Сайт для воспитателей детских садов



Подвижные игры, как одно из средств развития непроизвольного запоминания детей среднего и старшего дошкольного возраста

Большое значение в развитии ребенка отводится подвижным играм и упражнениям, как наиболее доступной формой передачи двигательного опыта, развитие кинестетической чувствительности. Ребенок именно в игре постигает человеческий опыт, научается взаимодействовать с окружающим миром.

Цель работы: выявление способов и особенностей развития непроизвольного запоминания у детей среднего и старшего дошкольного возраста с помощью подвижных и дидактических игр.

Средний и старший дошкольный возраст детей является сензитивным периодом для развития процессов непроизвольного запоминания.

Наиболее динамично показатели непроизвольного запоминания развиваются в специально подобранных подвижных и дидактических играх, направленных с одной стороны на повышение двигательной активности детей, с другой на активизацию процессов слухового, речевого, кинестетического, зрительного запоминания.

Память – специфическая форма психического отражения действительности, обеспечивающая накопление, сохранение и воспроизведение впечатлений об окружающем мире; основа приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. В памяти выделяют ряд основных (мнемических) процессов: запоминание, сохранение, забывание, восстановление.

Так как, основным, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, в том числе подвижная игра, через которую происходит совершенствование всех психических функций, то вся коррекционно-развивающая работа осуществлялась мной с помощью подвижной игры, так как подвижная игра способствует развитию непроизвольного запоминания. Мною была разработана программа «Запоминаем, играя», в которой предложена система подвижных и дидактических игр «Бездомный щенок», «Беспорядок в детской комнате», «Спаси друга» и другие, которые способствовали коррекции нарушений в двигательной и психомоторной сферах. С помощью игр развивались такие психические процессы у детей как:

1. Опосредованное запечатление образов окружающего мира, которое происходит на яркой эмоциональной и динамичной основе. Название игры, игровые действия, характерные для персонажей, способствовали развитию лексики, пространственной ориентировки.

2. Непроизвольное запоминание в игре, которое формировалось на эмоциональной основе, оценочно и самостоятельно.

Эти игры прослеживались во всех образовательных областях, а также проводилась работа с родителями: заседание родительского клуба «Встречаем праздник вместе», физкультурный досуг «Мой веселый звонкий мяч» и т.д.

Таким образом, подвижная игра – это особая форма деятельности, отличительными чертами которой является выполнение действий и переживания чувств в воображаемом плане. Игра как часть образовательной области «Социализация» интегрировалась со всеми образовательными областями, так как являлась основной формой осуществления разных видов детской деятельности, методом воспитания и развития детей дошкольного возраста, формой организации жизни детей в детском саду.

Игры имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на детей. Посредством запоминания в ходе игр осуществлялся ввод информации в память детей на основе включения вновь поступающих элементов в существующие системы ассоциативных связей, т.к. дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Поэтому дети чаще всего не ставили перед собой осознанных целей чего-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходило независимо от их воли и сознания. Они осуществлялись в деятельности и зависели от ее характера. Ребенок запоминал то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.

На основе этого мною были разработаны условия для развития памяти:

1. Положительное эмоциональное состояние.

2. Многократное (не менее 8 раз) повторение информации, распределенное во времени.

3. Лучше новая информация запоминается. Если она повторена или изучена пред сном или ранним утром после пробуждения.

4. Логическая переработка запоминаемого материала.

5. Использование приемов мнемотехника (наука, разрабатывающая правила и приемы, облегчающие запоминание).

6. Контроль и побуждение за тем как ребенок запоминает;

Сравнение результатов с образом;

7. Создание игровых мотиваций;

Самоконтроль за процессом памяти;

Правильно организованный процесс обучения.    

Из опыта работы следуют выводы:

1. Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть та естественная эмоциональна сущность ребенка, которая ищет выражения как в физической, так и психической сферах.

Сюжет игры способствует эмоциональному, самовыражению ребенка. Неосторожное, неумелое обращение способно нанести психологическую травму, и тогда ребенок может «уйти в себя». Невнимание, равнодушие или суровое отношение со стороны окружающих могут погасить тот эмоциональный всплеск, который переживает ребенок во время игры. Ему нужна поддержка, помощь, похвала даже за самые маленькие успехи.

Игра формирует личность ребенка. Маленький ребенок – это деятель. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития.

2. Двигательная активность является врожденной, жизненно важной потребностью человека, степень удовлетворения которой во многом определяет характер физического развития ребенка. Уровень обменных процессов и формирование органов и систем в каждом возрастном периоде определяются объем двигательной активности.

Отмечено, что при малой подвижности у детей снижается активность биохимических процессов, ослабляет иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии, уменьшению подвижности грудной клетки во всех ее отделах, общему ослаблению организма и снижению жизненного тонуса. Характерным следствием указанных нарушений в функционировании различных систем и органов является ухудшение физических и психомоторных качеств: координации, точности и быстроты движений, подвижности в суставах, равновесия, силы мышц, выносливости и общей работоспособности.

3. Для детей дошкольного возраста любовь возраста игровой метод представляется наиболее целесообразным. Целенаправленно подобранные подвижные игры способны развивать у детей мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, дифференцировку усилий, времени и пространства, звукопроговариванию и т.п., то есть стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.

 

 

0 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность



Вход на сайт


Комментарии

  • Елена
    Большое спасибо за прекрасный материал занятия для малышей. Очень помогли!!!!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое автору за таблицы и методические рекомендации к ним. Очень помогли в обследовании ...

    Подробнее...

     
  • Ирада
    ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАВЫКОВ СЧЁТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Подробнее...

     
  • Юлия
    почта deti1873@mail.ru

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте!Ин тересуют конспекты занятий?Напи шите возможности приобретения .Спасибо!

    Подробнее...