Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Объектом исследования: сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Описание объекта исследования: дошкольное учреждение открылось в 1989 году, аттестацию с последующей аккредитацией на статус «Центр развития ребенка – детский сад» в 2001 году. В течение трех лет (1995,1997, 2000 гг.) ДОУ становилось лауреатом конкурса «Детский сад года»; специальное коррекционное дошкольное учреждение для детей с задержкой психического развития открылось в 1995 году, специально для детей с аномальным развитием.

Предметом исследования: развития системы сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Цель исследования: проанализировать и дать оценку сенсорному развитию детей с нормальным темпом развития и детей с задержкой психического развития.

Гипотеза: формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста протекает более длительно и менее эффективно, чем у детей психическое развитие которых в норме

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по проблемам исследования.

2. Организовать и провести экспериментальное исследование, проблемы.

3. Обработать и провести анализ результатов экспериментов, сделать выводы.

Методы исследования: наблюдение, психологический экспериментальный анализ, психолого-педагогическая и методическая литература, анализ продуктов деятельности детей, и др.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что в ней на основании проведенной опытно экспериментальной работы, предлагается ряд практических рекомендаций воспитания в детских садах и в специальных дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей, которые на наш взгляд будут способствовать повышению эффективности руководства сенсорному развитию детей

В первой главе рассматриваются развития особенностей младшего дошкольного возраста в частности глубокому анализу были подвергнуты различные определения сенсорики: сенсорное развитие, сенсорные способности, сенсорные эталоны. В данной главе дается подробный анализ проблемной ситуации.

2. Развития сенсорных эталонов младшего дошкольного возраста.

Особенности развития познания

В отечественной психологии структурной основной единицей познания рассматривается ориентировочное действие. Исследователи – психологи (А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, А.В. Запорожец, П.И.Зинченко, П.Я. Гальперина, Д.Б.Эльконин), установили, что в основе умственного развития лежит овладение разными видами познавательных ориентировочных действий, причем основное место среди низ занимают перцептивные и мыслительные действия. Образование перцептивных и мыслительных действий у детей происходит путем интериоризации внешних, материальных ориентировочных действий, когда обследование предметов и явлений, выделение их свойств и отношений происходит при участии различного рода реальных манипуляций. В свою очередь внешние ориентировочные действия возникают внутри практической деятельности в результате преобразования их в «пробующие» ориентировочные, либо усваиваются ребенком в ходе обучения. [8,15]

В дошкольном возрасте у ребенка в норме чрезвычайно усиливается познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Недаром дети-дошкольники проходят через всем известный период «почемучек». Их интересует уже не только внешний вид и назначения предмета, но и связи и отношения между предметами и явлениями, лежащие в их основе причинные зависимости, взаимоотношения людей, нравственные и социальные связи и закономерности. Но основой познания для ребенка дошкольного возраста оказывается чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформированы у дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления в то же время и само чувственное познание – восприятие и наглядное мышление развивается в тесной связи с развитием деятельности (игровой, изобразительной, трудовой).

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания, в то время как преддошкольники очень редко рассматривают предметы, не действуя с ними. Дошкольник в ходе рассматривания решает разнообразные задачи: ищет нужный предмет и выделяет его; устанавливает его особенности, индивидуальные стороны, определяет в нём признаки или части, отличающие и объединяющие его с другими объектами; создаёт образ незнакомого предмета.

В случае, если ребёнок имеет дело с новым предметом, его обследование снова превращается в развёрнутый процесс. Действия руки выступают как способ обследования, если необходимо более детально ознакомиться с предметом, а зрительное восприятие не даёт необходимой информации о его свойствах.

Младший дошкольник ещё не может управлять своим взором. Его взгляд беспорядочно перемещается по предмету. А в 5-7 лет у ребёнка появляется систематическое рассматривание, движения взора характеризуются последовательностью. По данным Н.Г.Агенесовой, время рассматривания простой по содержанию картинки у дошкольника постоянно возрастает, составляя в 3-4 года 6 минут, в 5 лет – 7 минут 6 секунд, а в 6 лет – 10 минут 3 секунды.

Сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщённостью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы, например решетка фонем родного языка, спектр цветов, шкала музыкальных звуков, система геометрических форм и пр., что составляет их системность. [150-151]. Ребёнок знакомится с сенсорными эталонами в процессе деятельности предполагающих ориентировку в свойствах предметов и их обследование. Исследования под руководством Л.А.Венгера позволили проследить этапы усвоения эталонов.

Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:

  • Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;
  • Осваиваются сенсорные эталоны;
  • Возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
  • С установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.[155-156]

 

Полную версию работы можно скачать здесь.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Скрапбукинг, как средство художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного…

Скрапбукинг, как средство художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами опытом своей работы...

Конспект образовательной деятельности «Посадка лука»

Конспект образовательной деятельности «Посадка лука» Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста с технологией посадки лука. Задачи: Обучающие: - формировать знания об особенностях и полезных свойствах лука; -...

Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику»

Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику» Программное содержание: продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной...

Читайте также

Педагогический проект на тему: «Перелётные птицы»

Педагогический проект на тему: «Перелётные птицы»

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе на тему: «Снеговик» Цель: Закреплять умение детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми...