Воспитание у детей патриотических чувств через любовь к родному городу

(Методические рекомендации)

 

Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

Наибольшую трудность вызывает работа по знакомству дошкольников с историей родного города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний.

В младшей группе не стоит проводить занятий и давать детям какие-либо знания об истории города. Лучше ограничиться наблюдениями за изменениями, происходящими на близлежащих улицах, беседами с ними о том, где им приходилось бывать в городе, что они видели, что запомнили.

В средней группе уже можно провести занятия по знакомству с главной достопримечательностью города, со страной. Основная цель этих занятий – вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города, родной страны, подчеркнуть, что все вокруг создано руками людей, которые жили давно, но народ помнит их имена и бережет то, что сделано руками мастеров.

В этой группе по-прежнему большая работа проходит вне занятий – это и беседы с детьми, и чтение художественной литературы, и наблюдения, и целевые прогулки по близлежащим улицам.

Начиная со старшей группы можно знакомить детей с историей родного города: почему город возник именно на этом месте, объяснить названия города и первых улиц. Одно из занятий можно посвятить знакомству с гербом родного города. Но сначала обязательно рассказать детям о том, что такое герб, когда и где впервые возникли первые гербы, что на них изображалось.

Работу по знакомству дошкольников с достопримечательностями родного города желательно проводить в определенной последовательности, чтобы в ней были логика и постепенное усложнение. Например, эту работу можно проводить в следующей последовательности.

История возникновения города:

рассказ об истории возникновения города воспитатель начинает с его места нахождения, чтобы показать детям, что люди селились там, глее для жизни были благоприятные условия: вода, леса, плодородная земля; объясняет, откуда пошло название города.

История названий улиц города:

воспитатель рассказывает о том, что названия первых улиц происходит от профессии мастеров, которые часто селились все вместе, целой улицей. Особо подробно следует рассказать о названиях близлежащих улиц, на которых живут дети, и находится детский сад. Обратить внимание детей на то, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история их города и страны.

Здания города:

начните с того, что в городе много разных по назначению зданий – жилые дома, детские сады, школы, магазины и др. Рассмотрите наиболее красивые здания города, расскажите об особых зданиях, например, церковь, мечеть и др.

Они прославили свой город, они прославили свою страну:

расскажите детям о людях, прославивших не только их родной город, но и нашу страну,   о том, как увековечена память о них. Желательно, чтобы в группе в книжном уголке были фотографии (портреты).

Места отдыха жителей города:

Воспитатель начинает рассказ с того, что жители города работают на разных предприятиях, но в выходные дни они отдыхают. И в городе много мест, где это можно сделать. Сначала предложите детям самим назвать эти места.

Особенно важно остановиться на знакомстве детей с музеями их города. Прежде всего, необходимо рассказать о том, что такое музей, для чего люди создали музеи, когда возник в России первый музей, какие бывают музеи. И только после этого можно рассказать о музеях родного города.

Знакомя детей с родным городом, необходимо помнить, что история города неотделима от истории страны. Поэтому несколько занятий, начиная со средней группы, следует посвятить истории России.

Самым сложным в работе по знакомству с родным городом является составление рассказов для дошкольников. Поэтому, составляя рассказ об истории города, его достопримечательностях, истории страны, необходимо помнить следующее:

  • рассказ обязательно должен сопровождаться наглядным материалом. Это могут быть фотографии, слайды, простейшие схемы, рисунки мелом на доске и др.;
  • рассказ воспитателя должен быть не чистым монологом, а диалогом, т.е. в процессе рассказа необходимо обращаться к детям с теми или иными вопросами. Чтобы активировать их внимание, вызвать интерес, любопытство, стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому;
  • воспитателю желательно не употреблять даты, потому что детям они ничего не дают, а восприятие материала затруднят. Лучше использовать такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы». Этого достаточно, чтобы дети поняли, что рассказанные события происходили давно;
  • язык рассказа должен быть очень простым. Если встречаются незнакомые слова, то их необходимо объяснить. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями, лучше, если предложения будут простыми, короткими;
  • рассказывая о каком-либо здании, храме, надо подробно рассматривать с детьми его архитектуру, использовать специальную терминологию.

 

Литература:

Н.В. Алешина. «Знакомим дошкольников с родным городом», Москва «ТЦ «Сфера»,1999



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками»

Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками» I. Пояснительная записка 1.1. Тема проекта Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изобразительной...

Развлечение для детей младшего возраста «8 Марта – день особый!»

Развлечение для детей младшего возраста «8 Марта – день особый!» Цель: Способствовать развитию и сплочению детско-родительских отношений, развивать преемственность работы детского сада и семьи. Задачи: способствовать...

Тематический план недели здоровья «Здоровым быть здорово»

Тематический план недели здоровья «Здоровым быть здорово» День недели Время Мероприятия Понедельник, 24 января «За здоровьем в детский сад» утро 8:00 Открытие недели здоровья (Представление команды: название...

Читайте также

Дидактическая игра «Мебель» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии

Дидактическая игра «Мебель» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы по ознакомлению…

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Удивительный мир насекомых» Цель: обобщить представления детей...

Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки»

Паспорт проекта «Традиционные народные игрушки» Вид проекта: познавательный. Участники проекта: воспитанники группы, родители.Срок реализации проекта: краткосрочный. Актуальность: игрушки для ребенка - это «среда»...