Сайт для воспитателей детских садов



Программа развития детей дошкольного возраста на основе изодеятельности «Сказки и краски» с 6-7 лет

Цикл 3 «Беседы об искусстве»

1. Тема: «Баталия»

Цель: Знакомство с жанрами живописи - батальная живопись.

Задачи:

  • Учить изображать батальные сцены.
  • Развивать интерес к жанрам живописи.
  • Воспитывать уважение к воинской доблести .

Материал: Бумага для каждого ребенка ½ альбомного листа, оборудование для изодеятельности, ватман для создания общей панорамы боя. Образец.

Ход занятия:

Сказка.

Эта обычная история, которая могла бы произойти с каждым из вас, но ее героем стал Антон - обычный мальчик из соседнего дома. Антон сидел за столом и с упоением рисовал сражение. Весь лист был заполнен самолетами, танками, солдатами, идущими в наступление.

- Тра – та – та – та – та! Наши побеждают! – протараторил Антон и подрисовал бойцу автомат. В комнату вошел папа и заглянул в рисунок сына.

- Прекрасная батальная сцена!- сказал папа. Кто побеждает?

- Побеждают наши, но это не сцена, а сражение!- громко ответил Антон, подрисовывая парашютиста.

- Сынок, ты же уже знаешь, многие жанры живописи – натюрморт, портрет, пейзаж…, а картины, на которых изображены сражения – это батальный жанр. Французское слово «батай» означает «битва». От него получил название жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений и военных походов. В нашей стране даже была создана студия военных художников имени Митрофана Борисовича Грекова. Ты знаешь, кто такой М.Б. Греков? О! Это великий художник. Он написал много картин прославляющих воинскую доблесть. Его полотна «Тачанка», «Трубачи Первой Конной армии», «В отряд к Буденному» известны всем. В годы Великой Отечественной войны многие художники студии ушли на фронт. Там они не только сражались, но и продолжали рисовать. Рисовали сражения и простых солдат отдыхающих после боя. Военные рисунки Н.Жукова, И. Лукомского, В. Богаткина и других художников – это летопись Великой Отечественной войны, ее главных военных сражений. После войны художники студии создали много памятников воинской славы, прославляющих подвиг простого солдата!- папа закончил рассказ и глянул на сына.

Антон посмотрел на свой рисунок, и на минуту ему показалось, что рисунок ожил. Танки лязгали гусеницами, самолеты гудели, а солдаты, с криком «Ура!» бежали в бой. Лица у этих солдат были серьезные. Это была не просто драка, это было сражение!

- Я все понял, папочка! – взволнованно сказал Антон. И про художников, и про батальную живопись, и про то, что не каждую нарисованную драку можно назвать баталией. Если на картине дерутся хулиганы – это не батальная живопись. Хулиганов вообще не надо рисовать! А если в картине виден героизм воинов, видно, что они защищают Родину ценой собственной жизни, то это батальный жанр. А я, папочка, когда вырасту, стану известным художником, как М.Б. Греков!

Педагог предлагает детям нарисовать сражение. Каждый рисует воинов и технику на отдельном листочке, работы вырезаются и составляются в единую композицию на ватмане.

П.г. Пальчик наш привык к порядку, утром делает зарядку: раз наклон и два наклон – вот как ловко скачет он. (Загнуть по одному все пальцы на руках.)

Во время выполнения работы обратить внимание детей на выразительность поз воинов, их лица.

Обсуждение: Спросить о том, что такое батальная живопись.

Игра: «Отправь в свое царство» На столе кружочки разных цветов, дети их берут, подходят к любой емкости – с холодной, теплой или горячей водой – и со словами: «Синий цвет живет в Холодном царстве, потому что…» опускают кружочек и.т.д. все цвета.

 

2. Тема: «История в картинках»

Цель: Знакомство с жанрами живописи - исторический.

Задачи:

  • Учить рисовать картины в историческом жанре.
  • Развивать интерес к жанрам живописи.
  • Воспитывать уважение к истории.

Материал: Бумага, оборудование для изодеятельности. Образцы исторических картин.

Ход занятия:

Сказка.

В обычном городе, в обычной квартире жил мальчик Вова. Вове 6 лет. На день рождения ему подарили интересную книгу «Великие исторические события 19-20 века». Вова рассматривал картинки: «Открытие Америки», «Первопроходцы севера», «Первый полет человека в космос». Картины такие интересные, в них все, как живое. Когда смотришь на них, кажется, что ты находишься рядом с моряками на судне, зажатом меж северных льдов, или совершаешь первый полет на Луну. Дедушка подошел к Вове, сел рядом и стал вместе с внуком рассматривать книгу.

- Зачем было рисовать все эти исторические события? Все это можно было сфотографировать!- размышлял в слух мальчик.

- Не всегда были фотоаппараты! – ответил дедушка. Знаешь что, раз уж ты такой любознательный, я думаю, тебе понадобится мой волшебный карандаш.

- Что это за карандаш?- поинтересовался Вова.

- В молодости я учился в художественной школе и не плохо рисовал. Вот тогда-то мой учитель и подарил мне волшебный карандаш. С его помощью можно попасть в любое время, в любой год и день, и увидеть, что тогда было.

- Это здорово! Я немедленно хочу попасть в то время, когда разверзся вулкан, и погибла Помпея («Последний день Помпеи» К.П. Брюллов), или в утор стрелецкой казни («Утро стрелецкой казни» В.И.Суриков). Я хочу помочь этим людям. Я хочу увидеть короля Артура и египетских фараонов… Нет, больше всего на свете я хочу попасть на север, на ледокол «Арктика» и помочь им.

- Ну что же, отправляйся немедленно! - сказал дедушка и передал внуку карандаш.

Карандаш заискрился, стал переливаться разными цветами, вспыхнул и …и Вова оказался на севере, на том самом ледоколе.

-Мы застряли во льдах!- кричал капитан. У нас не хватает рабочих рук. Без помощи нам не обойтись. Мальчик,- обратился капитан к Вове, - иди на нижнюю палубу и помоги!

Вова работал изо всех сил, старался, как мог.

- Мы спасены!- услышал Вова со всех сторон. Мы освободились из ледяной ловушки!

Как только Вова услышал эти слова, карандаш, что лежал все это время у него в кармане, вновь заискрился и мальчик, в тот же миг, очутился дома рядом с дедушкой.

- Ну, как путешествие?- спросил дедушка.

- Я должен немедленно все это нарисовать, пока не забыл! Я должен нарисовать и северное сияние, и огромные льды, и храброго капитана!- воскликнул Вова.

Он сел за стол и на минуту задумался.

- Дедушка, а у художников, что нарисовали все эти великие исторические события, тоже были волшебные карандаши?- спросил Вова.

- Может быть, а иначе как бы они все это узнали. Кстати, картины, на которых изображены исторические события, относятся к историческому жанру живописи.  

Педагог предлагает детям нарисовать историческое, географическое или научное событие. Каждый рисует свою картину, затем объединяем их в календарь исторических дат.

П.г. Пальчик наш привык к порядку, утром делает зарядку: раз наклон и два наклон – вот как ловко скачет он. (Загнуть по одному все пальцы на руках.)

Во время выполнения работы обратить внимание на точность изображения исторического события .

Обсуждение: Спросить о том, что такое исторический жанр живописи.

Психофизическая разгрузка: Игра «Переход через Альпы» драпируем предметы и перелазим через них.

 

3. Тема: «Чеканка»

Цель: Знакомство с чеканкой.

Задачи:

  • Учить выполнять работу по мотивам данного промысла.
  • Развивать интерес к прикладным промыслам.
  • Воспитывать уважение к труду мастеров.

Материал: Плотная фольга, ручка с пустым стержнем. Образец.

Ход занятия:

Сказка.

Алеша возился на чердаке старого дедушкиного дома. С самого утра он был занят поисками клада. Совсем недавно, в одной книжке он вычитал, что в старых домах на чердаках и в подвалах обязательно должны быть спрятаны клады, сундуки с несметными сокровищами и ларцы с драгоценными камнями. Дедушкин дом подходил для этого, как нельзя лучше. Он был большой и старый, в нем давно никто не жил и только летучие мыши устраивали здесь себе дневной сон. Так вот, Алеша уже перерыл большую часть чердака, но ничего похожего на клад не было. Он нашел старую ковбойскую шляпу, пару книжек прошлого века и шкатулку, в которой сидел паук. Все! Но вдруг, в самом углу чердака он увидел сундук. Он был старый, большой, с ржавым замком.

- Не может быть! Наконец-то!- воскликнул Алеша. Ура! Я нашел клад!

Мальчик дрожащими руками приподнял крышку сундука, убрал паутину и заглянул внутрь. На дне сундука лежало старинное блюдо, кубок и необыкновенно красивый кувшин.

- Наверное, в таких кувшинах и живут джины?!- подумал Алеша. Он взял кувшин в руки, убрал прилипшую к нему паутину и стал рассматривать рисунок, покрывающий всю поверхность посудины. На горлышке кувшина были изображены птицы, на донышке - цветы и травы, а ручка выполнена в виде дракона. Алеша спрятал кувшин в рюкзак и побежал вниз по лестнице.

- Нужно показать находку деду!- подумал мальчик. Он-то точно должен знать, что за сокровища хранятся у него на чердаке.

- Деда, я нашел волшебный старинный кувшин!- завопил с порога Леша.

Дедушка надел очки и внимательно рассмотрел находку. Он крутил ее в руках, тер пальцем и заглядывал внутрь.

- Действительно, прекрасный образец старинной чеканки. Поздравляю!- восхищенно произнес дедушка.

- Как чеканка?! Что такое чеканка? Разве это не клад?- удивился внук.

- Чеканку делают из листового металла: медь, латунь, алюминий и др. Раньше, при царе, в мастерских Московского Кремля чеканили золотую и серебряную посуду, в том числе и чаши – братины, из которых пили заздравные тосты. Инструменты для чеканки существуют самые разнообразные – давильники, чеканы, молотки. Прежде чем изделие будет окончательно готово, мастеру придется не мало потрудиться. Работа эта трудоемкая и долгая!- закончил свой рассказ дедушка.

- Значит это совсем не сокровище?- расстроенным голосом спросил внук.

- Это великое сокровище! Этот кувшин много лет назад сделал мастер чеканки. Он вложил в кувшин всю свою душу и талант. Самого мастера уже давно нет на свете, а его произведение живет!- сказал дедушка и осторожно поставил кувшин на самое видное место в комнате.

Педагог предлагает детям выполнить работу по мотивам чеканки. Кусочек фольги вырезать в виде кувшина, блюда.. и украсить продавленными узорами.

П.г. Целый день тук да тук. Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат, строим домик для скворчат.

Этот дом для белочек, этот дом для зайчиков,

Этот дом для девочек, этот дом для мальчиков.

Будем весело в нем жить, веселиться и дружить.

(Дети имитируют стук молотков кулачком, пальцем на массажной карточке).

Во время выполнения работы обратить внимание детей на плавность линий, ритмичность узоров, и соответствие узора назначению предмета.

Обсуждение: Рассмотреть работы друг друга, спросить о чеканке.

Игра «Живая скульптура» (коллективное изображение, например, кувшина. Один ребенок- ручка, другой - крышечка…)

 

Полную версию работы можно скачать здесь.

 

0 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность

Подписка

Подписаться на получение новостей сайта



Вход на сайт


Комментарии

  • Ольга
    Очень полезная и отлично подобранная методическая информация. Спасибо!

    Подробнее...

     
  • светлана
    Спасибо за презентацию!Под скажите как скачать

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Доброй ночи! Хочу получать рассылку с Вашего сайта

    Подробнее...

     
  • Елена
    Спасибо за конспект, что-то взяла для себя.

    Подробнее...

     
  • Валентина
    Классно!!! То, что нужно! Толково и понятно! Молодец!

    Подробнее...

Добавить статью на сайт