Программа дополнительного образования
«Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера»

 

Паспорт программы

 

Автор

Мальцева Оксана Яковлевна

Название программы

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера- Ханты и Манси»

Участники

Воспитанники, родители и специалисты МДОАУ «детского сада № 6»

Цель

приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре, традициям народов Севера

Задачи

 

 

 

Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую ознакомлению детей с культурой народов севера.

Организовать мини-музей «Моя Югра».

Разработать перспективный план по ознакомлению воспитанников старшего дошкольного возраста с обычаями, традициями, народов Севера - ханты и манси.

Разработать диагностический инструментарий по   ознакомлению с бытом и культурой народов Севера.

Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с традициями народов севера.

Направления реализации

программы

Работа с дошкольниками

Работа с родителями

Работа с педагогами

Работа над предметно-развивающей средой

Принципы реализации

1. Принцип   энциклопедичности.

2. Краеведческий (региональный) принцип.

3. Принцип интеграции.

4. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.

5. Тематический принцип – деление материала на основные темы.

6. Принцип наглядности.

Этапы   реализации программы

Реализация проекта рассчитана на один год: с октября по май и включает в себя три этапа:

1 этап. Организационно – подготовительный (октябрь-ноябрь).

Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов, сбор информации из   различных источников по теме. Создание развивающей среды в группе,   диагностирование участников проекта.

2 этап – технологический (Основной) декабрь-май

Организация и проведение циклов занятий, совместных экскурсий и мероприятий, проведение конкурсов и викторин, создание уголка краеведение в группе.

разработка форм работы с детьми, родителями;

Составление перспективного планирование на весь учебный год.

Разработка диагностического материала по теме;

Разработка конспектов занятий, бесед, праздников;

Разработка и изготовление практического материала (дидактических игр);

Подбор Подвижных игр для детей

Подбор материалов для педагогов и родителей

Сбор и оформление наглядного материала.

3 этап – реализация проекта -   содержания проекта.

4 этап – Заключительная

Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.

Презентация опыта работы педагога по проекту.

Создание мини-музея в группе.

Ожидаемый результат

Обобщение и систематизация знаний у старших дошкольников о традициях народов Севера Ханты и Манси.

Воспитание патриотических чувств; любви к близким людям, к родному городу, краю

Дети познакомятся с жизнью и бытом коренных жителей Югры, с традиционным праздниками «День оленеводов», «Медвежий праздник», «Вороний праздник».

Научатся играть в подвижные игры народов Югры.

У детей возникнет интерес к родному краю, к народному творчеству и национальным играм народов Югры, к культуре народов ханты и манси.

Воспитание интереса и любви к малой родине

 

Ожидаемые результаты.

Приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край 2уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Югры, желающие внести свой вклад в его развитие.

Работа по приобщению детей к национальной культуре народов Севера предполагает ожидать следующие результаты:

Изучая традиции, жизнь и быт народа Севера ханты и манси, дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли.

У детей формируются мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции, которые проявляются на уровне нравственных идеалов – любви к малой родине.

Осуществляется воспитание начал интернационализма, которое предполагает как общение детей разных национальностей в дошкольном учреждении, так и специальное ознакомление с жизнью других народов, в частности народов ханты и манси.

Формируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.

Дети свободно могут использовать знания фольклора, применять в повседневной жизни. Будут иметь представления об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни коренных народов, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа. Чувствовать свою сопричастность к миру, осознавать родовую связь с природой. Адаптироваться в любом регионе России независимо от национальности.

Выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе

 

Актуальность.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С. Макаренко  

3Культура народов Севера является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями народов Севера, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

Поэтому одним из приоритетных направлений моей работы по приобщению детей к культуре народов мира является ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разными народами, их многообразием, традициями и обычаями, отношениями между народами.

Наш опыт работы в детском саду по ознакомлению детей с культурой разных народов является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежат подходы к развитию ребенка как личности с его социализации.

Меня привлекает разнообразие культуры разных народов. Изучая традиции и обычаи разных народов, их разнообразие национальных костюмов, собирая художественную литературу, иллюстрации и видеоматериалы, изготовление кукол в национальных костюмах, я старалась всегда сохранить их и в доступной форме передать детям свои знания, поделиться опытом работы с коллегами.

Актуальность данной проблемы понималась нами как необходимость формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, а также толерантного богатства личности, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе.

Эти мероприятия интересуют и привлекают внимание педагогического коллектива, родительской общественности, и, конечно, детей.

Реализуемая Программа воспитания и обучения   в детском саду под редакцией Васильевой М.А., несмотря на то, что предусматривает решение задач воспитания в ребенке гуманного отношения к окружающему миру, привитие любви к родной природе, дому, краю, городу, не в достаточной степени реализует задачи регионального компонента. В связи с этим возникла необходимость в разработке авторской программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера»

Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея опыта – пробудить у детей старшего дошкольного возраста интерес к культуре народов Севера через знакомство детей с традициями и обычаями, бытом и трудом, национальными костюмами народов ханты и манси. Формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям этого народа. Мы уверены, что активное действенное познание навыков поможет детям сохранить и усвоить полученные знания.

 

Проблема

  • Анализ результатов диагностического обследования воспитанников по разделу «Ознакомление с окружающим» показал: у 35% воспитанников не сформированы   знания по   ознакомлению с бытом и культурой народов Севера.
  1. Нет системы работы, методических пособий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с национальным наследием народов, исконно обитающих на территории севера.
  2. Результаты анкетирования: «Какие игры детей Севера вы знаете?» - 25% опрошенных ответили – «Ловля оленей». Но, к сожалению 75 % респондентов не могли вспомнить, ни одну игру. Из национальных праздников 15% назвали праздник «Вороний день». И все считали нужным изучение и сохранение народных игр и традиций северных народов.
  3. Участие родителей в совместной деятельности по ознакомлению с культурой, традициями народов Севера ханты и манси проводится через традиционные формы работы.

 

Противоречия

Таким образом, был выявлен ряд противоречий:

1) между необходимостью работы в МДОАУ, как условия формирования интереса к культуре народов севера у детей старшего дошкольного возраста, и отсутствием соответствующей программы и методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников;

2) между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме.

Таким образом, выявленные противоречия определили проблему, заключающуюся в создании такой авторской программы, работы педагога в группе, которая способствует развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста   к культуре, традициям народов Севера ханты и манси. Кроме того, необходимо было выяснить какие современные педагогические технологии, методы и формы работы должны быть применены нами для успешной работы с дошкольниками в этом направлении.

 

Гипотеза:

Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему авторской программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с 4культурой и традициями народов Севера ханты и манси», по расширению знаний детей о культуре и традициях народов севера, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области.

 

Новизна

Новизна идеи состоит в том, что данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями (Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация») через разные виды детской деятельности. Это позволило сохранить актуальность программы при вступлении в силу новой редакции программы воспитания и обучения «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., переработанной в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

 

К педагогическим условиям применения опыта отнесено следующее:

  1. программа реализуется в течение двух лет (в старшей и подготовительной группе)
  2. реализуется через раздел «Ознакомление с окружающим» Программы воспитания и обучения под редакцией Васильевой, а также через игровую и продуктивную деятельность в процессе ежедневной воспитательно-образовательной работы в группе.
  3. предусматривается широкое использование методов развития познавательной активности и творческого воображения
  4. в педагогическом процессе широко используются ИКТ
  5. предполагает создание в группе богатой предметно-развивающей среды - мини-музея «Моя Югра»
  6. обязательно использовать в работе исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность
  7. предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологию проектного обучения.
  8. включать в работу совместную проектную деятельность с родителями
  9. предполагает интеграцию образовательных областей

 

Заключение.

Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к малой родине и повышении краеведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, подтверждена. Цель и задачи программы реализованы и представлены в авторской программе «Ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями народов Севера».

Для реализации проекта используется интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.  

Данный опыт был распространен на локальном, муниципальном и всероссийском уровне:

- на педагогическом совете № 3 «Итоги учебного года» (май 2012 г.)

- на Конкурсе педагогических работников государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений «Лучший педагог (воспитатель) дошкольного образовательного учреждения» (15 июня 2012года) участником конкурса была.

- на Конкурсе организации и проведении городского конкурса дополнительных образовательных программ образовательных учреждений по изучению культурного наследия народов России и мира. (1ноября 2012 года) заняла 2 место в конкурсе.

 

Список литературы:

  1. Гордеев Ю. Птицы тайги. Свердловск, Среднеуральское книжное издательство, 1985.
  2. Детские народные подвижные игры. //Составители: А.В.Кенеман, Т.И.Осокина. М., Просвещение, 1995 г.
  3. Жуковская Р.И., Виногладова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1985.
  4. Заповедник «Малая сосьва». Под ред. А.М.Васин. Свердловск, Среднеуральское книжное издательство, 1985.
  5. История геологического поиска. Под ред. А.Шедченко. М., Пента, 2003.
  6. Край, ставший судьбой. Нефтеюганск, 2000.
  7. Кречмар А.В., Забродин В.А. Животный мир Севера России. Россельхозиздат, 1987.
  8. Куриков В. Ханты-мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третьем тысячелетии. Екатеринбург, Зевс, 2000.
  9. Мазуренко М.Т., Москалюк Т.А.Краски северного лета.СПб., Алфавит, 1997.
  10. Нефтеюганск. Фотоальбом-путеводитель. Совместное издание НМУ «Музей реки Оби» и ГУП «Нефтеюганская типография».
  11. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников». Страна чудес. М., 1998.
  12. Обские Угры. //Под ред. А.И.Райшева. Тюмень, ИФА, 2005.
  13. Пойковский. Подарочный буклет. Западно-сибирская полиграфическая компания, 2003.
  14. Природа Югры. Екатеринбург, Магеллан, 2008.
  15. Сердце Югры: Нефтеюганский район. Екатеринбург, Баско, 2005.
  16. Салмин В. Сибиряки. Екатеринбург, Сократ, 2005.
  17. Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург. Тезис, 2000.
  18. Сказание о земле Югорской. //Под ред. Н.Л.Западновой. Тюмень, ИФА, 2005.
  19. С чего начинается Родина?//Под ред. Л.А.Кондрыкинской. М., Сфера, 2003 г.
  20. Система экологического воспитания в ДОУ. Составитель – О.Ф.Горбатенко. Волгоград, 2007
  21. Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008

 

Методическая литература для занятий с детьми художественной деятельностью:

  1. Волшебные комочки: пособие для занятий с детьми.// Авт.-сост. А.В.Белошистая, О.Г.Жукова. М., Аркти, 2006.
  2. Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. СПб., Детство-пресс, 2003 г.
  3. Дубровская Н.В. Яркие ладошки. СПб., Детство-пресс, 2006 г.
  4. Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду.Ярославль, 2007

 

Список художественной литературы для чтения детям:

  1. Вагатова М. Маленький тундровый человек. Тюмень, СофтДизайн, 1996.
  2. Детские сказки варьёганских ханты. //Сост. Н.Б.Кошкарёва. Ханты-Мансийск, Полиграфист, 2006.
  3. Конькова А.М.Сказки бабушки Аннэ. М., Мария, 1993.
  4. Конькова А.М. Свидание с детством. М., Унисерв, 1996.
  5. Лагунов К. Как искали тюменскую нефть. М., Малыш, 1981.
  6. Приключения Морошки. Стихи, рассказы, сказки.// Под ред. А.Кердан, В. Блинов.Екатеринбург, Сократ, 2002.
  7. Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.
  8. Сказки народов Севера. //Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. – Л., Просвещение, 1991.
  9. Слинкина Г. Как Мышата и Лягушата внучатами стали. Хантыйские сказки. Екатеринбург, 1992.
  10. Чучелина Т. Сказки Югры. М., Наш современник, 1995.
  11. Шешкин П.Е., Шабалина И.Д. Мансийские орнаменты. Альбом. СПб., Просвещение, 1994.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую…

Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают...

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «Как помочь…

Конспект занятия во второй младшей группе на тему: «Как помочь растению?» Цель: способствовать появлению у детей стремления пожалеть растение, действенно ему помочь. Задачи: 1...

Театрализованная игра «Курочка»

Театрализованная игра «Курочка» Аннотация: Игра развивает связную речь, учит драматизации, обогащает словарный запас, активизирует развитие познавательной активности, эмоционально-волевой сферы, формирует коммуникативные качества...

Читайте также

Проект «Удивительный мир цветов»

Проект «Удивительный мир цветов»

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Клад Петрушки»

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Клад Петрушки» Цель: Содействовать формированию элементарных математических представлений и развитию познавательной активности. Задачи: учить количественному счету...

Конспект досуга посвященного дню города «Москва – город, в котором…

Конспект досуга посвященного дню города «Москва – город, в котором мы живем» (с презентацией) Программное содержание: уточнить и систематизировать знания детей о...