом определяет характер физического развития ребенка. Уровень обменных процессов и формирование органов и систем в каждом возрастном периоде определяются объем двигательной активности.

Отмечено, что при малой подвижности у детей снижается активность биохимических процессов, ослабляет иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии, уменьшению подвижности грудной клетки во всех ее отделах, общему ослаблению организма и снижению жизненного тонуса. Характерным следствием указанных нарушений в функционировании различных систем и органов является ухудшение физических и психомоторных качеств: координации, точности и быстроты движений, подвижности в суставах, равновесия, силы мышц, выносливости и общей работоспособности.

3. Для детей дошкольного возраста любовь возраста игровой метод представляется наиболее целесообразным. Целенаправленно подобранные подвижные игры способны развивать у детей мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, дифференцировку усилий, времени и пространства, звукопроговариванию и т.п., то есть стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.

 

 

0 Плохо0


Добавить комментарий

Оставляя комментарий, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.


Новые публикации

Конспект фронтальной ООД по обучению гра…

17-01-2019 Просмотров:6 Логопеду Петрова Елена Федоровна, учитель-логопед, МАДОУ детский сад № 2 г. Белебей - avatar Петрова Елена Федоровна, учитель-логопед, МАДОУ детский сад № 2 г. Белебей

Конспект фронтальной ООД по обучению грамотеТема: «Звуки С,-Сь. Буква С» Цель: знакомство со звуками [с-сь] и буквой С. Задачи: Коррекционно-образовательные: закрепить навык различения и четкого произношение звуков [с-сь]; закреплять умение давать характеристику звукам; учить детей...

Развитие творческих способностей детей д…

17-01-2019 Просмотров:9 Методические разработки Климович Мария Владимировна, воспитатель МБДОУ "Танаевский детский сад" ЕМР РТ - avatar Климович Мария Владимировна, воспитатель МБДОУ "Танаевский детский сад" ЕМР РТ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Аристотель. Введение Изобразительная деятельность дошкольника является неотъемлемой частью этого возраста. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка и аппликация.   Формирование...

Конспект итоговой интегрированной НОД «П…

17-01-2019 Просмотров:14 Конспекты занятий Белоглазова Дарья Ильинична, воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 162 г. Оренбург - avatar Белоглазова Дарья Ильинична, воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида № 162 г. Оренбург

Конспект итоговой интегрированной НОД «Путешествие в страну Знаний» в подготовительной к школе группе Цель: Обобщение знаний, полученных в течение года. Задачи интегрируемых образовательных областей. Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»...

Сценарий «Рождественские колядки»

17-01-2019 Просмотров:9 Праздники, викторины, развлечения Корзюкова Ирина Валентиновна, воспитатель, музыкальный руководитель, ГБДОУ детский сад № 55 г.Санкт-Петербург - avatar Корзюкова Ирина Валентиновна, воспитатель, музыкальный руководитель, ГБДОУ детский сад № 55 г.Санкт-Петербург

Сценарий «Рождественские колядки» Ведущая 1:Утро доброе, ребятки!Добро пожаловать на святки!Ведущая 2:Что такое святки?Что такое колядки?Ведущая 1:Святки - самый длинный из праздников,Любит он шалунов и проказников!Можно шумно веселиться,Забавляться и резвиться,Можно в костюмы зверей...


Подписаться на получение новостей сайта


Комментарии

  • людмила
    спасибо за полезнуюю информацию.

    Подробнее...

     
  • надежда
    прекрасно

    Подробнее...

     
  • людмила
    спасибо .хороший конспект.

    Подробнее...

     
  • юлия
    Данный материал вполне можно использовать как "скелет" основного проекта, наполнив соответствующим и ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Поделитесь пожалуйсто музыкой!

    Подробнее...

В блогах

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: «ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО …

17-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитывать у ребёнка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно – гигиенические навыки. Научиться понимать их важность...

Конспект интегрированного занятия для де…

17-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Елена Лазарева  Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Путешествие в сказку «Как олененок маму искал» Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы Путешествие в сказку. «Как олененок маму искал» (по теме: «Дикие животные наших лесов и их детеныши») Цели: Актуализация...

Зимние забавы на улице

16-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Зимние забавы на улице Для подготовительной к школе группы. Цель: Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.Задачи: - Развивать интерес к зимним играм-соревнованиям; - Развивать ловкость, меткость, быстроту реакции; - Учить играть...

Конспект НОД по математике в старшей гру…

16-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

ЗИМНИЙ КВЕСТ Задачи: образовательные: выявить знания детей о числах в пределах 100, числовых значений палочек Кюизенера; определять состав числа до 10 из двух меньших чисел; решать примеры; самостоятельно придумывать задачи в соответствии с...

Добавить статью на сайт Заказать свидетельство