Нетрадиционные формы обучения детей в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Педагогическая деятельность носит творческий характер. Исследования ученых (В.А. Канн-Калика, Н.Д. Никандрова и др.) подчёркивают именно этот тезис. Сколько существует образование как отдельная отрасль и сфера общественного бытия, столько существуют педагогические инновации. Как бы ни была справедлива народная мудрость — «в педагогике нельзя изобрести ничего нового, все уже сделал Ян Амос Коменский», — тем не менее год за годом, цикл за циклом, сменяя друг друга, рождаются новые педагогические идеи, возникают технологии, обозначаются подходы.

Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Актуальность выбранной темы. Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения. Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.

Анализ динамики достижений показал, что у детей с общим недоразвитием речи низкая сформированность начальных ключевых компетентностей: Социальная — 28%   (дети мало принимают разные социальные роли и действуют в соответствии с ними, не умеют управлять своим поведением и разрешать конфликтные ситуации, не хотят быть инициаторами разговора). Коммуникативная – 36% (мало детей выражает свои мысли, планы, желания. У них нет желания аргументировать свою точку зрения).

Деятельностная – 42% (у детей есть тревога в принятии выбора и решения. Не все дети умеют договариваться о совместных действиях и работать группой; оценивать и корректировать действия свои и других).

Информационная – 28% (не умеют ориентироваться в источниках информации). Вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.

1

И в этом нам помогли нетрадиционные формы организации непосредственно образовательной деятельности. Но нетрадиционные формы организации непосредственно образовательной деятельности приносят пользу тогда, когда им найдено точное место. И только проанализировав весь материал по темам, которые подлежит пройти, мы определяли , какие игры целесообразно провести в нетрадиционной форме.     Нетрадиционные формы организации непосредственно образовательной деятельности чаще имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них (путешествие, интегрированные) использовали при изучении нового материала.   Интерес к работе вызывает и необычная форма проведения игры, чем снимается традиционность, оживляется мысль. Такие игры позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес детей.

Планируя различные нетрадиционные формы, мы используем общие требования Бондаренко Т.М. к непосредственно образовательной   деятельности.

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

3. Обеспечение условий для развития познавательной деятельности (учет интересов, наклонностей и потребностей ребёнка).

4. Установление интегративных связей (взаимосвязь видов деятельности).

5. Связь с прошлыми играми и опора на достигнутый ребёнком уровень.

6. Мотивация и активизация познавательной деятельности ребёнка.

7. Логика построения игры.

8. Эмоциональный компонент игры.

9. Связь с жизнью и личным опытом ребёнка.

10. Развитие умения самостоятельно добывать знания и пополнять их объём.

11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждой игры.

Используем принципы Никитина Б.М., которые хорошо срабатывают в нетрадиционных формах непосредственно образовательной деятельности.

  • постоянная обратная связь;
  • диалогизация образовательного пространства;
  • оптимизация развития (активная стимуляция развития);
  • эмоциональный подъём; добровольное участие (свобода выбора);
  • погружение в проблему; свободное пространство;
  • гармонизация развития.

В течении учебного года мы использовали нетрадиционные формы организации непосредственно образовательной деятельностиКВН

  • ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ.
  • ИГРА КВН.
  • ИГРА-АУКЦИОН.
  • ИГРА «ПОЛЕ ЧУДЕС».
  • ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?».
  • ИГРА «УМНИЦЫ И УМНИКИ».
  • ВСТРЕЧА С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ.

КВН создаёт условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, развивает смекалку, зрительную память, воображение, учит аргументировать свои высказывания. А так же решаются воспитательные задачи – формируется у детей самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Очень хорошо, что в этой игре задействованы дети с различным уровнем речевого развития и имеют разные речевые возможности. Они могут действовать вне зависимости от своих речевых возможностей. Если ребенок не может выстроить свое речевое высказывание, то он может сложить разрезную картинку, быстрее пробежать, т.е. проявить себя в тех видах, где не требуется речь.

Игра–аукцион

В игре-аукционе наши дети приобретают навыки общения, обогащается словарь ребенка. И вместе с тем игра интересна для ребенка, который должен так прорекламировать свой товар, чтобы его захотели приобрести другие ребята.

Интеллектуальные игрыигры

Применение этих игр помогает решать еще одну задачу педагогического коллектива нашей группы - создание и организация условий по выявлению природных задатков воспитанников. Так нами была начата работа с группой детей, имеющих показатели интеллектуального развития выше возрастной нормы, но с проблемами в речевом развитии Выпускники нашей группы в дальнейшем успешно участвуют в школьных, районных мероприятия, занимают призовые места (Шульдишева Лена, Польских Саша, Арсеньева Алина). Таким образом ступенями, ведущими выпускников нашей группы   к школьным, районным мероприятиям были конкурсы «Умники и умницы», игры «Что? Где? Когда?», «Поле чудес».

Встреча с интересными людьми.

Жизнь каждого человека должна быть насыщена интересными и яркими событиями. У детей дошкольного возраста такие события всегда вызывают положительные эмоции. Особую радость у детей вызывают гости, которые приходят к нам в группу. Одна из таких традиций: организация встреч с интересными людьми. В первые майские дни в гостях у наших детей, как правило бывают люди, которые пережили войну (Сысоев Л.М., Яковлева Е.Д.)

Каждый учебный год мы приглашаем поэтов Демянска - Калякину Тамару Ивановну, Курносову Елену Викторовну, Дети с удовольствие слушают стихи, особенно любят стихи о животных. Некоторые дети сами начинают делать первые шаги в этом направлении.

При проведении нетрадиционных форм непосредственно образовательной деятельности мы использовали

Приемы привлечения и удержания внимания детей.

Название приема

Описание приема

Голосовая и эмоциональная модуляция Изменение интонации, тембр, высоты и громкости голоса
Модуляция темпа речи Выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи
«Провалы памяти» «Забывание» достаточно очевидных фрагментов в речи с просьбой напомнить
Жестикуляция Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. При этом ладони открыты, жесты широкие и свободные.
Риторические вопросы Повторение основных моментов речи в форме вопроса, на который после небольшой паузы дает ответ сам воспитатель
Экстрараздражители Случайно, но главное внезапно, воспитатель роняет ручку, резко открывает (закрывает) дверь, окно, включает музыку, свет
«Ошибки воспитателя» Намеренно допускает ошибку, а дети должны ее отметить.

Результаты использования нетрадиционных форм организации непосредственно образовательной деятельности

  • Снизилась тревожность на 70% (наблюдения педагога-психолога Даниловой Н.М)
  • Активное привлечение к игре всех детей.
    • Возрос интерес на 100% (педагог-психолог Данилова Н.М, наблюдение)
  • Значительно возросла речевая активность детей (наблюдение педагогов группы)

Основные компетентности повысились

Социальная- 64%;

Коммуникативная – 64%;

Информационная – 50%:

Деятельностная - 71%

Перспективы распространения новых форм непосредственно образовательной деятельности: Уровень ДОУ:

Выступление на методическом совещании

Конспекты непосредственно образовательной деятельности опубликованы на сайте ДОУ.

Муниципальный уровень:

РМО учителей-логопедов в декабре 2012 года

Мой опыт может быть полезен, и использован в ДОУ с детьми старшего возраста, в работе с одаренными детьми.


Список литературы:

  • Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с детьми ДОУ. //приложение к журналу “Управление ДОУ”. 2005, № 2.
  • Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. //Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.
  • Колесникова Л. Учение без утомления. //Дошкольное образование. -2008 -
  • Л. Павлова. Ранний возраст: значение игр-занятий в интеллектуальном развитии. Дошкольное воспитание. - 2002 - №4-87-90 .
  • Усова А.П., Обучение в детском саду.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Комплексное занятие по ФЭМП на тему: «Часть и целое с…

Комплексное занятие по ФЭМП на тему: «Часть и целое с элементами ориентировки в пространстве и на плоскости» (Подготовительная группа) Цель: - Продолжать учить...

Использование малых форм фольклора в физкультурной деятельности

Использование малых форм фольклора в физкультурной деятельности Ранний дошкольный возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются...

Проект: «Ключ к здоровью»

Проект: «Ключ к здоровью» Паспорт проекта Руководители проекта Никифорова Н.В., Жукова Л.Г. Воспитатели высшей категории,  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного...

Читайте также

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе. Тема:…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Тема: «Будь осторожен с огнем» Цель: Изготовление с детьми поделки «Огнетушитель». Задачи: 1. Познакомить...

Развлечение с детьми первой младшей группы «Кто в теремочке живет?»

Развлечение с детьми первой младшей группы «Кто в теремочке живет?»

Конспект ООД по ознакомлению с народно-прикладным искусством на тему: «Дымковские…

Конспект ООД по ознакомлению с народно-прикладным искусством на тему: «Дымковские игрушки» в младшей группе Программные задачи: Образовательная: - познакомить детей с игрушками села...