Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
Объектом исследования: сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
Описание объекта исследования: дошкольное учреждение открылось в 1989 году, аттестацию с последующей аккредитацией на статус «Центр развития ребенка – детский сад» в 2001 году. В течение трех лет (1995,1997, 2000 гг.) ДОУ становилось лауреатом конкурса «Детский сад года»; специальное коррекционное дошкольное учреждение для детей с задержкой психического развития открылось в 1995 году, специально для детей с аномальным развитием.
Предметом исследования: развития системы сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: проанализировать и дать оценку сенсорному развитию детей с нормальным темпом развития и детей с задержкой психического развития.
Гипотеза: формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста протекает более длительно и менее эффективно, чем у детей психическое развитие которых в норме
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблемам исследования.
2. Организовать и провести экспериментальное исследование, проблемы.
3. Обработать и провести анализ результатов экспериментов, сделать выводы.
Методы исследования: наблюдение, психологический экспериментальный анализ, психолого-педагогическая и методическая литература, анализ продуктов деятельности детей, и др.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что в ней на основании проведенной опытно экспериментальной работы, предлагается ряд практических рекомендаций воспитания в детских садах и в специальных дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей, которые на наш взгляд будут способствовать повышению эффективности руководства сенсорному развитию детей
В первой главе рассматриваются развития особенностей младшего дошкольного возраста в частности глубокому анализу были подвергнуты различные определения сенсорики: сенсорное развитие, сенсорные способности, сенсорные эталоны. В данной главе дается подробный анализ проблемной ситуации.
2. Развития сенсорных эталонов младшего дошкольного возраста.
Особенности развития познания
В отечественной психологии структурной основной единицей познания рассматривается ориентировочное действие. Исследователи – психологи (А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, А.В. Запорожец, П.И.Зинченко, П.Я. Гальперина, Д.Б.Эльконин), установили, что в основе умственного развития лежит овладение разными видами познавательных ориентировочных действий, причем основное место среди низ занимают перцептивные и мыслительные действия. Образование перцептивных и мыслительных действий у детей происходит путем интериоризации внешних, материальных ориентировочных действий, когда обследование предметов и явлений, выделение их свойств и отношений происходит при участии различного рода реальных манипуляций. В свою очередь внешние ориентировочные действия возникают внутри практической деятельности в результате преобразования их в «пробующие» ориентировочные, либо усваиваются ребенком в ходе обучения. [8,15]
В дошкольном возрасте у ребенка в норме чрезвычайно усиливается познавательная активность, интерес к познанию окружающего мира. Недаром дети-дошкольники проходят через всем известный период «почемучек». Их интересует уже не только внешний вид и назначения предмета, но и связи и отношения между предметами и явлениями, лежащие в их основе причинные зависимости, взаимоотношения людей, нравственные и социальные связи и закономерности. Но основой познания для ребенка дошкольного возраста оказывается чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформированы у дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления в то же время и само чувственное познание – восприятие и наглядное мышление развивается в тесной связи с развитием деятельности (игровой, изобразительной, трудовой).
В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.
Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания, в то время как преддошкольники очень редко рассматривают предметы, не действуя с ними. Дошкольник в ходе рассматривания решает разнообразные задачи: ищет нужный предмет и выделяет его; устанавливает его особенности, индивидуальные стороны, определяет в нём признаки или части, отличающие и объединяющие его с другими объектами; создаёт образ незнакомого предмета.
В случае, если ребёнок имеет дело с новым предметом, его обследование снова превращается в развёрнутый процесс. Действия руки выступают как способ обследования, если необходимо более детально ознакомиться с предметом, а зрительное восприятие не даёт необходимой информации о его свойствах.
Младший дошкольник ещё не может управлять своим взором. Его взгляд беспорядочно перемещается по предмету. А в 5-7 лет у ребёнка появляется систематическое рассматривание, движения взора характеризуются последовательностью. По данным Н.Г.Агенесовой, время рассматривания простой по содержанию картинки у дошкольника постоянно возрастает, составляя в 3-4 года 6 минут, в 5 лет – 7 минут 6 секунд, а в 6 лет – 10 минут 3 секунды.
Сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщённостью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы, например решетка фонем родного языка, спектр цветов, шкала музыкальных звуков, система геометрических форм и пр., что составляет их системность. [150-151]. Ребёнок знакомится с сенсорными эталонами в процессе деятельности предполагающих ориентировку в свойствах предметов и их обследование. Исследования под руководством Л.А.Венгера позволили проследить этапы усвоения эталонов.
Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:
- Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;
- Осваиваются сенсорные эталоны;
- Возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;
- С установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.[155-156]
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Скрапбукинг, как средство художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного…
Скрапбукинг, как средство художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами опытом своей работы...
Конспект образовательной деятельности «Посадка лука»
Конспект образовательной деятельности «Посадка лука» Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста с технологией посадки лука. Задачи: Обучающие: - формировать знания об особенностях и полезных свойствах лука; -...
Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику»
Познавательное развитие (ФЭМП), младшая группа «В гости к волшебнику» Программное содержание: продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной...