Статья «Развитие речи детей-логопатов через игру»

Одно из самых закоренелых и

труднопреодолимых представлений

о педагогическом процессе заключается

как раз в убеждении, что процесс этот

должен протекать угрюмо.

Дж.Родари

Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.

К 5 годам речь ребёнка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, чётко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат. [4]

Игра – самое любимое, самое естественное занятие детей. Да и взрослых тоже, хотя игры у них порой бывают невесёлые и небезопасные.

Игра даёт нам реальный опыт, которого не дали бы рассказы и книги, но щадит, как не стала бы щадить жизнь. Человек, у которого в детстве было много разнообразных, сложных и справедливых игр, вырастет более развитым, гармоничным и готовым к общению с другими людьми.

В связи с этим невозможно с тревогой не думать о нынешних детях. В какие игры они играют, много ли их знают? В большинстве случаев – не более пяти, и среди них – ни одной со сколько-нибудь сложными правилами.

Вырастая, дети чувствуют себя одинокими, боятся людей, не умеют спорить и договариваться, действовать сообща, не понимают сложных отношений.

Сегодня дети всё больше времени проводят в обществе компьютера и телевизора: проще иметь дело с послушным прибором, пассивно потребляя предлагаемые развлечения. Часто ребёнок попадает в сильнейшую зависимость от теле - или компьютерной реальности, а игры, которые проявляют собственную волю, его пугают.

Запреты здесь не помогут. Выход один – детям должно быть известно что-то более интересное, чем компьютерные игры и телевизор. Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игры, ведь это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми. [6]

Каждый педагог стремиться помочь детям хорошо учиться, сделать процесс обучения продуктивным и интересным. Но в последнее время в школу приходит всё больше детей, которые по тем или иным причинам начинают испытывать трудности в учёбе уже с первых дней. Эти дети имеют нарушения звукопроизношения, бедный словарный запас, у них нарушен грамматический строй речи, отставание в развитии памяти, внимании, мышления. [7]

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает ещё в дошкольном возрасте, причём происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.

Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определённых причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Однако многие родители, к сожалению, не придают серьёзного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом всё само пройдёт». О том, что эти надежды далеко не всегда оправдываются, свидетельствует наличие дефектов звукопроизношения в речи многих взрослых людей.

Естественно, что неправильное произношение звуков в той или иной мере беспокоит в дальнейшем очень многих, причём нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье, мешающее в достижении многих жизненных целей (выбор профессии, устройство личной жизни и пр.).

Особое внимание хочется обратить на то, что некоторые дефекты в произношении звуков, не устранённые до начала обучения ребёнка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражаются на письме. [5]

Игры не только служат для выработки правильного произношения, но и помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова. Благодаря играм ребёнок научится различать звуки речи (фонемы) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это – главное условие не только формирования правильного произношения, но и успешного обучения чтению и письму.

Игры помогут ребенку быстрее привыкнуть к правильному произношению отрабатываемых звуков. Произнести новый для ребёнка звук в слове, использовать его в повседневной речи – дело непростое. А соединить этот процесс с осмыслением значения слова, его грамматического строения, места во фразе – задача очень сложная. Необходимо помнить об этом, помогая ребёнку выполнять упражнения. [4]

Что необходимо рассказать ребёнку? Прежде всего надо объяснить, что наша речь состоит из слов, а слова – из звуков. Если хотя бы один звук исчезнет в слове, тог оно будет обозначать совсем другой предмет (крот – рот, снаряд – наряд, кролик – ролик). То же произойдёт, если неправильно произносить звуки (рак – лак, мишка – миска). Поэтому нужно хорошо слышать и произносить все звуки!

Если ребёнок не может правильно произнести тот или иной звук, необходимо обратиться к логопеду. Он объяснит, как управлять речевым дыханием, движениями языка, губ, челюсти, чтобы правильно произнести звук. Часто для ребёнка с нарушением речи это очень трудная работа. Поэтому нельзя требовать, чтобы он сразу правильно употреблял новый для него звук в повседневной речи. Ребёнок должен многократно, иногда в течение многих дней, повторять его отдельно, затем в слогах, словах, фразах, стихах. Только после этого звук появляется в его обиходной речи.

Какие же игровые упражнения можно предложить детям?

  • На различение звуков [С] – [З]:

- Закончите стихотворения, вставляя нужные по смыслу слова со звуками [С] и [З]:

В коридоре топот ног,

То зовёт всех в класс _____________ .

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на ___________ .

- Вставьте пропущенные буквы С или З в слова, подчеркните на каждой строчке «лишнее» слово:

_еркало, ва_елин, ва_илёк, пу_ырёк.

О_имые, вы_тавка, _текло, ква_.

Кра_ота, обе_ьяна, _тавни, _оловей.

_ве_да, _па_ибо, _а_венел, _а_найка. [5]

  • На обозначение мягкости с помощью мягкого знака.

- Составье словосочетания, соединяя линиями прилагательные с нужными по смыслу существительными:

каменный

конь

прямой

мель

хищный

хор

смешанный

кон

белый

угол

песчаная

хорь

вороной

уголь

игровой

мел

- Заполните таблицу

 

 

Л

Ь

 

 

круглый предмет

 

 

Л

Ь

 

 

часть чего-либо (у апельсина)

 

 

Л

Ь

 

 

мелкие камешки

 

 

Л

Ь

 

 

танец

 

 

Л

Ь

 

 

одежда

 

 

Л

Ь

 

 

морская рыба   [2]

  • На составление слов из слогов:

ро, пи, ги ___________               ля, на, по _____________

пин, тро, ка _________               ло, ва, го _____________

мА, бу, га ___________               та, кон, фе ____________

ло, со, вей ___________               ва, кА, на _____________

 

  • На определение места ударения в слове.

 

Прочитайте вслух загадки, поставьте ударение в подчёркнутых словах:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

 

Забралась на карниз,

Нос повесила вниз.

На ночь слёзы прячет,

А на солнце плачет. [1]

У игры есть прекрасное свойство – она сама организует обучение. Не обязательно сначала учить по к4акому-то новому методу и тогда уже вводить игру. Можно наоборот – начнём играть, а сама форма игры не позволит принуждать, читать нотации и требовать зубрёжки. В игре незаметно, сами собой исчезнут стены, разделяющие сейчас педагога и ребёнка, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит, учит и детей и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.

 

Список литературы:

1. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий №1. – Ярославль: «Академия развития», 1999. – 48 с.

2. Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий №2. – Ярославль: «Академия развития», 1999. – 48 с.

3. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий №3. – Ярославль: «Академия развития», 1999. – 64 с.

4. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1999. – 224 с.

5. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. – СПб.: Дельта, 1998. – 208 с.

6. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: МИРОС – МАИК «Наука/Интерпериодика», 2000. – 144 с.

7. Тукачёва С.И. Коррекционно-развивающие занятия. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2004. – 148 с.

 





Новые публикации

Дидактическая игра по рассказу «Хотела галка пить»

Дидактическая игра по рассказу «Хотела галка пить» Средняя группа Задачи для педагога Задачи для ребенка Предварительная работа Правила Содержание игры. Игровые действия Игровые атрибуты Результат Дидактические: Формировать смысл рассказа «Галка хочет...

Витамины в каждый дом!

Витамины в каждый дом! Витамины – это особые вещества, необходимые организму для нормальной работы. Они выполняют много важных функций: регулируют обмен...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности «Профессия кондитер» для детей старшего возраста

План-конспект непрерывной образовательной деятельности «Профессия кондитер» для детей старшего возраста Цель: Расширение знаний дошкольников о профессии кондитера. Задачи: 1) Познакомить детей с трудом...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социальному миру в средней группе:…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социальному миру в средней группе:«Флаг России» Программные задачи: - формировать у детей представления о российском флаге, о...

Творческий проект «Улицы и дороги нашего города»

Творческий проект «Улицы и дороги нашего города»   Предмет: правила дорожного движения. Адресат проекта: дети дошкольного возраста подготовительной группы. Состав проектной группы: дети группы № 9 и...

Сценарий осеннего праздника «Золотая осень» в старшей разновозрастной группе

Сценарий осеннего праздника «Золотая осень» в старшей разновозрастной группе Материалы: Муляжи овощей и фруктов, ведра, осенние листья, магнитофон. Цель: создание праздничного настроения, формировать...


Комментарии

  • Алена Луконина
    Большое спасибо за опыт

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Какой звук ю? Уважаемый педагог, буква ю может обозначать звуки [йу] и [у], в зависимости от положения ...

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательная тема по развитию речи детей дошкольного возраста. Я тоже стала использовать в работе ...

    Подробнее...

     
  • Марина Дмитриева
    Интересный материал, познавательный. Можно многое взять для своей работы по своему региональному ...

    Подробнее...

     
  • Елена Алексеевна Сус
    Спасибо!!!Очень нужный и полезный материал!!

    Подробнее...





В блогах

Буклет "Создание условий для развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки"

Работа по обогащению словаря детей – это планомерное расширение активного словаря за счёт незнакомых или трудных для них слов, сказка помогает ввести новое в активный словарь. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. В восприятии сказки...

«ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД»

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД» Этическая беседа – это метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – педагога и воспитанника. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем...

календарно-тематическое планирование на апрель

Месяц   Апрель 1-2 неделя Тема   «Космос» (Загадки космоса, Тайна третьей планеты) Программные задачи Знакомство с планетой Земля, способами заботы людей о своей планете. Проведение элементарных опытов и экспериментов. Развитие интереса к людям, профессии которых связаны с космосом, их...

Исследовательский проект "Мой первый гербарий"

Российская Федерация Краснодарский край Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №6 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ!»   Автор проекта: воспитанница подготовительной группы Городицкая Ника Кирилловна Руководитель проекта: воспитатель МБДОУ ЦРР...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство