Сайт для воспитателей детских садов



Статья «Развитие речи детей-логопатов через игру»

Одно из самых закоренелых и

труднопреодолимых представлений

о педагогическом процессе заключается

как раз в убеждении, что процесс этот

должен протекать угрюмо.

Дж.Родари

Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.

К 5 годам речь ребёнка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, чётко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат. [4]

Игра – самое любимое, самое естественное занятие детей. Да и взрослых тоже, хотя игры у них порой бывают невесёлые и небезопасные.

Игра даёт нам реальный опыт, которого не дали бы рассказы и книги, но щадит, как не стала бы щадить жизнь. Человек, у которого в детстве было много разнообразных, сложных и справедливых игр, вырастет более развитым, гармоничным и готовым к общению с другими людьми.

В связи с этим невозможно с тревогой не думать о нынешних детях. В какие игры они играют, много ли их знают? В большинстве случаев – не более пяти, и среди них – ни одной со сколько-нибудь сложными правилами.

Вырастая, дети чувствуют себя одинокими, боятся людей, не умеют спорить и договариваться, действовать сообща, не понимают сложных отношений.

Сегодня дети всё больше времени проводят в обществе компьютера и телевизора: проще иметь дело с послушным прибором, пассивно потребляя предлагаемые развлечения. Часто ребёнок попадает в сильнейшую зависимость от теле - или компьютерной реальности, а игры, которые проявляют собственную волю, его пугают.

Запреты здесь не помогут. Выход один – детям должно быть известно что-то более интересное, чем компьютерные игры и телевизор. Наши дети нуждаются в игре, в развитой культуре игры, ведь это лучший способ развить способности, подготовиться к жизни, к общению с людьми. [6]

Каждый педагог стремиться помочь детям хорошо учиться, сделать процесс обучения продуктивным и интересным. Но в последнее время в школу приходит всё больше детей, которые по тем или иным причинам начинают испытывать трудности в учёбе уже с первых дней. Эти дети имеют нарушения звукопроизношения, бедный словарный запас, у них нарушен грамматический строй речи, отставание в развитии памяти, внимании, мышления. [7]

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает ещё в дошкольном возрасте, причём происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.

Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определённых причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Однако многие родители, к сожалению, не придают серьёзного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом всё само пройдёт». О том, что эти надежды далеко не всегда оправдываются, свидетельствует наличие дефектов звукопроизношения в речи многих взрослых людей.

Естественно, что неправильное произношение звуков в той или иной мере беспокоит в дальнейшем очень многих, причём нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье, мешающее в достижении многих жизненных целей (выбор профессии, устройство личной жизни и пр.).

Особое внимание хочется обратить на то, что некоторые дефекты в произношении звуков, не устранённые до начала обучения ребёнка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражаются на письме. [5]

Игры не только служат для выработки правильного произношения, но и помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова. Благодаря играм ребёнок научится различать звуки речи (фонемы) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это – главное условие не только формирования правильного произношения, но и успешного обучения чтению и письму.

Игры помогут ребенку быстрее привыкнуть к правильному произношению отрабатываемых звуков. Произнести новый для ребёнка звук в слове, использовать его в повседневной речи – дело непростое. А соединить этот процесс с осмыслением значения слова, его грамматического строения, места во фразе – задача очень сложная. Необходимо помнить об этом, помогая ребёнку выполнять упражнения. [4]

Что необходимо рассказать ребёнку? Прежде всего надо объяснить, что наша речь состоит из слов, а слова – из звуков. Если хотя бы один звук исчезнет в слове, тог оно будет обозначать совсем другой предмет (крот – рот, снаряд – наряд, кролик – ролик). То же произойдёт, если неправильно произносить звуки (рак – лак, мишка – миска). Поэтому нужно хорошо слышать и произносить все звуки!

Если ребёнок не может правильно произнести тот или иной звук, необходимо обратиться к логопеду. Он объяснит, как управлять речевым дыханием, движениями языка, губ, челюсти, чтобы правильно произнести звук. Часто для ребёнка с нарушением речи это очень трудная работа. Поэтому нельзя требовать, чтобы он сразу правильно употреблял новый для него звук в повседневной речи. Ребёнок должен многократно, иногда в течение многих дней, повторять его отдельно, затем в слогах, словах, фразах, стихах. Только после этого звук появляется в его обиходной речи.

Какие же игровые упражнения можно предложить детям?

  • На различение звуков [С] – [З]:

- Закончите стихотворения, вставляя нужные по смыслу слова со звуками [С] и [З]:

В коридоре топот ног,

То зовёт всех в класс _____________ .

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на ___________ .

- Вставьте пропущенные буквы С или З в слова, подчеркните на каждой строчке «лишнее» слово:

_еркало, ва_елин, ва_илёк, пу_ырёк.

О_имые, вы_тавка, _текло, ква_.

Кра_ота, обе_ьяна, _тавни, _оловей.

_ве_да, _па_ибо, _а_венел, _а_найка. [5]

  • На обозначение мягкости с помощью мягкого знака.

- Составье словосочетания, соединяя линиями прилагательные с нужными по смыслу существительными:

каменный

конь

прямой

мель

хищный

хор

смешанный

кон

белый

угол

песчаная

хорь

вороной

уголь

игровой

мел

- Заполните таблицу

 

 

Л

Ь

 

 

круглый предмет

 

 

Л

Ь

 

 

часть чего-либо (у апельсина)

 

 

Л

Ь

 

 

мелкие камешки

 

 

Л

Ь

 

 

танец

 

 

Л

Ь

 

 

одежда

 

 

Л

Ь

 

 

морская рыба   [2]

  • На составление слов из слогов:

ро, пи, ги ___________               ля, на, по _____________

пин, тро, ка _________               ло, ва, го _____________

мА, бу, га ___________               та, кон, фе ____________

ло, со, вей ___________               ва, кА, на _____________

 

  • На определение места ударения в слове.

 

Прочитайте вслух загадки, поставьте ударение в подчёркнутых словах:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

 

Забралась на карниз,

Нос повесила вниз.

На ночь слёзы прячет,

А на солнце плачет. [1]

У игры есть прекрасное свойство – она сама организует обучение. Не обязательно сначала учить по к4акому-то новому методу и тогда уже вводить игру. Можно наоборот – начнём играть, а сама форма игры не позволит принуждать, читать нотации и требовать зубрёжки. В игре незаметно, сами собой исчезнут стены, разделяющие сейчас педагога и ребёнка, родится новая атмосфера и новые отношения. Игра сама учит, учит и детей и взрослых, в ней рождается живая реальность свободного обучения, творческого, радостного, эффективного.

 

Список литературы:

1. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий №1. – Ярославль: «Академия развития», 1999. – 48 с.

2. Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий №2. – Ярославль: «Академия развития», 1999. – 48 с.

3. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий №3. – Ярославль: «Академия развития», 1999. – 64 с.

4. Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1999. – 224 с.

5. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. – СПб.: Дельта, 1998. – 208 с.

6. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: МИРОС – МАИК «Наука/Интерпериодика», 2000. – 144 с.

7. Тукачёва С.И. Коррекционно-развивающие занятия. – Волгоград: ООО «Экстремум», 2004. – 148 с.

 





Новые публикации

Дидактическая игра «Развитие логики»

Дидактическая игра «Развитие логики» Игра «Развитие логики» предназначена для детей в возрасте 4 – 7 лет. При помощи этой игры ребенок развивает...

Проект в средней группе «Быть здоровыми хотим!»

Проект в средней группе «Быть здоровыми хотим!» Паспорт проекта Тема: «Быть здоровыми хотим». Цель: повышение интереса детей к физической культуре и здоровому образу жизни. Задачи: Способствовать сохранению...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего возраста…

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего возраста «Путешествие по городу» Программное содержание: 1. воспитывать патриотическое чувство к родному городу, бережное отношение ко всему...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной к школе группеТема: «Ателье» Цель: упражнять в дифференциации одежды по сезону...

«Использование мнемотехники для повышения уровня связанного речевого развития де…

«Использование мнемотехники для повышения уровня связанного речевого развития детей младшего дошкольного возраста»   Оглавление: Пояснительная записка. Теоретические основы развития речи дошкольников. Определение и приемы мнемотехники. Содержание...

Проект на тему: «Дружная семейка курочки рябы»

Проект на тему:«Дружная семейка курочки рябы» Профиль: познавательный. Проблема: дети младшего дошкольного возраста мало знают о домашних животных, а именно птицах. Курочка...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Сценарий праздника в старшей группе …

Дети старшего возраста входят в зал под песню «Наши мамы самые красивые» Ведущая:                                                                                                                                                             С    годами, став взрослее, в чувствах строже,                      Вдруг сердцем начинаешь понимать.                         Нет человека ближе и дороже,                        Чем...

Проект в старшей группе "Клуб юных …

     Пояснительная записка Дети по природе своей-исследователи. Исследовательская, поисковая активность-естественное состояние ребёнка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвёт бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с различными...

Развлечение в старшей группе "День …

Цель: расширение и систематизация знаний о космосе, об истории его освоения и первых космонавтах. Воспитание гордости за свою страну. Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, музыка, физическая культура. Предварительная работа: беседы с...

Праздник лета на полянке сказок

Праздник лета на полянке сказок Праздник начинается на площадке детского сада. Каждый участок группы оформлен соответственно сценарию – станция «Сказочная», «Лесная», «Музыкальная», «Морская», станция Забав и станция «Спортивная» Звучит сказочная музыка. Под...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство